Формы и методы педагогического воздействия
статья по теме
Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий (организационные формы обучения, методы обучения, приемы и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_pedagogicheskogo_vozdeystviya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы педагогического воздействия
Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий (организационные формы обучения, методы обучения, приемы и т.д.). Функция преподавателя в рамках образовательного процесса — обеспечение последовательных (технологических) операций, организация и контроль деятельности учащихся. Совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности учащихся определяет дидактический процесс.
В воспитательном процессе применяются многообразные методы. Важнейшими из них являются методы: убеждение, доверие, внушение, приучение, поощрение. Каждый из них рассчитан на определенный воспитательный эффект.
Метод убеждения является основным в воспитании.
Метод приучения заключается в организации правильного поведения воспитанниц, в воспитании правильных привычек.
Важным методом является метод принуждения. Этод метод требует огромного педагогического такта и мастерства. Наказание должно сопровождаться внушением, порицанием, предупреждением.
Существует две формы педагогического воздействия: индивидуальная и коллективная.
Итак, суть индивидуальной формы организации учебных занятий сводится к следующему:
- Учитель индивидуально руководит процессом обучения каждого ученика и это руководство сводится к даче индивидуальных заданий и проверке их выполнения каждым учеником отдельно;
- Ученик, выполняя свою определенную учебную задачу, усваивает знания путем самостоятельной работы над заданием, ибо систематическое изложение знаний учителем отсутствует;
- Педагогическое воздействие учителя на ученика осуществляется в индивидуальном порядке, вне коллектива;
- Состав учащихся не постоянен, различен по возрасту и уровню подготовки;
- Расписания занятий, определенной продолжительности обучения, определенного чередования учебы и отдыха, постоянного учебного плана нет.
Групповая форма организации учебной работы давала возможность охватить обучением большее количество детей, чем при индивидуальной работе. Урок, как форму организации учебной работы разработал Коменский Я.А. (1592-1670). Учитель в процессе уроков, писал Коменский Я.А., должен проверять знания учащихся, добиваясь прочного и основательного усвоения предмета всеми учениками. С целью закрепления знания надо прибегать к повторениям и упражнениям. Помимо урока Коменский считает необходимым сохранить и старую форму обучения, выполнение заданий учеником дома, но при этом указывает Коменский «всегда должна быть налицо, определенная форма и норма того, что должно выполнять». Говоря об ученике, Коменский замечает «… ведь он не может еще самостоятельно создать ничего, не зная, что и как должно делать, следовательно, нужно ему показывать. Было бы жестоким заставлять кого-либо делать то, что ты хочешь, хотя он не знает, чего ты хочешь…». Наряду с уроками, домашними учебными занятиями учащихся Коменский останавливается и на такой форме как испытания и экзамены. « С особой торжественностью должен быть произведен ежегодный экзамен…» и дает целесообразные указания относительно его проведения.
Многообразие организационных форм обучения при изучении того или иного учебного материала дает возможность рассмотреть этот материал с разных сторон и глубже познать его разные стороны. Отсюда следует многообразие организационных форм обучения надо рассматривать как одно из направлений совершенствования организационных форм обучения.
Источник
Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
Общая характеристика
Любая деятельность осуществляется путем выполнения действий ее субъектом — относительно завершенных актов активности человека (структурно-функциональных составляющих деятельности), решающих частные задачи на пути к цели (достижение промежуточных результатов). Деятельность побуждается целью, а действия — задачей, решение которой приближает ее достижение. Деятельность складывается из цепи действий, «шагов» в направлении осознаваемой цели. Взаимосвязанная совокупность последовательных действий и достигаемых в ходе их результатов приводит к достижению цели — получению конечного результата. Можно сказать, что действия есть способы осуществления деятельности.
Педагогические действия — действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средствами, методами и приемами. К таким действиям относятся:
• педагогическое изучение человека (составление «педагогического портрета» в единстве его основных характеристик — воспитанности, образованности, развитости и обученное™) и группы;
• разработка педагогического сценария предстоящего действия илипроводимого мероприятия;
• педагогическое взаимодействие и др.
Умения и навыки педагога, образованного специалиста грамотно выполнять педагогические действия и использовать их в своей жизни, профессиональной деятельности и педагогической работе составляют существенную часть технического арсенала, лежащего в основе его практической педагогической умелости. Каждое действие имеет свою драматургию и требует режиссуры. Многое в технике действий педагога схоже с театральным действием, ибо всегда нужно уметь привлечь внимание аудитории, побудить ее слушать и понимать, удерживать внимание, стимулировать эмоции, помочь аудитории сделать полезные выводы. Поэтому в педагогической технике полезно использовать элементы театральной педагогики. Вместе с тем педагогическая техника — это беспрерывный и непрекращающийся творческий поиск, развивающий педагогическую интуицию.
Педагогическая техника выполнения действий заключается в своей основе в технике владения человеком, педагогом словом, голосом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, манерами. При выполнении педагогических действий дополнительно используются средства наглядности, учебные приборы, учебные устройства, учебное оборудование. Нередко педагогическая техника выполнения действий представляется в алгоритмизированном виде — как взаимосвязанный ряд используемых средств, приемов и операций, что облегчает ее освоение и использование.
Педагогический прием — техническая функциональная единица действия, обеспечивающая решение какой-то особой части его специфической задачи.
Педагогическое правило — рекомендация, конкретизирующая технику выполнения отдельных операций, движений, проявлений активности, из которых складывается прием.
В педагогических действиях, где нужен реальный результат, используются и некоторые иные средства, в частности психологические. Комбинирование техник делает их и сами действия нередко психолого-педагогическими, например психолого-педагогическим наблюдением, психолого-педагогическим анализом и пр. Сегодня техника выполнения действий продукт не только чистой эмпирики, обобщения педагогического опыта, но и экспериментальных исследований педагогов.
Значение педагогической техники
Педагогическая техника призвана ответить на вопрос, как нужно выполнить действия, чтобы достичь желаемого педагогического результата, раскрыть детали их правильного выполнения. Без педагогической техники, как подчеркивают специалисты, нет смысла и в педагогических технологиях.
Педагогическая техника кому-то может казаться излишними мелочами, деталями, тонкостями. Но подлинное мастерство — всегда и во всем тонкости. Именно они отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей как. Он подмечает, учитывает детали и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее. Учет «мелочей» или пренебрежение ими как раз и определяют причины различий в результатах действий успешных и неуспешных специалистов, которые внешне вроде бы делают одно и то же.
Действия могут быть основными и вспомогательными. Основные действия связаны с основными задачами, сущностью объекта воздействия и достижения необходимого результата. Например, в правоохранительной деятельности — это различные формы реализации сотрудником полномочий и обязанностей. Хорошо известны следственные действия (осмотр места происшествия, допрос, очная ставка, следственный эксперимент и др.). Есть и оперативно-розыскные действия, профилактические, обеспечения общественной безопасности и др. Они являются основными, нормативно обусловленными, и владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов.
Педагогические действия выступают в качестве основных в педагогической деятельности родителя, учителя, педагога, социального работника, руководителя и др. Но они нередко используются как вспомогательные, обеспечивающие достижение иных по своей природе целей — производственных, управленческих, инженерных и др., когда достижение определенного педагогического результата (улучшение обученности людей, их воспитанности и пр.) выступает одним из важных условий успеха. Это относится и к правоохранительной деятельности. Выполнение педагогических действий создает благоприятные условия для выполнения основного, нормативно предусмотренного действия и существенно повышает вероятность достижения высокого результата.
Даже будучи правым, обладающим полномочиями родителя, педагога, должностного лица, руководителя, нельзя говорить и делать все как попало, — результаты будут плачевными. Не случайно говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а по-современному — «хотели как лучше, а получилось как всегда». Разница чаще всего не в том, что одни что-то делают, а другие — нет. Главное — как они делают. Одно дело — хотеть чего-то добиться, а другое — сделать так, чтобы нужное получилось. Мало быть правым, мало делать нужное дело, мало хотеть хорошего, мало вести разговор, ибо всегда важен ответ на вопрос — как? Все, что зародилось в сознании человека, профессионала, педагога, должно материализоваться должным образом в его словах, действиях, поступках. Но переход мыслей и намерений, в действия не однозначен. Нужно постоянно отвечать на многочисленные вопросы — как сказать, какой тон использовать, какую мимику, какую позу принять, как повести себя, как сделать в данном случае и т.д.
Около 30% опрошенных потерпевших, свидетелей и подозреваемых, с которыми у работников органов прокуратуры, следствия, милиции контакт не получился, к числу причин этого отнесли: низкую культуру речи работников, неумение владеть речью, мимикой и жестами, неопрятность и неаккуратность во внешнем облике и одежде, грязь и беспорядок в кабинете. По данным ряда исследований, только 7% сотрудников правоохранительных органов имеют представления о технике речи и умеют правильно распоряжаться арсеналом речевых средств, а 54% считают это такой мелочью, на которую не следует обращать внимания.
Педагогическое наблюдение
Общая характеристика
Трудно найти профессиональную деятельность, где бы наблюдение за происходящим на рабочем месте и вокруг него не имело бы значения. Наблюдение предполагает использование возможностей органов чувств. Это личное добывание человеком информации, нужной для правильного поведения и профессиональных действий. Наблюдение дает, говоря языком кибернетики, и обратную информацию о результатах собственных действий человека, позволяющую ему судить об их успешности. Педагог пользуется в своей работе также информацией, получаемой и из других источников, но добываемая лично имеет неоценимое значение для реалистической оценки педагогических ситуаций и собственной работы.
Педагогическое наблюдение — преднамеренное, избирательное, планомерное, основанное на опыте и данных научных исследований добывание педагогом[46] с помощью своих органов чувств необходимой информации об объектах педагогических воздействий, педагогических факторах, влияющих на решаемую задачу, и признаках успешности ее решения. При наблюдении используются все органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и др.), хотя с помощью зрения человек, как считают специалисты, получает 90% информации. Педагогическое наблюдение характеризуется умением педагога выделять из окружающего именно педагогическую информацию, подмечать педагогически значимые признаки, чаще всего малозаметные, на первый взгляд не имеющие значения, но в действительности информативные и важные для успеха выполняемого педагогического дела. Это признаки педагогических и психологических особенностей людей, влияющих на них элементов обстановки, процесса педагогических изменений, происходящих в обучающихся и воспитывающихся (их образованности, воспитанности, обученное™ и развитости) под влиянием и воздействиями педагога, признаки педагогической эффективности собственного поведения и действий и др.
Чтобы обеспечить получение нужной информации, наблюдение педагога должно стать педагогическим наблюдением, т.е. особым наблюдением, отвечающим целям, задачам и другим особенностям педагогической деятельности. Такое наблюдение обладает свойствами педагогической направленности, организованности, интенсивности, устойчивости и осмысленности. По степени представленности этих свойств в деятельности конкретного педагога следует говорить о разной степени его мастерства в осуществлении педагогического наблюдения.
Источник
«Методы педагогического воздействия на детей»
М етоды педагогического воздействия на детей
При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и качеству работы.
Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.
Правила управления детским коллективом.
С целью создания благоприятного психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками, педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:
Не начинать рабочий день с замечания или наказания (обещания наказания).
Не оценивать ребенка по целому ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать ярлык – «Плохой», «Драчун», «Грубиян», «Неряха».
Ровно относится ко всем воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.
Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.
Реально оценивать возможности воспитанников.
Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.
Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют невольных участников — детей).
Не использовать в педагогической работе тотальный контроль. «Гиперконтроль» сочетается с защитными реакциями (аффективные проявления, суицидальные вспышки) или пассивно-защитными реакциями (замкнутость, недоверчивость, робость, покорность). К этому приводит постоянный страх наказания и отсутствие последовательности в воспитании.
Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).
Не использовать «двойную мораль», когда педагогическое воздействие расходятся с практикой (делом).
Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.
Обеспечивать и поддерживать в группе воспитанников здоровый нравственно-психологический климат. Использовать в некоторых случаях эмоционального или тактильного контакта.
Использовать оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.
Использовать преимущественно активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный (ТВ, музыка, компьютерные игры).
Основные методы педагогического воздействия на детей
Педагог при выборе методов воспитания должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение. Существуют три группы методов педагогического воздействия на воспитанников: методы убеждения, методы упражнения и методы педагогической оценки.
1. Методы убеждения – это воздействие через слово.
Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.
— Индивидуальная беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.
— Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
— Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.
— Аргументация педагога. Ставить ребёнка на позицию другого человека, спросить, чтобы чувствовал он.
— Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.
— Сообщение об общепринятой культуре.
— Открытый диалог педагога с детьми.
— Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она нужна каждому из нас…»)
— Обмен впечатлениями, сотрудничество.
— Совет, рекомендация, консультирование педагога.
— Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
— Использование средств массовой информации, литературы, искусства.
— Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.
2. Методы упражнения – это практически-действенное воздействие, способствует формированию поведения.
— Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.
— Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.
-Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.
— Привлечение ребёнка в качестве помощника.
Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.
— Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)
— Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.
— Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).
— Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.
— Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).
— Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.
3. Методы педагогической оценки – это методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит через оценочное воздействие.
а. Открытая педагогическая оценка:
— Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.
Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).
Это подбадривание, поддержка.
Это демонстрация малейшего успеха.
Это благодарность, вручение грамоты — персональное либо коллективное признание значимости сделанного ребенком.
Это материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).
Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).
Это осуждение, неодобрение педагогом и другими детьми негативного поступка (направлено на возникновение желания поступать хорошо);
Это недоверие. Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.
Это лишение участия в походах, в праздничных мероприятиях, развлечений, удовольствий.
Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)
Это вызов родителей.
Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).
Это исключение из системы общения.
Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.
Это строгий контроль в разных видах деятельности.
Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.
Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:
— не всякое наказание может решить поставленную задачу;
— наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;
— наказание должно следовать непосредственно за проступком;
— наказание не должно применяться одновременно с поощрением;
— наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;
— наказания должны быть последовательными.
— коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);
— наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);
— меры физического воздействия со стороны педагога;
— наказания унижением личности и ущемлением других прав.
б Скрытая педагогическая оценка.
«Я — сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).
«Ты — сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)
«Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)
Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)
Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)
Все методы воспитания используются комплексно и направлены на профилактику детских конфликтов, формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.
В процессе педагогической практики каждый педагог совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения. Особенно ценен опыт, который концентрирует в себе знания в единстве с умениями и навыками и который приобретается при условии критического анализа своей работы, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Кроме профессиональной подготовленности педагог должен иметь и психологическую готовность, которые вместе создают интерес к учебно-воспитательной деятельности, способствуют активности и неутомимости в труде, творческой отдаче сил, неформальной перестройке воспитательного процесса в целом во имя торжества идей гуманизма, культуры и знаний.
Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
Методика воспитательной работы: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л. А. Байкова, Л. К., Гребенкина, О., В., Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнева. Пособие для педагогов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Симонов В. П. Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса и его диагностика // Справочник заместителя директора школы. – 2009. — №6
*Методика диагностики стиля взаимодействия субъектов менеджмента в вербальных и математических показателях с графической интерпретацией результатов приведена в журнале «Стандарты и качество». 1994. №8. С.51.
Источник