Меню

Агрессия как способ защиты границ

Агрессия, как защита психологических границ

Любая территория для поддержания своей автономии и идентичности предполагает наличие границ.

Территория Я здесь не исключение. В этом случае речь идет о специфических границах – психологических границах Я. Границы предполагают необходимость их защиты. А агрессия является «оружием» защиты границ.

Остановимся на проблемах личности, которые возникают «на границе», в результате чего у Я могут возникать разного рода сложности в отношениях с другими.

Чаще всего на границе возникают проблемы следующего порядка:

  • Неспособность Я защитить свои границы.
  • Неадекватные способы защиты границ.

Каждая из обозначенных проблем проявляется по-разному и имеет свои причины.

В первом случае человек не способен защитить свои границы, так как у него нет для этого подходящего «оружия» (точнее, он считает, что нет). В результате все, кому не лень, «топчутся» по его территории, а он терпит и жалуется, что другие неблагодарные, наглые, нечувствительные…

Описываемую ситуацию условно назовём «Феномен Кота Леопольда». Помните этого персонажа из советских мультфильмов? Кот Леопольд отчего-то решил, что единственно хорошим способом построения отношений с мышами будет миротворческая позиция, выражающаяся в его интенции к ним: «Ребята, давайте жить дружно!».

Возможно, в детстве ему внушали, что злиться нехорошо (некрасиво, стыдно) … Возможно, у него был какой-то личный травматический опыт, в результате которого «он решил», что проявлять агрессию опасно. Не будем больше гадать, что повлияло на формирование его такой «мирной» идентичности. Однако то, что мы можем наблюдать, однозначно означает, что в его образе я нет места агрессивности: эдакий кот-добряк, неспособный обидеть даже мышь.

Что в результате мы имеем? В этом случае по его территории топчутся все, кто хочет, и кто может. Мыши теряют страх и ведут себя неестественно по отношению к коту. Можно было бы, конечно, обвинять мышей – мол, такие они нехорошие, не ценят, не уважают Кота! Однако в отношениях, как в спорте: играешь так, как позволяет соперник. Мыши ведут себя так, потому что Кот не желает соответствовать своей природе и присваивать себе идентичность хищника, знающего, что нужно делать с мышами. В итоге мы видим несчастного Кота и наглых, потерявших страх мышей.

Что-то похожее происходит и с человеком, который «решил», что агрессия – это нехорошее чувство-состояние, и что злиться плохо, стыдно, нехорошо, некрасиво, опасно…

Что делать? Удивительно, но в рассматриваемом мультфильме есть ответ. Вы помните, как разрешилась проблема Кота Леопольда? Он обратился к врачу, который велел ему принимать озверин, препарат, повышающий агрессивность. В результате чего к Коту вернулась пропавшая, но такая естественная и природосообразная для этого животного агрессия, и все стало на свои места: Кот стал котом, Мыши стали мышами! Проблема решилась.

В психологической практике в этом случае не все так просто. Приходиться работать над уточнением и интеграцией образа своего я, попутно раскапывая историю его формирования, извлекая интроекты – те внушения, правила из чужого опыта, усваиваемые ребенком неосознанно в силу авторитета тех людей, которые их произносят.

Человеку придется по-новому взглянуть на эти куски чужого опыта и решить: нужны ли они ему? Соответствуют ли они ситуации его жизни, той реальности, в которой он живет? В том случае, если они не подходят – скорректировать их.

Второй вариант проблемных границ условно называется «Часовой». Часовой – это человек, который охраняет какой-либо стратегически важный объект. Его действия в случае обнаружения нарушителя регламентируются следующей последовательностью;

  • Предупреждение голосом «Стой, кто идет?»
  • Предупредительный выстрел в воздух в том случае, если нарушитель игнорирует словесное предупреждение.
  • Огонь на поражение, если нарушитель игнорирует предупредительный выстрел.

Как это происходит в жизни? Человек в данном случае по разным причинам «не соблюдает» вышеописанный алгоритм защиты своих границ. Чаще всего это происходит так:

  • «нарушитель» делает попытки вторжения в личные границы, они не «замечаются» (не происходит словесного предупреждения);
  • «нарушитель» более активно вторгается на территорию (нет предупредительного выстрела);
  • «нарушитель» ведет себя как дома на чужой территории. И тут человек не выдерживает и открывает огонь на поражение.

Что в результате мы имеем? Человек, до этого не проявлявший никаких признаков агрессии в отношении нарушителя, взрывается. Его ответная реакция достигает уровня гнева и даже ярости и часто оказывается неожиданной для нарушителя, как правило, ничего не подозревавшего. А у «взорвавшегося» человека дальше часто следуют переживания стыда и вины за свои неадекватные действия.

Почему так происходит? У человека, попадающего в описываемую ситуацию, как правило, снижена чувствительность к агрессии. В результате чего он не распознает сигналы нарушения своих границ, а когда они становятся чрезмерными, адекватно реагировать уже поздно. Да и способов «цивилизованной» защиты своих границ в его опыте нет. Чаще всего здесь мы имеем дело с хронической травматизацией: человек длительное время находился в ситуации психологического (а иногда и физического) насилия и вынужден был «заморозить» чувствительность, чтобы хоть как-то защитить себя от боли, причиняемой другими.

Необходимо отметить, что этот вариант предполагает более длительную работу, чем тот, где агрессия исключается из образа Я. Для полного разрешения проблемы необходима работа со специалистом. Все личностные проблемы, которые возникают в контакте с человеком, требуют для своего разрешения другого человека.

Источник

А как у вас на границе?

Экология жизни. Психология: Два варианта проблемных способов защиты границ, часто встречаемых в терапевтической практике.

Психологические границы личности и агрессия, как механизм их защиты для сохранения целостности и автономии территории Я

Не буду здесь доказывать важность и нужность агрессии для личности и рассматривать все ее функции. Остановлюсь лишь на одной из этих функций – защита психологических границ Я.

Очевидно, что любая автономная территория предполагает необходимость наличия границ и, следовательно, их защиту.

Читайте также:  Sanitary formula антижир способ применения

Предложу ряд тезисов:

  • Любая территория для поддержания своей автономии и идентичности предполагает наличие границ. Территория Я здесь не исключение. В этом случае речь идет о специфических границах – психологических границах Я.
  • Границы предполагают необходимость их защиты.
  • Агрессия является «оружием» защиты границ.

Остановлюсь на проблемах личности, которые возникают «на границе», в результате чего у Я могут возникать разного рода сложности в отношениях с другими.

И проблемы эти в основном будут обусловлены сложностью обхождения с агрессией.

Чаще всего (из моей практики) на границе возникают проблемы следующего порядка:

  • Неспособность Я защитить свои границы.
  • Неадекватные способы защиты границ.

Каждая из обозначенных проблем проявляется по-разному и имеет свои причины.

  • В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ человек не способен защитить свои границы, так как у него нет для этого подходящего «оружия» (точнее, он считает что нет). В результате все, кому не лень, «топчутся» по его территории, а он терпит и жалуется, что другие неблагодарные, наглые, нечувствительные…

Почему так получается?

Описываемую ситуацию я называю «Феномен Кота Леопольда».

Помните этого персонажа из советских мультфильмов?

Кот Леопольд отчего-то решил, что единственно хорошим способом построения отношений с мышами будет миротворческая позиция, выражающаяся в его интенции к ним: «Ребята, давайте жить дружно!». Мы можем лишь фантазировать, как он к этому пришел? Возможно, в детстве ему внушали, что злиться нехорошо (некрасиво, стыдно). Возможно, у него был какой-то личный травматический опыт, в результате которого «он решил», что проявлять агрессию опасно. Возможно…

Не будем больше гадать, что повлияло на формирование его такой «мирной» идентичности. Однако то, что мы можем наблюдать, однозначно означает, что в его образе Я нет места агрессивности: эдакий кот-добряк, неспособный обидеть даже мышь.

Что в результате мы имеем?

В этом случае по его территории топчутся все, кто хочет и кто может. Мыши теряют страх и ведут себя неестественно по отношению к коту. Можно было бы, конечно, обвинять мышей –мол, такие они нехорошие, не ценят, не уважают Кота! Однако в отношениях, как в спорте: играешь так, как позволяет соперник. Мыши ведут себя так, потому что Кот не желает соответствовать своей природе и присваивать себе идентичность хищника, знающего, что нужно делать с мышами. В итоге мы видим несчастного Кота и наглых, потерявших страх мышей.

Что-то похожее происходит и с человеком, который «решил», что агрессия — нехорошее чувство-состояние и что злиться плохо, стыдно, нехорошо, некрасиво, опасно…

Что в такой ситуации делать?

Удивительно, но в рассматриваемом мультфильме есть ответ. Вы помните, как разрешилась проблема Кота Леопольда? Он обратился к врачу, который велел ему принимать озверин, препарат, повышающий агрессивность.

В результате чего к Коту вернулась пропавшая, но такая естественная и природосообразная для этого животного агрессия, и все стало на свои места: Кот стал котом, Мыши стали мышами! Проблема решилась.

В терапии в этом случае не все так просто. Приходиться работать над уточнением и интеграцией образа своего Я, попутно раскапывая историю его формирования, извлекая интроекты – те внушения, правила из чужого опыта, усваиваемые ребенком неосознанно в силу авторитета тех людей, которые их произносят. Человеку, уже не ребенку, придется по-новому взглянуть на эти куски чужого опыта и решить: нужны ли они ему? Соответствуют ли они ситуации его жизни, той реальности, в которой он живет? В том случае, если они не подходят – скорректировать их.

  • ВТОРОЙ ВАРИАНТ проблемных границ я называю «Часовой».

Часовой – это человек, который охраняет какой-либо стратегически важный объект. Его действия в случае обнаружения нарушителя регламентируются следующей последовательностью;

  • Предупреждение голосом «Стой, кто идет?»
  • Предупредительный выстрел в воздух в том случае, если нарушитель игнорирует словесное предупреждение.
  • Огонь на поражение, если нарушитель игнорирует предупредительный выстрел.

Как это происходит в жизни?

Человек в данном случае по разным причинам «не соблюдает» вышеописанный алгоритм защиты своих границ. Чаще всего это происходит так:

  • «нарушитель» делает попытки вторжения в личные границы, они не «замечаются» (не происходит словесного предупреждения);
  • «нарушитель» более активно вторгается на территорию (нет предупредительного выстрела);
  • «нарушитель» ведет себя как дома на чужой территории. И тут человек не выдерживает и открывает огонь на поражение.

Что в результате мы имеем?

Человек, до этого не проявлявший никаких признаков агрессии в отношении нарушителя, взрывается. Его ответная реакция достигает уровня гнева и даже ярости и часто оказывается неожиданной для нарушителя, как правило, ничего не подозревавшего. А у «взорвавшегося» человека дальше часто следуют переживания стыда и вины за свои неадекватные действия.

Почему так происходит?

У человека, попадающего в описываемую ситуацию, как правило, снижена чувствительность к агрессии. В результате чего он не распознает сигналы нарушения своих границ, а когда они становятся чрезмерными адекватно реагировать уже поздно. Да и способов «цивилизованной» защиты своих границ в его опыте нет. Чаще всего здесь мы имеем дело с хронической травматизацией: человек длительное время находился в ситуации психологического (а иногда и физического) насилия и вынужден был «заморозить» чувствительность, чтобы хоть как-то защитить себя от боли, причиняемой другими.

Читайте также:  Amberry peel 40 пилинг способ применения

Что в такой ситуации делать?

Описываемая ситуация предполагает работу с травмами развития. Этот вариант предполагает более длительную работу, чем тот, где агрессия исключается из образа Я.

Я бы конечно мог написать рекомендации для тех, у кого есть подобные проблемы. Но считаю их бессмысленными и бесполезными. Статьи по психологии могут помочь, на мой взгляд, только на первом этапе в работе с проблемами – этапе их осознавания. И здесь я не жалею ни своих знаний, ни опыта.

Для полного же разрешения проблемы необходима работа со специалистом. Не стоит заниматься самообманом.

Считаю, что лучший способ разобраться в своих психологических проблемах – это терапия. Все личностные проблемы, которые возникают в контакте с человеком, требуют для своего разрешения другого человека. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Автор: Малейчук Геннадий

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Агрессия и психологические границы

Понятие агрессии достаточно избито. Понимание этого термина варьируется от социального аспекта, до психологического. Вокруг него много представлений, каждое из которых имеет право на существование.

В этой статье рассмотрим особенности, которые позволяют взглянуть на агрессию с позиции психологических границ. Если не окрашивать это слово как хорошее или плохое, то появляется сам смысл этого слова.

Безопасность личности и агрессия

В самом начале всегда выстраивается безопасность. Она необходима любой личности для того, чтобы можно было осуществлять взаимодействие с другими людьми. Если посмотреть на самый первый и простой маркер построенного уровня безопасности, то им будет состояние комфорта в присутствии других людей. Можем ли мы быть с ними самими собой, доверять, высказывать свои позиции? Если да, то можно говорить о безопасных и гармоничных отношениях. Если нет, то варианта два: или люди находятся в слиянии с друг другом, или они просто не контактируют. В первом случае сложно провести четкую границу между личностями. В речи человека присутствует много обобщений и слов «мы». Часто бывает так, что любые отклонения от этого единения воспринимаются, как уход, предательство. Агрессивный акт здесь может присутствовать в отстаивании границ личности. Ее автономность и независимость от других людей может восприниматься окружающими, как эгоизм и отстраненность. Люди, которые склонны к формированию зависимых отношений, не способны позволить другой личности быть отдельно. Здоровое проявление агрессии может проявляться в том, чтобы показать другому человеку, что вот это мне подходит при взаимодействии с тобой, а это нет. Часто в психологической сессии клиент говорит о том, что его бросили, не обращают на него внимания. Это реальные переживания клиента. Работа психолога в данном случае будет заключаться в распознавании личных границ и места, где начинаются границы другого человека.

Без чего не возможны отношения

Агрессия и границы — важные компоненты для построения отношений. Для того, чтобы отстоять собственные границы, требуется энергия и личная позиция. Для этого важно понимать, кто ты и чего хочешь. Это даст возможность выйти на границу контакта. Важно понимать, чего я хочу и как это можно получить. Это касается и взаимодействия с другим человеком. При этом ценно быть чувствительным к фону (тому, что окружает), к другим. Могут ли они удовлетворить мои потребности?

Чувствительность к внешним обстоятельствам важна. В данном случае мы говорим об адекватной оценке того, кто и что меня окружает. Наше представление о другом человеке и он сам могут сильно отличаться. Если эту разницу не учитывать, то неизбежно разочарование.

Важнейшим фактором, без которого взаимодействие с другими людьми невозможно, является способность признавать разницу между людьми. Если два человека, осознавая и признавая различия, могут коммуницировать, не требуя от партнера соответствия ожиданиям, то это говорит в первую очередь о высоком уровне понимания того, что такое контакт. При этом оба партнера получают друг от друга то, ради чего встретились. Оба человека удовлетворены общением. Бывает так, что кто-то из них указывает другому на то, что ему что-то не подходит. Если они готовы, могут это обсуждать, то можно констатировать наличие одного из маркеров зрелых отношений. Это одна из мишеней в работе с психологом. Как индивидуально, так и в рамках семейного консультирования.

Первое знакомство с агрессией

Первая встреча с агрессией происходит в момент, когда у ребёнка вырастают зубы. Он пытается найти им применение. В первую очередь в добывании себе пищи. Как мама реагирует на эту агрессивность, когда ребенок кусает ее грудь, очень важно. Это влияет на формирование отношений с окружающим миром. Построение границы со средой начинает формироваться, примерно, в этом возрасте. Малыш считывает все невербальные проявления матери. Если ты проявляешь агрессивность, заботясь о себе, то это может приниматься или не приниматься окружающими. И по-разному ими оцениваться. То, как родители научат ребенка с этим обходиться, будет влиять на его коммуникации с другими людьми. То, как взрослые окрашивают поведение ребенка в той или иной ситуации, определяет его отношение к тому, как можно себя вести, а как нет. Это классическая формула воспитания и социализации личности.

Ребенку очень важно продемонстрировать, что он может быть любым и это нормально. Родители объясняют ребенку то, что он чувствует, что с ним при этом происходит, чего он хочет. Если это происходит в формате задавания ему вопросов, то ребенок учится распознавать себя. Быть в контакте с самим собой, чувствовать и понимать, чего реально хочешь. Это очень ценный навык. Часто бывает так, что происходит подмена желаний. Например, ребенку больно, он злится, а родители при этом передают ему сообщение о том, что ему не следует так реагировать, а вести себя надо иначе. А что ребенку остается делать с возникающим агрессивным импульсом? Или игнорировать, или подавлять. В этом случае ему будет сложнее заботиться о себе, защищать свои психологические границы в будущем.

Читайте также:  10 способов соблазнять мужчину

В кабинете психолога часто звучит речь клиентов о том, что им не удобно сказать «нет», или они терпят дискомфорт ради сохранения отношений. Какая потребность личности стоит за этими фразами? Почему человек отдает управление ситуацией в руки других людей? Это зона для исследования и возможно последующей коррекции психологом.

Требования к миру

Реальность может не совпадать с нашими желаниями. Попытки натянуть старую картинку мира на новую ситуацию происходит достаточно часто. При этом картинка рвётся, это причиняет боль человеку. Человек отмечает, что мир перестал соответствовать его ожиданиям. Личность может не быть готова строить с миром новые отношения. Иногда человеку хочется заморозить мир, чтобы он не менялся. Тогда есть риск пропустить что-то в настоящем.

Некоторые клиенты хотят подтвердить свою картину реальности в кабинете психолога. Когда специалист обращает внимание человека на то, что окружающий его мир другой, отличается от восприятия личности, то клиент может испытывать дискомфорт, раздражение, страх. «Вот Вы скажите мне, что сделать, чтобы он перестал злиться на меня!». Люди хотят готовых решений, но при этом совершенно не способны сами подвергаться трансформации. Система стремится к гомеостазу, к поддержанию уже существующего. Это может не устраивать. Попытки трансформации будут требовать от личности не только желания перемен и энергии, но и готовности к этим изменениям. Хотеть чего-то, не означает быть готовым это получить.

Важно быть чувствительным к себе и к другим. Любое послание человека к другому предполагает наличие у него желания что-то изменить. Насколько эти требования к себе или другому основаны на корректном тестировании реальности? Психолог помогает это проделать.

Я белый и пушистый

«Я хороший, жертвую собой, а другие «топчатся» по моим границам». Ради чего человек так поступает с самим собой? Для того, чтобы сохранить отношения, или быть со всеми вежливым и деликатным? Если он понимает для чего он это делает и готов платить такую цену за это, отлично. Однако, часто бывает так, что такие люди, «задвигая» себя на второй план ради других, не довольны этой ситуацией.

При этом энергия на построение границ накапливается внутри человека. И в какие-то моменты она находит выход. Это происходит в эффекте. Человек терпел достаточно долго и в какой-то момент произошло что-то, казалось бы, незначительное, и чаша терпения личности переполнилась. Человек взорвался. Окружающие при этом недоумевают: как такой милый и спокойный человек может себя так вести?!

При этом запросом к психологу может быть желание «не реагировать так бурно». По сути, послание клиента к психологу в данном случае звучит примерно так: помогите мне вернуться в ситуацию, когда я терплю и наступаю на горло своим желаниям.

Мосты, или заборы в отношениях?

При осуществлении цели любыми путями, можно не заметить, что есть вокруг. «Танк» может проехаться по Вам и посчитать, что это вполне возможно. Вы же не сопротивлялись при этом.

Какая потребность стоит за агрессивностью? Сама личность не всегда это осознает. Обнаружение себя в реальной жизни могут отличаться от представления нас об этом. Это вызывает разные чувства. На психологической сессии это частое явление.

Важно увидеть другого и оценить, может ли он удовлетворить мои потребности? Стоит ли от него этого ждать, или просто найти другого для тех же целей. Или можно быть ребёнком и хотеть, чтобы мир изменялся под него. Желательно сразу получить то, что хочет.

Аффекты можно только отреагировать. А оперировать можно чувствами. Это напрямую влияет на то, какие у Вас будут отношения с окружающими Вас людьми. Например, можно накричать на близкого человека, а можно высказать свои чувства, а затем попытаться поговорить о том, что волнует обе стороны. При этом чувства важны как маркеры того, что происходит. Что стоит за этим чувством? Психолог помогает клиенту их распознавать.

За злостью всегда стоит неудовлетворенная потребность. Например, агрессивная просьба оставить человека в покое может обозначать то, что ему сейчас хочется побыть одному. Или один человек хочет поменять поведение другого. Задачей является не быстро отреагировать, а осознать, что за этим стоит. Для этого потребуется замедление. В кабинете психолога это можно исследовать в безопасной обстановке.

Мост от одного человека к другому, или забор между ними не всегда означают буквальные вещи. Забор может показывать партнеру то, что его присутствие ближе не желательно. Однако, с другой стороны, что я на тебя обиделся, но при этом хочу твоего приближения к себе. А мост может означать желание приближения, или то, что человек просто его терпит. Если пропустить эти смыслы, которые лежат в основе взаимодействия, то вся коммуникация будет искажена. Это не приведет к получению удовлетворения от общения. В психологической сессии происходит распознавание смыслов потребностей и посланий клиента. И только после этого можно двигаться в сторону удовлетворения актуальной потребности личности.

Источник