Сущность способа бокового нивелирования

Способ бокового нивелирования

Способ бокового нивелирования широко применяют для выноса осей при детальной разбивке и для установки строительных конструкций в проектное положение.


Рисунок 7 − Схема разбивки способом бокового нивелирования

Сущность способа состоит в том, что по линии, параллельной основной оси АВ (рис. 7), оптическим визированием, например теодолитом, задается створ А’В’. Точки А’ и В’ находят путем отложения некоторого расстояния l от точек А и В перпендикулярно линии АВ. Расстояние l выбирают в пределах 1. 2 м, исходя из удобства производства разбивочных работ. Положение оси конструкции определяют при помощи горизонтально устанавливаемой нивелирной рейки. При отсчете по рейке l,равном расстоянию параллельного створа А’В’ от оси АВ, пятка рейки определяет положение этой оси в данном месте.

Список используемой литературы

1. Инженерная геодезия. Учеб. для вузов/ Е.Б.Клюшин, М.И. Киселев, Д.Ш.Михелев; Под ред. Д.Ш. Михелева. – 9-е изд. стер. – М.: Высш. шк.,

2. И.Ф.Куштин, В.И. Куштин. Инженерная геодезия. Учебник. Ростов-на-Дону: Издательство ФЕНИКС, 2002.- 416 с.

3. Хаметов Т.И. Геодезическое обеспечение проектирования, строительства и

эксплуатации зданий, сооружений: Учеб. пособие. — М.: Изд-во АСВ, 2002. — 200 с.

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ, СПОСОБЫ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

Рисунок 1 − Схема разбивки способами прямой и линейной засечек

Рисунок 2 − Схема способа обратной угловой засечки

Рисунок 3 − Схема разбивки способом полярных координат

Рисунок 4 − Схема разбивки способом проектного полигона

Рисунок 5 − Схемы разбивки способами:
а — створной засечки; б— створно-линейной засечки

Рисунок 6 – Схема разбивки способом прямоугольных координат


Рисунок 7 − Схема разбивки способом бокового нивелирования

Источник

СПОСОБ БОКОВОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ

Способ бокового нивелирования широко применяют для выноса осей при детальной разбивке и для установки строительных конст­рукций в проектное положение.

Сущность способа состоит в том, что по линии, параллельной основной оси АВ (рис. 20), оптическим визированием, например теодолитом, задается створ А’В’. Точки А’ и В’ находят путем отложения некоторого расстояния l от точек А и В перпендикулярно линии АВ. Расстояние l выбирают в пределах 1 — 2 м, исходя из удобства производства разбивочных работ. Положение оси конст­рукции определяют при помощи горизонтально устанавливаемой нивелирной рейки. При отсчете по рейке l, равном расстоянию, параллельного створа А’В’ от оси АВ, пятка рейки определяет положение этой оси в данном месте.

Основными ошибками бокового нивелирования являются:

— ошибка разбивки параллельного створа mств;

— ошибка центрирования оптического прибора и визирной цели при задании параллельного створа тц

— ошибка установки рейки mу;

— ошибка отсчета по рейке mo.

Общая ошибка способа может быть подсчитана по формуле

. (71)

Рис. 20. Схема разбивки способом бокового нивелирования

Ошибка разбивки параллельного створа складывается из оши­бок построения прямого угла и отложения расстояния /. Расчет их аналогичен полярному способу, используется формула (32).

Влияние ошибки центрирования можно подсчитать, как и в спо­собе створной засечки, по формуле (64).

Ошибка установки рейки будет в основном зависеть от неперпен­дикулярности рейки к створу визирования. Эту ошибку можно вычислить так:

, (72)

где ν — угол отклонения рейки от ее перпендикулярного поло­жения.

Ошибку отсчета по рейке подсчитывают по формуле

, (73)

где t — цена деления рейки; d — расстояние от прибора до рейки, м;

Г × — увеличение зрительной трубы прибора.

Для примера определим ошибку способа бокового нивелирова­ния при следующих данных: S =100 м; d = 50 м; l =2м; ν = 2°; e = 1 мм; t = 10 мм; m1 = 1 мм; mβ = 30″; Г × = 25.

В данном случае полярный способ применяется для двух точек. Тогда, используя частично формулу (32), будем иметь

= 1,5 мм.

При d = из формулы (64) получим

По формуле (72) найдем

1,2 мм.

По формуле (73) вычислим

т0=0,03 ∙10 + 0,2∙ = 1,1 мм.

Общую ошибку выразим так:

2,4 мм.

Источник

Способ бокового нивелирования

Исполнительную съемку вертикальности (наклона) и смещения оси верхнего сечения колонн одноэтажных про­изводственных зданий в направлении пролета рекомендует­ся выполнять способом бокового нивелирова­ния (рис. IX.11).

Сущность его состоит в том, что на рас­стояние 0,5—1 м от колонн параллельно разбивочной оси выносится линия, используемая в качестве опорного створа для последующей съемки. Сориентировав зрительную тру­бу установленного теодолита по указанному створу, следует взять отсчеты по рейке, последовательно прикладываемой к геометрической оси каждой колонны в нижнем и верхнем ее сечениях. Разность отсчетов по рейке, приложенной в вер­хнем и нижнем сечениях колонны, будет характеризовать величину ее наклона 8х = аь — а„. Поскольку теодолит установлен на фиксированной линии, смещенной на задан­ную величину Ь относительно разбивочной оси ряда колонн, то разностью отсчетов &х = а„ — Ь определяется величина действительного отклонения (смещения) осей низа колонн от проектного положения, т. е. смещение дх геометрической оси колонн с разбивочной оси.

Для контроля качества и повышения точности измерений боковое нивелирование следует выполнять при обоих (КП и КЛ) положениях вертикального круга и из двух получен­ных значений наклона колонн определять среднее.

Точность измерений может быть подсчитана по предыдущей формуле.

Источник

Способ бокового нивелирования

Способ бокового нивелирования широко применяют для выноса осей при детальной разбивке и для установки строительных конст­рукций в проектное положение.

Сущность способа состоит в том, что по линии, параллельной основной оси АВ (рис. 20), оптическим визированием, например теодолитом, задается створ А’В’. Точки А’ и В’ находят путем отложения некоторого расстояния l от точек А и В перпендикулярно линии АВ. Расстояние l выбирают в пределах 1 — 2 м, исходя из удобства производства разбивочных работ. Положение оси конст­рукции определяют при помощи горизонтально устанавливаемой нивелирной рейки. При отсчете по рейке l, равном расстоянию, параллельного створа А’В’ от оси АВ, пятка рейки определяет положение этой оси в данном месте.

Основными ошибками бокового нивелирования являются:

— ошибка разбивки параллельного створа mств;

— ошибка центрирования оптического прибора и визирной цели при задании параллельного створа тц

— ошибка установки рейки mу;

— ошибка отсчета по рейке mo.

Общая ошибка способа может быть подсчитана по формуле

. (71)

Рис. 20. Схема разбивки способом бокового нивелирования

Ошибка разбивки параллельного створа складывается из оши­бок построения прямого угла и отложения расстояния /. Расчет их аналогичен полярному способу, используется формула (32).

Влияние ошибки центрирования можно подсчитать, как и в спо­собе створной засечки, по формуле (64).

Ошибка установки рейки будет в основном зависеть от неперпен­дикулярности рейки к створу визирования. Эту ошибку можно вычислить так:

, (72)

где ν — угол отклонения рейки от ее перпендикулярного поло­жения.

Ошибку отсчета по рейке подсчитывают по формуле

, (73)

где t — цена деления рейки; d — расстояние от прибора до рейки, м;

Г × — увеличение зрительной трубы прибора.

Для примера определим ошибку способа бокового нивелирова­ния при следующих данных: S =100 м; d = 50 м; l =2м; ν = 2°; e = 1 мм; t = 10 мм; m1 = 1 мм; mβ = 30″; Г × = 25.

В данном случае полярный способ применяется для двух точек. Тогда, используя частично формулу (32), будем иметь

= 1,5 мм.

При d = из формулы (64) получим

По формуле (72) найдем

1,2 мм.

По формуле (73) вычислим

т0=0,03 ∙10 + 0,2∙ = 1,1 мм.

Общую ошибку выразим так:

2,4 мм.

11. Геодезическая подготовка проекта

Перед выносом в натуру проекта инженерного сооружения необ­ходимо выполнить специальную геодезическую подготовку, кото­рая предусматривает его аналитический расчет, геодезическую при­вязку проекта, составление разбивочных чертежей, разработку про­екта производства геодезических работ (ППГР).

Для выноса сооружения в натуру необходимо иметь на мест­ности геодезические пункты с известными координатами. В этой же системе должны быть получены координаты основных точек соору­жения, определяющих его геометрию. Координаты пунктов геоде­зической разбивочной основы определяют по результатам измере­ний, проводимых при ее создании. Координаты же точек, принад­лежащих сооружению, определяют графически или вычисляют ана­литически. При этом используют основные чертежи проекта: гене­ральный план, определяющий состав и местоположение сооруже­ния; рабочие чертежи, на которых в крупных масштабах показаны планы, разрезы, профили всех частей сооружения с размерами и высотами деталей; план организации рельефа; планы и профили Дорог, подземных коммуникаций.

Весь комплекс геодезической подготовки проекта состоит из аналитического расчета элементов проекта. По значениям проектных размеров и углов находят в принятой системе проектные координаты основных точек сооружений, элементов планирования и благоустройства (осей проездов, коммуникаций, дорог и т. п.). Одновременно контролируют правильность нанесения размеров на чертежах.

Различают три способа геодезической подготовки проекта: аналитический, графо-аналитический и графический. При аналитическом способевсе данные для разбивки находят путем математических вычислений, причем координаты существующих зданий и сооружений определяют непосредственно геодези­ческими измерениями в натуре, а размеры элементов проекта задают, исходя из технологических расчетов. Этот способ применяют в основном при реконструкции и расширении предприятий, в стес­ненных условиях застройки.

Чаще применяют графо-аналитический,когда положение исходных точек определяют графически с топографического плана, а остальных точек, жестко связанных с исходными, — аналитически. Например, для определения положения здания на местности по топографическому плану находят координаты одного из углов здания и дирекционное направление на другой угол. Далее по проектным размерам вычисляют координаты всех остальных углов здания.

Если проект сооружения не связан с существующими строени­ями, то иногда применяют графический способпроектирования, при котором все планировочные элементы определяются графически по топографическому плану. Расчет проекта производят по графичес­ким координатам всех его главных точек. Чтобы уменьшить, по возможности, влияние деформации планов, до определения графи­ческих координат измеряют действительные размеры квадратов координатной сетки. Для крупномасштабных планов они должны быть равны 100 мм. При отклонении сторон квадрата на величину, непревышающую 0,2 мм, координаты определяют следующим об­разом. Через определяемую i точку проводят прямые, параллель­ные осям координат. Измеряют расстояния а и b соответственно от южной и северной сторон квадрата координатной сетки до опреде­ляемой точки, ai и bi — от западной и восточной сторон. Коор­динаты точки вычисляют по формулам

; (74)

,

где х0 и у0 координаты юго-западного угла квадрата координат­ной сетки.

Для выноса проекта в натуре независимо от способа проек­тирования все его геометрические элементы должны быть строго математически увязаны между собой и с имеющимися на площадке капитальными зданиями и сооружениями. Это необходимо для устранения влияния на точность разбивочных работ ошибок в принятых для проектирования исходных данных (координатах, высо­тах, длинах линий), особенно взятых графически с плана.

При аналитическом расчете проекта решается ряд типовых гео­дезических задач. Наиболее распространенными являются прямая иобратная геодезические задачи.

Если i точка сооружения расположена на известных расстояниях , по направлению дирекционного угла αi от исходной точки А с координатами хA и уA,то координаты i точки будут равны

; (75)

. (76)

Для заданного прямолинейного отрезка с координатами кон­цевых точек хA, уА и хB, уB дирекционный угол αAB и длину S вычис­ляют по формулам

; (77)

; (78)

. (79)

Часто возникает необходимость определить координаты х0 и у0 точки пересечения двух прямолинейных отрезков АВ и СD,задан­ных координатами хA, уA; хB,, уB; хC,,yC; хD,, уD . Для этого используют формулы

; , (80)

; ; m = (yCyA ) — μ ∙ (xCxA ) .

Угол между двумя прямыми АВ и СD, заданными координатами Концов, определяется как разность дирекционных углов α этих линий

, (81)

Координаты точки К пересечения прямой АВ и круговой кривой Радиуса К вычисляют следующим образом. Если известны координаты точек А, В и центра О кривой, то по формулам (77) – (79) находят дирекционные углы αAB и αСD,длину SCD .Сторону SAK вы­числяют по формуле

, (82)

.

Используя координаты точки А, длину SAK дирекционный угол αAK = αAB ,определяют координаты точки К.

Кроме приведенных, решают задачи по определению уравнений линий, параллельных и перпендикулярных к заданным; координат центров круговых сооружений; главных элементов и координат характерных точек кривых.

При геодезической подготовке проекта выполняют его привязку.

Привязкой проекта называют расчеты геодезических данных (разбивочных элементов), по которым выносят его в натуру от пунктов разбивочной геодезической основы или опорных капиталь­ных строений. Разбивочными элементами служат расстояния, углы и превышения, выбор и расчет которых зависят от принятого способа разбивки.

Результаты геодезической подготовки проекта отображают на разбивочных чертежах. Разбивочный чертеж является основным документом, по которому в натуре выполняются разбивочные ра­боты. Его составляют в масштабах 1:500 — 1:2000, а иногда и круп­нее в зависимости от сложности сооружения или его элементов, которые выносятся в натуру. На разбивочном чертеже показывают: контуры выносимых зданий и сооружений; их размеры и располо­жение осей; пункты разбивочной основы, от которых производится разбивка; разбивочные элементы, значения которых подписываются прямо на чертеже. Иногда на разбивочном чертеже указывают значения координат исходных пунктов в принятой системе, длины и дирекционные углы исходных сторон, отметки исходных реперов и другие данные, использовавшиеся для геодезической подготовки проекта. Эти данные могут служить и для контроля в процессе разбивки и после ее завершения.

Для обеспечения точности и своевременности выполнения геодезических работ на строительной площадке составляют специальный проект. В проекте производства геодезических работ (ППГР), кото­рый является составной частью общестроительного проекта, рас­сматриваются: построение исходной разбивочной основы; организация и выполнение разбивочных работ, исполнительных съемок; применение соответствующих приборов для обеспечения требуемой точности измерений и другие вопросы, зависящие от конкретного объекта и условий его строительства.

Основные разбивочные работы

В состав работ в подземной части, требующих геодезического обеспечения, входят: устройство обноски и закрепление осей, рытье котлованов и траншей с зачисткой дна и откосов, монтаж фун­даментов, стен подвала и перекрытия над ним, устройство приямков, лифтовых шахт, прокладка труб самотечной канализации, монтаж оборудования в подвале (котлов, насосов и т.п.). Заканчивается подземная часть (нулевой цикл) строительством до нулевой отметки, за которую принимают уровень чистого пола 1-го этажа. Это первый этап разбивки.

После перенесения на местность главных и основных осей зда­ний, сооружений выполняют второй этап разбивки. От главных и основных осей переносят и закрепляют дополнительные оси, характеризующие отдельные части зданий, сооружений в плане и по высоте. От них разбивают и закрепляют точки осей и отметки для установки в проектное положение строительных конструкций.

Детальная строительная разбивка, определяющая взаимное расположение элементов конструкции зданий и сооружений, а также дополнительных осей относительно основных, выполняется точнее, чем разбивка главных и основных осей.

На третьем этапе (при завершении строительства зданий, соору­жений) разбивают и закрепляют точки монтажных (техноло­гических) осей для установки в проектное положение конструкций и технологического оборудования. Ввиду того, что монтажными осями определяется взаимное положение конструкций и техноло­гического оборудования, требования к точности здесь еще выше, чем к детальной строительной разбивке.

Точность выполнения детальной разбивки зависит от типа зданий и сооружений, этажности, высоты, материала и конст­рукции, технологических особенностей производства и регламен­тируется [22], а также ГОСТ «Система обеспечения точности гео­метрических параметров в строительстве .

Следует различать два вида допусков точности при разбивке:

1) допуск Δо точности перенесения на местность проекта зданий относительно пунктов разбивочной основы;

2) допуск Δ точности во взаимном положении зданий, сооружений и детальной разбивки их точек относительно главных или основных осей. Его называют строительным допуском.

Если положение осей определяют на плане графически, то допуск Δ0 равен графической точности масштаба плана. При детальной разбивке задаются большей точностью. Например, если допустимое отклонение между зданиями по СНиПу ± 5 см и разбивка производится по плану М 1:1000, то предельная графическая точность плана составит 0,2 мм х 10 м = 20 см. Следовательно точность разбивки здания должна превышать точность плана в 4 раза.

Дело в том, что суммарный строительный допуск Δ состоит из допусков на изготовление конструкции Δи, на геодезическом построение (разбивка, закрепление) осей Δг, на отклонение оси конструкции от разбивочной оси при монтаже Δм. Эти допуски независимы друг от друга и поэтому . Принимая их равными и учитывая, что Δдоп ≤ 3m, получим, что средняя квадратическая ошибка геометрического параметра тгиз-за неточностей детальной разбивки не должна быть более 25 % строительного допуска: Δг ≤0,5 Δ или mг≤0,25 Δ.

Предусмотренные нормами допуски не дают полного представления о точности, с которой следует производить разбивку. Для этого еще нужно знать величину относительной ошибки. Например, если при установке колонны допускается отклонение в осях ± 5 мм, то пролет между двумя колоннами не должен содержать ошибку’ более ± 5 = ±7 мм. Тогда при пролете 12 м относительная ошибка должна быть не более 7:12000 = 1:1700.

Так как точность разбивки должна быть выше точности плана, то для обеспечения требуемой точности монтажа конструкций разбивку следует производить хотя бы в 2 раза точнее их монтажа. Поэтому в нашем примере измерение линий при разбивке потребуется выполнять с относительной ошибкой не более 1:3500.

Основными чаще всего называют разбивочные работы по выносу в натуру главных и основных осей, так как именно они определяют положение зданий и сооружений на местности. Кроме того, это понятие может включать в себя разбивку точек пересече­ния промежуточных осей с главными и основными осями.

Независимо от вида сооружения и условий производства работ существуют некоторые общие принципы разбивки главных и основ­ных осей. Прежде всего, на местности необходимо иметь исходную разбивочную систему. Это, например, пункты разбивочной основы; закрепленные линии регулирования застройки (оси проездов, гра­ницы кварталов и т. п.); углы капитальных зданий и сооружений, а в отдельных случаях и четко определяемые контуры местности. В проекте или на чертежах аналитической подготовки проекта должны быть указаны привязки выносимых в натуру осей к точкам исходной разбивочной основы. Для вычисления значений разбивоч­ных элементов фактические координаты исходных точек и проект­ные координаты точек, выносимых в натуру, должны быть опреде­лены в одной системе. Если они различаются, то производят пере­вычисление координат из одной системы в другую по формулам

; (83)

, (84)

где хi и — координаты точки I в различных плоских прямоуголь­ных системах; хo и уo координаты начала новой системы с осями в системе существующей с осями х, у; — угол поворота одной системы относительно другой.

При различных поверхностях относимости, например, для госу­дарственной и условной строительных систем, приведенные фор­мулы несколько усложняются за счет разных масштабов этих си­стем.

Выбор способов разбивки зависит в основном от вида сооруже­ния и условий его возведения, от схемы построения разбивочной основы, от наличия приборов у исполнителя и требуемой точности выполнения разбивочных работ.

При наличии на площадке строительной сетки для сравнительно несложных по геометрии цеховых зданий обычно выносят габаритные (основные) оси способом прямоугольных координат. Так, на­пример, положение точек здания А/Iи А/II(рис. 27) определяют от ближайших пунктов сетки 17и 18 по вычисленным приращениям абсцисс и ординат. От пунктов 10 и 11аналогичным образом определяют положение точек Е/Iи Е/II. После закрепления вынесенных точек устанавливают на каждой из них теодолит и проверяют взаимную перпендикулярность осей. Кроме того, проверяют соответствие расстояний между осями проектным значениям. Следует иметь в виду, что взаимная перпендикулярность основных осей является одним из главных требований, предъявляемых к их разбив­ке. Перекос этих осей может в дальнейшем привести к перекосу всех остальных осей сооружения, так как основные оси служат исход­ными для детальной разбивки.

Рис. 27. Схема разбивки основных осей здания от пунктов строительной сетки

Для разбивки основных осей гражданских зданий с точек поли­гонометрических или теодолитных ходов чаще всего применяют способы полярных координат, угловых и линейных засечек, створно-линейный способ. Точка пересечения осей А/1выносится от точки Vтеодолитного хода путем отложения полярного угла и полярного расстояния (рис. 28). Аналогично с точки VIтеодолитного хода выносят точки А/10и 5/10. Можно было бы ограничиться выносом лишь двух точек длинной оси А здания, а две остальные точки найти путем построений прямых углов и соответствующих расстоя­ний. Однако третью точку пересечения осей определяют с целью исключения разворота здания. Часто выносят и четвертую точку, контролируя выполненную разбивку путем измерения прямых углов и длин сторон по зданию. Также с целью контроля положений вынесенных точек выполняют независимые (отличные от основной разбивки) измерения. В приведенном примере на створе теодолит­ного хода намечают вспомогательную точку V+ 49,87, измеряют на ней контрольный полярный угол β, и контрольное полярное рассто­яние S. По полученным значениям вычисляют координаты точки А/10 и сравнивают их с проектными. Такие определения производят не менее чем для трех точек пересечения осей здания.

Рис. 28. Схема разбивки основных осей здания с точек полигонометрических

или теодолитных ходов

Если на местности закреплены пункты, определяющие положе­ние линий регулирования застройки, то разбивка с них выполняется так же, как с точек теодолитных или полигонометрических ходов, имея в виду, что координаты этих пунктов известны.

Размещение новых зданий и сооружений среди существующей застройки иногда производят графически по топографическому плану крупного масштаба (1:500 — 1:1000), а их разбивку — от существующих зданий по данным, полученным также графически. Например, чтобы разместить здание А (рис. 29) по линии застрой­ки между зданиями Б и В, находят по плану расстояния между соответствующими углами этих зданий и выносимыми в натуру углами здания А. Так как в этом случае все размеры берутся с плана, то при разбивке в натуре расстояние между углами а и д су­ществующих зданий окажется не равным проектному, т. е. появится невязка. Поскольку размер выносимого в натуру здания А должен в точности соответствовать проектному, то полученную невязку поровну распределяют на промежутки а – б и с — д между зданиями. В этом случае несколько изменятся проектные размеры плани­ровочных элементов (внутренних проездов, газонов и т. п.) между зданиями, но это вполне допустимо.

Рнс. 29. Графический способ определения размещения здания для разбивки

Вынос в натуру сравнительно протяженной линии — часто встречающийся случай в практике разбивочных работ. Это и глав­ная ось линейного сооружения (плотины, моста, взлетно-посадоч­ной полосы аэропорта и др.), и исходное направление для постро­ения строительной сетки, и базис для последующих разбивочных работ. Для этого случая разбивки чаще всего применяют полярный способ, а также способы прямой угловой и линейной засечек. При­ведем пример выноса в натуру оси А — В линейного сооружения (рис. 30). Точка А выносится от ближайших пунктов геодезичес­кого обоснования полярным способом, а точка В — прямой уг­ловой засечкой. Если между точками Ал В нет прямой видимости, то дополнительно выносят промежуточные точки, например, точку С. При наличии вблизи промежуточной точки пунктов геодезичес­кого обоснования она выносится аналогично основным точкам с проверкой ее положения по створу. Положение промежуточной точки С на створе АВ может быть найдено и иным способом. Первоначально ее положение на створе определяют приближенно. Затем на этой точке при помощи теодолита измеряют угол β. Величину нестворности q,на которую необходимо переместить точку C,чтобы она находилась на створе А — В, можно вычислить по формуле

(85)

где S1 и S2 — расстояния от точки С до пунктов А и В соответствен­но. Расстояния S1 и S2 определяют приближенно, например, по генплану.

Для контроля вновь измеряют угол β. В случае недопустимого отклонения этого угла от 180° вновь вычисляют нестворность и вновь редуцируют.

Главные и основные оси сооружений служат исходными для последующей детальной разбивки. Схема детальной разбивки зави­сит от вида сооружения и его компоновки, от условий выполнения разбивочных работ и принятого способа разбивки. При всем много­образии детальных разбивочных схем можно выделить типовую схему, характерную для строительства гражданских и промышлен­ных зданий и сооружений. Это определение положения точек пересе­чения промежуточных осей с главными или основными. Разбивку выполняют, как правило, створно-линейным способом.

Рис. 30. Схема выноса в натуру оси линейного сооружения

Рис. 31. Схема детальной разбивки осей

Предположим, что в натуру вынесены и закреплены основные оси А А,В — В, 1 — 1и 8 — 8(рис. 31). Для определения положения точек пересечения осей 2, . 7с осями А — А и В — В теодолитом задают створы А — А и В — В.От точек А/1и Б/1 вдоль соответствующих створов откладывают проектные расстоя­ния 6,00 м; 12,00 м и т. д. и получают искомые точки. Аналогичным образом находят положение точек Б/1по створу оси 1 — 1и Б/8 по створу 8 8. Створы промежуточных осей выносят за зону будущих земляных работ и закрепляют.

На выполненную работу по разбивке осей составляется специ­альный акт, к которому прилагается исполнительный чертеж раз­бивки и закрепления осей.

Закрепление осей сооружения

Для детальной разбивки зданий и сооружений, закрепления осей и передачи их в котлован и на фундаменты по периметру здания или сооружения устраивают обноску. Она бывает сплошной (рис.32,а), скамеечной (рис. 32,6) или створной (рис. 33).

Рис. 32. Типы обноски: I — способы разбивки плана здания и приспособления для разбивки: а — сплошная обноска; б — обноска из отдельных скамеечек; 1 — растительный слой; 2 — разбивочная ось; 3 — доска толщиной 2,5 см; 4 — столбики толщиной 13-14 см, через 2-3 см; 5 — отвес; 6 — шнур

Сплошная обноска представляет собой ряд вкопанных в землю столбов с шагом 2 — 3 м с прибитой к ним обрезной доской толщиной 40-50 мм.

Скамеечная обноска состоит из двух столбов и доски, расположенных перпендикулярно линии основных осей.

При современной организации строительной площадки более рациональной является створнаяобноска. Она устанавливается лишь в местах закрепления осей на произвольном рассто­янии от контура здания.

Створная (столбчатая) обноска состоит только из отдельных столбов (рис. 33), каждая пара которых закрепляет одну из осей.

Рис. 33. Створная обноска

Обноску строят на расстоянии 3 — 5 м от котлована. Столбы обноски закапывают на глубину 1 м, а доски прибивают на одном уровне высотой 0,4-1,2 м, чтобы по их верхним граням удобной было откладывать проектные расстояния. Для того, чтобы не допускать ошибок в линейных измерениях и за наклон отклады­ваемых проектных расстояний на обноске она должна быть горизон­тальной, а ее стороны прямолинейными и параллельными осям здания.

Наиболее рациональной и прочной является инвентарная металлическая обноска. Для её устройства вместо деревянных столбов и досок используют металлические стойки и горизонтальные штанги.

От всех центров пересечения основных осей здания, по их направлению откладывают выбранное расстояния до обноски и получают точки, фиксирующие установку крайних стоек обноски. Створность поверяется теодолитом, установленным над центром.

Рис. 34. Схема устройства инвентарной металлической обноски и

перенесения основных осей здания

Углы в пересечении сторон обноски должны быть прямыми. Это условие контролируется путем их измерения теодолитом, устанавли­ваемым в точках А, А’, Б, Б’ и т.п. Центры устанавливаемых стоек должны находиться строго по линии створа, чтобы выдержать прямолинейность обноски. Отклонение стоек от вертикали свыше 1 мм не допускается. После установки стоек монтируют штанги, контролируя нивелиром необходимый уровень их высоты (0,4-0,6 м) от земли.

На обноску с помощью теодолита переносят основные оси зда­ния. Для этого теодолит устанавливают над точкой I по створу I — II, а затем наводят трубу по створу I — I’ и на удаленной штанге по биссектору крепят подвижной хомутик так, чтобы прорезь или петля для фиксации проволоки на нем совпадала с вертикальной нитью трубы теодолита. Затем теодолит устанавливают на проти­воположной точке II створа I — II и повторяют те же действия.

Для перенесения на обноску промежуточных осей от какой-либо основной оси откладывают по верхнему краю обноски проектные расстояния в прямом и обратном направлениях. Положение этих осей фиксируют подвижным хомутиком с табличкой, обозначающее наименование оси.

При вынесении основных осей на деревянную обноску теодолит устанавливают в точке L,где пересекаются оси I и Б, наводят центр сетки на гвоздь К, обозначающий точку пересечения оси I с А (рис. 34).

Рис. 35. Схема перенесения осей здания на обноску и створные знаки

После этого алидаду закрепляют, изменяют наклон трубы, чтобы увидеть верхний срез обноски, на которой отмечают гвоздем, зарубкой или карандашной линией точку, совпадающую с изображением центра сетки, и подписывают название оси. Повернув трубу через зенит на противоположный конец оси 1-1, отмечают на обноске точку по центру сетки. Причем для устранения влияния коллимационной ошибки трубы проверяют эту точку при другом; положении вертикального круга. Если получится расхождение с первой пометкой, то находят среднюю точку между ними, которой и пользуются в дальнейшем.

Не снимая теодолита, таким же способом по точке М отмечают на обноске положение оси Б-Б, которая перпендикулярна к уже разбитой. Затем теодолит переносят в противоположный угол, то есть в точку М, где пересекаются две другие оси, и выносят их на обноску. Контроль положения осей осуществляют промером расстояния между ними. разбивку осей на обноске проверяют и принимают по акту. Отклонение между ними не должно превышать 5 мм для размеров до 10 м и 20 мм — для размеров до 100 м и более.

От реперов на обноску переносят и отмечают краской нулевые точки и нулевые горизонты, от которых откладывают высотные элементы здания: глубину фундамента, уровень полов, потолков, подоконников и т.п. Началом исчисления высот при постройке зданий берут уровень чистого пола первого этажа и называют его нулевым горизонтом.

В процессе строительства должен осуществляться периодический контроль состояния обноски и положения закрепленных на ней осей.

В целях сохранности на длительный период строительства, а также на случай восстановления утраченных осей на обноске по каким-либо причинам их дополнительно закрепляют створными знаками 1 — 1′, 2 — 2′, а — а’, б — б'(бетонными, металлическими столби­ками с насечкой), размещенными в защищенном от повреждений месте. Они устанавливаются на продолжении главных или основ­ных осей, строго по створу, на расстоянии 20 — 30 м от строящегося здания.

Для закрепления, а также для удобства использования в процессе строительства оси выносят на обноску. Обноска представляет собой доску, закрепленную горизонтально на полбах на высоте 400 — 600 мм от земли. Применяют также инвентарную металлическую обноску. Оси на деревянной обносу фиксируют гвоздем, на металлической — специальным передвижным, хомутом с прорезью. Известны два вида обноски: сплошная и створная.

Сплошную обноску устанавливают строго параллельно основным осям, образующим внешний контур здания, на расстояние обеспечивающем неизменность ее положения в процессе строительства. Сплошная обноска должна быть прямолинейной, чтобы мож­но было откладывать по створу проектные расстояния для разбивка промежуточных осей, и горизонтальной, чтобы откладывать эти расстояния без введения поправок за наклон. Сплошную обноску применяют довольно редко из-за громоздкости и сложности ее построения. Кроме того, она мешает нормальной организации ра­бот на строительной площадке, особенно применению землеройных машин.

Помимо обноски, вынесенные в натуру оси закрепляют постоян­ными и временными знаками. Постоянными знаками обычно закре­пляют главные и основные оси. Места закрепления осей постоян­ными знаками выбирают на стройгенплане с учетом долговремен­ной их сохранности, а также обеспечения беспрепятственного веде­ния строительно-монтажных работ. Эти места должны быть удоб­ными для установки над знаком геодезических приборов и выполне­ния измерений. Знаки устанавливают вне зоны земляных работ в местах, свободных от складирования строительных материалов, размещения временных сооружений и т. п.

Выбор конструкции знаков зависит от условий строительной площадки, наличия строительных материалов, применяемых мето­дов разбивочных работ.

Конструкции постоянных знаков могут быть различными. На­иболее часто для закрепления осей применяют грунтовые постоян­ные знаки. В качестве постоянных грунтовых знаков используют обрезки металлических труб или рельсов, к нижней части которых приваривают металлические якоря для закрепления в бетонном монолите. К верхней части знака приваривают квадратную метал­лическую пластину, на которой с помощью керна отмечают поло­жение точки закрепления оси. Реперные трубы или рельсы устанав­ливают в скважине, пробуренной на глубину не менее 0,5 м ниже глубины промерзания грунта. После установки знака скважину бетонируют. Грунтовые знаки закрепления осей ограждают дере­вянной или металлической обноской. Обноска делается квадратной или треугольной со стороной 1,5 — 2,0 м. В качестве постоянных знаков используют также забетонированные деревянные столбы. Для временных знаков используют деревянные колья, костыли, металлические штыри и трубки. В сочетании с грунтовыми знаками для закрепления створов осей широко применяют цветные откраски на посто­янных и временных зданиях или сооружениях. Откраски представля­ют собой цветные риски, наносимые яркой несмываемой краской.

Для быстрого восстановления осей на продолжении их створов закрепляют по два знака 2 скаждой стороны здания. Один из знаков обычно располагают под обноской.

Высотную разбивочную основу на строительной площадке так­же закрепляют постоянными и временными знаками. Условия за­крепления реперов и требования, предъявляемые к их сохранности, удобству использования, те же, что и к знакам закрепления осей.

Постоянные реперы могут быть как грунтовыми, закладыва­емыми ниже глубины промерзания, так и стенными, закрепляемыми в капитальных стенах и цокольных частях близлежащих зданий.

В условиях массовой застройки, где опорные реперы необходи­мы только в период строительства, широко применяют временные Реперы различных конструкций. Используют также откраски на возводимых строительных элементах и временных сооружениях. Часто строительные реперы совмещают со знаками закрепления основных разбивочных осей. Отметки строительных реперов определяют от реперов государ­ственной или городской нивелирной сети.

Источник

Читайте также:  Способ организации детей при обучении движениям
Оцените статью
Разные способы