- Средства выразительной устной речи, способы тренировки.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Урок русского языка «Выразительные средства устной речи» (5 класс)
- Урок родного языка в 5 классе по теме «Средства выразительности устной речи»
- Просмотр содержимого документа «Урок родного языка в 5 классе по теме «Средства выразительности устной речи»»
Средства выразительной устной речи, способы тренировки.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Средства выразительной устной речи, способы тренировки. Восемнадцатое декабря. Классная работа.
Выразительно прочитайте высказывания. Объясните, почему важно владеть интонацией. Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души (Б. Головин). Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский). Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный (Ю. Трифонов).
Выразительность — это свойство не только письменной, но и устной речи. Важно уметь использовать богатство русского языка при создании высказываний, но не менее важно уметь эти высказывания выразительно произнести, то есть правильно и уместно использовать интонационные средства.
передаёт смысловые и эмоциональные оттенки высказываний. Интонация складывается из движения голоса вверх или вниз (тона), его окраски (тембра голоса), силы (громкости) звучания, темпа речи (скорости произнесения), небольших перерывов (пауз) между отрезками речи. С помощью интонации в предложении может выделяться важное по смыслу слово. Интонация
Произнесите следующие высказывания, передавая с помощью интонации разные эмоции. Объясните, как «интонация эмоций» влияет на смысл высказываний. Менялось ли место логического уда-рения в зависимости от того, какие эмоции вы передавали? Объясните почему. Завтра мы идём в театр. Я люблю не лето, а зиму. Мне очень хочется мороженого. Вам ни о чём не нужно волноваться. Застегните пальто: на улице холодно. За диктант я получил четыре. Звонит телефон, нужно ответить. Я не ожидал от вас такого ответа. Какая красивая птичка сидит на ветке!
Выделение голосом какого-либо слова, важного по смыслу с точки зрения говорящего, называется логическим ударением.
Тон может быть восходящим, нисходящим или ровным. В русском языке для повествовательных предложений характерна интонация конца предложения — понижение тона в конце высказывания. Сравните: Сверкнула молния, и раздался гром. Сверкнула молния. Раздался гром. Для вопросительных предложений, которые не включают вопросительные слова, характерен восходящий тон: Сверкнула молния? Раздался гром? В предложениях с вопросительным словом тон к концу высказывания понижается: Где сверкнула молния? Когда раздался гром?
это специально придуманное высказывание с труднопроизносимым подбором звуков, шуточная прибаутка. Скороговорку трудно произнести в быстром темпе: Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали. Скороговорка —
Прочитайте скороговорки Михаила Давидовича Яснова сначала медленно, а затем в быстром темпе. Старайтесь отчётливо проговаривать все звуки. 1. Пели в поле у просёлка перепел и перепёлка, а перепелёнок плакал: вся пелёнка полиняла, и перепелёнка перепёлка перепеленала. 2. Ежели вы жили возле ежевичника и ежели вы не жили возле земляничника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье земляничное. 3. Если к таксе с таской, станет такса плак-сой, станет славной такса, если к таксе с ла-ской: чтоб не тосковала такса от досады и не так совала нос куда не надо!
Д/з: записать 3-4 скороговорки, подготовиться к к/р
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1580292
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок русского языка «Выразительные средства устной речи» (5 класс)
Выбранный для просмотра документ выразительные средства устной речи.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
В нашей устной речи есть средства, которые могут создать её выразительность: смысл и и настроение.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
Мы сегодня идём в бассейн?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Выбранный для просмотра документ разработка урока.docx
МБОУ сош с/п «Село Большая Картель»
Урок русского языка в 5 классе
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УСТНОЙ РЕЧИ
Разработала Павлова Н.А., II к.к.
Выразительные средства устной речи
Познакомить учащихся с понятием выразительности речи, её составляющими (интонацией, логическим ударением, паузой), учить использовать их в речи в соответствии с замыслом автора и/или говорящего;
Развивать коммуникативные компетенции (работа с информацией разного типа и источников), осмысливание учебного материала на индуктивном и дедуктивном уровне, формулирования выводов, умения и навыки оценки и осмысливания.
Воспитание интереса к изучению русского языка, привитие культуры речи и культуры общения, воспитание толерантных взаимоотношений в процессе работы;
Орг. момент. Приветствие. Готовность к уроку. Настрой на работу. (Я рада нашей новой встрече, улыбнитесь своему соседу по парте, садитесь)
Постановка проблемной ситуации:
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Представьте себе, что вы глашатай, вам нужно прочитать царский указ так, чтобы спасти жизнь человеку. Кто хочет это сделать? (дети читают, используя различную интонацию)
Что помогло вам спасти жизнь человека? Нет, не запятая. Запятую мы не произносим. Интонация – возможный ответ. Посмотрите, насколько это важно – правильно выделить в речи слово.
В нашей устной речи есть средства, которые могут создать её выразительность: смысл и настроение.
Давайте попробуем сформулировать тему урока, исходя из этого высказывания.
Средства выразительности устной речи. (слайд)
Запишите число, классная работа и тему в тетрадь.
Объяснение нового материала.
А. Художник нарисовал картину. Что он для этого использовал? (кисти, краски, холст, бумагу – возможные ответы детей) Нравится вам? Кому нравится? Представь, что ты тоже художник – художник слова. Попробуй словами передать настроение от этой картины, так, чтобы мы поняли, что тебе нравится. Есть в классе те, кому не нравится? Попробуйте вы передать настроение. Ученик в своём ответе использовал средства выразительности. Как вы думаете, какое?
Интонацию. Правильно. Давайте поработаем с учебником. с.52.
Б. Самостоятельная работа с учебником, запись.
А какой бывает тон высказывания? (Ответы: взволнованный, радостный, раздражённый, угнетенный , задумчивый и т.д.)
В. Задания вам даны на выбор. Это разный уровень заданий. Более сложный – в учебнике, стр. 53. Проще – на листочках:
Прочитайте предложения с выражением различных чувств (радости, удивления, просьбы, сожаления, недовольства и т.д.)
Кто это в класс принёс попугая?
Ты дашь мне книгу?
Скоро ты сядешь за уроки?
Расскажи нам об этом.
Мы знаем, что интонация зависти от настроения.
Г. На экране запись:
Мы сегодня идём в бассейн?
Сколько ответов можно дать на этот вопрос? (ответы детей). Давайте проговорим вопрос и ответ. Вы задаёте вопрос, а я отвечаю. (Если не получится – наоборот, я задаю вопрос, а вы отвечаете)
Что помогло нам дать 4(!) ответа на один вопрос?
На этот вопрос нам ответит учебник (с.54)
Д. Работа с учебником, запись в тетрадь.
Что же нам помогло задать 4 вопроса? Что такое логическое ударение?
Упр. 93. Выполняется устно
Логическое ударение – ещё одно средство выразительности устной речи.
Хорошо. А что ещё помогает нам передать настроение? (мимика, жесты). Это тоже средства выразительности. Только они несловесные. Давайте немножко поиграем. Передайте с помощью мимики радость, гнев, разочарование, обиду, возмущение, поругайте маленького ребёнка.)
Мы остановили урок и сделали паузу.
А в речи что такое пауза? (остановка в речи)
Е. Учебник стр.54 — читаем вслух.Где мы ставим паузы? Что на письме нам указывает на паузы?
1 вариант – загадки (упр 96) 2 вариант – пословицы(упр97)
Обобщение. Творческое задание
Итак, что нам помогает создать выразительность в речи? (ответы детей)
А скажите, в какой профессии особенно необходима выразительность речи? Вот и побудем сейчас актёрами. Задание: я раздаю вам задание на листах по группам. Выбирайте самого артистичного и покажите как у вас получится выразительно прочитать текст. (во время чтения на экране демонстрируются слайды с картинами известных художников, иллюстрирующие стихотворения)Образец чтения показывает учитель на одном из стихотворений.
Прочитайте текст выразительно. Для этого отметьте слова, на которые необходимо поставить логическое ударение. Правильно расставьте короткие и длинные паузы, не забывая про знаки препинания. Передайте голосом настроение.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…(А.С. Пушкин)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом… (Ф.И.Тютчев)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось…(С.А.Есенин)
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака… (С.А.Есенин)
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом.
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам. (И.А.Бунин)
Учащиеся читатют, остальные оценивают аплодисментами.
Заключительный этап . Итоги. Рефлексия.
Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились со средствами выразительности речи. Какими?
Для чего необходимо выразительно читать?
Все ли могут выразительно читать?
Что для этого необходимо?
Как научиться выразительно читать?
Оцените свою работу на уроке при помощи листа оценки.
Раздача памяток «Как подготовиться к выразительному чтению»
Д/з: упр 98, 99 или по выбору любое стихотворение прочитать выразительно.
Источник
Урок родного языка в 5 классе по теме «Средства выразительности устной речи»
Блок (раздел) 3 «Речь. Речевая деятельность. Текст», по плану Рабочей пограммы 42-й урок III четверти
Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка в 5 классе по теме «Средства выразительности устной речи»»
Проект образовательного события /урока родного языка в 5 классе по теме
«Средства выразительности устной речи»
(Блок /раздел 3 «Речь. Речевая деятельность. Текст», по плану РП 42-ой и 43-ий ур. III четверти)
Планируемые образовательные результаты/критерии успеха
Осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
(компоненты культурно — компетентностного опыта/приобретена компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний , умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.)
(объем освоения и уровень владения компетенциями):
знать характеристики средств выразительности устной речи
— интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);
-тембр голоса (его окраска) ;
-сила звучания (громкость);
-темп речи (скорость произнесения);
-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;
— логическое ударение («интонация эмоций»);
уметь правильно и уместно использовать интонационные средства; с помощью интонации в предложении уметь выделять важное по смыслу слово
Урок открытия новых знаний
-обеспечение усвоения обучающимися свойств не только письменной, но и устной речи (выразительность);
— усвоение учащимися понятий интонационных средств выразительности устной речи (тон, тембр голоса, сила голоса, темп речи, пауза) ;
— совершенствование способностей учащихся интонационно правильно произносить предложения в зависимости от цели высказываний;
— расширение представлений учащихся о предложении, о его интонационных и смысловых особенностях, зависящих от цели высказывания (научиться уметь выделять важное по смыслу слово);
-систематизировать и расширять знания о различных видах словарей;
-формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа;
-развитие устной речи учащихся;
-развитие представлений о соотношении устной речи и письменной;
-развитие творческих способностей
-формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов лоно, лавировать, таска, барышня, картонаж, тапёр и др. ?
-воспитание внимательного отношения к художественному слову
1)Обеспечивать высокий уровень включённости обучающихся в учебную деятельность.
2)Формировать общие понятия о средствах выразительности речи; учить различать интонационные средства выразительности устной речи.
3)Формировать устойчивую потребность использования толкового словаря С.И.Ожегова (словарей различного типа);
4) Формирование навыков выразительного чтения и чтения наизусть (скороговорок)
ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ
Структура урока / этапы деятельности
(краткий комментарий относительно приемов для активного включения в образовательный процесс обучающихся)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Сегодня замечательный зимний день. И ничего, что на улице холодно и ещё недавно был сильный мороз. Я думаю, что зима — это оно из тех времен года, которое наравне с весной, летом, осенью имеет право быть. Тем более она такая неожиданная, снежная,…
Во все времена зима(любое время года) не только пугала своей негармоничной погодой, но и вдохновляла многих поэтов , прозаиков на новые творения. Одним из ярких примеров лирического настроения (вдохновения), отражающих состояние этого времени года можно считать строки гениального поэта , с чьего стихотворения я и хочу начать наш урок .Такое небольшое поэтическое введение, внимательно послушайте стихотворение (строки из гениальной онегинской строфы романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина), а в дальнейшем мне хочется задать Вам несколько вопросов (выразительное чтение строфы)
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми её скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета .
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает , вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
1)Весь класс во фронтальном
2)Понимают на слух текст стихотворения (строфы)
Первый вариант вопросов
Что вы видите? Кого вы видите?
..мальчишек, …видим как ступает гусь…, вьется снег
Участвуют в обсуждении
поэтического произведения во фронтальном
… радость (…Мальчишек радостный народ , …весёлый
Мелькает , вьется первый снег)
…тепло («на красных лапках»)
… «лоно» — место отдыха, если символ ( нежность , материнство, ласка) Вот почему нам тепло, когда мы читаем эти строки поэта
Второй вариант вопросов (вопросы по звукописи)
Как вы считаете, удалось мне при чтении передать ту звуковую волну, настроения , которое вкладывает в это поэтическое творение А.С. Пушкин?
Осуществляют актуализацию личного жизненного опята
Т.е.звуковая волна передавалась с помощью созвучья определённых звуков
Какую роль играют в строфе звуковые образы?
Владеют смысловым чтением и вычитывают фактуальную информацию
Какая звуковая волна рисует картину ясного зимнего дня?
Аллитерации на «л» , «м», рисуют картину ясного зимнего дня, которым любуется поэт.
Слияние множества глухих повторяющихся согласных «п», «с», и однократных «ч» и «щ» и множество звонких «з», «р» передают звуковые образы движения предметов:
…как ступает, скользит птица гусь … как падает, мелькает звездами снег
Ну что ж, погода за окном, я думаю, нас с Вами вдохновит на новые знания , которые вы получите на сегодняшнем уроке.
Актуализация и пробное учебное действие
Начнем урок с речевой разминки. Ведь это очень важно, когда устная речь активна, красива, правильна, и когда говорящий может донести необходимую информацию до слушателя , т.е сделать её понятной; Перед вами две скороговорки , произнесите их три раза с каждым разом все ускоряясь.
Пожалуйста, сначала давайте сделаем это один раз, чтобы прочитать все вместе:
Кто попробует это сделать индивидуально, самостоятельно
Слайд 2 (+Работа по учебнику:
см. стр. 129, упр. 163)
1.Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
2. Если к таксе с таской, станет такса плаксой, станет славной такса, если к таксе с лаской: чтоб не тосковала такса от досады и не так совала нос куда не надо!
1)Трое обучающихся последовательно один за другим вслух читает текст скороговорки
Анализируют степень проговаривания
(сила голоса, темп /скорость
Почему не смогли сразу выполнить задания?
Легко ли было произнести эти скороговорки? Какие звуки вызвали затруднения?
Т.е звуки «л», «р» и «в» занимают разную позицию произношения и при переходе создают некое препятствие, не дают нам возможности прекрасно произнести речь , нужно репетировать , постоянно работать над своим звуком.
Произношение звуков и определение различия в произношении (работа органов речи (артикуляция)
Скажите, что нужно для того , чтобы
скороговорка произнеслась замечательно.
Какие признаки речи мы развиваем во время скороговорок?
Анализируют степень произношения, проговаривания
(сила голоса, темп /скорость)
Чего нам не хватило при прочтении?
+ сила голоса и др.
А понятны ли Вам значения слов?
О чем они? Если говорить на доступном языке, объясните их ?
Вторая скороговорка была трудна не только в звуковом произношении , но в лексическом значении?
Объяснение значения скороговорки
Какие слова вызвали затруднения и почему?
Для того , чтобы быть более точным, откроем толковые словари. Мы откроем сейчас такую словарную работу- пополнение словарного запаса. Рубрика «Развивай свой язык» Добавь в свой лексикон ряд слов.
Чтение словарной статьи
В каком значении употреблено данное слово?
Чтение словарной статьи
Наблюдение омонимии слов, определение значения употребления слова в данной скороговорке
Почему в словаре С.И Ожегова нет этого слова
Оно устаревшее, ушло из употребления
3-ий этап. Целеполагание. Постановка практической частной познавательной задачи или определение УЗ обобщенного типа
Разминка поэтическая, слуховая разминка, разминка нашего слухового аппарата, она немножко Вас должна была натолкнуть на тему сегодняшнего урока.
Как Вы считаете, какова она? Чем мы сегодня будем заниматься? Судя потому, чем мы уже начали заниматься на поэтической разминке, речевой разминке. Если быть абсолютно точным, мы сегодня будем заниматься темпом речи, силой голоса, кроме того мы будем обращать на тембр голоса , а главное на тон нашей речи. Все эти
составляющие будут относиться к
средствам выразительности устной речи, что и будет являться нашей темой урока
— интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);
-тембр голоса (его окраска) ;
-сила звучания (громкость);
-темп речи (скорость произнесения);
-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;
— логическое ударение («интонация эмоций»
Работа в тетрадях (запись темы)
Средства выразительности устной речи
Принимают и сохраняют УЗ и цель урока
Какова цель нашего урока?
Используя эти качества речи, сделать нашу речь выразительной.
Посмотреть на себя со стороны, проанализировать, а соответствует ли наш темп речи , тембр сила голоса, мелодика речи, тон тем задачам, которые поставлены перед нами при чтении текста.
Во- первых, понять «Что такое средства выразительности устной речи?»
И, во- вторых, использовать эти качества в своей речи, накапливать их, совершенствовать
4-ый этап «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
Темп речи в наших речевых оборотах всегда разный, он зависит очень часто от многих показателей .Перед Вами две фразы. Произнесите их соответственно определенным признакам. А какие это признаки? Подумайте, и мы дальше сделаем вывод , что нам помогло.
Слайд-4 См. стр. 128, упр.165
Я не ожидал от от вас такого ответа.
Какая красивая птичка сидит на ветке!
Слайд-4.1 (наблюдение паузы в строке)
Всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры
…к концу идет на повышение(восходящий тон)
Здравствуй , солнце да утро весёлое!
«… Ведь были ж схватки боевые . »
Почему первая фраза произнесена быстро, а вторая медленно?
Что ещё помогает увидеть, что темп разный?
Содержание самой речи наталкивает нас на то , как произносить.
Помимо всего прочего в темпе речи мы использовали определенные дыхательные способности (делать паузы, нужным способом брать дыхание)
В какой фразе дыхание нужно было сделать чаще и короче?
По эмоциональной окраске разные: одно восклицательное, другое невосклицательное
Пример чтения учителем
+ Ученик (в первой)
Слушание образцовой речи фрагментов художественных произведений.
Определение исключительности тембра голоса актера .
А сейчас вновь откроем для себя знакомую нам рубрику «Круг чтения», где пронаблюдаем текст
Задача. Передать своим голосом мелодику речи. Прочитать текст выразительно (предлагается прочитать текст подготовленному ученику)
А вы должны определить, удалось ли вашему однокласснику выполнить поставленную задачу
1)Чтение и изучение фрагмента повести А.С. Пушкина «Метель», «Барышня-крестьянка» и др.
2)Чтение и изучение фрагмента рассказа А.С. Куприна «Тапёр»
Выходят на роль эксперта
(оценивают темп речи , точность, выразительность)
Фрагмент текста из художественного произведения А.С. Куприна «Тапёр»
Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. Приезжали все новые и новые гости. Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. Взрослых приглашали в гостиную, а маленькие завлекали в детскую и столовую , чтобы запереть их там предательским образом. В зале ещё не зажгли огня. Огромная елка посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. Там и здесь на ней тускло поблескивала , отражая свет уличного фонаря, позолотой цепей, орехов и картонажей.
Дуняша все ещё не возвращалась, и подвижная , как ртуть ,Тина сгорала от нетерпеливого беспокойства. Десять раз подбегала она к Тане, отводила её в сторону и шептала взволнованно:
— Танечка, голубушка, как же теперь нам быть.
Ведь это же ни на что не похоже.
Таня сама начинала тревожиться . Она подошла к старшей сестре и казала вполголоса:
— Я же и не придумаю, что делать. Придётся попросить тетю Соню поиграть немного… А потом я её сама как-нибудь заменю.
— Благодарю покорно, — насмешливо возразила Лидия. Тетя Соня будет потом нас целый год своим одолжением донимать. А ты так хорошо играешь, что уж лучше совсем без музыки танцевать.
В эту минуту к Татьяне Аркадьевне подошел, неслышно ступая своими замшевыми подошвами , Лука.
— Барышня, Дуняша просит вас на секунду выйти к ним.
— Ну что, привезла? – сбросили в один голос три сестры.
— Пожалуйте-с. Извольте-с посмотреть сами, — уклончиво ответил Лука. –Они в передней… Только что-то сомнительно-с… Пожалуйте.
В передней стояла Дуняша, еще не снявшая шубки, закиданной комьями грязного снега. Сзади её копошилась в темном углу какая-та маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший её голову.
— Только, барышня, не браните меня, — зашептала Дуняша, наклоняясь к самому уху Татьяны Аркадьевны. – Разрази меня бог – в пяти местах была и ни одного тапера не застала. Вот нашла этого мальца, да уж и сама не знаю , годится ли. Убей меня бог, только один остался.
Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…
Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища. Понимая , что речь идет о нем , он в неловкой выжидательной позе держался в своем углу , не решаясь подойти ближе. Наблюдательная Таня, бросив на него украдкой несколько взглядов, сразу определила про себя, что этот мальчик застенчив, беден и самолюбив. Лицо у него некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по-детски серьзно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать-двенадцать.
Есть ли в речи показатели, слова, которые отражают эпоху времени писателя, а не нашего современника?
Источник