Способ передачи риска другому лицу это

Методы управления рисками на предприятии

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Управление рисками, понижение уровня их действия представляют приоритетное направление менеджмента организации в условиях влияния разнообразных обстоятельств на работу компании.

Принципы системы по управлению рисками

Выстраивание системы для управления угрожающими и проблемными ситуациями основывается на некоторых принципах:

  1. Комплексности, при которой предусматривается взаимодействие всех подразделений предприятия для определения и оценки угроз по видам и направлениям деятельности.
  2. Непрерывности. Постоянное наблюдение и контролирование рисков важны в условиях изменяющихся ситуаций и условий работы в организации, появления новых типов угроз, в отношении которых требуются контроль и анализ развития.
  3. Интеграции. Оценка интегрального риска обеспечивает взвешенную оценку влияния на коммерческую деятельность полного набора потенциальных рисков с учетом их взаимосвязей (изменение стоимости товара, проблемы с контрагентами, налоговые запреты, техногенные аварии).

Приемы и методы управления

Методы управления рисками отличаются разнообразием, обусловленным многочисленными вариантами ведения предпринимательской деятельности, но их можно объединить в несколько однородных групп.

Какие существуют приемы и методы управления рисками кредитных потребительских кооперативов?

Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми на предприятии, считаются методы:

  1. Избегания риска, при котором имеет место отказ от мероприятий и процессов, которые могут стать причиной более существенных проблем (реализация проблемного актива, уход с рынка, отказ от работы в проекте с неясным результатом). Консервативный метод не имеет широкой востребованности, поскольку в результате получается потеря выгоды из-за отказа от исполнения некоторой деятельности.
  2. Удержания риска, связанный с самострахованием (переводом на себя риска) путем создания резервов для покрытия потенциальных потерь (убытков).
  3. Передачи риска в форме:
    • аутсорсинга (передачи компанией функций непрофильного типа сторонним организациям), позволяющего снизить уровень проблемы за счет уменьшения расходов по переданным видам работ и повысить эффективность работ в целом;
    • страхования, при котором заключаются договора со страховыми организациями, покрывающими риски за счет выплаты возмещения при страховой ситуации;
    • хеджирования или страхования от неблагоприятного колебания состояния на рынке в виде указания в договоре жестких критериев по проводимой сделке (по цене на продукцию, курсу приобретения валюты).
  4. Уменьшения риска. Предприятие не избегает угрожающей ситуации, а пребывает в зоне ее действия и пытается влиять на ее купирование, используя диверсификацию деятельности, формирование провизий (резервов), установление ограничений (по производственным циклам).
Читайте также:  Виды лыж по способу передвижения

Выявленные проблемы анализируются с количественных и качественных позиций по шансам на их появление и величине потенциального ущерба. После чего определяется степень толерантности для организации, то есть максимальный размер ущерба (наибольший риск), который в силах понести предприятие в конкретный момент. По мере развития организации и в зависимости от ее стратегических направлений указанный показатель следует постоянно пересматривать.

Выбирая метод, направленный на понижение степени угрозы, важно выдерживать оптимальное соотношение между предельными расходами для реализации идеи и их соответствием предельной выгодности. В реальности чаще придерживаются критерия наименьших затрат для понижения уровня угрозы до приемлемого показателя.

Внимание! Инструменты, применяемые при управлении рисками, имеют разную эффективность. Поэтому на практике используют комбинации указанных инструментов, отдавая предпочтение более выгодным в каждый конкретный момент деятельности.

Управления рисками на предприятии

Определяя конкретное направление и способы для разрешения проблемы, предприятие должно придерживаться соблюдения следующих условий:

  • управление рисками должно сочетаться с корпоративной стратегией, принятой в организации;
  • для решения проблемы опасны действия в пределах, превышающих размер собственного капитала;
  • неразумно подвергать угрозе многое ради сомнительного выигрыша в незначительном;
  • важен тщательный анализ для предугадывания возможных последствий проблемы;
  • принятый вариант должен быть экономически обоснованным, основанным на достоверной информации и не оказывающим отрицательного действия на итоговые показатели хозяйственного функционирования предприятия;
  • принимаемые решения должны основываться на учете объективных показателей сферы, где ведется деятельность предприятия.

Управление рисками начинается с выяснения целей. Для этого используются методы, сочетающие прогнозирование возможностей и потребностей организации и анализ рынка, конъюнктуры, планов развития бизнеса.

На основе полученных сведений разрабатываются экономико-математические модели функционирования организации, проводится анализ полученных статистических данных по качественным и количественным параметрам. На конечном этапе в ходе сопоставления действенности различных вариантов развития и методов действия выбирается оптимальный набор мер для управления рисками.

Важно! Итоговые показатели, формируемые на определенном этапе исследования и управления, используются в качестве начальной информации для следующих аналогичных процедур, образуя непрерывную и поступательную систему по принятию решений. Подобная организация процесса позволяет своевременно корректировать комплекс применяемых методов воздействия на проблемы, обеспечивая тем самым максимальный эффект в достижении производственных целей организации.

Служба риск-менеджмента на предприятии

В начальный период дополнение структуры организации системой по управлению рисками включает создание подразделения риск-менеджмента, выявления его места в организационной структуре предприятия, обязанностей и прав работников.

В качестве главных функций указанного подразделения в организации следует выделить:

  • определение и анализ типа угрозы, оценку ее вероятности и размеров;
  • разработку и внедрение мер для предупреждения и минимизации рисков;
  • выработку механизмов ликвидации последствий (убытков) и восстановление предприятия (кризисное регулирование).

Получая необходимую для анализа информацию о текущем состоянии и прошлых периодах работы, служба риск-менеджмента производит реальную оценку динамики показателей работы предприятия при постоянном влиянии разного вида факторов внутри и извне (экономических, политических).

В ходе анализа определяются потенциальные зоны рисков, сопутствующих работам в организации, прогнозируются потенциальные выгоды и негативные изменения от воздействия выявленных проблемных факторов.

Использование конкретного метода для анализа связано с рядом факторов:

  • для каждого типа рассматриваемого риска действенны определенные методы анализа и особенности их проведения;
  • значимая роль в анализе отводится величине и качеству исходных показателей (данных);
  • для результатов анализа чрезвычайно важен учет динамики именно показателей, воздействующих на степень угрозы;
  • выбор метода для ведения анализа должен производиться с учетом доступности прошлых периодов по используемым данным и дальности периода прогнозирования показателей, действующих на изменения риска;
  • имеют значение элемент срочности и технические условия для выполнения анализа;
  • должны учитываться указания контролирующих органов государства по формированию отчетных сведений по рискам.

Итогом разностороннего анализа служит вероятностный прогноз рыночной конъюнктуры с учетом возникновения ряда рисков.

Продолжением аналитической работы соответствующего подразделения выступает создание программы мер и процедур по управлению вероятностными угрозами, учитывающей:

  • вероятность и сумму потенциального ущерба;
  • имеющиеся и предлагаемые службой механизмы по понижения угрозы и их эффективность;
  • практическую возможность по реальному выполнению мероприятий с учетом имеющегося лимита ресурсов;
  • соответствие принимаемых к внедрению мероприятий действующим нормативным актам и планам по развитию предприятия.

Подготовленная программа в обязательном порядке проходит утверждение руководством компании и учитывается при подготовке финансовых и производственных планов организации.

Важно! При реализации утвержденных мероприятий подразделение риск-менеджмента должно проводить непрерывный анализ эффективности исполняемых мероприятий, а при необходимости использовать меры для корректировки процедур и минимизации угроз.

При исполнении утвержденного комплекса мер следует накапливать всю информацию о недостатках и сбоях в программе, возникающих в ходе работы, с передачей в службу менеджмента. Данный подход на базе использования возникающей новой информации обеспечивает разработку следующих программ по уменьшению угроз на более высоком качественном уровне.

Источник

Передача риска

Вы будете перенаправлены на Автор24

Передача риска – это передача ответственности за риск третьим лицам при с сохранением существующей степени риска.

Сущность передачи риска

Под передачей (переносом) риска понимается передача другой стороне бремени потерь от риска.

Передача риска является очень важным и достаточно сложным методом обработки риска. В нем принимают участие, как минимум, двое. В некоторых случаях участников значительно больше, а отношения, возникающие между ними при передаче риска, не являются прозрачными. Помимо этого, сами возможности и способы оформления передачи рисков могут строго регламентироваться действующим законодательством.

Риск может быть передан по одному двух вариантов:

  1. Передача с целью регулирования рисков;
  2. Передача с целью финансирования рисков.

В случае передачи риска с целью регулирования другой стороне, передается возможность появления неблагоприятного события. Это чаще всего происходит путем передачи процесса или объекта, с которым связан риск. Если переданный риск реализуется, то убытки понесет принимающая сторона.

При передаче риска с целью финансирования вероятность наступления случайных убытков остается у передающей стороны. При этом принимающая сторона берет на себя обязательства по полному или частичному возмещению первой стороне указанных убытков.

Как правило, передача риска имеет место быть в таких случаях:

  • Когда возможный убыток от наступления риска слишком велик;
  • Когда законом предусмотрена передача данного риска, т.е. запрещается удержание риска;
  • Когда передача риска, по мнению руководства фирмы, самый эффективный метод.

Риски могут передаваться:

  • По закону;
  • По договору;
  • На основании других механизмов.

Передача риска – это сложный процесс не только с юридической стороны, но и со стороны управления. Часто сложно провести оценку надежности данного метода обработки риска, поскольку она во многом зависит от правильного выбора принимающей стороны, ее возможностей и готовности управлять данным риском.

Готовые работы на аналогичную тему

Нередко руководители совершают ошибки при передаче риска другим, а именно:

  • Риск передается стороне, не имеющей возможности эффективно его урегулировать;
  • Передача риска происходит стороне, которая не в состоянии покрыть случайные убытки;
  • Осуществляется многократная передача риска, в результате чего трудно определить ответственного за него.

Подобные ошибки становятся причиной увеличения общей неопределенности в отношении убытков у передающей стороны.

Принятие решения о передаче риска должно сопровождаться оценкой стоимости использования данного метода, поскольку в длительном периоде обычно передача риска оказывается дороже, чем его преодоление.

Методы и формы передачи риска

Наиболее распространенные методы передачи рисков представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Методы передачи рисков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Охарактеризуем каждый из них.

Под страхованием понимается передача рисков страховой компании за плату. Страхование является основным методом страхования рисков. Его суть заключается в том, что инвестор готов отказаться от некоторой части доходов, чтобы минимизировать риски.

Хеджирование представляется собой систему мер, которая позволяет полностью исключить или же ограничить риски финансовых операций при неблагополучных изменениях в будущем, изменении цен и т.д.

Хеджирование может быть на повышение и понижение. В первом случае – это биржевая операция по скупке срочных контрактов, опционов. Во втором случае имеет место биржевая операция, при которой продаются срочные контракты, опционы.

К иным формам передачи риска относятся:

  • Строительные контракты, при которых все риски при строительстве переходят к строительной фирме;
  • Аренда, при которой после заключения договора аренды все риски переходят к арендатору, но некоторая часть из них остается у собственника;
  • Контракт на хранение, перевозку грузов, т.е. транспортной компании передаются риски, связанные с порчей или утратой продукции в процессе ее транспортировки.

Защитные оговорки делятся на:

  • Валютные, которые представляют собой специальное условие, позволяющее предотвратить потери от девальвации валюты;
  • Товарно-ценовые, к примеру, оговорки о скользящих ценах, индексные оговорки, которые предполагают изменение платежа пропорционально изменениям цен за период с даты подписания договора до исполнения обязательства.

Способы компенсации риска

Компенсация – это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение рисков и создание условий минимизации последствий реализации рисков.

К методам компенсации рисков относятся:

  • Стратегическое планирование;
  • Составление прогноза экономической конъюнктуры;
  • Анализ нормативно-правовой и социально-экономической среды;
  • Проведение целенаправленного маркетинга;
  • Создание резервов;
  • Самострахование.

Другими словами, под компенсацией рисков понимается регулярная деятельность по обеспечению эффективного функционирования предприятия.

Распространенным инструментом компенсации риска является привлечение помощи со стороны для управления рисками. Также риски компенсируются за счет заключения долгосрочных соглашений с потребителями и поставщиками, за счет создания интегрированных структур, объединяющих организации и предприятия, связанные производственными, финансовыми и другими отношениями, за счет объединения нескольких предприятий для укрупнения своих капиталов.

Источник

Оцените статью
Разные способы