Тема 6. Освоение культуры.Инкультурация и социализация
Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является очень важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества.
Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов) какого-либо общества. Под последними понимаются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности.
При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.
В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.
В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, – человек сам влияет на свою культуру.Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации, так как усвоение социальных законов жизни происходит быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении ссебе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
· жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
· личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
· социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
· восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.
Инкультурация, или обучение культуре происходит несколькими путями, однако, наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает за поведением других людей. При таком способе даже самая простая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах.
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Это – детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии инкультурации – начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственно опыте. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают возможность выбора и оценки ребенка. Дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут.
Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:
· физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
· стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
· стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
· ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению.
Значимое место в процессе первичнойинкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, выстраивается «культурный айсберг». В это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.
Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов.
Результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.
Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:
– достижение необходимой степени физической зрелости организма;
– овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
–овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными навыками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);
–принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека или новые идей, заимствованные из других культур. Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия. Взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры, они могут идти на компромиссы. Вторая стадия инкультурации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.
Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:
– вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация предается от родителей к детям;
– горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;
– непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).
В процессе инкультурации задействовано большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами(учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. В зависимости от выполняемых функций они делятся на несколько групп:
– опекуны – осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.
– авторитеты – прививают ребенку культурные нормы и ценности на собственном примере.
– дисциплинаторы – распределяют наказания.
– воспитатели – обучают ребенка, целенаправленно передают ему социокультурные знания и навыки.
–компаньоны – занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.
– сожители – проживают в одном доме с ребенком.
Все эти функции реализуются следующими агентамиинкультурации: семья, группа друзей одного возраста, школа, СМИ, различные организации (церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям).
Выделяют 4 психологическихмеханизма инкультурации: имитация, идентификация, чувство вины, чувство стыда.
Имитация– осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей. Ребенок имитирует не только конкретные операции, но и то, чему обучают его родители. Спустя годы, он будет также обучать собственного ребенка.
Идентификация – это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, связанных с ними людей. Часто они выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.
Имитация и идентификация – позитивные механизмы инкультурации, они способствуют формированию определенного поведения.
Стыд и вина – негативные. Они запрещают или подавляют определенное поведение. Чувство стыда (подавленность и униженность) появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили.
Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для него не нужно разоблачения. Достаточно голоса совести, мучения от сознания совершения вами плохого поступка.
1) Что такое инкультурация и социализация?2) В чем их отличие друг от друга? 3) Дайте характеристику первичной и вторичной стадиям инкультурации. 4) Какова роль агентов инкультурации?5) Опишите психологические механизмы инкультурации 6) Подготовьте сообщение о системе воспитания в той или иной культуре.
Тема 7. Коммуникация.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
Механизмы освоения и воспроизводства культуры личностью
Определение культуры.
Культура происходит от латинского слова colere, что означает культивировать или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых. А в 18 и 19 веках его стали употреблять и по отношению к людям. И если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали культурным. Современное научное определение культуры имеет другое содержание.
Культура — это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования. Культура имеет социальную природу и выражает социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами) — орудия труда, дома, одежда и т.д. Духовная культура также является результатом деятельности людей, но сотворенной их разумом и чувствами — нормы, ценности, ритуалы, идеи, традиции, язык, мифы, знания и т.д.
Культура как предмет социологического анализа.
Культура порождается материальными потребностями людей, а также их интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами и практическими интересами различных социальных общностей и систем. В центре внимания исследователей на современном этапе развития оказываются проблемы изменения личностных и групповых характеристик членов общества в динамичной социокультурной среде. Отсюда объектом социологического анализа являются:
1. Конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры.
2. Устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни.
3. Анализ конкретного вклада определенной общности или системы в развитие культуры.
4. Изучение общих социальных закономерностей динамики культуры.
5. Изучение специфических форм культурной жизни в обществе на каждом этапе его развития.
Функции социологического анализа культуры.
1. Научно‑познавательная. Благодаря этой функции обеспечивается достоверное знание о социальных факторах и механизмах, способствующих порождению, поддержанию или изменению культурных процессов.
2. Образовательная. Данная функция направлена на распространение соответствующих знаний среди членов общества с целью помочь им ориентироваться в сложных современных условиях.
3. Практическая. Цель этой функции — выработка научных оснований целенаправленных культурных изменений и культурной политики.
В отечественной социологии в культуре как социальной системе выделяются специализированные подсистемы — производство (экономика в целом), политика, право, философия, наука, искусство, религия. Каждая из них заключает в себе определенную направленность по отношению к окружающему миру, особые виды деятельности и критерии оценок ее качества и продуктов, особые функции в социальной жизни.
Основные понятия социологии культуры.
Элементы культуры представляют собой внутреннее строение культуры, которое может быть классифицировано по разным основаниям. Ниже предлагаются два существующих варианта. Первый принадлежит социологу Гуденау:
1. Понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта. Они содержатся главным образом в языке.
2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой.
3. Ценности или общепринятые верования.
4. Правила и нормы, регулирующие поведение людей.
Классификация элементов культуры в отечественной социологии:
1. Язык— понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Язык является первоосновой культуры.
2. Знания, убеждения— основные элементы культуры. В убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного.
3. Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Культура — это способ именно ценностного освоения действительности. Культура, рассматриваемая в ценностном аспекте, представляет собой социальный механизм, который выявляет, координирует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности. Ценности выступают как а) предпочтительное для данного социального субъекта состояние социальных связей, содержания идей и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) определяют смысл деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности.
4. Идеология. Представляет собой системы представлений, утверждающие какие‑либо ценности и факты. Функции идеологии: а) ослабление социальной напряженности (может возникнуть, когда люди осознают, что некоторые разделяемые ими ценности не соответствуют их реальной жизни); б) выражение и защита интересов групп (придает смысл и законность действиям людей).
Культурные универсалии— своеобразные элементы культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 году Мердок выделил от 60 до 70 универсалий: запрет на кровосмешение, украшения тела, танцы, изготовление орудий труда, гостеприимство, обычай дарить подарки и т.д.
Субкультура — система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, однако в какой‑то степени отклоняется от нее. Выделяют, например, молодежную субкультуру, сельскую, элитную и т.д. У Т. Парсонса молодежные субкультуры несут одновременно и прогрессивные и деструктивные функции. С одной стороны, они ниспровергают традиционные системы ценностей, а с другой — являются средством, трансформирующим старые системы, приводящим их в соответствие со временем, создающим и утверждающим новые ценности. Присутствие обеих этих функций у молодежных групп порождает внутренние и внешние конфликты. Т. Парсонс считает причиной молодежных проблем масштабные исторические изменения, произошедшие в 20 веке. Поведение молодежи рассматривается в свете аномии — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Причиной этого в американском обществе он объявляет парадоксальность американской системы ценностей. Центральное место в этой системе занимают ценности личного успеха и его достижения, следование которым усиливает структурную дифференциацию общества, что делает неопределенными ценности более низкого порядка.
Контркультура — разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой. Примером такой контркультуры может служить движение хиппи в 60‑х годах или террористическая контркультура.
Механизмы освоения и воспроизводства культуры личностью
Человек рождается существом определенного биологического рода. Стать именно человеком ему позволяет освоение культуры. Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности. Социализация — это процесс, в ходе которого человек превращается в члена современного ему общества. Содержанием этого процесса является усвоение ценностей, норм, установок, формирование навыков социального поведения, усвоение социальных знаний и ролей. Процесс социализации длится всю жизнь и проходит через ряд социальных институтов, имеющих свои программы социализации — образовательная система (д/с, школа, вуз), церковь, службы труда и найма, партии и политические лидеры, семья, сверстники, организаторы свободного времени, армия, средства массовой коммуникации.
Вопросы к семинару:
1. Предмет социологии культуры. Социальные функции культуры.
2. Основные элементы культуры. Понятие субкультуры.
3. Механизмы освоения и воспроизводства культуры личностью.
4. Соотношение социологии культуры и социологии науки и религии.
1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
2. Смелзер Н. Социология. М., 1994., гл.2.
3. Социология. М., 1990., гл. 2.4; 5.4.
4. Современная западная социология. Словарь. М.,1990., с.150.
5. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы. М.,1989.
6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Раздел “Ценности, смысл и культура”. М., 1991.
7. Основы социологии. Курс лекций. Часть 1., М.,1994. с. 136- 189.
8. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1995. с. 32- 91.
Вопросы для повторения:
1. В чем сущность социологического подхода к культуре?
2. Что такое культурный прогресс? Соотношение социального и культурного прогресса.
3. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.
Источник