Строительно монтажные работы могут быть осуществлены способом

Строительно монтажные работы могут быть осуществлены способом

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. В частности, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
В то же время Закон N 44-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении выбора заказчиком объекта закупки как такового, то есть выбора товаров, работ, услуг, которые будут предметом одного контракта. Как следует из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона), заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. Представители уполномоченных государственных органов и судьи неоднократно подчеркивали, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
Равным образом Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не регулирует вопросов, связанных с формированием предмета закупки (предмета договора, заключаемого по итогам закупочной процедуры).
Однако определенные ограничения, касающиеся формирования предмета закупки, установлены ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», данные ограничения распространяются на все закупки, осуществляемые конкурентными способами в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ (ч. 5 той же статьи). Эта норма устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг законодательством не раскрывается. Представляется, что этот вопрос не может быть урегулирован и нормами права, поскольку является в значительной степени техническим и оценочным. Общие для всех случаев принципы, критерии, позволяющие установить отсутствие/наличие функциональной и технологической взаимосвязи между различными товарами, работами, услугами, на настоящий момент нормативно не определены, о наличии официальных разъяснений, где формулировались бы подобные критерии, нам неизвестно.
Полагаем, что относительно объективных критерием технологического и функционального единства товаров, работ или услуг в рамках одной закупки может выступать обоснование того, что выполнение тех или иных работ (поставка товаров, оказание услуг) невозможно, затруднительно или, по крайней мере, экономически нецелесообразно без одновременного или последовательного выполнения других работ (поставки определенных товаров, оказания услуг) с точки зрения достижения конечного результата, требуемого заказчику.
Причем включение в аукционную документацию требования о наличии разных лицензий само по себе не является ни обоснованием, ни доказательством правомерности или неправомерности включения в один лот функционально и технологически не связанных работ (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11604/12, постановление Тринадцатого ААС от 06.02.2017 N 13АП-30107/16, постановление Восьмого ААС от 21.07.2014 N 08АП-4186/14, решение ФАС России от 16.05.2018 N 2-57-6042/77-18, решение УФАС по Приморскому краю от 23.04.2019 N 025/06/33-98/2019).
Отметим, что в сфере капитального строительства принципиально допустима поставка на строящийся объект оборудования, мебели, инвентаря в рамках единого комплекса работ, которые завершаются вводом в эксплуатацию объекта капитального строительства (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 3.14, 4.1, 4.4, 4.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1), п. 1.2 Положения об организации строительства объектов под ключ (утверждено постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147)). Судебная практика в таких случаях зачастую подтверждает правомерность объединения в одном объекте закупки (лоте) строительных работ при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства (в частности зданий школ, детских садов) и поставки товаров (в том числе мебели и оборудования), необходимых для завершения строительства, с точки зрения требований ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ*(1).
Однако строительством объекта под ключ является выполнение подрядчиком цикла «проектирование — строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные СНиП 3.01.04-87, — сдача объекта в эксплуатацию». Поэтому, в случае отсутствия в объекте закупки одной или нескольких составляющих указанного цикла, например проектирования, выполнение таких работ не может считаться строительством под ключ, а укрупнение предмета контракта признается неправомерным (смотрите, например, постановление АС Дальневосточного округа от 16.03.2018 N Ф03-477/18 по делу N А24-4483/2016, постановление АС Дальневосточного округа от 16.11.2017 N Ф03-6259/16 по делу N А24-4805/2015, постановление Тринадцатого ААС от 13.05.2011 N 13АП-5810/11, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 03.02.2016 N 04-01/34-2016).
Отметим, что на практике заказчики предусматривают в документации о закупке выполнение строительных работ по методу под ключ не только в ходе строительства зданий, сооружений, но и при проведении их реконструкции и капитального ремонта (смотрите, например, решение УФАС по Владимирской области от 07.04.2015 N Г-244-04/2015, решение УФАС по Красноярскому краю от 30.07.2015 N 869). При этом, как указано в постановлении Восьмого ААС от 14.11.2016 N 08АП-12440/16, строительство объектов по методу под ключ и капитальный ремонт, производимый по аналогичному методу, предусматривают выполнение одного и того же комплекса работ: «проектирование — выполнение строительных и монтажных работ — ввод в эксплуатацию».
В некоторых случаях контролирующие органы приходят к выводу, что если предметом аукциона является капитальный ремонт здания, а не строительство объекта под ключ, включать в один лот поставку товара и выполнение работ по капитальному ремонту запрещено (решение УФАС службы по Вологодской области N 5-2/199-15 (опубликовано 7 сентября 2015 г.)).
Подводя итог, можно сказать, что с точки зрения целей осуществления закупки, функциональная и технологическая взаимосвязь указанных в вопросе работ и поставки оборудования вполне может иметь место, если выполнение данных работ и поставка оборудования необходимы для ввода в эксплуатацию и обеспечения функционирования объекта капитального строительства с конкретными характеристиками, и необходимый заказчику результат работ не может быть достигнут без выполнения указанных работ в рамках единого процесса и комплектации объекта соответствующим оборудованием.
В связи с чем представляет интерес позиция, изложенная в письме Федеральной антимонопольной службы и Министерства просвещения РФ от 9, 10 апреля 2019 г. NN МЕ/28771/19, АН-439/09 по вопросу объединения в рамках одной закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных объектов, согласно которой выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов. При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством. Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок.
Также в указанном письме говорится о возможности при осуществлении закупки строительных работ предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможны впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Вопрос о технологической и (или) функциональной взаимосвязи товаров, работ, услуг, включенных заказчиком в предмет одного контракта, является техническим и должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств. Поэтому мы не можем сформулировать однозначный вывод по данному вопросу. Полагаем, что с наименьшим риском будет сопряжен такой способ формирования объекта закупки, при котором функционально и технологически невзаимосвязанные в вопросе работы и поставка оборудования будут осуществлены в рамках отдельных закупок.

Читайте также:  Способы увеличения прибыли реклама

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

9 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) По данному вопросу смотрите следующие материалы:
— Вопрос: Заказчик осуществляет закупку строительства детского сада. К документации об электронном аукционе в качестве описания объекта закупки приложена проектная документация. Проектная документация, помимо проведения непосредственно строительных работ, предусматривает поставку мебели и оборудования (комплекс работ под ключ). Являются ли работы, услуги и поставка товаров, входящие в комплекс работ под ключ, технологически и функционально связанными и влечет ли их объединение в один лот ограничение количества участников закупки и (или) ограничение конкуренции? Какая существует по данному вопросу арбитражная практика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.)
— Вопрос: Заказчику необходимо заказать проектную документацию на строительство дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства под ключ, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство таких объектов осуществляется как единый непрерывный процесс создания готовой строительной продукции. Чем руководствоваться заказчику при составлении заявки на приобретение проектной документации, чтобы не нарушить требования Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 26.07.2006 N 135-ФЗ и в то же время получить объект, соответствующий понятию под ключ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2015 г.)

Источник

Строительно монтажные работы могут быть осуществлены способом

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
«Входящий» НДС по материалам, которые используются при строительстве и при изготовлении станков, принимается к вычету в полном объеме после постановки на учет этих материалов на счет 10.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные налоговые вычеты. Порядок применения налоговых вычетов установлен в ст. 172 НК РФ.
Вычетам подлежат суммы налога при выполнении следующих условий:
— товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету (абзац 2 п. 1 ст. 172 НК РФ), что должно быть подтверждено соответствующими первичными документами;
— товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС, или быть предназначены для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);
— налогоплательщик должен получить от поставщика счет-фактуру (п. 2 ст. 169, абзац 1 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Положения главы 21 НК РФ не раскрывают, что следует понимать под «принятием на учет» приобретенных товаров (работ, услуг). В связи с этим допустимо использование данного понятия из других отраслей законодательства, в частности, из бухгалтерского учета (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Так, из совокупности положений ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч.ч. 1 и 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ*(1) можно сделать вывод, что под «принятием на учет» следует понимать отражение операций по приобретению товаров (работ, услуг) на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
В связи с этим право на вычет сумм НДС при приобретении объектов ОС возникает после их оприходования на счет 08 (см. письма Минфина России от 19.07.2019 N 03-07-11/54587, от 11.04.2017 N 03-07-11/21548, от 18.11.2016 N 03-07-11/67999, от 04.07.2016 N 03-07-11/38824), оборудования к установке — на счет 07 (письма Минфина России от 16.02.2018 N 03-07-11/9875, ФНС России от 22.04.2013 N ЕД-4-3/7543@), материалов — на счет 10 (дополнительно смотрите письмо ФНС России от 26.01.2015 N ГД-4-3/911@).
Заметим, что «входной» НДС по приобретенным строительным материалам принимается к вычету в таком же порядке (после оприходования их на счет 10), даже если они используются для проведения строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (абзац 1 п. 6 ст. 171, абзац 1 п. 5 ст. 172, абзацы 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 17.07.2019 N 03-07-10/53067, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@, от 20.03.2015 N ГД-4-3/4428@))*(2).
Указанные налоговые вычеты могут быть заявлены организацией в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных материалов (работ, услуг) независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 12.09.2017 N 03-07-10/58705, от 01.09.2017 N 03-07-11/56395, от 26.12.2016 N 03-07-10/77953, от 08.12.2016 N 03-07-10/73279, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@).
По истечении трех лет с момента принятия на учет рассматриваемых материалов (работ, услуг) налогоплательщик утрачивает право на применение налоговых вычетов по НДС (определение ВАС РФ от 12.03.2014 N ВАС-1925/14 по делу N А75-3261/2013, постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.10.2018 N Ф08-8239/2018 по делу N А53-38223/2017).
То же самое можно сказать и о суммах НДС, предъявленных поставщиками запасных частей и иных материалов, которые используются организацией для изготовления станков.
В отношении же применения в данном случае положений пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ отметим следующее. Согласно указанной норме объектом налогообложения НДС признаются операции по выполнению СМР для собственного потребления.
В НК РФ понятие «выполнение СМР для собственного потребления» не определено. Налоговые органы в целях определения этого понятия, с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ, рекомендуют руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Госкомстата России (смотрите, например, письма МНС России от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16, УФНС России по г. Москве от 31.01.2007 N 19-11/8073, от 25.02.2005 N 19-11/11713).
Согласно п. 18 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 30.01.2018 N 39, к СМР (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например, установку и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и тому подобного).
По мнению финансового ведомства, в целях применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ СМР следует рассматривать как работы капитального характера, выполненные организацией собственными силами, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения и т.п., или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям (письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-07-11/75377, от 30.10.2014 N 03-07-10/55074).
В рассматриваемой ситуации организация своими силами строит производственное здание и собирает технологическое оборудование (станки).
Технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то, что оно может быть смонтировано на фундаменте (например, станки, краны, стеллажи и т.д.), не относится к объектам недвижимого имущества (письмо Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590-12)*(3), письмо Минфина России от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5288). В связи с этим полагаем, что при изготовлении организацией своими силами станков объекта налогообложения в виде СМР для собственного потребления не возникает*(4). Если же собственными силами собирается оборудование, являющееся неотъемлемой частью строящегося здания (например, оборудование для отопления этого здания), то оно включается в стоимость возводимого объекта*(5) и потому формирует стоимость СМР для собственного потребления.
Строительство же своими силами здания для собственных производственных нужд приводит к возникновению у организации объекта налогообложения, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.
При выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации (п. 2 ст. 159 НК РФ). Таким образом, в налоговую базу по НДС включаются заработная плата работников, непосредственно выполняющих СМР, начисленные на нее страховые взносы, амортизация ОС, которые использовались при выполнении работ, а также стоимость товаров (работ, услуг), таких как строительные материалы, инструменты, запасные части, иные предметы и ценности, приобретенные для выполнения данных работ (письмо Минфина России от 17.03.2011 N 03-07-10/05, постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2014 N Ф03-2676/14 по делу N А51-21000/2013, Девятого ААС от 04.10.2016 N 09АП-44597/16).
Моментом определения налоговой базы по СМР для собственных нужд является последнее число каждого налогового периода (квартала) (п. 10 ст. 167, ст. 163 НК РФ).
При осуществлении СМР для собственного потребления налогоплательщик должен составлять счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж (п. 21 Правил ведения книги продаж).
Вычет НДС, начисленного при выполнении СМР для собственного потребления, производится на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ (абзац 3 п. 6 ст. 171, абзац 2 п. 5 ст. 172 НК РФ). То есть в том же квартале, когда сумма НДС начислена.
Сумма НДС, начисленная на стоимость выполненных СМР, принимается к вычету при выполнении двух условий:
1) строящийся объект предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС;
2) стоимость построенного объекта будет включена в расходы в целях налогообложения прибыли (в том числе через амортизационные отчисления).
В рассматриваемой ситуации организация осуществляет облагаемую НДС деятельность, и построенное здание будет использоваться в производственных целях, поэтому организация может принять к вычету НДС, начисленный на стоимость выполненных собственными силами СМР.
В этом случае счета-фактуры, составленные организацией по выполненным СМР для собственного потребления и зарегистрированные в книге продаж, регистрируются и в книге покупок (п. 20 Правил ведения книги покупок).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления построенных хозяйственным способом основных средств;
— Вопрос: Организация осуществляет строительство административного здания, которое в дальнейшем планирует использовать в основной производственной деятельности (осуществляет только деятельность, облагаемую НДС). Принятие к учету законченного строительством объекта основных средств (ОС) осуществлено в феврале 2018 года. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления в процессе строительства производственного здания смешанным способом (хозяйственным способом с привлечением подрядчика)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

14 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
*(2) У организации может возникнуть обязанность по восстановлению ранее принятых к вычету сумм НДС по приобретенным строительным материалам в порядке, установленном ст. 171.1 НК РФ, при условии, что построенный объект в дальнейшем будет использоваться для операций, не облагаемых НДС, поименованных в п. 2 ст. 170 НК РФ (п.п. 2, 3 ст. 171.1 НК РФ, письмо Минфина России от 30.03.2017 N 03-07-10/18453). Если же здание будет использоваться в облагаемой НДС деятельности, то восстанавливать налог не требуется.
*(3) Направлено для использования в работе нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от 28.03.2018 N БС-4-21/5834@.
*(4) Вопрос: Что является объектом обложения НДС при выполнении СМР собственными силами? Например, если предприятие изготовило станок для собственного потребления, — это объект обложения? Если да, то какие расходы считать базой, — все, включая накладные, или только прямые? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.).
*(5) Вопрос: В рамках реализации проекта планируется строительство объекта недвижимости — здания склада хранения продукции с административно-бытовым корпусом. Здание склада хранения продукции с административно-бытовым корпусом будет оборудовано индивидуальным тепловым пунктом, который будет установлен внутри здания. Каким образом организации исходя из норм бухгалтерского учета и Налогового кодекса РФ (глава 25, глава 30) правильно сформировать стоимость и количество объектов для целей исчисления налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.).

Источник

Оцените статью
Разные способы