Техники введения лекарственных средств различными способами

Пути введения лекарственных средств в организм человека

От пути введения лекарственного средства (ЛС) во многом зависит скорость наступления, интенсивность и характер фармакологического эффекта, попадание действующего вещества в очаг воспаления, проявление отрицательных побочных эффектов, эффективность и безопасность его применения.
Например, магния сульфат (горькая соль) обладает многогранной фармакологической активностью и используется в медицинской практике по разным показаниям и с разными целями.

Преферанская Нина Германовна

Доцент кафедры фармакологии фармфакультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.ф.н.

Магния сульфат, принятый взрослым внутрь (перорально) в дозе 10–30 г в ½ стакане воды, плохо всасывается (не более 20%), вызывает задержку жидкости, повышает осмотическое давление в ЖКТ, усиливает перистальтику кишечника и оказывает слабительное действие. А принятый внутрь (натощак) 20–25% раствор магния сульфата по 1 ст. ложке 3 раза в день раздражает нервные окончания слизистой оболочки 12-перстной кишки, повышает отделение холецистокинина и дает желчегонный эффект. При парентеральном введении магния сульфат проявляет успокаивающее действие на ЦНС, а в зависимости от вводимой дозы – седативный, снотворный, наркотический эффект. В больших дозах он оказывает угнетающее влияние на нервно-мышечную передачу и может проявлять противосудорожное, курареподобное действие. Магния сульфат понижает возбудимость дыхательного центра и в больших дозах легко может вызвать паралич дыхания. При внутривенном (медленном) или внутримышечном введении 5–20 мл 20 или 25% раствора магния сульфата возникает гипотензивный эффект, что связано с наличием миотропных спазмолитических свойств и успокаивающего действия. Наряду с этим, препарат уменьшает симптомы стенокардии и применяется для купирования аритмий (желудочковой тахикардии и аритмии, связанных с передозировкой сердечных гликозидов). Его используют для обезболивания родов, при коликах, задержке мочеиспускания и др. показаниях.

Путь введения оказывает большое влияние на продолжительность действия лекарства. При энтеральных путях введения начало действия (латентный период) и продолжительность действия лекарственного средства увеличивается по сравнению с парентеральными (ингаляционными и инъекционными) путями. Сила действия лекарственного средства также зависит от пути введения.При введении в организм одной и той же дозы действующего вещества эффективность фармакотерапевтического действия лекарственного средства будет в 5–10 раз больше при внутривенном способе введения, чем при введении внутрь.

Все пути введения лекарственных средств в организм человека делят на две основные группы: энтеральные(через пищеварительный тракт) и парентеральные (минуя желудочно-кишечный тракт).

К энтеральным путям относят введение лекарств:

  • внутрь ( пероральный – per os);
  • сублингвально (sub lingua);
  • трансбуккально (защечно);
  • ректально ( per rectum ).

Парентеральные пути введения подразделяются на:

  • инъекционные;
  • внутриполостные;
  • ингаляционные;
  • трансдермальные (накожные).

Существует менее распространенная классификация путей введения:

  • пути введения с нарушением целостности кожных покровов (инъекции, инфузии);
  • пути введения без нарушения целостности покровов, сюда относят все энтеральные пути, ингаляционные, накожные и введение в естественные полости тела (например, в ухо, глаз, нос, мочеиспускательный канал, раневые карманы).

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ ЛС

Наиболее распространенный, удобный и простой способ введения ЛС в организм – введение внутрь ( перорально , per os). Внутрь можно ввести различные лекарственные формы: твердые (таблетки, порошки) и жидкие (настои, отвары, растворы и др.). Этот способ введения является естественным, ибо таким же образом мы вводим в организм пищу. Этот путь введения не требует стерилизации, специальной подготовки больного или медицинского персонала. Всасывание лекарства при пероральном способе введения происходит на большой площади (более 120 м 2 ), что при интенсивном кровообращении дает возможность быстро всасываться действующим веществам (15–20 мин.) и оказать необходимый фармакологический эффект. Введение внутрь особенно удобно при длительном лечении хронических больных. При лечении больных препаратами, принимаемыми внутрь, очень важно предупредить возможное разрушение и видоизменение их в желудке или кишечнике. Многие ЛС покрывают кишечнорастворимыми оболочками во избежание контакта с агрессивной соляной кислотой желудка. Лекарственные вещества (ЛВ) различного строения и происхождения взаимодействуют с множеством компонентов, находящихся в желудочно-кишечном тракте, включая пищеварительные ферменты и пищу. Поэтому важно знать, каким изменениям при введении внутрь подвергается лекарство под влиянием самой пищи, пищеварительных соков и, наконец, иметь представление о влиянии составных частей пищи на всасывание лекарственных веществ. Целесообразно лекарства вводить за 30–40 мин. до еды или спустя 1–2 часа после нее. Лекарства, предназначенные для улучшения пищеварения, – за 15 мин. или во время еды, липофильные (жирорастворимые) ЛС – после еды. Запивать лекарства лучше ½ или 1 /3 стакана кипяченой или фильтрованной воды.

Некоторые ЛС для получения очень быстрого терапевтического эффекта вводят в организм сублингвально ( под язык). Слизистая оболочка ротовой полости имеет обильное кровоснабжение, поэтому лекарство быстро и хорошо всасывается, эффект наступает через 1–2 мин. При этом ЛВ освобождается и всасывается в систему верхней полой вены, попадает в общий кровоток, минуя ЖКТ и печень. Сублингвально можно вводить легкорастворимые таблетки, растворы, капли (на кусочке сахара), держат их во рту до полного рассасывания (около 15 мин.). В настоящее время многие антисептические ЛС выпускаются в виде жевательных таблеток, пастилок, например, Септолете, Лизобакт, Ларипронт и др. Для купирования приступов стенокардии сублингвально вводят Валидол, Нитроглицерин. Болеутоляющее средство Бупренорфин выпускается в таблетках подъязычных под ТН «Эднок». Недостатком этого пути введения считается небольшая всасывающая поверхность слизистой оболочки полости рта, раздражающее действие лекарств или их неприятный вкус.

С появлением новых инновационных лекарственных форм появилась возможность применять ЛС трансбуккально (защечно), что обеспечивает их пролонгированный эффект и постоянную концентрацию в крови. Рассасывающие пленки, защечные пластыри или буккальные таблетки, аппликации содержат липофильные неполярные вещества, хорошо всасываются через щечные мышцы путем пассивной диффузии. При введении Сустабуккала, его действие проявляется через 3–5 мин. и продолжается до 6 час. Другими примерами служат защечный мукоадгезивный пластырь турбуталина сульфата, таблетки защечные Грамицидин С, Лорасепт и др.

В медицинской практике ЛС часто вводят ректально (через прямую кишку). Всасываясь в нижней части прямой кишки, ЛВ попадает в нижние геморроидальные вены и затем в общий кровоток, минуя печень. Это особенно важно при назначении лекарств, разрушающихся в печени. При правильном неглубоком введении, после которого больному удается немного полежать на боку, всасывание происходит равномерно и полно. Ректальный способ введения обеспечивает максимальную биодоступность и быстроту фармакологического эффекта лекарства. Однако необходимо помнить, что глубокое введение сопровождается попаданием ЛВ в верхнюю геморроидальную вену и далее по воротной вене в печень. Это лекарство подвергаться первичному прохождению через печень (пресистемному метаболизму), частично образуются неактивные метаболиты и снижается его биодоступность. Для введения лекарств ректальным путем используют суппозитории и микроклизмы. Этот способ является перспективным и наиболее удобным по сравнению с пероральным при назначении лекарств маленьким детям и пожилым людям. Он нашел наиболее широкое применение в педиатрической, геронтологической и проктологической практике, при различных заболеваниях нижних отделов пищеварительного тракта (геморрой, трещины заднего прохода, спастический колит, хронический запор). Для прямого воздействия на слизистую прямой кишки и параректальную клетчатку препараты вводят в ректальных суппозиториях, что обеспечивает необходимый местный эффект.

Читайте также:  Способы стяжания духа святого

К недостаткам ректального способа введения относят неудобство введения, особенно, если лекарство необходимо ввести на работе, в поезде, в самолете или других общественных местах, т.к. он требует специальной индивидуальной обстановки. Для снижения выраженных индивидуальных колебаний скорости и полноты его всасывания лекарства желательно его вводить после очистительной клизмы или самопроизвольного опорожнения кишечника. Необходимо учитывать, что прямая кишка не вырабатывает пищеварительных ферментов, поэтому в ней будут плохо всасываться высокомолекулярные лекарственные вещества белковой, жировой и полисахаридной структуры.

Источник

Фармакология

Информативные ответы на все вопросы курса «Фармакология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Предмет фармакологии, ее история и задачи. Клиническая фармакология и виды фармакотерапии
  • 2. Понятие о лекарствах. Рецепт, правила его оформления
  • 3. Сроки действия рецептов и дозировка лекарственных веществ. Твердые лекарственные формы
  • 4. Жидкие и мягкие лекарственные формы
  • 5. Пути введения лекарственных веществ
  • 6. Механизм действия лекарственных средств, дозы лекарственных веществ

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фармакология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Пути введения лекарственных веществ

Различают энтеральный и парентеральный путь введения лекарственных веществ. Энтеральный путь — введение препарата внутрь через рот (peros), или пе-рорально; под язык (sub lingua), или сублингвально; в прямую кишку (per rectum), или ректально.

Прием препарата через рот. Достоинства: удобство применения; сравнительная безопасность, отсутствие осложнений, присущих парентеральному введению.

Недостатки: медленное развитие терапевтического действия, наличие индивидуальных различий в скорости и полноте всасывания, влияние пищи и других препаратов на всасывание, разрушение в просвете желудка и кишечника (инсулина, окситоцина) или при прохождении через печень.

Применение под язык (сублингвально). Лекарство попадает в большой круг кровообращения, минуя желудочно-кишечный тракт и печень, начиная действовать через короткое время.

Введение в прямую кишку (ректально). Создается более высокая концентрация лекарственных веществ, чем при пероральном введении.

Вводят свечи (суппозитории) и жидкости с помощью клизм. Недостатки этого способа: колебания в скорости и полноте всасывания препаратов, свойственные каждому индивидууму, неудобства применения, психологические затруднения.

Парентеральный путь — это различные виды инъекций; ингаляции; электрофорез; поверхностное нанесение препаратов на кожу и слизистые оболочки.

Внутривенное введение (в/в). Вводят лекарственные средства в форме водных растворов.

Достоинства: быстрое поступление в кровь, при возникновении побочного эффекта есть возможность быстро прекратить действие; возможность применения веществ, разрушающихся, невсасываю-щихся из ЖКТ. Недостатки: при длительном внутривенном способе введения по ходу вены могут возникнуть боль и сосудистый тромбоз, опасность инфицирования вирусами гепатита В и иммунодефицита человека.

Внутриартериальное введение (в/а). Используется в случаях заболевания некоторых органов (печени, сосудов конечности), создавая высокую концентрацию препарата только в соответствующем органе.

Внутримышечное введение (в/м). Вводят водные масляные растворы и суспензии лекарственных веществ. Лечебный эффект наступает в течение 10–30 мин. Объем вводимого вещества не должен превышать 10 мл.

Подкожное введение. Вводят водные и масляные растворы. Нельзя вводить подкожно растворы раздражающих веществ, которые могут вызвать некроз ткани.

Ингаляция. Вводят таким путем газы (летучие анестетики), порошки (кромогликат натрия), аэрозоли.

Интратекальное введение. Лекарство вводится непосредственно в субарахноидальное пространство. Применение: спинно-мозговая анестезия или необходимость создать высокую концентрацию вещества непосредственно в ЦНС.

Источник

Методическая разработка «Пути и способы введения лекарственных средств»

Тема: «ПУТИ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ

Базовый уровень образования по специальности

Выписка из нормативных документов.

Этико-деонтологическое обеспечение темы.

Формирование профессиональных качеств.

Этапы планирования занятия.

Схема интегративных связей.

Критерии оценок по различным видам работы на занятии.

Тема: Пути и способы введения лекарственных средств в организм. Содержание, цели, умения, навыки, исходный контроль, уровня знаний.

Пути и способы введения лекарственных веществ.

Правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения.

Энтеральный путь введения:

перроральный путь введения;

сублингвальный путь введения;

ректальный путь введения;

Ингаляционный путь введения

Наружное применение лекарственных средств:

закапывание капель в глаза;

закладывание мази в глаза;

закладывание мази за веко из тюбика;

закапывание капель в ухо;

закапывание капель в нос;

закапывание масляных капель в нос;

закладывание мази в нос;

вдыхание порошка через нос;

Выписка из нормативных документов.

В соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом среднего профессионального образования базового уровня по специальности «Сестринское дело» изучение дисциплины «Основы сестринского дела» входит в состав блока обще профессиональных дисциплин и предусматривает изучение на втором курсе.

Цели и задачи

В соответствии с Федеральной программой и календарно-тематическим планом по теме «Пути и способы введения лекарственных средств в организм»» выделено 6 часов.

Целью изучения раздела является приобретение умений и навыков при:

применении лекарственных средств на коже (мази, присыпки, пластыри, растворы, настойки).

Закапывании капель в глаза, нос, ухо.

применении лекарственных средств ингаляционным способом через рот, нос.

обучении пациента приемам различных лекарственных форм энтерально

обучении пациента технике сублингвального приема лекарственных средств.

Во время изучения темы акцентируется внимание не только на овладении манипуляционной техникой, но и на мастерстве общения медицинской сестры с пациентом и его окружением.

Оснащение кабинета доклинической практики отражает реальные условия и имитирует рабочее место медицинской сестры.

Студенты отрабатывают друг на друге манипуляции в том случае, если они не сопровождаются риском для здоровья или ущемлением собственного достоинства.

Обсуждение сестринских вмешательств при возможных проблемах пациента способствует формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями, позволяет студентам избежать представления о сестринской деятельности, как механическом выполнении набора заданий, закрепляет знания, умения и навыки, выстраивая их в стройную систему ухода.

Этико-деонтологическое обеспечение темы.

Медицинская сестра должна провести психологическую подготовку пациента с большим чувством такта наедине с пациентом, т.к. при некоторых манипуляциях, пациент должен обнажать интимные части тела ( например, при введении суппозиториев)

Медицинской сестре необходимо доходчиво и терпеливо убедить пациента в необходимости провести эту процедуру и своим поведением дать понять, что она считает ее обычной манипуляцией, которую проводят многим пациентам, независимо от пола и возраста.

К выполнению манипуляции медицинская сестра может приступить только получив согласие пациента.

Формирование профессиональных качеств .

3.Интерес к профессии.

1 этап- организационный момент

2 этап- определение целей занятия

5 этап- самостоятельная работа

1 этап- взаимопроверка внешнего вида

5 этап- самостоятельная работа

7 этап- подведение итогов

2 этап- мотивация темы

5-6 этап- самостоятельная работа, подведение итогов

4 этап- предварительный контроль

5 этап- самостоятельная работа

4 этап- предварительный контроль

5 этап- самостоятельная работа

4 этап- предварительный контроль знаний

5 этап- самостоятельная работа

5 этап- самостоятельная работа

Этапы планирования практического занятия.

Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность студентов к занятию, обращаю внимание на форму одежды

Бригадир называет причину отсутствия студентов, производится взаимоконтроль внешнего вида, тетрадей

Мобилизовать студентов на работу

Бригадный журнал, дневники

Формулировка темы и ее мотивация

Сообщаю тему, акцентирую внимание на ее значимости. Сообщаю план занятия

Записывают в дневники тему и план занятия, слушают обоснование темы

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

Дневники для практических занятий

Определение целей занятия

Сообщаю цели занятия

Записывают цели занятия в дневники

Показать конечный результат

Предварительный контроль знаний

Выясняю наличие вопросов по теме у студентов. Раздаю тесты, даю инструкции, проверяю, анализирую ответы, фиксирую оценки

Читайте также:  Запретные способы ловли рыбы

Записывают вопросы, отвечают на тесты, мотивируют свои ответы, проводят анализ ошибок

Контроль исходного уровня знаний, выявление проблемных моментов, коррекция

Изучение новой темы с демонстрацией манипуляций

Объясняю новую тему, демонстрирую манипуляции на фантоме.

Студенты слушают, наблюдают, конспектируют

Учебные знания по теме

Необходимый инструментарий, фантомы, дневники, алгоритмы

Самостоятельная работа малыми группами

Раздаю задание каждой группе, наблюдаю за работой, проверяю результаты, комментирую ошибки, фиксирую результаты

Выполняют задания, отвечают, анализируют ответы, выполняют манипуляции на фантоме

Фантом, пипетки, стеклянные лопаточки, ингалятор, турунды, ректальные свечи, капли, мази, маска.

Провожу индивидуальный контроль по вопросам конечного уровня

Отвечают на вопросы

Контроль конечного уровня знаний

Бригадный журнал, дневники

Подведение итогов занятия, задание на дом

Подвожу итог занятия, оцениваю деятельность бригады и каждого студента в отдельности, оцениваю достижение целей занятия, выставляю оценки в журнал

Повторно прочитываю цели занятия, отмечают степень их достижения, записывают задание на дом

Анализ достижения цели подведение итогов на занятии, ориентацию на подготовку к следующему занятию

Бригадный журнал, дневники

Схема интегративных связей

Тема: « Пути и способы введения

лекарственных средств в организм»

ИСТОКИ ВЫХОД

Анатомия и СД в хирургии

физиология

Фармакология

«Лекарственные СД в терапии

Латинский язык СД в в педиатрии

«Медицинская

Социальная СД в акушерстве

Хирургия Практика по про-

«Асептика и филю специальности

ОСД Государственный

Сестринский процесс экзамен

Инфекционная

Работа в ЛПУ

Критерии оценок по различным видам работы на занятии.

Полный безошибочный ответ – 5 баллов

Полный безошибочный ответ с незначительными неточностями – 4 балла

Основные моменты изложены, но ответ не исчерпывающий – 3 балла

Попытка ответа с явными ошибками – 2 балла

Нет попытки к ответу – 0 баллов

Максимальная оценка – 5 баллов.

2.Выполнение манипуляций на фантоме:

Выполнение манипуляций в полном соответствии с алгоритмом – 5 баллов

Выполнение манипуляций с наличием неточностей – 4 балла

Выполнение манипуляций с наличием явных ошибок – 3 балла

Манипуляция не выполнена, но имелась попытка ее выполнить – 2 балла

Отсутствие попытки выполнить манипуляцию – 0 баллов

Максимальная оценка – 5 баллов.

3.Самостоятельная работа парами:

Студент активно и верно работает в паре, внимателен и точен при отработке манипуляций и как эксперт – 2 балла

Студент хорошо работает при отработке манипуляции и как эксперт, но допускает несущественные ошибки – 2 балла

Выполняя манипуляции и работая экспертом, студент совершает явные ошибки – 1 балл

Отсутствие попытки выполнить манипуляции и дать экспертную оценку работе товарища – 0 баллов

Максимальная оценка – 3 балла.

4.Активность на уроке:

Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своем дневнике «+ 1» балл

Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в дневнике «- 1» балл

5.Внешний вид студента:

Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь, чистые руки, наличие масок, перчаток) «+ 1» балл

Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви, отсутствуют маски, перчатки «- 1» балл

6.Решение ситуационной задачи:

Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем и с заполнением карты сестринского вмешательства – 5 баллов

Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем, но карта сестринского вмешательства заполнена не полностью – 4 балла

Наличие неточностей в ответе и заполнении карты сестринского вмешательства – 3 балла

Приоритетная проблема не выявлена – 2 балла

Отсутствие решения задачи – 0 баллов

Максимальная оценка – 5 баллов.

1.теоретический вопрос – 1 балл

2.тестирование (10 вопросов ), за каждый правильный ответ 1 балл

Полный безошибочный ответ – 3 балла

Наличие неточностей в ответе – 2 балла

Отсутствие решения – 0 баллов

Максимальная оценка за КЭК – 14 баллов.

Правильное решение – 5 баллов

Незначительные ошибки – 4 балла

Значительные ошибки – 3 балла

Отсутствие решения – 0 баллов

Максимальная оценка – 5 баллов.

9.Тестовый контроль ( 18 вопросов ):

90 % правильных ответов – 5 баллов

80 % правильных ответов – 4 балла

70 % правильных ответов – 3 балла.

Тема: « Пути и способы введения лекарственных

средств в организм.

Пути и способы введения лекарственных веществ.

Правила раздачи лекарственных средств.

Энтеральный путь введения:

перроральный путь введения;

сублингвальный путь введения;

ректальный путь введения;

Ингаляционный путь введения

Наружное применение лекарственных средств:

закапывание капель в глаза;

закладывание мази в глаза;

закладывание мази за веко из тюбика;

закапывание капель в ухо;

закапывание капель в нос;

закапывание масляных капель в нос;

закладывание мази в нос;

вдыхание порошка через нос;

После изучения темы студенты должны знать:

Особенности сублингвального, ректального, наружного, ингаляционного, парентерального способов введения лекарственных веществ.

Особенности приема некоторых групп лекарственных средств энтерально.

Некоторые аспекты взаимодействия лекарственных средств с пищей.

После изучения темы студенты должны уметь:

Дать пациенту необходимую информацию о лекарственном средстве.

Обучить пациента приемам различных лекарственных форм энтерально

Обучить пациента технике сублингвального приема лекарственных средств

Студенты должны иметь навыки:

Применения лекарственных средств на коже (мази, присыпки, пластыри, растворы, настойки).

Закапывания капель в глаза, нос, ухо.

Применение лекарственных средств ингаляционным способом через рот, нос.

Пути и способы введения лекарственных веществ.

ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ

1. Через рот ( per os ).

3. Через прямую кишку.

Наружный

2. На слизистые: в глаза, ухо, нос, во влагалище.

Ингаляционный

Через дыхательные пути.

Парентеральный

Введение лекарственных средств инъекционным путем.

При любом способе введения лекарственных средств м/с должна информировать пациента:

о точном названии препарата;

о цели приема лекарственного вещества;

о времени проявления эффекта;

как, когда и как долго принимать лекарственное вещество;

имеет ли значение пропуск приема препарата, как поступить в этом случае;

как распознать побочные эффекты, в т.ч. влияющие на профессиональную и бытовую деятельность;

о любом взаимодействии препарата с пищей, алкоголем, другими лекарственными средствами.

Правила раздачи лекарственных средств.

Раздача лекарств производится м/с в строгом соответствии с врачебными назначениями. М/с не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими.

Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами, пипетки, мензурки, ножницы, листки назначений.

Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства на тумбочке посредственно у постели пациента согласно назначениям врача.

Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

Пациент должен принять лекарственное вещество в вашем присутствии.

Энтеральный путь введения

Введение лекарственных веществ через рот является наиболее распространенным. При приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонком кишечнике.

Преимущества перорального пути введения:

Этим путем можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, отвары, микстуры, настои, экстракты, настойки).

Простота и доступность.

Не требует соблюдения стерильности.

Не требует специально подготовленного персонала.

Недостатки перорального введения:

Частичная инактивация лекарственных средств в печени.

Зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности организма.

Медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте.

Введение лекарственных веществ через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

Данный метод непригоден в экстренных ситуациях, когда необходимо немедленное действие лекарственных средств.

Читайте также:  Промышленный способ получения этана

Возможность неблагоприятного действия на слизистую оболочку желудка и кишечника.

Сублингвальный путь введения.

Сублингвальный путь введения – применение лекарственных веществ под язык.

При данном пути введения лекарственные вещества хорошо всасываются через слизистую оболочку в подъязычной области и довольно быстро попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь в пищеварительными ферментами.

Ректальный путь введения

Ректальный путь введения — путь введения лекарственных веществ через прямую кишку.

Перед введением лекарственных веществ в прямую кишку следует сделать очистительную клизму.

Достаньте упаковку с суппозиториями из холодильника, прочитайте название.

Сообщите пациенту информацию о лекарственном средстве.

Объясните пациенту технику введения.

Отгородите пациента ширмой, по его просьбе.

Уложите пациента на левый бок, с согнутыми в коленях и прижатых к животу ногами.

Вскройте оболочку, не извлекая свечу.

Попросите пациента расслабиться.

Левой рукой раздвиньте ягодицы.

Правой рукой введите узким концом всю свечу в анус (оболочка остается в руке).

Предложите пациенту удобно лечь.

Снимите перчатки, вымойте руки.

Ингаляционный путь введения.

Ингаляционный путь введения – введение лекарственных веществ через дыхательные пути.

Введение лекарственных препаратов через рот ингаляционным способом:

Прочитайте название лекарственного препарата.

Сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.

Объясните пациенту ход процедуры.

Снимите с ингалятора защитный колпачок.

Переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.

Попросите пациента сделать глубокий вдох, затем выдох через нос.

Пациент обхватывает мундштук губами, голова пациента при этом запрокинута назад.

Попросите пациента сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажать на дно баллончика.

Извлеките мундштук ингалятора изо рта пациента, порекомендуйте ему задержать дыхание на 5-10 сек.

Попросите пациента сделать спокойный выдох.

Закройте защитный колпачок, уберите ингалятор.

Лекарственное вещество можно вводить и через нос. Существуют специальные насадки для ингаляции через нос.

Введение лекарственных препаратов через нос ингаляционным способом:

Прочитайте название лекарственного препарата.

Сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.

Объясните пациенту ход процедуры.

Снимите с ингалятора защитный колпачок.

Переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.

Попросите пациента слегка запрокинуть голову и склонить ее к правому плечу.

Попросите пациента прижать пальцем правое крыло носа к перегородке.

Пациент делает глубокий вдох через рот.

Введите наконечник мундштука в левую половинку носа пациента.

Попросите пациента сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.

Извлеките наконечник мундштука из носа пациента, порекомендуйте задержать дыхание на 5-10 сек.

Попросите пациента сделать спокойный выдох.

Закройте защитный колпачок.

Наружный путь введения лекарственных средств

Наружный путь введения – это применение лекарственных веществ на кожу и слизистые (в глаза, нос, уши). Этот путь ведения рассчитан преимущественно на местное действие лекарственных средств.

Компрессы, примочки, присыпки, смазывания, втирания, повязки на раневую поверхность, закапывание капель в глаза , уши, нос, закладывание мазей в глаза, нос, уши – все это способы наружного пути введения различных лекарственных форм: мазей, эмульсий, растворов, болтушек, порошков, настоек, паст и других.

Втирание – введение через кожу лекарственных веществ в виде жидкостей или мазей. Для втирания используют специальные приспособления прилагаемые к мазям. Противопоказанием к данной процедуре является наличие воспалительных изменений на коже. В некоторых случаях мазь наносят на кожу, не втирая, тонким слоем стеклянной лопаточкой или шпателем и держат участок открытым 10-15 мин. Не рекомендуется делать это руками, т.к. некоторые мази оказывают раздражающее действие. Мази можно применять в виде мазевых повязок. На стерильную мазевую салфетку наносят необходимое количество мази и накладывают на поврежденный участок кожи, затем закрепляют бинтом. Пациента предупреждают, сколько времени он должен носить повязку.

Смазывание – широко применяется, преимущественно при кожных заболеваниях. Ватный или марлевый тампон смачивают в необходимом лекарственном веществе и наносят на кожу пациента легкими продольными движениями (по направлению роста волос).

Перед введением лекарственного вещества необходимо проинформировать пациента о назначенном ему препарате и ходе манипуляции.

Закапывание капель в глаза.

Прочитайте название препарата, срок годности.

Приготовьте пипетку, стерильные ватные шарики.

Объясните пациенту ход процедуры.

Усадите или уложите пациента.

Наберите в пипетку нужное количество капель, возьмите в левую руку ватный шарик.

Попросите пациенту слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх.

Оттяните нижнее веко ватным шариком.

Закапайте в нижнюю конъюнктивальную складку 2-3 капли.

Попросите пациента закрыть глаз.

Промокните остатки капель у внутреннего угла глаза.

Если необходимо закапайте капли в другой глаз.

Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.

Закладывание мази в глаза.

Прочитайте название препарата, срок годности.

Объясните пациенту ход процедуры.

Усадите пациента, голова при этом запрокинута назад.

На стерильную стеклянную палочку наберите мазь, чтобы она покрывала всю лопаточку.

Попросите пациента посмотреть вверх, оттяните нижнее веко ватным шариком.

Заложите лопаточку с мазью за нижнее веко так, чтобы мазь была направлена к глазному яблоку, а свободная поверхность к веку.

Опустите нижнее веко и попросите пациента сомкнуть веки.

Извлеките лопаточку из-под сомкнутых век и затем слегка прижмите мазь к глазному яблоку.

Излишки мази уберите ватным шариком.

Закладывание мази за веко из тюбика.

Прочитайте название препарата, срок годности.

Приготовьте стерильные ватные шарики.

Объясните пациенту ход процедуры.

Усадите или уложите пациента, голова при этом запрокинута назад.

Оттяните нижнее веко ватным шариком.

Попросите пациента посмотреть вверх.

Держа тюбик у внутреннего угла глаза продвигайте его так, чтобы «цилиндрик» мази располагался вдоль всего века и вышел за наружную спайку век.

Опустите нижнее веко.

Излишки мази уберите ватным шариком.

Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.

Закапывание капель в ухо.

Прочитайте название препарата, срок годности.

Подогрейте капли до температуры тела.

Объясните пациенту ход процедуры.

Помогите пациенту лечь на бок.

Наберите в пипетку 6-8 капель лекарственного средства.

Оттяните ушную раковину назад и вверх.

Закапайте капли в слуховой проход.

Попросите пациента полежать на боку 10-15 минут.

Помогите пациенту сесть, в ухо положите ватный тампон.

Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.

Закапывание капель в нос.

Прочитайте название препарата.

Приготовьте пипетку (если капельница вмонтирована, ей можно пользоваться только одному пациенту).

Объясните пациенту ход процедуры.

Наберите в пипетку нужное количество капель.

Попросите пациенту слегка запрокинуть голову склонив ее к плечу.

Приподнимите кончик носа пациента.

Закапайте в носовой ход 3-4 капли.

Попросите пациента прижать пальцами крыло носа к перегородке и сделать легкие вращательные движения.

Закапайте капли во вторую ноздрю.

Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.

Положите пипетку в дез.раствор.

Закапывание масляных растворов в нос.

Прочитайте название препарата.

Приготовьте пипетку (если капельница вмонтирована, ей можно пользоваться только одному пациенту).

Объясните пациенту ход процедуры.

Попросите пациента лечь и слегка запрокинуть голову.

Предупредите пациента, что он почувствует вкус капель после закапывания.

Наберите в пипетку масленый раствор.

Приподнимите кончик носа пациента.

Закапайте в носовой ход 5-6 капель.

Попросите пациента подлежать несколько минут.

Убедитесь, что капли попали на заднюю стенку глотки (пациент чувствует их вкус).

Источник

Оцените статью
Разные способы