Современные способы физического развития

Статья Современные технологии по развитию физических качеств

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Технологии развития физических качеств и двигательной активности НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Развитие физической культуры и массового спорта в образовательных учреждениях ;

Учителя физической культуры, МБОУ « Гимназии №3» города Зеленодольска РТ – Удрас Ирины Кузьминичны, Удрас Анны Евгеньевны, Базарова Рустама Торекульевича, Борисова Дмитрия Аркадьевича, Ивановой Анжелы Викторовны

Здоровье — это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

(Из Устава Всемирной организации здравоохранения)

Здоровьесберегающие технологии это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования :

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе

Обоснование актуальности проблемы: В современном обществе остро стоит проблема низкого уровня физического развития учащихся и физического здоровья участников образовательного процесса. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным. По данным диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения в 2010 г. около 60 % учащихся страдают хроническими заболеваниями. За период школьного обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6 – 7, а в старших классах зачастую и 8 уроков на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 2,5 – 3 часа ежедневно). На лицо нервное переутомление, которое хронически накапливаясь приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %. Преобладание статических нагрузок способствует сокращению объема произвольной двигательной активности детей.75% времени школьника занимает учебная деятельность. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста); идет децелерация (уменьшение роста), за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых; ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия «перекинулась» на репродуктивные возможности населения. Из 1000 новорожденных младенцев 800-900 уже имеют врожденные пороки развития. Направления деятельности по здоровьесбережению учащихся

« Организация образовательного процесса, направленного на укрепления и сохранение здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие учащихся». Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей. Цель современной школыподготовка детей к жизни, через развитие физической культуры и массового спорта в общеобразовательных учреждениях . Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижения названной цели в сегодняшней школе может быть достигнута с помощью здоровьесберегающей технологии. Педагог, владея современными педагогическими знаниями в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Читайте также:  Агрессия как способ защиты границ

Здоровьесберегающая педагогика (название С.В. Попова) рекомендует осуществлять

во-первых, гигиеническое направление. В данном случае используются средства физкультуры для восстановления работоспособности: закаливание, рациональный режим, гигиенические процедуры, соблюдение правил гигиены во всех случаях жизни, УГ

во-вторых, оздоровительно-рекреативное направление: использование средств при организации коллективных форм активного отдыха, рациональное питание, турпоходы, недели и дни здоровья, физкультминутки и паузы, праздники и досуги.

В — третьих, общеподготовительное направление, которое обеспечивает всестороннее развитие, свободное общение, общую физическую подготовку через школу естественных движений, формирование навыков саморегуляции своего поведения, настроения, воспитания навыков самостоятельности по уходу за своим телом, самообслуживание, организованности и дисциплинированности, навыков самоорганизации любой двигательной деятельности.

В педагогическом процессе следует использовать все современные образовательные технологии, которые прекрасно вписываются в работу по формированию здоровья. Это индивидуализация и дифференциация, гуманная педагогика, демократическое общение с субъектами воспитания, деятельный, комплексный и системный подходы с личностно-ориентированной направленностью. Главное при выборе новых средств, методов и принципов воспитания – не наносить вред детям, продумывать целесообразность в работе, создавать мотивацию на здоровый образ жизни, таким образом, можно достичь у школьников осознанного понимания собственного здоровья.

Внедрение в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени и

обусловлено следующими причинами:

— ухудшение здоровья детей;

В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период, летние лагеря.

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека — это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил. Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни школьников, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя . Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:

Читайте также:  Денежный поток компании способы расчета

— между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и и здорового образа жизни успешно решаются в данном обществе.

Ведущая педагогическая идея:

Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.

«Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».

Личная концепция учителя:

— поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

— включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;

— создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Источник

Современные способы физического развития

В жизненном цикле индивидуального развития есть периоды роста и развития, во время которых происходит увеличение массы тела, размеров в длину, в поперечнике, формируются особенности организма, опорно-двигательный аппарат, осанка, физиологические, биохимические функции. В эти периоды определяется тип телосложения. К недостаткам физического развития можно отнести следующие параметры: избыточная масса тела, недостаточная масса тела, нарушение осанки, слабость мышечного корсета и т.д. Определённый тип телосложения во многом определяется генами, которые мы получили «по наследству» от наших родителей. Однако при наличии желания всё же вполне возможно подвергнуть коррекции некоторые черты телосложения. Достичь нужного результата можно при грамотном использовании средств физической культуры. Физические упражнения оказывают существенное влияние на формирование скелета: исправляются искривления позвоночника, улучшается осанка, повышаются обменные процессы, в частности, обмен кальция, содержание которого определяет прочность костей. Следует также учитывать, что наилучшие результаты при коррекции телосложения средствами физической культуры могут быть достигнуты в детском и подростковом возрасте. В этот период организм ещё только развивается, поэтому нежелательные черты телосложения довольно легко поддаются коррекции. Конечно, не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: труднее всего — рост (правильнее, длина тела), значительно легче — масса тела (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.). Дефекты осанки отрицательно сказываются на функциях внутренних органов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывают негативное влияние на уровни физической и умственной работоспособности человека.

Читайте также:  Алгебра логики табличный способ решения задач

Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики. Прежде всего, коррекция телосложения средствами физической культуры подразумевает под собой регулирование массы тела и дефекты осанки. Комплексное использование общеразвивающих, специальных и корригирующих упражнений даёт стойкий эффект при нарушениях осанки у студенческой молодёжи. При этом, необходим врачебно-педагогический контроль за динамикой изменений не только в осанке, но и в функциях дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Исправление различных нарушений осанки — процесс достаточно длительный. Даже незначительные деформации в осанке требуют для своего исправления, как показывает опыт, не менее года целенаправленных занятий лечебной физической культурой. При этом необходимо строго соблюдать принципы систематичности и регулярности.

При занятиях физической культурой излишки жировой ткани расходуются для выработки необходимого количества энергии для выполнения упражнений. Как следствие, наблюдается уменьшение избыточного веса. При этом наше телосложение непременно меняется в сторону стройной фигуры. Увеличение массы тела также может привести к улучшению типа телосложения, но лишь в том случае, когда это происходит за счёт роста мышечной ткани. Добиться значительного прироста мышечной ткани можно такими средствами физической культуры как тяжёлая атлетика и бодибилдинг. Эти виды спорта наиболее приемлемы для юношей. Для абсолютного большинства девушек — это на не самый подходящий вариант, поскольку в этом случае телосложение может приобретать мужеподобные черты. Для них более приемлемыми являются занятия различными видами лёгкой атлетики. При занятии бегом у девушек формируется правильная осанка и симметрично развитое тело. Коррекция телосложения с помощью занятий прыжками способна снизить массу тела, привести к развитию грудной клетки и увеличить отношение длины ног к туловищу. При коррекции телосложения с помощью такого средства физической культуры как гимнастика достигаются небольшая масса тела, длинные тонкие ноги, суженный таз, что в совокупности даёт стройную спортивную фигуру. Синхронное плавание или фигурное катание позволят провести коррекцию телосложения за счёт формирования строго симметричного тела, правильной красивой осанки, стройных ног, развития грудной клетки. Спортивные игры (баскетбол, волейбол) наиболее благоприятно влияют на стимуляцию роста. Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки). Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку развития у него силы, общей выносливости и скоростно-силовых качеств и заняться тем видом спорта, с помощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество и исправить некоторые недостатки телосложения.

Источник

Оцените статью
Разные способы