- Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста методическая разработка по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии
Песочная терапия — одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok.docx | 45.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Песочная терапия — одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:
— стабилизировать психоэмоциональное состояние;
— совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
— стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
— развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
— стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
— разнообразить способы сотрудничества.
Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:
— во-первых, происходит обогащение словаря, которые первоначально используются ими на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;
— во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
— в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.
Песок — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.
Игры с песком разнообразны:
— обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; — познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;
— проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Примерные упражнения по развитию дыхания
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
Примерные упражнения по развитию фонематического слуха
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки с изучаемым звуком.
Со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки или предметы, в названиях которых есть дифференцируемые звуки ([С]- [Ш]; [Д]- [Т]; [Р]- [Л] и т.д. ).
Примерные упражнения по обучению грамоте
«Напиши на песке»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.
Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Примерные упражнения по развитию связной речи
«Дорисуй и расскажи»
Взрослый рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку:
Воздушный шар: Я круглый.
Шар : Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.
Шар: На мне нарисован красивый цветок.
Мяч: А, я украшен разноцветными полосками
Шар: Меня надувают воздухом.
Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
1.Алтухова Н.Г., Научитесь слышать звуки.
2. Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с.
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре.
Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»
Арт-терапия — это метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества.
Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста
Песочная терапия» — одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможно.
Мастер-класс: «Су-Джок терапия как метод речевого развития детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию.
Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, яв.
Источник
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_kak_effektivnyy_metod_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста .
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте .
Программные материалы стали сложнее, а желание детей учиться все меньше и меньше. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка . Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста , является песочная терапия . Песочная терапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка .
Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии . Принцип « терапии песком » был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии . Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции « песочной терапии » (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
Большой вклад в развитие « песочной терапии » внесли отечественные педагоги — Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия » , Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии » , Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку» , Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. « Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии ».
Естественная потребность ребенка играть с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, логопеду, но и воспитателю. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи детей мы используем на занятиях элементы песочной терапии .
Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект , нежели стандартные формы обучения :
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта» .
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Игры с песком способствуют : (фото детей )
— развитию речевого дыхания ;
— развитию мелкой моторики рук ;
— развитию связной речи ; обучению рассказыванию;
— подготовке к обучению грамоте.
Все игры, с использованием песочной терапии , делятся на три направления :
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь , словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи , развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Идет подготовка к обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие ребенка .
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу (дополнительная услуга «Волшебный мир песка, так и подгрупповую на ООД)
В песочной терапии используем такие материалы как :
«Центр песка» 1-стол воспитателя и 6 столов для детей . Используем разнообразный дидактический материал. Мультимедийный экран, проектор, вебкамера.
Работа по развитию речи у детей строится на годовом плане, она предполагает 3 этапа :
Знакомство с песочной страной
• пробуждение интереса к занятиям с песком;
• знакомство детей с правилами поведения в песочнице .
• развитие моторики рук , тонких тактильных ощущений
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице .
На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии «:
«Здравствуй песочек » (фото)
Более подробно вам расскажет учитель-логопед.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают огромным значением для развития детей .
• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи , обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.
Путешествие по песочной стране
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи , памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры :
«Дорисовывание фигур до предметов »
Цель : развитие познавательных процессов; развитие речи , памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
Цель : развитие познавательных процессов; развитие речи , мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Угадай на ощупь» , «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке»
Цель : развитие графомоторных навыков.
В царстве песочной грамоты
• развитие связной речи детей , обучение рассказыванию
• проговаривание действий с песком
Самое главное преимущество данного метода – это ее универсальность.
Во- первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта» . В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно речевому развитию детей . И, наконец, песок , как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Приведем, примеры, нескольких дидактических заданий, которые Также в песочнице возможны следующие формы работы : – построение из кубиков различных башен, осваивая при этом понятия : больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, и т. д., то есть вс то, что пригодиться в дальнейшем обучении; – с помощью сказочных персонажей можно решать задачи на сложение, вычитание; – учиться на ощупь определять, то есть узнавать, цифры, которые спрятались в песке. В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например, осваивая буквы, можно учиться пересказу или составлению сказки, истории (сочинение, параллельно решить задачку по математике (герою нужно пройти путь по ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., тут же надо на песке написать волшебное слово (навыки письма, чтобы открылись сказочные ворота и т. д. Немаловажное значение имеет и развитие фантазии ребенка .
Придумывая различные задачки героям, дети не только осваивает знания из раздела математики, но и будет иметь определенный успех в области литературы , рисования или любой другой деятельности, которая связана с творчеством. Такие работы мы проводим в нашем детском саду.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, страх, агрессия, напряжение исчезают, и появляется эмоциональное спокойствие.
Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы
«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети .
Арт — терапия — как эффективный метод сенсомоторного рахвития детей дошкольного возраста.
Статья на тему арт — терапия для развития детей дошкольного возраста.
Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увели.
Презентация «Подвижные игры с речевым сопровождением как эффективный метод развития речи детей раннего возраста»
Материал по самообразованию педагога.
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи «Песочной терапией».
Песочные игры как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
laquo;Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский.
Консультация для родителей на тему :»Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет»
Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече.
Источник