- ЛитЛайф
- Жанры
- Авторы
- Книги
- Серии
- Форум
- Гойхман Оскар Яковлевич
- Книга «Речевая коммуникация»
- Оглавление
- Читать
- Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции
- Типичные недостатки чтения и слушания, способы их предовращения и исправления учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Гойхман Оскар Яковлевич
Книга «Речевая коммуникация»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Способы устранения недостатков чтения
Наиболее распространенные недостатки традиционного чтения – это, как уже указывалось, регрессии (неоправданные возвраты к уже прочитанному) и внутреннее проговаривание (артикуляция). Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо, во-первых, преодолеть в себе силу привычки, а во-вторых, побороть причины, которыми эти недостатки обусловлены. Одной из таких причин является отсутствие внимания, неумение сосредоточиться.
Для преодоления силы привычки используются приемы самовнушения и аутогенная тренировка. Рекомендуются, в частности, следующие упражнения[10].
Упражнение для преодоления регрессий
Запишите содержание приводимого ниже правила чтения в двух экземплярах на отдельном листочке небольшого формата. Повторите его несколько раз и постарайтесь запомнить. Один экземпляр укрепите над рабочим столом на вашем экране мысленного взора, а второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке. Открывая записную книжку, вы будете постоянно натыкаться на это правило.
Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
Упражнения для расширения поля зрения
Упражнение 1. Посмотрите в окно и зафиксируйте свой взгляд на одном из увиденных объектов (дерево, антенна не крыше, балкон и т. п.). Не двигая зрачками, назовите как можно больше предметов, окружающих избранный объект. Результат сверьте с данными при фиксировании каждого предмета в отдельности.
Упражнение 2. Выберите любое слово в тексте. Глядя только на него, не двигая зрачками, постарайтесь прочитать как можно больше близлежащих слов.
Упражнение 3. Выберите самую узкую газетную колонку. Проведите по ее центру сверху вниз яркую линию. Скользя взглядом по этой линии сверху вниз, старайтесь, не двигая зрачками, читать по всей ширине строки. Когда вы научитесь считывать узкие колонки, выбирайте более широкие, постепенно осваивая навык охватывать взглядом всю ширину страницы книги, журнала.
Упражнение 4. Прочитайте пирамиду, скользя взглядом сверху вниз только по первым буквам слов: я
Источник
Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции
Надежда Епифанова
Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции
Нарушения чтения: причины, проявления, приемы коррекции
В логопедической практике существует определение, характеризующее трудности формирования процесса чтения, которое называется дислексия. К сожалению, в настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, испытывающих трудности при чтении.
Под дислексией понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении. Это нарушение обусловлено несформированностью тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.
С точки зрения структуры чтение представляет собой воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного изображения. В обеспечении процесса чтения участвуют сенсо-моторный и семантический уровни.
Благодаря сенсо-моторному уровню происходит звукобуквенный анализ слов; удержание полученной информации в памяти; возникновение на основе воспринятой информации смысловых догадок; сличение – контроль возникших догадок с данным материалом. Таким образом, данный уровень организации чтения обеспечивает его техническую составляющую, скорость восприятия и его точность.
Семантический уровень формируется на основе данных сенсо-моторного уровня и отвечает за понимание значения и смысла информации.
Основными недостатками, обусловливающими нарушения в технике чтения,являются:
1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу; невозможность заметить мелкие различия сходных по внешнему виду предметов).
2. Регрессии (неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения).
3. Артикуляция (внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза).
4. Малое поле зрения (за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, поэтому глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. При сформированной технике чтения за одну фиксацию взгляда можно воспринимать всю строку, а иногда и абзац).
5. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования (неумение предугадывать написанное и делать смысловые догадки).
6. Низкий уровень организации внимания (скорость чтения снижается неумением контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается).
7. Отсутствие гибкой стратегии чтения (начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение).
Часто встречающимися проявлениями нарушений чтения являются:
1. Неправильное называние при чтении некоторых букв вследствие их неузнавания или незапоминания ребенком, что приводит к неузнаванию и самих слов (вместо «окна» читает «скна»).
2. Побуквенное (а не послоговое) чтение (при назывании букв возникают их призвуки, что осложняет понимание прочитанного).
3. Искажение звуко-слоговой структуры слов («дрога» или «дорга» вместо «дорога»).
4. Чтение отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево, т. е. в обратном направлении.
5. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном и даже достаточно беглом чтении (связано с бедностью словарного запаса).
Приемы коррекционной работы при нарушениях чтения.
• Прием «Дермолексия» (для запоминания букв) педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
• «Цветная проволока»: педагог вместе с учителем складывает буквы из проволоки.
• Игра «Волшебный мешочек» — ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память.
• Опознать и назвать наложенные, зашумленные, пунктирные буквы.
• Прием «Перепутанные слоги».
то,ре,ше (решето, ро,ва,ко (корова, та,за,бо (забота, то,ло,бо (болото,
ри,ла,пе (перила, ны,го,ва (вагоны, за,бе,рё(берёза, ца,си,ли (лисица,
пу, ста, ка (капуста, рел, та, ка (тарелка, вар, мо, са (самовар).
• Замени подчёркнутую букву на другую,чтобы получилось новое слово.
мука чашка горки перец чихать позвал
мука чашка хобот заход больной метель
печка мышка халат повар яблони сказка
печка мышка танец мешок спелый кожура
печка билет варит везёт корона кружок
цапля белка варит сынок малина гренки
венок шубка льды Алёна перила стёкла
•Добавление в слова заданных букв:
Для отработки техники чтения:
• «Наступи на пятку» (чтение в паре, либо учитель – класс через слово в быстром темпе);
• Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);
• «Буксир»: учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;
• «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);
• «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);
• «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение).
2. Афонькина Ю. А. Справочник учителя-логопеда школы. – Учитель, 2009. – 165с.
3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. –Спб: Питер, 2009. – 370с.
Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей «Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей». 1. Введение. Особенности.
Социальные причины нарушения звукопроизношения (Подготовила учитель-логопед Кутовая Екатерина Александровна) Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих.
Консультация «Формы проявления агрессии. Проблемы, советы» Человек был, есть и, возможно, еще долго будет агрессивным. Это кажется ясным и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть.
Консультация для родителей «Детские страхи: причины и способы коррекции» Консультация для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых.
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей-дошкольников: причины, проявление» Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т. е. поставить.
Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе.
Фотоотчет «Областная акция тотального чтения «День чтения-2018. Читаем классику!» Областная акция тотального чтения «ДЕНЬ ЧТЕНИЯ — 2018» 28 сентября состоялась в д/с №522! В этот день ребята и взрослые прослушали и посмотрели.
Проявления кризиса трех лет КРИЗИС 3-х ЛЕТ В этом возрасте ребенок еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение по большей части носит непроизвольный.
Видео «Игровые приёмы для коррекции звука речи [Л]» Среди детей с трудностями в развитии речи выделяют группу, которую определяют как дети «группы риска по дисграфии (частичное нарушение письма).
Источник
Типичные недостатки чтения и слушания, способы их предовращения и исправления
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье расссатриваются особенности чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного, упражнения для преодоления типичных трудностей чтения, основные ошибки слушания и советы для развития техники слушания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cht.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина «Теоретические основы и практика речевой деятельности»
Недостатки традиционного чтения и говорения, их преодоление
Рассмотрим особенности чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного.
1. Регрессии, т. е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, являются самым распространенным недостатком традиционного чтения. Почти все люди читают любой текст дважды независимо от его сложности. При традиционном чтении количество регрессий составляет в среднем 10–15 на каждые 100 слов. Это, безусловно, замедляет процесс чтения.
2. Артикуляция, т. е. внутреннее проговаривание читаемого текста, присуща очень многим. Она формируется еще в детстве, когда ребенок учится читать. Постепенно между читаемым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и складывается привычка проговаривать текст сначала вслух, потом шепотом, а затем про себя.
Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит прежде всего от уровня развития навыков чтения и сложности текста. Внутреннее проговаривание сильно тормозит скорость чтения, поскольку скорость говорения в четыре раза меньше скорости работы мысли. Отсюда следует, что если научиться читать без проговаривания (только мысленно), то процесс чтения будет протекать в три-четыре раза быстрее.
3. Малое поле зрения. При традиционном чтении, когда за одну фиксацию взгляда воспринимается одно-два слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, поэтому процесс чтения более эффективен. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать не два-три слова, а всю строку, а иногда и абзац.
4. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки называют также явлением антиципации. При отсутствии такого умения человек вынужден читать текст от и до каждого слова, слога, буквы, хотя иногда при прочтении лишь первых двух-трех букв смысл слова становится достаточно ясным. Точно так же по сочетаниям слов в предложении часто можно судить о том, какое слово будет написано дальше.
5. Низкий уровень организации внимания. Внимание называют катализатором процесса чтения. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания, если бы могли контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается. Такой человек читает механически, и смысл прочитанного не доходит до сознания. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое необходимо тренировать для совершенствования навыков чтения.
6. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Обычно люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. Поэтому многие, прочитав книгу, статью, не помнят их названия, автора, не могут выделить основные идеи автора, сжато изложить содержание прочитанного. Одним из важных приемов чтения является использование различных программ чтения, т. е. алгоритмов чтения.
Существуют специальные приемы, позволяющие преодолеть перечисленные недостатки. Эти приемы требуют регулярных и целенаправленных занятий и могут помочь человеку, решившему усовершенствовать свои навыки чтения. Одним из таких приемов является умение выбрать необходимый способ чтения в зависимости от цели.
Способы устранения недостатков чтения
Наиболее распространенные недостатки традиционного чтения – это, как уже указывалось, регрессии (неоправданные возвраты к уже прочитанному) и внутреннее проговаривание (артикуляция). Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо, во-первых, преодолеть в себе силу привычки, а во-вторых, побороть причины, которыми эти недостатки обусловлены. Одной из таких причин является отсутствие внимания, неумение сосредоточиться.
Для преодоления силы привычки используются приемы самовнушения и аутогенная тренировка. Рекомендуются, в частности, следующие упражнения[10].
Упражнение для преодоления регрессий
Запишите содержание приводимого ниже правила чтения в двух экземплярах на отдельном листочке небольшого формата. Повторите его несколько раз и постарайтесь запомнить. Один экземпляр укрепите над рабочим столом на вашем экране мысленного взора, а второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке. Открывая записную книжку, вы будете постоянно натыкаться на это правило.
Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
Упражнения для расширения поля зрения
Упражнение 1. Посмотрите в окно и зафиксируйте свой взгляд на одном из увиденных объектов (дерево, антенна не крыше, балкон и т. п.). Не двигая зрачками, назовите как можно больше предметов, окружающих избранный объект. Результат сверьте с данными при фиксировании каждого предмета в отдельности.
Упражнение 2. Выберите любое слово в тексте. Глядя только на него, не двигая зрачками, постарайтесь прочитать как можно больше близлежащих слов.
Упражнение 3. Выберите самую узкую газетную колонку. Проведите по ее центру сверху вниз яркую линию. Скользя взглядом по этой линии сверху вниз, старайтесь, не двигая зрачками, читать по всей ширине строки. Когда вы научитесь считывать узкие колонки, выбирайте более широкие, постепенно осваивая навык охватывать взглядом всю ширину страницы книги, журнала.
Упражнение 4. Прочитайте пирамиду, скользя взглядом сверху вниз только по первым буквам слов: я
Источник