Обучение это специфический способ образования

Образование, воспитание, самовоспитание, обучение

Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древности образование относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т.д.). Потом термин «образование» стал обозначать процесс и результат педагогической деятельности.

В образовательном смысле образование означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны.

В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие – определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

В узком смысле «воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение – «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т.п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим.

Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, который выполняет три основных функции: образовательную (формирование мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психических процессов, свойств и качеств личности).

Источник

Обучение это специфический способ образования

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Читайте также:  Сущность способа бокового нивелирования

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». Высоко она оценивается и сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Источник

Противоречия процесса обучения

Обучение как специфический процесс познания.

Младшего школьного возраста

Теория обучения детей

Глава 7

Литература для самостоятельной работы

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
  2. Берулава М.М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. – Бийск, 1995.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
  4. Введение в научное исследование по педагогике. – М., 1988.
  5. Вульфов Б. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. – М., 1997.
  6. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.
  7. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
  8. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Педагогика как система научных теорий. – М., 1988.
  9. Психология и педагогика. / Сост. А.А. Радугин. – М., 1996.
  10. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. – М., 1989.
  11. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М., 1989.
  12. Спок Бенжамин. Ребенок и уход за ним. – М., 1985.

В отечественной педагогической науке дидактика рассматривается как научная область педагогики, как особый педагогический способ теоретического понимания мира, исследующий принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса обучения (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, В. А. Ситаров и др.). Основными категориями дидактики являются: обучение, преподавание, учение.

На сегодняшний день в дидактике существует множество определений понятия процесса обучения, рассматривающих разные стороны его, задачи, функции.

Так И. Я. Лернер определяет процесс обучения как педагогически обоснованную, последовательную смену актов обучения, в ходе которой разрешаются задачи развития и воспитания личности.

И. Ф. Харламов характеризует процесс обучения как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Ю. К. Бабанский определяет процесс обучения как целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников.

Обучение – это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Обучение один из надежных и важных способов получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Обучение всегда двусторонний процесс. Оно всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Оно тесно связано с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Обучение имеет задачную структуру, следовательно, в процессе обучения идёт движение от решения одной задачи к другой, от незнания к знанию. Успех обучения определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.

Преподавание – это деятельность учителя по:

Читайте также:  Способы отражения затрат амортизации

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Учение– это деятельность ученика по:

· освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

· самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

· осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.

Направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности школьника обусловливает функции обучения:

· образовательная – овладение знаниями о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; общими и специальными умениями и навыками; миропонимание и мировоззрение личности.

· развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, функционального и смыслового значения речи, развитие эмоций, чувств, воли, воображения, операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, двигательной культуры, способностей и дарований.

· воспитательная: воспитание культуры чувств, культуры мышления, нравственных норм, эстетических идеалов и вкусов, трудолюбия, ответственности.

Будучи сложным, многогранным процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Известна общность процесса научного познания, осуществляемой ученым-исследователем, и познавательной деятельностью ученика в ходе обучения. С точки зрения диалектико-материалистической философии в основе познания ученого и школьника лежит один и тот же механизм, природа которого заключается в отражательно-преобразовательной деятельности человека. Однако познание учебное и научное не являются идентичными, между ними есть существенное отличие. В научном познании связи между образами, понятиями шире и выражены более ясно, результаты познания более конкретны. В учебном познании формирование этих связей мешает не столько недостаток образов, сколько их однозначность, что приводит к менее конкретным выводам. Кроме того, ученый постоянно познает новое, учение же, в процессе обучения познает субъективно новое, т.е. усваивает уже открытие в науке законы, теории, понятия. Познание в учебной деятельности происходит быстрее под руководством учителя и на основе дидактически адаптированного к возможностям учащихся материалов.

Методологическими основами процесса обучения в отечественной дидактике выступает материалистическая теория познания.

Согласно её положениям, процесс познания начинается с чувственного ознакомления с материалом, после которого осуществляются процессы рационального осмысления и обобщения полученных представлений и далее проверка выводов на практике. Движение вглубь, от явления к сущности, связано с переходом от конкретного восприятия к абстрактному мышлению, в результате чего устанавливаются и раскрываются внутренние взаимосвязи и закономерности. Такой переход осуществляется путем образования научных понятий.

Уже в простейших психических процессах – ощущениях и восприятиях – определенную роль играет мыслительная деятельность. Восприятие как активный познавательный процесс вызывается теми или иными намерениями, целями и включает как непосредственное отражение предмета, так и осознание, осмысление впечатлений. Значительно большую роль играет мышление в образовании представлений – конкретных, целостных воспроизведений в сознании ранее воспринятых вещей и явлений. Представления уже связаны с наличием известных обобщений, но они еще не раскрывают сущности познавательных предметов и явлений.

На этой теории основана дидактика Я. А. Коменского и ее ведущая идея – «золотое правило» дидактики: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами. Учитывая, что учение как деятельность ученика представляет собой разновидность познания объективного мира, надо рассмотрев общее, выделить и отличия этого познания.

Познание не может ограничиваться созданием чувственных образов, простым копированием реальной действительности, представлять собой простое ее зеркальное отражение; результаты чувственного восприятия приобретают характер подлинных знаний лишь тогда, когда с помощью мышления они найдут свое выражение в научных понятиях.

Диалектический материализм рассматривает понятия, образующиеся в результате мыслительной деятельности человека, в качестве средств для отражения того общего и существенного, что недоступно непосредственному чувственному восприятию.

Исследованиями отечественных ученых, например Б.Г. Ананьева, установлено, что понятия сохраняют связь с конкретными чувственно воспринимаемыми объектами, с наглядными образами, которые так или иначе участвуют в процессе мышления, выступают «стороной мыслительного процесса».

Из этого следует очень важный вывод о том, что познание не всегда может начинаться с чувственных восприятий предметов и явлений реальной действительности; на современном уровне развития науки, оперируя уже имеющимися знаниями, выраженными понятиями, категориями, принципами, законами, с помощью развитого логического аппарата (составления ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п.) можно получить теоретическое отражение объективной действительности. Начало познания на теоретической основе в целом ряде случаев бывает необходимыми, так как создание конкретно-чувственных образов не представляется возможным.

Читайте также:  Способами покрытия дефицита бюджета являются эмиссия ответы

В действительности же чувственное восприятие объективной действительности не теряет своего значения, так как оно лежит в основе всех теоретических обобщений, которыми оперирует познающий школьник.

Путь познания до чувственного опыта называется априори (рациональный). Результатом такого познания является теоретическое мышление. Сегодня в начальной школе используются и тот и другой пути познания. Они представлены в видах обучения.

Вместе с тем, процесс обучения, также как и познание, надо рассматривать в развитии. Основным источником этого развития являются противоречия. Противоречие –основа развития. Внутренние, существенные противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами. Противоречия процесса обучения раскрыты в работах отечественных дидактов: М. А.Данилова, М. М. Скаткина, Ю. К. Бабанского.

Проблема противоречивости процесса обучения наиболее сложная и трудная в педагогике. В процессе обучения нельзя полностью усвоить опыт человечества:

Æ он включает такую совокупность знаний, которую невозможно усвоить одному человеку, если он даже учился бы в течение всей жизни;

Æ пока ученик учится, наука, техника, производство, культура развиваются, совершенствуются.

Основные противоречия процесса обучения:

è противоречие между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых учеником. Это противоречие является движущей силой процесса обучения и ведет к постоянному совершенствованию содержания образования. Мы стремимся дать учащимся как можно больше знаний из общественно-исторического опыта, хотя знаем, что никогда не сможем обучить учащихся всему, что знает и умеет человечество. Однако стремление приблизить уровень школьного образования к современному уровню общественно-технического прогресса является постоянно действующим фактором изменения содержания обучения, поисков его новых принципов, методов, организации. Вместе со знаниями ученик овладевает сложившимися в общественно-историческом развитии операциями, формами, этапами, методами познания такими, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, конкретное, абстрактное, единичное, особенное, всеобщее, моделирование и др.;

è противоречие между индивидуальной познавательной деятельностью ученика,т.е. тем уровнем, формами, методами познания, которыми он владеет,и общественно-историческим познанием,т.е. тем уровнем, формами, методами познания, которыми ученик должен овладеть;

è противоречие между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.Если задача намного превышает познавательные возможности ребенка, то решается с большим трудом или вообще может быть не решена. В этих условиях падает интерес к обучению. Если учебная задача слишком проста, она мало способствует повышению уровня развития ученика, так как он решает ее без достаточного напряжения умственных сил и способностей. Поиск учебных задач, которые наиболее способствовали бы развитию ребенка, развитию интереса к учению, — одна из актуальных задач теории обучения. Правильно поставленная учебная задача активизирует познавательную деятельность ученика, обеспечивает успешность овладения знаниями и развития ученика.

Существуют и другие противоречия, как внутренние, так и внешние, которые влияют на процесс преподавания и учения школьников, например:

Æ между учебным предметом и соответствующей наукой;

Æ между теми знаниями, которыми владеет учитель, и тем учебным материалом, который он объясняет в классе;

Æ между знанием педагогики и умением применять педагогические знания в практической деятельности;

Æ между способами усвоения знаний учеником и способами изложения в учебнике или объяснения на уроке и др.

Возникновение, становление и разрешение противоречий в учебном процессе определяет динамику, диалектику обучения, характер овладения знаниями, темпы развития ученика.

По мнению М. А. Данилова главным противоречием обучения выступает противоречие между новыми задачами обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их развития. Оно будет движущей силой обучения в том случае, если находится в зоне ближайшего развития ученика и имеет смысл для него.

Вопросы и задания

1. Сравните теоретические подходы к определению понятия «процесс обучения» в работах И.П. Подласова, Б.П. Есипова, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, И.Ф. Харламова.

2. Раскройте связь обучения с философией, историей, социологией, психологией.

3. Дайте характеристику процесса обучения как сотворчества учителя и учащихся. Почему прав П.Ф. Каптерев говоря, что «учитель и ученик в процессе обучения обречены на взаимное развитие».

4. Раскройте сущность зависимости построения обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира.

5. Назовите и охарактеризуйте основные функции процесса обучения: образовательную, воспитательную, развивающую.

6. Как связаны между собой процессы познания и обучения. В чем их сходство и различия.

7. Раскройте сущность основных противоречий процесса обучения.

8. Дайте характеристику основных этапов усвоения знаний.

Источник

Оцените статью
Разные способы