Способы слезть с нефтяной иглы

Как нам слезть с нефтяной иглы? Часть 1

Итак, экономическая программа для оппозиции должна, в первую очередь, предложить пути того, как стране слезть в нефтяной иглы.

Сначала я расскажу о применяемой для построения такой программы простой методике.

МЕТОД «ПЯТЬ ПОЧЕМУ?»

Метод «Пять почему» связывают с японской компанией «Тойота», где его начали применять еще в прошлом веке для описания причинно-следственных цепочек анализируемых проблем на производстве.

1. Если есть проблема — то задается первый вопрос — «Почему она возникла?». Например, студент пропустил первую пару занятий в вузе по предмету «Введение в теорию менеджмента». Спрашивается, почему? Например потому, что ему не нравится лекция преподавателя.

2. Затем задается второе «почему» — Почему лекции преподавателя не нравятся этому студенту? Например, потому, что преподаватель просто пересказывает учебники, не очень разбираясь в теме.

3. Вопросы «почему» продолжаются. Почему преподаватель плохо знает свой предмет — только теоретически? Например, потому, что он стал преподавателем сразу после окончания вуза (его взяли ассистентом на кафедру).

4. Продолжаем строить причинно-следственную цепочку — задаем четвертое «почему» — Почему преподаватель не стал искать работу по совместительству, например, консультантом по управлению? Быть может потому, что он молодой семьянин и должен помогать жене в уходе за маленьким ребенком.

5, Задаем пятое «почему». Например, почему наш молодой преподаватель не использует управление студенческой группой для приобретения реального управленческого опыта и демонстрации студентам этого опыта для лучшего закрепления теоретических знаний (например, рассматривая такие темы как планирование (урока), мотивация (студентов), контроль домашних заданий, неформальные группы на примере студенческих и т. д. ?

Оказывается потому, что преподаватель не знал о такой возможности. Решение найдено — рекомендуем молодому преподавателя прямо на занятиях приобретать управленческий опыт и приводить свои личные примеры по менеджменту на примере своих наблюдений. Ну, а когда его ребенок подрастет — устроиться на еще на одну работу по совместительству для приобретения большего управленческого опыта.

Понятно, что «пять почему» — это условная цифра. Вопросов может быть и больше и меньше.

Ну а наш первый вопрос для построения экономической программы для оппозиции будет такой: ПОЧЕМУ «НАС НЕ ХОТЯТ»?

Речь идет о том, что основной наш экспорт — это энергетическое сырье. Или, как выражаются экономисты — «мы сидим на нефтяной игле». Спрашивается почему?

Источник

Место встречи можно изменить

Курс рубля к доллару зависит прежде всего от нефтяных котировок. Так же привычна констатация о «нефтяной игле» — зависимости российской экономики, не только рубля, но и федерального бюджета от все той же цены барреля нефти.

Столько же, сколько говорят об «игле», рассуждают и о необходимости слезть с нее. К этой актуальной задаче надо подходить с разных сторон. Конечно, главное решение — это диверсификация российской экономики и прежде всего ее экспорта. Сложившиеся сегодня условия облегчают эту задачу. Фактическая девальвация рубля, произошедшая в 2014-2015 годах, резко повысила конкурентоспособность российского экспорта. Но, увы, не за счет продвижения на рынок новых продуктов, а просто за счет цены.

Росстат подтверждает: в кризисном 2015 году чистая прибыль российского корпоративного сектора увеличилась на 50,2 процента. Этот рост обеспечил именно экспорт благодаря новым курсовым соотношениям. Хрестоматийный пример: в том же году «Газпром», несмотря на существенное (до 30 процентов) падение экспортных цен в Европе, сумел в 5 раз (!) увеличить чистую прибыль.

Диверсификация экспорта, конечно, не означает принижение значения традиционного углеводородного экспорта из России. Нефтяные и газовые богатства нашей страны — ее «проклятье» только в том случае, если ограничиваться их добычей и продажей, а дальше почивать на лаврах. Задача — превратить это богатство в средство, повышающее качество развития российской экономики и жизни общества в целом. Как это направление увязать с необходимостью снизить уязвимость российской экономики от внешних факторов и прежде всего нефтяной конъюнктуры?

Читайте также:  Учет смр подрядным способом

Одно из решений предлагает Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). Это российская биржа, на которой продаются и покупаются традиционные для России биржевые товары, расчеты ведутся в рублях.

Предстоит решить весьма сложные задачи. Во-первых, сделать российскую нефтяную марку Urals сначала узнаваемой в мире, а потом и одним из мировых нефтяных брендов. Во-вторых, вести расчеты за российские нефть и газ в рублях. Именно СПбМТСБ должна стать полигоном решения поставленных задач. Об этом не один раз недвусмысленно высказывался президент России Владимир Путин. 27 октября 2015 года он заявил: «Необходимо продолжить работу по совершенствованию биржевых механизмов в торговле нефтью, нефтепродуктами и газом. Год назад. была запущена торговля природным газом на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. За это время объем торгов составил 6,8 миллиарда кубометров. С развитием биржевой торговли необходимо формировать независимые национальные ценовые индикаторы на основные виды топливно-энергетических товаров». Именно так биржа и развивается.

10 мая 2006 года в послании президента РФ Федеральному Собранию есть и такая постановка задачи: «Реальная конвертируемость рубля во многом зависит от его привлекательности как средства, используемого для расчетов и сбережений. И здесь нам еще очень многое предстоит сделать. В частности, рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширять зону своего влияния. В этих же целях необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами. Торговлю — с расчетом рублями. Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас?».

Задача перейти в расчетах за российский экспорт важнейших биржевых товаров нефти и газа на рубли ставится не в первый раз. Но в начале июня 2016 года правительство наконец-то утвердило план мероприятий, необходимых для запуска на российской бирже торгов поставочными биржевыми экспортными контрактами. В числе приоритетных направлений — изменение законодательства в части допуска на биржу нерезидентов, порядка формирования экспортных и позиционных графиков «Транснефти», а также проведение road show фьючерса в Лондоне, Женеве и Сингапуре.

Другими словами, произошел решительный поворот от обсуждений к действиям. Казалось бы, время для этого не слишком благоприятное: война санкций продолжается, как и попытки изолировать Россию. Но, с другой стороны, именно сейчас наметились, как говорят дипломаты, «подвижки», которые следует развить.

Во-первых, во многих европейских странах все громче звучат призывы отказаться от антироссийских санкций. Во-вторых, России уже удалось пробить небольшую, но брешь в финансовой блокаде со стороны Запада. Минфин сумел разместить организованный ВТБ выпуск еврооблигаций. Пусть небольшой — всего 1,75 млрд долл., но его основные покупатели — иностранные резиденты, по признанию самого минфина, прежде всего из Великобритании. В-третьих, юбилейный, двадцатый Петербургский международный экономический форум возвращает себе статус русского Давоса. В его работе участвуют генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, премьер-министр Италии Маттео Ренци, ряд руководителей крупнейших европейских компаний. Маятник качнулся от санкций. Почему бы его не подтолкнуть?

Но вернемся к зависимости России от нефтяной конъюнктуры. Расчеты за нефтяной экспорт в рублях — лишь первый трудный шаг, параллельно должно происходить укрепление экономической мощи России. Без этого переход на расчеты в рублях останется только заявкой на независимость от внешней конъюнктуры. Есть риск формального перехода к рублевым расчетам, на самом деле цена будет по-прежнему определяться в долларах, рубли появятся лишь при пересчете курса. Если все останется так, то возникает опасность фактического занижения экспортной цены. Покупатель будет страховаться от рисков колебаний рубля, перекладывая эти риски на продавца. В выигрыше окажутся лишь банки, ведущие курсовые пересчеты; неслучайно именно банкиры активнее самих нефтяников поддерживали идею перехода в расчете за экспорт российских нефти и газа на рубли.

Читайте также:  Почему способ получения серной кислоты назвали именно контактным

Риски есть всегда. На них нельзя закрывать глаза, им нужно противостоять. Первые реальные успехи возможны при расчетах с Китаем и Индией, соответствующие уроки могут потребовать совершенствования механизма расчетов. Но, еще раз, очень многое зависит от того, как будет развиваться вся российская экономика.

Дорогу осилит идущий. В конце концов, когда-то именно рубль был мировой валютой при расчетах за пушнину.

Источник

Твори или деградируй: как России слезть с нефтяной иглы

Неустойчивая ситуация на мировом рынке углеводородного сырья, сильная волатильность цен на него поставили в очередной раз на повестку дня вопрос о диверсификации российской экономики. По мнению экспертов, этому могут помочь те отрасли, которым ранее государство не уделяло пристального внимания, – мода и дизайн, разработка компьютерных игр и анимация и другие. Их доля в валовом внутреннем продукте нашей страны сравнительно невелика, но, возможно, они помогут снять экономику с сырьевой иглы.

Замена нефти и стали

Нынешний 2021 год ООН объявила Международным годом креативной экономики, призванной прийти на смену индустриальной. Вместе с тем отношение к ней со стороны общества явно неоднозначное хотя бы уже в силу того, что далеко не все представляют суть креативной экономики.

Впервые же термин «креативная экономика» был использован правительством Великобритании в 1998 году в качестве одного из приоритетов национальной политики. Между тем еще в начале 1990-х годов британский куртуролог Чарльз Ландри придумал концепцию креативного города, в соответствии с которой культурные ресурсы смогу заменить нефть и сталь.

ТюмГУ и мэрия Тюмени договорились о совместной подготовке креативных кадров

«Креативная экономика, которую еще называют «экономика знаний», – это сектор экономики, предполагающий создание продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческий подход, индивидуальный талант и профессиональные навыки автора или команды. Такие продукты и сервисы обладают не только культурной ценностью, но и коммерческим потенциалом, они создаются за счет бизнеса и предпринимательства, – рассказала Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University. – К креативным индустриям относятся искусство, дизайн, мода, компьютерная графика, анимация, разработка компьютерных игр, IT, архитектура и урбанистика, кино, телевидения, новые медиа, музыка и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело и журналистика, образование в креативных индустриях».

Сегодня перед Россией стоит задача достичь показателей ведущих стран, где доля креативной экономики в валовом внутреннем продукте (ВВП) доходит до 10 %. Этого можно добиться, создав условия для интеграции креативных отраслей с другими секторами. Креативная экономика может повлиять на многие экономические сферы, начиная от туризма и заканчивая промышленностью.

«Креативные индустрии – это сектор экономики, который во всем мире ежегодно растет в среднем на 8 %. На сегодняшний день более 25 стран мира ставят приоритетом его развитие, имеют соответствующие программы и мониторинг вклада индустрий в местные экономики. Для российской экономики это еще новый, недостаточно изученный сектор. Но уже сейчас его высокий потенциал очевиден», – заявила директор центра городских компетенцией Агентства стратегических инициатив (АСИ) Татьяна Журавлева в ходе презентации атласа креативных индустрий, состоявшейся в конце апреля.

По оценкам АСИ, суммарный вклад креативных индустрий в экономику России составляет порядка 5 % ее ВВП или более 5,3 трлн рублей. На сегодняшний день в них работает почти 748 тыс. организаций, их выручка превышает 10,7 трлн рублей в год (примерно 4,2 % от суммарной выручки всех предприятий в России). В креативной экономике занято почти 5 % от общего числа сотрудников российских организаций.

Их ежегодная выручка в среднем составляет свыше 10,7 трлн рублей, или 4,21% от суммарной выручки всех организаций страны. В креативных индустриях заняты почти 5% от числа сотрудников всех российских предприятий.

Лидером же по вкладу креативных индустрий в валовой региональный продукт традиционно является Москва с долей 18,5 %, тогда как доля Санкт-Петербурга равна 12,6 %, Тюменской области – 8,9 %, Костромской – 7 %, Новосибирской – 5,4 %, Московской – 4,7 %.

Читайте также:  Способы крепления мачты для антенны

Эффект Бильбао

В то же время креативная экономика в России не настолько сильно развита, как на Западе. По мнению Екатерины Черкес-заде, основная проблема заключается в том, что креативные индустрии в России долгое время не формулировали себя единым полем и не относили себя к сектору экономики.

«Часть из них считала себя дотационной сферой (театр, выставки, иногда кино), часть жила на территории бизнеса (например, разработка игр). Только в последние пару лет на крупных форумах представители разных индустрий начали собираться на одной сцене и обсуждать общие проблемы, искать формы сотрудничества», – констатировала она.

Екатерина Черкес-заде обратила внимание на тот факт, что в федеральном законодательстве не закреплено понятие «креативные индустрии», нет и органа регулирующего их деятельность. Тем не менее, в Москве и ряде других субъектах РФ ситуация постепенно меняется, например, в июле 2020 года в Ханты-Мансийском автономном округе был принят первый в России закон «О креативных индустриях».

В России будут изучать творческое предпринимательство

По поводу возможности смены парадигмы развития экономики нашей страны за счет отхода ставшего традиционного упора на добычу нефти, природного газа и угля, производства черных и цветных металлов и их экспорта за границу в сторону дизайна, моды или компьютерной графики, призванных стать «новыми углеводородами» эксперты расходятся во взглядах. Особенно остро заметны их противоречия в отношении моногородов, зависящих от стабильности функционирования одного или нескольких промышленных предприятий и деградирующих в результате их закрытия.

«Рассчитывать на кардинальную диверсификацию промышленных моногородов за счет развития креативной индустрии вряд ли реально. Все-таки этот сегмент больше относится к экономике крупных городов, так как требует качественного и специфического образования, а также существенного локального спроса на подобные услуги. Тем не менее, даже относительное скромное развитие креативного сектора в промышленном моногороде может заметно увеличить его привлекательность для жителей и улучшить имидж для внешнего мира», – размышляет Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг».

Екатерина Черкес-заде с ним не согласна. «Креативные индустрии могут диверсифицировать продукты и услуги, которые производит страна. Ведь у креативных продуктов — большой экспортный и инвестиционный потенциал. Кроме того, креативные индустрии могут помочь перезапустить более традиционные секторы экономики, – так, дизайн играет не последнюю роль в автомобильной промышленности, – считает она. – За счет креативных индустрий можно переупаковать и отдельные города, если они сами увидят свой потенциал и решат, что, к примеру, Калининград – про разработку игр, Якутск – про дизайн ювелирных изделий, Томск – про IT. Я уверена, что «эффект Бильбао» возможен и в нашей стране».

Упомянутый ею «эффект Бильбао» имел место в реальности и был связан с открытие в 1997 году в промышленном испанском городке Бильбао филиала музея Гуггенхайма. Его здания представляет собой сложное сооружение из камня, титана и стекла. Чтобы соответствовать архитектурному шедевру, всему городу пришлось кардинально измениться – в нем построили новый аэропорт, проложили метро, обновили целые кварталы.

«Максимальный эффект возникнет в том случае, если креативная экономика будет развиваться не сама по себе, а в связке с традиционными отраслями. Например, качественный промышленный дизайн может способствовать увеличению стоимости и объемов продаж товаров. IT-сегмент – повышать производительность труда в других секторах экономики. В подобной ситуации возникнут синергетические эффекты, то фактический результат выйдет далеко за рамки роста самих креативных отраслей», – прогнозирует Моисей Фурщик.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости , Google News , а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram , Facebook , Instagram , ВКонтакте , Одноклассниках и Twitter .

Источник

Оцените статью
Разные способы