- Как привлечь финансирование в действующий бизнес?
- Откуда бизнесу взять деньги
- Андрей Фоменко
- Очевидный вопрос — зачем бизнесу деньги
- Три группы источников финансирования
- Условно-бесплатные деньги
- Инвестиции
- Предприниматель открыл кафе, через год понял, что ему не хватает денег и опыта
- Кредитование
- Сравнение источников финансирования
Как привлечь финансирование в действующий бизнес?
Привлечь финансирование позволяют различные инструменты рынка инвестиций. Количество таких инструментов ограничено.
Какие способы привлечения финансирования существуют? Что важно знать предпринимателю, желающему привлечь финансирование? На эти вопросы ответим в данной статье. При условии, что компания является инвестиционно привлекательной (подробнее о факторах инвестиционной привлекательности здесь ), у нее существует несколько различных вариантов привлечения финансирования.
Рассмотрим несколько самых популярных работающих на рынке способов привлечения капитала в малый бизнес.
Привлечь деньги на онлайн-площадке (краудлендинг)
Краудлендинг (народное кредитование) — коллективное онлайн-кредитование группой инвесторов индивидуальных предпринимателей или компаний. Ключевым звеном в краудлендинге является инвестиционная онлайн-площадка.
Параметры долгового капитала:
Сумма: в среднем 5-15 млн. руб. (до 200 млн.руб.)
Процент: в среднем 23-26% (до 34%).
Скорость получения: от нескольких дней до нескольких недель.
Срок займа: от нескольких недель до нескольких месяцев.
Целевой портрет заемщика:
Компания, не обладающая ликвидными залогами и поручителями. Цели займа – развитие бизнеса, реализация гос.контракта. Средняя годовая выручка – от 50 млн.руб./год и выше. Срок работы компании – от полугода.
Доступность для малого бизнеса:
Для компаний, срок работы которых от полугода и выше с выручкой от нескольких миллионов годовой выручки. Компания проходит через внутренний скоринг площадки на наличие стоп-факторов, получает оценку финансового состояния. Компании с высоким риском дефолта не принимаются к размещению на площадке. Доля проектов из числа допущенных и завершенных успешно в среднем составляет 35%.
Значимые представители рынка:
— Penenza
— МодульДеньги
— Поток Диджитал
— StartTrack
— АтомИнвест
— Сберкредо
Привлечь частного инвестора
Привлечение частного инвестора в бизнес, как правило происходит по схеме продажи доли бизнеса, либо выдачи займа. Встречаются и комбинированные схемы покупки доли + займа, а также схемы конвертируемого займа, при которой, если компания не может в срок вернуть деньги, то расплачивается с инвестором долей.
Привлечение частного инвестора, пожалуй, самая творческая задача для бизнесмена. В отличие от других инструментов, правила на рынке поиска частного инвестора отсутствуют, а ожидания конкретных инвесторов различаются в зависимости от инвестиционных аппетитов, наличия отраслевой специализации в инвестициях и других факторов. Почти во всех случаях, привлекая частного инвестора, компания теряет полную самостоятельность в принимаемых решениях, особенно стратегических.
Параметры привлеченного капитала:
Сумма: От несколько сот тысяч рублей до нескольких сот миллионов рублей.
Процент: Среднее ожидание по окупаемости инвестиций – от 1 года до 3-х.
Скорость получения: от нескольких дней до нескольких месяцев.
Срок займа: от нескольких недель до нескольких лет.
Целевой портрет заемщика:
Компания, готовая допустить в бизнес еще одного участника. Как правило целью привлеченного финансирования является развитие компании, выход на новые рынки, выпуск нового продукта на рынок.
Доступность для малого бизнеса:
Доступность для малого бизнеса ограничивается количеством инвесторов, желающих вложиться в новый бизнес. На сегодняшний день инвестиционная активность в России не высокая. Количество инвестиционных сделок по сравнению с выдачей кредитов относительно низкое. В связи с этим доступность данного инвестиционного инструмента для малого бизнеса оценивается как низкая.
Представители рынка (площадки по поиску инвесторов):
— beboss.ru
— businessesforsale.ru
— business-platform.ru
— start2up.ru
— biznet.ru
— finatica.com
— deloshop.ru
Получить банковский кредит
Банковский кредит – денежная ссуда, предоставляемая коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями для текущей или инвестиционной деятельности, обеспечивается товарно-материальными, золотовалютными ценностями или ценными бумагами, долговыми обязательствами. Из самого определения следует, что банк предоставляет ссуду под залоги. Как правило, залогами являются транспортные средства, недвижимость, реже – оборудование.
Параметры долгового капитала:
Сумма: в среднем от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов.
Процент: в среднем 12-17%.
Скорость получения: от 3 до 7 лет.
Срок займа: в среднем 3-5 лет.
Целевой портрет заемщика:
Компания, обладающая ликвидными залогами и поручителями. Цели займа – развитие бизнеса, пополнение оборотного капитала. Средняя годовая выручка – от 50 млн.руб./год и выше. Срок работы компании – от полугода.
Доступность для малого бизнеса:
Для компаний, срок работы которых от полугода и выше с выручкой от нескольких миллионов годовой выручки. Компания проходит через банковский скоринг на наличие стоп-факторов, получает оценку финансового состояния.
Наиболее значимые представители рынка:
— Сбербанк
— ВТБ
— АЛЬФА-БАНК
— Промсвязьбанк
— Райффайзенбанк
— АК БАРС БАНК
— Банк ЗЕНИТ
— МСП Банк
Привлечь деньги через эмиссию и продажу облигаций
Эмиссия облигаций – это выпуск компанией ценных бумаг для дальнейшей продажи инвесторам, по которым они будут получать купонный доход и иметь возможность продажи бумаги по рыночной цене. Облигации различают биржевые и внебиржевые (коммерческие). Внебиржевые продаются вне биржи. Ставки по ним обычно выше. Выпустить коммерческие облигации, в отличии от биржевых, может практически любая компания. Вероятность и скорость продажи облигаций зависит от инвестиционной привлекательности компании.
Параметры долгового капитала:
Сумма: от 50 млн.руб. до нескольких сот миллионов.
Процент: в среднем 9-12%.
Скорость получения: от нескольких месяцев.
Срок займа: в среднем на 2-4 года.
Целевой портрет заемщика:
Средняя годовая выручка компании от 100 млн.руб./год. Компания обладает достаточной инвестиционной привлекательностью. Компания существует на рынке несколько лет, способна выплачивать инвесторам купонный доход и иметь возможность погашения долга в конце периода эмиссии облигаций.
Доступность для малого бизнеса:
Эмиссия и продажа коммерческих облигаций обладает высокой доступностью для компаний малого бизнеса за счет возможности их регистрации практически любой компанией. При условии достаточной инвестиционной привлекательности компании, а также привлекательной доходности, облигации пользуются спросом на инвестиционном рынке, так как права инвесторов защищены в достаточной мере. Эмиссия биржевых облигаций является более трудоемким процессом по сравнению с эмиссией коммерческих облигаций, накладывающим дополнительные требования к потенциальным инвесторам. Тем не менее, доступность по сравнению с банковским кредитом оценивается как достаточно высокая, в связи с отсутствием необходимости предоставления залогов, более гибким скорингом со стороны организаторов процесса.
Представители рынка:
— Московская биржа.
— Национальный расчетный депозитарий.
Вывод:
В зависимости от целей компании и ее специфических особенностей, целесообразно применять тот или иной инструмент привлечения финансирования. Так, на небольшой срок небольшую сумму денег быстрее и проще всего привлечь через краудлендинговую площадку. При наличии ликвидных залогов, поручителей, на оборотный капитал или реализацию инвестиционного проекта имеет смысл рассматривать банковское кредитование. При наличии высоких рисков развития бизнеса или желания владельца бизнеса привлечь партнера, имеет смысл рассматривать привлечение частного инвестора. Для получения длинных денег в размере от нескольких десятков миллионов рублей по умеренной ставке, оптимальным инструментов будет эмиссия коммерческих или биржевых облигаций.
Ознакомиться с возможностями Росконсалтинг относительно сопровождения привлечения финансирования на бирже по ссылке здесь >>
Источник
Откуда бизнесу взять деньги
Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов
Андрей Фоменко
Директор финансового департамента «Нескучных финансов»
У предпринимателя есть несколько способов привлечь деньги на развитие бизнеса. Среди них — заключить сделку с инвестором, объявить сбор через краундфандинг, получить субсидии или кредит. Рассказываем о каждом способе.
Очевидный вопрос — зачем бизнесу деньги
Деньги — это главный актив бизнеса. Все просто: если их нет, бизнес не работает.
Кажется, вот компания заработала, владелец получил деньги на счет — и все, больше никаких трат. Так не выйдет: если бизнес хочет развиваться, придется закупать, нанимать сотрудников, платить им зарплату.
По большей части схема такая: вложил рубль — получил с него два.
Магазин купил ящик фруктов за 500 ₽, продал за 650 ₽. Разница между тем, что вложил, и тем, что получил от клиентов, — заработок бизнеса. В этом примере — 150 ₽. В следующий раз магазин хочет купить уже два ящика, чтобы продать и заработать 300 ₽. Для того, чтобы закупить больше фруктов нужны деньги.
В реальности бизнес всегда хочет тратить больше, чем зарабатывает — это нужно, чтобы масштабироваться и расти. Поэтому без привлечения инвестиций довольно сложно обойтись.
Три группы источников финансирования
Можно попробовать развиваться на собственные деньги. Это когда ты инвестируешь свою чистую прибыль в бизнес. Например, закрыл сделку на 500 000 ₽, понес расходы на 350 000 ₽, а 150 000 ₽ оставил в бизнесе. Но так получается не всегда. Расходов может оказаться больше, а 150 000 ₽ не хватит на то, чтобы обогнать конкурента. Поэтому компании ищут источники дополнительных денег.
Обычно, когда компания привлекает заемные средства, это называется «финансовый рычаг». При правильном подходе он показывает, каким будет эффект от заемных средств.
Источники финансирования можно поделить на группы:
- Условно-бесплатные деньги. Это когда берешь взаймы, но не платишь за использование денег. Взял 100 тысяч рублей — отдал 100 тысяч. А есть варианты, когда и отдавать не нужно.
- Инвестиции. За них предприниматель платит — например, передает долю в компании. Еще один человек становится совладельцем и получает право на прибыль.
- Кредит. За него предприниматель тоже платит — основной долг и вознаграждение банку. Это может быть фиксированная сумма или процент.
Это условное деление. Скажем, друг может дать взаймы просто так, а может под процент, но меньший, чем в банке. Но в большинстве случаев такое деление совпадает с реальностью.
Условно-бесплатные деньги
Первая группа источников финансирования — условно-бесплатная помощь. Вот как можно взять деньги:
- Уговорить родителей или друзей вложиться в ваш бизнес.
- Получить деньги или помощь от государства. Это гранты, субсидии, оплата услуг.
- Попросить незнакомых людей скинуться. Это называется «краудфандинг»: люди сбрасываются на проект, который считают интересным. Просто так. По механике напоминает благотворительность, только люди помогают не хоспису, а бизнесу.
Друзья и семья. Обычно у друзей и семьи занимают посильные суммы. Например, родители продали квартиру дедушки и готовы одолжить сыну треть ее стоимости. Так в качестве поддержки предприниматель получает 300 тысяч рублей.
Сколько удастся занять — зависит от семьи и отношений. Одна семья спокойно расстается с миллионом, у другой и лишних ста тысяч нет.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Скорее всего, получится занять один раз, потому что свободных денег обычно не так много. |
Например, занял 300 тысяч рублей на запуск магазина. Через год понадобилось еще 200 тысяч рублей, а у семьи свободных денег уже нет.
Семья или друг могут решить, что они не просто дали в долг, а стали партнерами. Поэтому начнут бесконечно советовать и просить отчитаться перед ними
Можно договориться не возвращать
Гранты и субсидии от государства. Во многих регионах России действуют программы развития предпринимательства. Благодаря им бизнес просто так получает деньги или услуги. Сколько можно получить и на каких условиях — зависит от региона и бизнеса
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Деньги может получить определенный бизнес из определенной сферы. Например, открыть таким способом сигаретную лавку не получится, потому что сигареты вредят здоровью. Государство не выделяет деньги на «вредный» бизнес. |
Деньги можно потратить только на согласованную цель, а не на что хочешь. Например, фитнес-центр получил субсидию на закупку тренажеров, а сам оплатил аренду из этих денег. Аренда — нецелевое использование, субсидию придется вернуть.
Суммы зависят от типа программы и от региона. Например, в Москве выделяют 700 тысяч рублей на продвижение товаров на маркетплейсах и до миллиона рублей на бизнес по франшизе. Но в другом городе такой программы может и не быть. О поддержке малого бизнеса.
Чтобы получить государственную поддержку, нужно готовить большой комплект документов. Тратятся бюджетные деньги, поэтому государство хочет быть уверенным, что они пойдут на бизнес, а не на новый Майбах. Все это влияет на время получения денег: процесс может занять и месяц, и два.
Документы собираются для заявки на участие, а потом — чтобы отчитаться за использование денег
Краудфандинг. Краудфандинг — общий термин для совместного финансирования проектов. Есть два основных варианта:
- Деньги нужно возвращать. В этом случае деньги привлекаются через кредитование. Например, компания получает деньги от физлиц под определенный процент. Об этом мы поговорим в разделе о кредитах.
- Деньги возвращать не нужно. Деньги привлекаются в обмен на сам продукт или нематериальное вознаграждение. Это называется ревордс-краудфандинг, от английского слова rewards — награды. Но чаще всего в СМИ и соцсетях пишут просто «краудфандинг». О нем мы говорим в этом разделе.
Краудфандинг помогает привлечь деньги на новый продукт. Это может быть материальное — техника, печатная книга — или нематериальное: фильм, музыкальный альбом, игра.
Известные зарубежные платформы для краудфандинга — Индигоугоу и Кикстартер, российские — Планета и Бумстартер.
Отечественный фильм «28 панфиловцев» собрал 3 млн рублей через российскую площадку «Бумстартер». Описание проекта на платформе.
Производитель умных часов Pebble собрал более 20 млн долларов на «Кикстартере». Первый миллион компания получила за 50 минут.
Деньги вкладывают обычные люди, каждый — сколько считает нужным. За свою помощь они получают бонусы: скажем, доступ к вебинару, скидку, благодарственное письмо, право первыми купить товар. Это все равно что быть первым в очереди за новым Айфоном.
Чтобы заинтересовать проектом, авторы максимально красочно рассказывают о нем. Для этого используют специальные платформы.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Обычно деньги получают инновационные бизнесы с инновационным продуктом или творческие проекты. |
Например, умные часы, которые делают всё, разве что дом не строят. А вот деньги на вторую шаурмячную не получить.
Непредсказуемо. Нельзя заранее оценить, сколько денег удастся получить. Может, пользователям понравится идея и они вложат несколько миллионов, а может — ничего
Есть платформы, где не надо возвращать деньги, даже если проект не запустился
Инвестиции
Предприниматель может получить инвестиции: деньги, недвижимость, оборудование или любые другие ценные ресурсы для бизнеса.
Возможные источники инвестиций:
- Коммерческие фонды. Например, фонды, которые вкладывают в : Run Capital и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
- Фонды с господдержкой. Например, Фонд развития промышленности при Минпромторге, он финансирует только промышленность.
- Частные инвесторы.
В инвестициях полезно разделять понятия, которые кажутся близкими по смыслу. Давайте сначала разберемся с партнером и инвестором:
- Партнер — тот, кто участвует в бизнесе, как будто в компании два генеральных директора и они вместе развивают бизнес.
- Инвесторы вкладывают деньги и могут давать советы, но они не участвуют в ежедневной работе компании. Их можно сравнить с внешним консультантом.
Если забыть о разнице, есть риск навредить себе, например лишиться сделки совсем или подписать контракт, но на невыгодных для себя условиях.
Предприниматель открыл кафе, через год понял, что ему не хватает денег и опыта
Если привлекает партнера. Тогда он предлагает брату — шеф-повару в крупном ресторане — вложить деньги и стать вторым управленцем: приходить в кафе каждый день, помогать с меню, нанимать официантов, закупать продукты. Брат становится партнером.
Если привлекает инвестора. Предприниматель знакомится с опытным ресторатором, у которого своя сеть. Ему нравится бизнес, он готов вложить деньги и консультировать предпринимателя.
Ресторатор будет приезжать раз в месяц, смотреть цифры бизнеса, общаться с ключевыми сотрудниками и говорить, что бы он улучшил на месте предпринимателя. Но настаивать не будет. Его цель — вложить и получить деньги с прибылью.
Теперь разберемся с профессионалами и условно любителями. Профессионалы системно зарабатывают на инвестициях, чаще всего вкладывают сразу во много компаний. Один из них — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), он вложил в более чем 400 компаний.
Случайные инвесторы — это когда инвестиции не стали основным заработком. Допустим, предприниматель предложил другу вложить деньги в бизнес. Тот поверил в идею и дал миллион рублей из накоплений. При этом друг работает в штате банка и зарабатывает на своей профессии, а не инвестициях.
Инвестиции подходят не всем бизнесам, могут быть юридические и бизнес-ограничения. Это большая тема, поэтому в этой статье мы разберем только основные моменты
Юридически долю можно получить только в ООО, ИП на доли не делится. Поэтому инвесторы вкладывают в компании, а индивидуальные предприниматели могут получить только заемные деньги.
За инвестиции надо платить. Предприниматель и инвестор договариваются, что тот передает ресурсы на определенных условиях. Чаще всего это деньги в обмен на долю в бизнесе, так что инвестор становится соучредителем. Например, инвестор вкладывает миллион рублей и получает долю в компании — 20%.
Инвестору выгодно вкладываться в бизнес, потому что он получает право:
- Принимать решения и влиять на управление компанией. Например, закрыть одну из торговых точек, потому что она убыточная. Или требовать отчетов раз в неделю.
- Получать дивиденды. Это часть прибыли, которую получают все, у кого есть доля в компании. Обычно дивиденды выплачивают пропорционально доле.
Приведем простой пример.
У компании два учредителя: у одного доля в 60%, у другого — 40%. Всего выплачивается дивидендов на 100 тысяч рублей.
Доля учредителей в дивидендах равна их доле в компании. Это значит, что учредитель с долей в 60% получает 60 тысяч, а второй — 40 тысяч.
Размер выплаты инвестору зависит от прибыли: чем она выше, тем больше надо платить.
Партнер вложил миллион в обмен на долю в компании 20%. Если у компании есть прибыль и она распределяет дивиденды, партнер получает часть этой прибыли.
Если общая сумма дивидендов 100 тысяч — он получает 20 тысяч.
Если дивиденды 10 млн — партнер получает 2 млн.
Когда говорят об инвестициях, часто произносят термин «стартап». Есть инвесторы, которые вкладываются только в стартапы.
Стартап — компания, которая только-только начала работу. Но это не любой бизнес. Чтобы называться стартапом, бизнес должен быть инновационным, поэтому обычно стартапы — это . Например, производители или разработчики:
- умных весов;
- фитнес-трекера;
- приложения для ведения дел;
- онлайн-сервиса по подбору одежды от стилистов.
Шаурмячная, продуктовый магазин, оптовая база не считаются стартапами. Такие компании называются классическим, или традиционным, бизнесом. У большинства наших клиентов именно такой бизнес. Поэтому они не смогут получить деньги от инвесторов, которые поддерживают стартапы.
Нет универсальных условий инвестирования, они зависят от инвестора и бизнеса. Предприниматель может договориться с частным инвестором, что тот не будет получать дивиденды в ближайшие два года, потому что деньги пойдут на развитие компании. А фонд может включить в договор требование, что, если прибыль падает до определенного уровня, он выходит из компании и забирает свои деньги.
Условия фиксируются в документах, а что это за документы — тоже зависит от бизнеса и инвестора. Например, если салон красоты привлекает партнера, они подписывают партнерское соглашение и корпоративный договор. Суть одна: чем больше документов подготовить и чем точнее их составить, тем меньше риск получить проблемы.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
За инвестиции нужно платить. В обмен на ресурсы предприниматель передает долю в компании, а вместе с ней — право на дивиденды и управление. |
Выплата инвестору зависит от размера прибыли. Чем прибыль выше, тем больше надо отдавать.
С частным инвестором есть риск постоянно тратить время и силы на споры.
Предприниматель уверен, что не надо закрывать точку, даже если она убыточная, а партнер считает иначе. И начинаются споры, хотя время можно было бы вложить во еще.
Крупные компании могут выйти на публичную биржу. Но это сложный процесс, и он требует договоренностей с участниками финансового рынка
Деньги можно получать несколько раз. Инвестор может вложить деньги раз или вкладываться частями весь срок партнерства
Кредитование
Еще один источник финансирования — кредит. Его выдают не только банки, но и государство, платформы для P2B-кредитования и микрофинансовые организации. Для удобства будем называть их кредиторами.
Процесс получения денег в целом одинаковый независимо от кредиторов:
- Компания подает заявку со сведениями о бизнесе, подтверждает их документами.
- Кредитор проверяет данные и называет условия.
- Если компании они подходят, кредитор и компания подписывают договор.
- Компания получает деньги.
- Через определенное время она их возвращает.
Государственные кредиты. Есть федеральные и региональные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Их основной плюс — кредит можно взять под небольшой процент. Минус — получить деньги довольно сложно, потому что нужно собрать сотню документов.
Для бизнеса работает корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Ей принадлежит МСП Банк и региональные фонды содействия кредитованию малого бизнеса.
Задача МСП Банка — выдать кредит под низкий процент. МСП Банк работает с другими банками, своими партнерами и предоставляет деньги предпринимателям, в том числе через коммерческие банки. Поэтому клиенты коммерческих банков также получают кредиты и под меньший процент, чем если бы их выдавали сами коммерческие банки. Сайт банка
Например, производитель детской одежды из Перми получил 3 млн рублей под 9,6% годовых. Коротко о бизнесе
Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса создаются при поддержке правительства и есть почти в каждом регионе. Их цель — помогать бизнесу с кредитами и лизингом.
В рамках поддержки бизнеса в период пандемии появляются разные программы кредитования, их условия и срок действия — отдельная тема, и в этой статье мы не будем их касаться.
Краудлендинг, или P2B-платформы. Есть такой инструмент привлечения денег — краудфандинг. В нем два сегмента: деньги можно получить просто так, в качестве благотворительности, а можно через инструмент кредитования. О благотворительности мы уже рассказали, теперь очередь за кредитованием.
Для кредитования работают специальные платформы, у них похожие названия и механика работы. Разница в том, кто становится заемщиком, а кто дает деньги. Есть такие варианты:
- P2B → кредитование компаний;
- B2B → компании кредитуют другие компании;
- P2P → кредитование физлиц. Мы рассказываем только о бизнесе, поэтому не касаемся этой темы.
Наиболее популярная модель для бизнеса — P2B-платформы. С их помощью физические лица дают в долг бизнесу, а тот возвращает с процентами.
Предприниматели собирают деньги на закупку оборудования или товара, ремонт помещения, открытие новой торговой точки и другие нужды бизнеса. Чтобы привлечь кредиторов, они публикуют на платформе информацию о себе и объявляют цель сбора денег.
Платформы предварительно проверяют компании и выставляют на обозрение, потом физлица выбирают компании, которые считают надежными, и дают им деньги. Одна компания может получить деньги от десятков кредиторов.
Каждая платформа устанавливает свои правила. Есть платформа, где минимальная сумма, которую может дать кредитор, — 10 тысяч рублей, а есть и платформа с порогом 100 тысяч. Одна может требовать срока работы бизнеса не менее трех месяцев, другая — не меньше года.
Микрофинансовые организации — компании, которые выдают деньги под процент. Это их единственная услуга. Сокращенно такие организации называют МФО.
В целом процесс напоминает выдачу кредита в банке: компания подает заявку, доказывает свою финансовую надежность и получает деньги, если все в порядке. Список документов для подачи заявки такой же, как в банке, не короче.
Банк. У банков есть разные программы кредитования. Они могут отличаться механикой выдачи денег, например одной суммой или траншами, необходимостью обеспечения. Допустим, под залог недвижимости или под победу в гостендере.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Деньги в любом случае придется отдавать, даже если нет прибыли. Если не вернуть, кредитор подаст в суд. |
За использование есть плата — процент или фиксированная сумма. Условия зависят от кредиторов: может быть и 7, и 130% годовых.
Чтобы получить деньги, нужно доказать финансовую надежность бизнеса. Поэтому компания сначала подает заявку, ее оценивают и только потом предлагают условия
Предсказуемая нагрузка на бизнес. Предприниматель точно знает, какую сумму и когда ему нужно возвращать, поэтому можно просчитать, сколько следует зарабатывать, чтобы хватало на возврат долга.
Выплата не зависит от прибыли. Например, предприниматель взял миллион под 20% годовых, через год отдал миллион и 111 тысяч рублей. И неважно, какая у компании прибыль: она всегда платит сверху только 111 тысяч рублей
Сравнение источников финансирования
Способы финансирования отличаются условиями. Чтобы было проще ориентироваться, мы собрали таблицу. В ней основные критерии для сравнения.
Критерий | Условно-бесплатные | Инвестиции | Кредитование |
---|---|---|---|
Есть ли ограничения для получения денег | У семьи и друзей — нет. |
У государства — есть. Выдают деньги под определенный бизнес и на определенной стадии развития.
Через краудфандинг — есть. Обычно деньги получают инновационные или творческие проекты
Через краудфандинг — низкая. Есть риск не заинтересовать проектом.
От государства — низкая. Нужно обосновать необходимость денег и важность проекта. А главное — попасть под критерии отбора
Нужно найти инвестора, который заинтересуется бизнесом, договориться об условиях.
Источник