- Доказательства существования Бога. Аквинский. Кант. Декарт
- 5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского
- Доказательства существования Бога. Кант
- 6 доказательство бытия Бога (Кант)
- Доказательства существования Бога (Декарт)
- Доказательство “креационистское”
- “Антропный принцип Вселенной”
- “Космологическое доказательство”
- Билет№20. Вопрос 1. Фома Аквинский и пять возможных способов доказательства бытия Бога.
Доказательства существования Бога. Аквинский. Кант. Декарт
Когда Фома Аквинский сформулировал свои «пять способов», он не создал существенно новых доказательств. Первые три доказательства уже были у Маймонида. При этом первые 2 из них встречаются у Фараби и Авиценны.
Основанное на понятии совершенства доказательство Ансельма сходное с «четвертым способом». А пятое доказательство Фомы Аквинского, по сути, представляет из себя телеологическое доказательство в той его форме, которую такие схоласты, как Тьерри Шартрский и Гильом из Конша (Вильгельм Конхесский), получили путем адаптации из доказательства в «Тимее» Платона.
Конечно, Фома Аквинский сформулировал свои доказательства в контексте своей философии, которая в большей мере следует Аристотелю, чем у большинства его христианских предшественников.
5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского
1. Сущности движутся. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство от производящей причины — это доказательство схожее с первым. Потому как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, являющееся первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — у каждой вещи имеется возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если предположить, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникало. Должно быть нечто, что поспособствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — человек говорит о разной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это означает, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ можно наблюдать целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это Бог.
Доказательства существования Бога. Кант
Кант опроверг все теоретические доказательства бытия Бога. Он показывал, что все они основаны на логической ошибке: бытие Бога выводится из самого понятия о Боге. Однако никакое понятие не может служит доказательством того, что это понятие обозначает. Существование может быть обнаружено только в опыте. В существование Бога надо верить, так как этой веры требует наш “практический” разум, т.е. наше нравственное сознание. Без веры в Бога, как он считал, не может быть никакой уверенности в том, что в мире существует нравственный порядок.
6 доказательство бытия Бога (Кант)
Кант начинает 6 доказательство существования Бога с известной посылки: ничто не происходит в мире без причины. Ведь принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) – по сути, является самым общим законом мироздания. Этому закону подчиняется и люди.
Но бывают случаи, когда человек может действовать свободно, ничем не понуждаемый. То есть, как будто без причины.
Теперь следует предположить, что у каждого человеческого поступка имеются свои причины. Тогда за подвиги награждать следует не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо совершивших преступление.
Говоря по другому, там, где нет свободы – там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности.
Иммануил Кант считал, что отрицать свободу человека – это то же самое, что отрицать всю мораль.
С другой же стороны, если даже в действиях другого человека я и могу усматривать причины, по которым он поступил в каждой ситуации именно так, то как только я буду присматриваться к себе самому, то должен буду признать, что по большому счету я-то действую свободно.
Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, индивидуальность моего характера, наследственность и т.д., перед любым поступком у меня имеется время, когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения.
Это и есть свобода.
Как считал Кант именно в это время история всей вселенной как бы начинается с меня.
Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы я смог оправдать ту подлость, на пороге которой я стою.
Кант в доказательстве существования Бога выводит два факта:
• Все в мире живет по закону причинности.
• Человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.
И есть еще один принцип: на территории страны ее законам не подчиняются только те люди, у которых есть право «экстерриториальности», т.е. дипломатический корпус.
Так вот, человек не подчиняется Основному Закону Вселенной, а это означает, что он не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы – посланцы.
Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны.
Из всего вышеизложенного вытекает простой вывод: мы свободны – а, значит, Бог существует.
Доказательства существования Бога (Декарт)
Французский философ Рене Декарт дает несколько доказательств бытия Бога.
• Наиболее известное, так называемый «онтологический аргумент»: «Бог есть всесовершенное существо, потому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречия».
• Другое доказательство Декарта, более оригинальное: «В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, однако причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо».
• Третий аргумент. Декарт считал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является все-же, источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы. От Бога, считал Декарт, исходит и наша вера в существование внешнего материального мира. Бог не может быть обманщиком, а потому эта вера истинна, и материальный мир в действительности существует.
Еще рассуждения Декарта сводятся к следующему: «Я человек – субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть, какой есть, совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы не было тела, то душа не перестала быть тем, что она есть – душа есть мышление».
Так философ приходит к неоспоримому факту, что человек – это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, потому как будет лишним доказывать: чтобы мыслить, нужно существовать.
Доказательство “креационистское”
Оно основано на факте существования в природе организмов и живых систем, которые в принципе не способны развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как утверждает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.
“Антропный принцип Вселенной”
Как одно из доказательств существования разумного плана устройства Вселенной и Бога – наверное, невольно выдвинула современная наука, которая внезапно задумалась над тем, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны лишь при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложенные в самой природе:
Фиксированного расстояния от Солнца (немногим ближе к нему – и все живое сгорело бы, немного дальше – замерзло; вращение нашей планеты, без которого на одной земной поверхности была бы невыносимая жара, в то время как другую сковал бы вечный лед; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не смогла бы появиться и развиваться техногенная цивилизация, и т.п.
“Космологическое доказательство”
Это доказательство разработали еще древние (в частности, Аристотель) и как правило встречается в таком виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности невозможно – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, “повисает в воздухе”.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Билет№20. Вопрос 1. Фома Аквинский и пять возможных способов доказательства бытия Бога.
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.
Вопрос 2.
ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта.
Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века. Особенно близко общался с Бердяевым Николаем Александровичем (русский религиозный и политический философ).
Основным пунктом столкновений их общности и отличия оказалась проблема значимости разума. Столкнувшись в своих подходах в дорелигиозный период, они уточняют свои разногласия и общность, используя новые аргументы. Шестов полагает, что грех произошел от вкушения человеком плодов от древа познания добра и зла. Разум и есть грех, и, отказавшись от разума во имя веры, человек вкушает с другого дерева, заповеданного человеку Богом в качестве истинного источника питания, древа жизни. Бердяев же считает грехопадение результатом неверного волевого акта, в силу которого человек неадекватно подлинной сути своей реальности избрал направление своей свободы и, вместо единения и освобождения, начал продуцировать разделение и вражду. Последствием данной ситуации стало проявление разума. Однако данное событие было неизбежным в силу внутренней диалектики событий свободы. Оэтому прохождение через разум – необходимый путь к новому состоянию.
Бердяев упрекает Шестова в том, что он не допускает возможности разнокачественного состаяния разума, того, что разум может вести к сверхразумности, к духовности. Шестов же, напротив, настиавает на том, что духовность и есть падший разум. Так же Бердяев утверждал, что Шестов ведет борьбу с разумом рациональными средствами, что тот рационалист.
И все-таки в их позициях было много общего: оценка разума как зла, произошедшего от человеческой свободы. Разум Шестова был онтологично менее зол, ведь древо познания добра и зла сотворил Бог. Для Бердяева же разум есть продукт свободы, которую он осознавал хотя и как неонтологическое, но как самостоятельное внебожественное начало. И в том и другом случае звучал призыв к переходу от разума в некое новое состояние. И это состояние было найдено обоими в мифе. Поэтому их общение можно охарактеризовать как общность мифологического способа философствования.
Билет №21. Вопрос 1.
Христианство — крупнейшая мировая религия по числу приверженцев (около 2,1 млрд человек во всем мире), в России, Европе, Северной и Южной Америке, а также во многих странах Африки оно является господствующей религией. Христианские общины есть практически во всех странах мира.
В основе христианского вероучения — вера в Иисуса Христа как Сына Божьего и Спасителя всего человечества, а также в триединство Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). Оно зародилось в I веке н.э. в Палестине и уже через несколько десятков лет стало распространяться по всей Римской империи и в пределах сферы ее влияния. В наши дни выделяется три основных направления христианской религии: католицизм, православие и протестантизм.
Католицизм
Раскол церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) произошел в 1054 году. Католицизм в настоящее время является наиболее крупным по числу приверженцев христианским вероучением. От других христианских конфессий его отличает несколько важных догматов: о непорочном зачатии и вознесении Девы Марии, учение о чистилище, об индульгенциях, догмат о безошибочности действий Папы Римского как главы церкви, утверждение власти Папы Римского как преемника апостола Петра, нерасторжимость таинства брака, почитание святых, мучеников и блаженных.
Католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Бога Отца и от Бога Сына. Все католические священники дают обет безбрачия, крещение происходит через возлияние воды на голову. Крестное знамение делается слева направо, чаще всего пятью пальцами.
Православие
Православие изначально подчинялось константинопольскому патриарху, в настоящее время существует множество поместных (автокефальных и автономных) православных церквей, высшие иерархи которых называются патриархами (например, Патриарх Иерусалимский, Патриарх Московский и Всея Руси). Главой церкви считается Иисус Христос, фигуры, подобной Папе Римскому, в православии нет. Большую роль в жизни церкви играет институт монашества, духовенство же делится на белое (немонашествующее) и черное (монашествующее). Представители белого духовенства могут вступать в брак и иметь семью. В отличие от католицизма, в православии не признаются догматы о непогрешимости Папы Римского и его главенстве над всеми христианами, об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына, о чистилище и о непорочном зачатии Девы Марии.
Крестное знамение в православии делается справа налево, тремя пальцами (троеперстие). В некоторых течениях православия (старообрядцы, единоверцы) используют двоеперстие – крестное знамение двумя пальцами.
Протестантизм
Становление протестантизма относится к XVI веку и связано с Реформацией – широким движением против господства католической церкви в Европе. В современном мире существует множество протестантских церквей, единого центра которых не существует.
Среди первоначальных форм протестантизма выделяются англиканство, кальвинизм, лютеранство, цвинглианство, анабаптизм, меннонитство. Впоследствии развитие получили такие течения, как квакеры, пятидесятники, Армия спасения, евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и многие другие. Такие религиозные объединения, как, например, мормоны или свидетели Иеговы, одни исследователи относят к протестантским церквям, другие – к сектам.
Большинство протестантов признают общехристианский догмат от триединстве Бога и авторитет Библии, однако, в отличие от католиков и православных, они выступают против толкования Священного Писания. Большинство протестантов отрицают иконы, монашество и почитание святых, считая, что, человек может спастись через веру в Иисуса Христа. Некоторые из протестантских церквей более консервативны, некоторые – более либеральны (особенно видна эта разница во взглядах на вопросы брака и развода), многие из них ведут активную миссионерскую деятельность. Такая ветвь, как англиканство, во многих своих проявлениях близка католицизму, в настоящее время ведется вопрос о признании англиканами авторитета Папы Римского.
Вопрос 2.
Владимир Сергеевич Соловьёв – русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик – родился в 1853 году в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьёва
Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу.
Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. В основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Божественная мудрость (Теософия) представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания.
Основной идеей философии Владимира Соловьёва была идея Софии – Душа Мира. Он понимал её как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.
София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении.
Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Проблема Софии становится центральной в миросозерцании Соловьева, связывая все его, как философское, так и поэтическое творчество и, выражая в конечном счете, наиболее существенные элементы философии всеединства. С трудом уходя от гностических мифологем, Соловьев постоянно уточнял свои софиологические идеи, неоднозначность которых вызвала в последующем самые различные интерпретации. Чаще всего у Соловьева отмечается посредствующий характер Софии, отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру. В самом Абсолюте София — второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого. В «Смысле любви» Соловьева София предстает в аспекте Вечной женственности, достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София нетварное женское начало в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий. Вечная женственность, согласно Соловьеву, совершенная для Бога, должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и степеней как «живое духовное существо» для человечества.
София В.Соловьева — это основной и центральный образ или идея всего его философствования. Ее он мыслил как нераздельное тождество идеального и материального, как материально осуществленную идею или как идеально преображенную материю.
Софиология Булгакова. Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) оставил значительный след своим экономическим учением, философскими и богословскими идеями. В зрелом возрасте он принял священнический сан (1918). Под влиянием П. Флоренского занялся разработкой софиологической концепции, которая вызвала бурную полемику в церковных кругах.
Булгаков предлагает софиологическое понимание догматов христианства. Понятие Софии он рассматривал как предвечный замысел Божий о мире и человеке, с помощью которого можно установить непрерывную иерархию сущностей от Бога до человека и тем самым преодолеть до известной степени разрыв между Творцом и Тварью.
Учение о Софии является центральным моментом во всей системе Б. и наиболее сложным и запутанным. В очерченном, оформленном виде София появляется в «Философии хозяйства» как «трансцендентальный субъект хозяйства», Хозяйка, хозяйствующая в мире, однако более полное и развернутое учение о Софии Б. разрабатывает в «Свете Невечернем» — в этой работе закрепляются основные черты его софиологии: 1) София как ипостась Божества; 2) София как тварно-нетварная посредница между Богом и миром; 3) София как «вечная женственность». Все эти моменты впосл. будут подвергнуты Б. значительной переработке в направлении соответствия правосл. догматике.
София есть четвертая ипостась, это третья форма бытия. Она занимает место между Богом и миром, между бытием и сверхбытием. Не будучи Богом, она имеет нечто непосредственно от Бога. Она не является вечностью, но свободна от времени. София есть мир идей и в ней содержатся идейные семена всех вещей, т.е. она является идеальной основой мира. «
Одно из главных имен Софии — Красота, а искусство — это способность увидеть и показать софийность мира.
Билет №22. Вопрос1.
Славянофи́льство — религиозно-философское течение русской общественной мысли конца 30-х — начала 70-х гг. XIX в., основанное А.С. Хомяковым, И. В.Киреевским и их единомышленниками — К.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным, П.В. Киреевским, А.И. Кошелевым, И.С. Аксаковым
Славянофильство было своеобразной реакцией на бездумное подражание русским дворянством всему европейскому. Они считали, что у России есть свои внутренние истоки развития и не следует воспринимать духовную культуру Запада. Можно заимствовать только технические достижения. Они возражали против европеизации России. Россия не должна уподобляться Западу. Западники не были сторонниками уподобления России Западу, они выступили с критикой бездумного подражания. Освоение западной культуры должно происходить осознанно.
Славянофилы утверждали, что у России и Запада разные духовные истоки развития, разные типы культуры.Культура Запада развивалась под влиянием католической религии, а культура России – под влиянием православной.
Основополагающие идеи славянофилов–вера в особый путь эволюции русского общества, Россия призвана исполнить особую миссию по отношению к Западу, она должна показать ему путь к свободе.Истоками русской жизни является православие, русская православная душа, сельская община, традиции коллективизма.Православие – истинная религия, открывающая божественную истину.
Основным источником русской культуры является православие.
Политический идеал славянофилов – народное самодержавие. Народу не нужно участвовать в политической жизни. У народа религиозное призвание. Народ передал власть царю, который обязан заботиться о народе, защищать его интересы. Власть – обязанность, долг, а не привилегия, не право. Царь должен относится к народу как отец к детям. Монарх должен быть глубоко религиозным человеком, править на основе законов, опирающихся на заповеди Бога. Необходимо создать Земский собор с законосовещательными функциями. Он будет представлять интересы народа. Их политический идеал был утопическим. Славянофилы резко критиковали продажную российскую бюрократию. Славянофилы не поддерживали политику реальной власти. Славянофилы предлагали ликвидировать сословное деление общества. Их проекты освобождения крестьян предусматривали отмену крепостного права государством, наделение крестьян землей за большой выкуп.
Источник