Морфологического способа образования задумать

Содержание
  1. Морфологический разбор слова «задумать»
  2. Часть речи: Инфинитив
  3. Все формы слова ЗАДУМАТЬ
  4. Разбор слова по составу задумать
  5. Разбор слова в тексте или предложении
  6. Примеры предложений со словом «задумать»
  7. ЗАДУМАТЬ
  8. Смотреть что такое ЗАДУМАТЬ в других словарях:
  9. ЗАДУМАТЬ
  10. ЗАДУМАТЬ
  11. ЗАДУМАТЬ
  12. ЗАДУМАТЬ
  13. ЗАДУМАТЬ
  14. ЗАДУМАТЬ
  15. ЗАДУМАТЬ
  16. ЗАДУМАТЬ
  17. ЗАДУМАТЬ
  18. ЗАДУМАТЬ
  19. ЗАДУМАТЬ
  20. ЗАДУМАТЬ
  21. ЗАДУМАТЬ
  22. ЗАДУМАТЬ
  23. ЗАДУМАТЬ
  24. ЗАДУМАТЬ
  25. ЗАДУМАТЬ
  26. ЗАДУМАТЬ
  27. ЗАДУМАТЬ
  28. ЗАДУМАТЬ
  29. ЗАДУМАТЬ
  30. ЗАДУМАТЬ
  31. ЗАДУМАТЬ
  32. ЗАДУМАТЬ
  33. ЗАДУМАТЬ
  34. ЗАДУМАТЬ
  35. ЗАДУМАТЬ
  36. ЗАДУМАТЬ
  37. ЗАДУМАТЬ
  38. ЗАДУМАТЬ
  39. ЗАДУМАТЬ
  40. ЗАДУМАТЬ
  41. ЗАДУМАТЬ
  42. ЗАДУМАТЬ
  43. ЗАДУМАТЬ
  44. ЗАДУМАТЬ
  45. ЗАДУМАТЬ
  46. ЗАДУМАТЬ
  47. ЗАДУМАТЬ
  48. ЗАДУМАТЬ
  49. Определите разновидность морфологического способа образования следующих слов. Учительствовать, разрыв, утомление, паводок, разгрузка, перенапряжение, приморье, производительность, улетать, тосковать, хвалить, задумать, переехать, посмотреть, размечтаться, недолет, перенаселение, лесотундра, пасынок, железобетон, проверка, железнодорожник, производство, товарищество, бездорожье. Заранее спасибо
  50. Рабочая тетрадь по теме «Словообразование»
  51. Автор-составитель:

Морфологический разбор слова «задумать»

Часть речи: Инфинитив

ЗАДУМАТЬ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.

Начальная форма слова: «ЗАДУМАТЬ»

Слово Морфологические признаки
ЗАДУМАТЬ
  1. Действительный залог;
  2. Переходный;
  3. Совершенный вид;

Все формы слова ЗАДУМАТЬ

ЗАДУМАТЬ, ЗАДУМАЛ, ЗАДУМАЛА, ЗАДУМАЛО, ЗАДУМАЛИ, ЗАДУМАЮ, ЗАДУМАЕМ, ЗАДУМАЕШЬ, ЗАДУМАЕТЕ, ЗАДУМАЕТ, ЗАДУМАЮТ, ЗАДУМАВ, ЗАДУМАВШИ, ЗАДУМАЕМТЕ, ЗАДУМАЙ, ЗАДУМАЙТЕ, ЗАДУМАВШИЙ, ЗАДУМАВШЕГО, ЗАДУМАВШЕМУ, ЗАДУМАВШИМ, ЗАДУМАВШЕМ, ЗАДУМАВШАЯ, ЗАДУМАВШЕЙ, ЗАДУМАВШУЮ, ЗАДУМАВШЕЮ, ЗАДУМАВШЕЕ, ЗАДУМАВШИЕ, ЗАДУМАВШИХ, ЗАДУМАВШИМИ, ЗАДУМАННЫЙ, ЗАДУМАННОГО, ЗАДУМАННОМУ, ЗАДУМАННЫМ, ЗАДУМАННОМ, ЗАДУМАН, ЗАДУМАННАЯ, ЗАДУМАННОЙ, ЗАДУМАННУЮ, ЗАДУМАННОЮ, ЗАДУМАНА, ЗАДУМАННОЕ, ЗАДУМАНО, ЗАДУМАННЫЕ, ЗАДУМАННЫХ, ЗАДУМАННЫМИ, ЗАДУМАНЫ

Разбор слова по составу задумать

Основа слова задума
Приставка за
Корень дум
Суффикс а
Глагольное окончание ть

Разобрать другие слова

Разбор слова в тексте или предложении

Если вы хотите разобрать слово «ЗАДУМАТЬ» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.

Примеры предложений со словом «задумать»

Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя!

Чертов мост (сборник), Марк Алданов

Да что ты задумал , что задумал ?

Император-отрок. Историческая дилогия, Дмитрий Дмитриев

Вилла Кекешфальва – это поистине волшебный замок: стоит только задумать что-либо, как желание мгновенно исполняется.

Нетерпение сердца, Стефан Цвейг, 1939г.

Это была игра под названием «да и нет», в которой племянник Скруджа должен был что-нибудь задумать , а остальные должны были отгадывать.

Рождественские видения и традиции, Чарльз Диккенс, 1843–1855г.

Мне кажется, задумать подобное и испугаться этого – значит оскорбить самого себя.

Заметки млекопитающего, Эрик Сати

Напишите слово боту и он мгновенно сделает морфологический разбор слова @morphology_analysis_bot

Источник

ЗАДУМАТЬ

приставка — ЗА; корень — ДУМ; окончание — АТЬ;
Основа слова: ЗАДУМ
Вычисленный способ образования слова: Приставочный или префиксальный

Слово Задумать содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (1): ЗА;
  • ∩ корень слова (1): ДУМ;
  • ∧ суффикс (0): —
  • ⏰ окончание (1): АТЬ;

Смотреть что такое ЗАДУМАТЬ в других словарях:

ЗАДУМАТЬ

ЗАДУМАТЬ, -аю, -аешь; -анный; сов. 1. что и с неопр. Мысленно решитьсделать что-н. 3. поездку в горы. 2. что. Мысленно выбрать, определитьчто-н. 3. число. IIнесов. задумывать, -аю, -аешь. смотреть

ЗАДУМАТЬ

задумать сов. перех. см. задумывать.

ЗАДУМАТЬ

задумать замыслить, загадать Словарь русских синонимов. задумать 1. замыслить, поставить себе (или своей) целью (или задачей) / с неопр. ф. гл.: решить, принять решение, задаться целью (или мыслью), собраться; надумать, вздумать (разг.); вознамериться, возыметь намерение, положить, расположиться (устар.); надуматься (устар. и прост.) / идти, ехать куда-л.: лыжи навострить, намылиться (разг.) / что-л. дурное: умыслить (устар.) см. также стремиться 2 2. см. загадать Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. задумать гл. сов. • замыслить • загадать мысленно наметить) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. . смотреть

ЗАДУМАТЬ

1) (вознамериться) se proposer de (+ infin), projeter (tt) vt de (+ infin), avoir l’intention de (+ infin) задумать поехать в Крым — se proposer d’alle. смотреть

ЗАДУМАТЬ

заду́мать глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я заду́маю, ты заду́маешь, он/она/оно заду́мает, мы заду́маем, вы заду́маете, они заду́мают, за. смотреть

ЗАДУМАТЬ

заду́мать, заду́маю, заду́маем, заду́маешь, заду́маете, заду́мает, заду́мают, заду́мая, заду́мал, заду́мала, заду́мало, заду́мали, заду́май, заду́майте, заду́мавший, заду́мавшая, заду́мавшее, заду́мавшие, заду́мавшего, заду́мавшей, заду́мавшего, заду́мавших, заду́мавшему, заду́мавшей, заду́мавшему, заду́мавшим, заду́мавший, заду́мавшую, заду́мавшее, заду́мавшие, заду́мавшего, заду́мавшую, заду́мавшее, заду́мавших, заду́мавшим, заду́мавшей, заду́мавшею, заду́мавшим, заду́мавшими, заду́мавшем, заду́мавшей, заду́мавшем, заду́мавших, заду́манный, заду́манная, заду́манное, заду́манные, заду́манного, заду́манной, заду́манного, заду́манных, заду́манному, заду́манной, заду́манному, заду́манным, заду́манный, заду́манную, заду́манное, заду́манные, заду́манного, заду́манную, заду́манное, заду́манных, заду́манным, заду́манной, заду́манною, заду́манным, заду́манными, заду́манном, заду́манной, заду́манном, заду́манных, заду́ман, заду́мана, заду́мано, заду́маны (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . смотреть

ЗАДУМАТЬ

заду’мать, заду’маю, заду’маем, заду’маешь, заду’маете, заду’мает, заду’мают, заду’мая, заду’мал, заду’мала, заду’мало, заду’мали, заду’май, заду’майте, заду’мавший, заду’мавшая, заду’мавшее, заду’мавшие, заду’мавшего, заду’мавшей, заду’мавшего, заду’мавших, заду’мавшему, заду’мавшей, заду’мавшему, заду’мавшим, заду’мавший, заду’мавшую, заду’мавшее, заду’мавшие, заду’мавшего, заду’мавшую, заду’мавшее, заду’мавших, заду’мавшим, заду’мавшей, заду’мавшею, заду’мавшим, заду’мавшими, заду’мавшем, заду’мавшей, заду’мавшем, заду’мавших, заду’манный, заду’манная, заду’манное, заду’манные, заду’манного, заду’манной, заду’манного, заду’манных, заду’манному, заду’манной, заду’манному, заду’манным, заду’манный, заду’манную, заду’манное, заду’манные, заду’манного, заду’манную, заду’манное, заду’манных, заду’манным, заду’манной, заду’манною, заду’манным, заду’манными, заду’манном, заду’манной, заду’манном, заду’манных, заду’ман, заду’мана, заду’мано, заду’маны. смотреть

ЗАДУМАТЬ

сов., вин. п.1) тж. + неопр. (замыслить) proponerse (непр.) (+ inf.), tener la intención (de + inf.), tener la idea (de + inf.)он задумал уехать — tien. смотреть

ЗАДУМАТЬ

-аю, -аешь; сов., перех. (несов. задумывать). 1. также с неопр. Мысленно решить сделать что-л.; замыслить.Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учр. смотреть

ЗАДУМАТЬ

1) (иметь намерение сделать) sich (D) vornehmen (непр.) vt (или + Inf. с zu); beabsichtigen vt, vorhaben (непр.) vtон что-то задумал — er führt etwas i. смотреть

ЗАДУМАТЬ

1) (вознамериться) se proposer de (+ infin), projeter (tt) vt de (+ infin), avoir l’intention de (+ infin) задумать поехать в Крым — se proposer d’all. смотреть

ЗАДУМАТЬ

1) Орфографическая запись слова: задумать2) Ударение в слове: зад`умать3) Деление слова на слоги (перенос слова): задумать4) Фонетическая транскрипция . смотреть

ЗАДУМАТЬ

задумать глаг.сов. (3) прош.ед.муж. Вот об себе задумал он высоко. ГоУ 1.5. Вот ты задумал. ГоУ 1.9. Что б ни задумал он, я перед ним молчуМС 5. . смотреть

ЗАДУМАТЬ

сов тж с неопр (вознамериться) intentar vt, tencionar vt; inventar de, ter (a) intenção de; (замыслить) imaginar vt

Читайте также:  Skinasil strong hair способ применения

ЗАДУМАТЬ

ЗАДУМАТЬ задумаю, задумаешь, сов. (к задумывать). 1. что и с инф. Замыслить, затеять, мысленно предпринять. Они задумали путешествие на Восток. Я задумал жениться. 2. что. Остановиться мыслью на чем-н., мысленно выбрать что-н. Задумать какое-н. число. Я задумаю, а ты отгадай.

ЗАДУМАТЬ

задумать 1. (иметь намерение сделать) sich (D) vornehmen* vt (или + Inf. с zu); beabsichtigen vt, vorhaben* vt он что-то задумал er führt etwas im Schilde 2. (загадать) sich (D) etw. (A) merken ( denken*] я задумал число ich denke mir eine Zahl
. смотреть

ЗАДУМАТЬ

• chystat se• obmyslit• pojmout úmysl• umanout si• umínit si• usmyslit si• zamanout si• zosnovat

ЗАДУМАТЬ

задумать, зад′умать, -аю, -аешь; -анный; сов.1. что и с неопред. Мысленно решить сделать что-н. З. поездку в горы.2. что. Мысленно выбрать, определить . смотреть

ЗАДУМАТЬ

ЗАДУМАТЬ, -аю, -аешь; -анный; совершенный вид 1. что и с неопр. Мысленно решить сделать что-нибудь 3. поездку в горы. 2. что. Мысленно выбрать, определить что-нибудь 3. число. || несовершенный вид задумывать, -аю, -аешь. смотреть

ЗАДУМАТЬ

сов. (замыслить) concepire l’idea (di + inf), pensare vt (di + inf), ideare vt задумать поездку в горы — programmare un viaggio in montagna он что-то задумал — sta macchinando qualcosa Итальяно-русский словарь.2003. смотреть

ЗАДУМАТЬ

Czasownik задумать zamyślić zamierzyć pomyśleć

ЗАДУМАТЬ

Ударение в слове: зад`уматьУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: зад`умать

ЗАДУМАТЬ

Сов. 1. fikirləşmək, düşünmək; 2. fikrində tutmaq, qərarlaşmaq, . qəsdində olmaq, . fikrinə düşmək; plan qurmaq; он задумал путешествовать по Волге o, Volqa ilə səyahət etmək fikrinə düşdü. смотреть

ЗАДУМАТЬ

задуматьיָזַם [לִיזוֹם, יוֹזֵם, יִיזוֹם ]* * *לדמותלהביןלהיזכרלהרותלהתכווןלזמוםלתכנןלתכנן מראש

ЗАДУМАТЬ

сов. 1. что и с неопр. (замыслить) ниет кылуу, ойлоо; задумать поездку в горы тоого барууну ойлоо; 2. что (мысленно выбрать) ичинен ойлоп коюу; задумать число бир санды ичинен ойлоп коюу. смотреть

ЗАДУМАТЬ

1) (прийти на ум) fikir(in)i kelmek2) (мысленно предпринять) aqılğa qoymaq, planlaştırmaq3) (мысленно выбрать что-нибудь) aqılda tutmaq

ЗАДУМАТЬ

1. kavandama2. kavatsema3. mõtlema4. plaanitsema

ЗАДУМАТЬ

сов. что1. (замыслить) істеуге ойлану, ниет ету, талаптану;- задумать поезку в горы тауға баруды ойлау;2. (мысленно выбрать) ойлау, ойға алу;- задумать число бір санды ойлау. смотреть

ЗАДУМАТЬ

Начальная форма — Задумать, винительный падеж, действительный залог, единственное число, мужской род, неодушевленное, непереходный, прошедшее время, совершенный вид. смотреть

ЗАДУМАТЬ

perfpäättää, ajatella, suunnitellaks задуматься

ЗАДУМАТЬ

1. . га уйлау (ниятләү); з. ехать в москву мәскәүгә барырга ниятләү 2.(күңелдән) уйлау (уйлап кую); з. какое-либо число нинди дә булса бер сан уйлау

ЗАДУМАТЬ

1) (прийти на ум) фикир(ин)и кельмек 2) (мысленно предпринять) акъылгъа къоймакъ, планлаштырмакъ 3) (мысленно выбрать что-нибудь) акъылда тутмакъ

ЗАДУМАТЬ

тж. задуматься, сов. см. задумывать

ЗАДУМАТЬ

فعل مطلق : به فکر . افتادن ؛ پيش خود فکر کردن

ЗАДУМАТЬ

(I), заду/маю(сь), -маешь(ся), -мают(ся)

ЗАДУМАТЬ

задумать ба фикр,ба хаёл афтодан,ба қарор омадан задумать ба фикр,ба хаёл афтодан,ба қарор омадан

ЗАДУМАТЬ

ЗАДУМАТЬ

Начальная форма — Задумать, действительный залог, непереходный, совершенный вид

ЗАДУМАТЬ

(сделать) (что-л.) sich (D) etw. vornehmen, beabsichtigen vt (тж. zu + inf).

ЗАДУМАТЬ

Бодох, санах, төсөөлөх, томъёолох, гаргах, илэрхийлэх

Источник

Определите разновидность морфологического способа образования следующих слов.
Учительствовать, разрыв, утомление, паводок, разгрузка, перенапряжение, приморье, производительность, улетать, тосковать, хвалить, задумать, переехать, посмотреть, размечтаться, недолет, перенаселение, лесотундра, пасынок, железобетон, проверка, железнодорожник, производство, товарищество, бездорожье.
Заранее спасибо

1. Мягко стелет, да жестко спать.Вперед беги, а назад оглядывайся

2. Умный любит учиться, а дурак учить.Скупой богач беднее нищего.Корень учения горек, да плод его сладок.Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать.Старость не радость, а молодость не корысть.Ученье — свет, а неученье — тьма.С умным можно и найти и потерять.Счастье с несчастьем смешалось — ничего не осталось.Дурак закинет, а умный доставай.Подальше положишь, поближе возьмешь.Радость не вечна, печаль не бесконечна.Вечер плач, а заутре радость.Глупый только свистнет, а умный уж и смыслит.Нет худа без добра.Лучше свое отдать, нежели чужое взять.Сытый голодного, а богатый бедного не знает.Бог дал родню, а черт вражду.Умей взять, умей и отдать!Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать.Дай бог с умным потерять, не дай бог с дураком найти!Легко найти счастье, а потерять и того легче.Поутру был хорош, а к вечеру стал непригож.Глупый осудит, а умный рассудит.Счастье на крылах, несчастье на костылях.Одному с женою радость, другому горе.Счастье пучит, беда крючит.Коли день хвалить, так ночь бранить.Не плачь по правде, обживайся с кривдой!Богатому — как хочется, а бедному — как можется.Хорошо говорит, да было бы чего слушать.Больше друзей — больше и врагов.Счастье с несчастьем двор обо двор живут.Короток язык, так вытянут, а длинен, так окоротают.При счастье бранятся, при беде мирятся.С доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне.Бойся друга, как врага.На смелого собака лает, а трусливого рвет.Бог с рожью, а черт с костром.Умная ложь лучше глупой правды.Коротать молодость – не видать старости.Хорош урожай — продавай раньше, плох урожай — продавай позже.

3. грусть — тоска, веселье
Влажный — мокрый, сухой
Сердитый — недовольный, добрый
Брать — принимать, отдавать

Источник

Рабочая тетрадь по теме «Словообразование»

от ___ _______ 2016 г.

Данная рабочая тетрадь содержит материалы, позволяющие обучающимся самостоятельно изучить тему, выполнить практические задания по разделу русского языка и культуры речи «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ», закрепить полученные знания.

Автор-составитель:

Елена Владимировна Ершова – преподаватель высшей квалификационной категории.

Тема 4.1. Способы словообразования…. …………………….

Краткое изложение теоретических вопросов..………….

Задания для самостоятельного выполнения..…………..

Вопросы для самоконтроля по теме..…………………….

Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования.

Краткое изложение теоретических вопросов..……………….

Вопросы для самоконтроля по теме..………………………….

Задания для самостоятельного выполнения.. ………………..

Раздел 4. Словообразование

Тема 4.1. Способы словообразования

План изучения темы

2. Однокоренные слова

3. Способы образования слов

Краткое изложение теоретических вопросов

Способы словообразования. Словообразовательный анализ общеупотребительных, профессиональной лексики. Стилистические возможности словообразования. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образование слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, слияние, переход из одной части речи в другую. Международные словообразовательные элементы и их значение. Словообразовательные нормы, определяющие порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательные ошибки (употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом).

Читайте также:  Правила исполнения обязательств предмет субъект место срок способы

Морфологический способы словообразования (образование новых слов путем присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову):

Аффиксация – образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе (город – при- город);

А) Префиксальный (новое слово образуется путем присоединения приставки (спокойно – не-спокойно);

Б) Суффиксальный (новое слово образуется путем присоединения суффикса (черный – черн-от-а);

В) Суффиксально-преффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса (окно-под-окон-ник -);

2. Сложение (овощехранилище, сбербанк, ВВЦ-аббревиатура);

3. Усечение основы – усечение производящей основы (заместитель-зам.);

4. Обратное словообразование – от более сложной структуры к более простой (доярка – дояр);

Лексико-семантический — появление новых слов на основе уже имеющихся (бригадир – воинское звание, — руководитель трудового коллектива);

Морфолого-семантический – появление новых слов путем перехода из одной части речи в другую (столовая – ложка, – помещение);

Лексико-синтаксический – появление новых слов в результате сращения сочетаний (тотчас – тот, час);

Основное средство формообразования – окончание: (родина – родины).
Часто используется суффикс (стоять – стоял, стоя).

Супплетивизм основ: (изменение основы: идти — шел). В формообразовании возможно чередование в корне слова (собирать — собрать).

Задания для самостоятельного выполнения

Выполнить словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики (20 слов).

Каскадный, секретничать, свисток, премилый, рассвирепеть, пригород, изголовье, безлистный, подберезовик, ненастный, зайти в булочную, организованный человек, юго-восточный, ГБПОУ ЯНАО ЯМК, отдохнул бы, солнечными днями, пятый, долгожданный, убаюкивающее .

Вопросы для самоконтроля по теме

Что такое словообразование?

Укажите основные морфологические и неморфологические способы словообразования.

Что такое формообразование?

Чем формообразование отличается от словообразования?

Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования.

План изучения темы

Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном (учебно-научном) текстах.

Профессиональная лексика и термины

Краткое изложение теоретических вопросов

Словообразование вызывает стилистический интерес в следующих случаях:

1) если мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственную мотивирующему: дочурка (уменьш.-ласк.) – дочь ; инженерша (прост.) – инженер ;

2) если аффиксация способствует функционально-стилевой закрепленности слова: потребовать (общеупотр.) – востребовать (офиц.-дел.); шитье – пошив (спец.); гречиха – гречка (разг.); даром – задаром (прост.), задарма (гр.-прост.);

3) если особенности словообразования ограничивают сферу использования слов, которые употребляются лишь в диалектах или получают профессиональный либо жаргонный оттенок: земляника – земляница (диал.); свистеть – свистать (всех наверх) (проф.); мультфильм – мультик, мультяшка (жарг.);

4) если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, уступающего свое место в активном лексическом запасе синониму с иными аффиксами: дерзостный (уст.) – дерзкий ; грузинец [ Армяне,

грузинцы, черкесы, персиане теснились на площади (П.).] – грузин ;

5) если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов: широкошумные (дубравы) (П.); блиноед (Ч.); прозаседавшиеся (Маяк.).

Важно подчеркнуть, что стилистический интерес представляет лишь синхроническое словообразование, так как отражает соотносительность мотивированных и мотивирующих основ, а стилистическая оценка требует четкого восприятия словообразовательной структуры интересующего нас слова.

Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных.

От существительных, нейтральных в эмоционально-экспрессивном отношении, путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом – домик, домишко; брат – братец, браток, братишка; рука – ручка, рученька . Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Рядом с такими существительными часто используются оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» (по выражению А.А. Потебни) другое: маленький домик , седенький старичок .

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов.

На заре российской словесности, в XVIII в., слова «умалительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля и употребление их, согласно теории трех штилей М.В. Ломоносова, было возможно лишь в «подлых» жанрах (баснях, сатирах, комедиях). Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания: Под землю ты заключен, жить бы нам в домишке ; да и ползаешь всегда только по землишке (Тр.).

Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями-сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности»: Восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки … (Карамз.)

Лингвистическая полемика начала XIX в. привела к переоценке уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в «новом слоге». Это дало повод к ироническому их переосмыслению. А.С. Пушкин в лицейский период пародировал поэтическую речь, «украшенную» уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В современной литературе и публицистике экспрессивное словообразование выступает, прежде всего, как средство создания иронической, сатирической окраски речи. Такие стилистические возможности аффиксации оценил еще В. Маяковский: в его политической сатире формы субъективной оценки придают речи резкое памфлетное звучание:

Болтают язычишки газетных строк… Слушай! Министерская компанийка!

У современных писателей и публицистов экспрессивные словообразовательные средства весьма разнообразны. В журналистике не редкость такие «находки», как порнуха, депрессуха (от депрессия), бомжатники (ночлежки для бомжей), водяра (водка),

обряжуха и т.д. ограничимся лишь одним примером: Женщина с четырьмя детьми из российского городка поругалась с мужем и ушла от него вместе со всеми детьми (!). Теперь бомжует в столице. А некоторые бомжихи, так те своих детей вообще продают «в хорошие руки». Эдак миллиона за два… А сами ищут приюта в бомжатнике.

В официально-деловом стиле широко используются термины и профессионализмы , так как служебная переписка тесно связана с деятельностью предприятия или учреждения. Необходимо, однако, следить за тем, чтобы все термины и профессиональные слова были понятны адресату, и при необходимости давать их объяснение. Приведем примеры разных видов терминов:

— экономические термины: счет-фактура, накладные расходы, статья бюджета, предоставление кредита и т.п.;

Читайте также:  Что такое безаффиксальный способ словообразования

— юридические термины: истец, ответчик, право на пользование недвижимостью и т.п.;

— технические термины: расход топлива, энергоносители, блок питания и т.п.;

— номенклатурные термины («номенклатура» – перечень наименований должностей, учреждений, товаров и т.д.): офис-менеджер, финансовый директор, рекламный агент, предприниматель без образования юридического лица (ПБЮЛ), открытое акционерное общество (ОАО), бензин А-95 и т.п.

Отметим, что использование профессионализмов, характерных для разговорной речи, в письменных документах недопустимо. Сравните следующие варианты и выберите правильный:

студенты вечернего обучения

Конечно, правильные варианты указаны в правой части таблицы, так как в левой части находятся слова разговорного стиля речи.

Необходимо обращать внимание на различие значения в словах-паронимах (т.е. близких по звучанию), сравните: предоставить – представить. Вспомните, что глагол предоставить означает «дать возможность пользоваться, распоряжаться чем-либо». Следовательно, нужно писать предоставить квартиру, отпуск, кредит и т.п. Значение глагола представить – «показать, предъявить», поэтому нужно писать представить справку, отчет и т.п.

Одной из наиболее важных составляющих любой коммуникации является знание речевого этикета . Каковы правила делового этикета , что лежит в основе служебной переписки и составления документов?

Главной особенностью делового этикета является нейтральность тона деловой переписки. Пишущий должен продемонстрировать доброжелательность, корректность и уважительное отношение к деловому партнеру даже в том случае, когда документ содержит отрицательный ответ на просьбу, претензии к партнеру или критику действий противоположной стороны. Следует избегать двух крайностей при составлении делового письма: не допускать грубости и не впадать в излишнюю вежливость. Неприемлемы выражения типа Вы сорвали поставку оборудования или Не были бы вы столь любезны указать сроки поставок. Следует подобрать нейтральные, корректные варианты, например, К сожалению, сроки поставки оборудования были сорваны. Просим Вас указать сроки поставок.

В официально-деловом стиле общения регламентированы формы обращения и заключительные формулы письма . При обращении ставится слово Уважаемый (-ые), за которым следует имя и отчество. При использовании фамилии адресата добавляют слово «господин». После обращения ставится запятая или восклицательный знак. Например, Уважаемый Николай Константинович, Уважаемый господин мэр! Заключительной формулой вежливости является вариант С уважением… .

Не используются в деловой переписке местоимения я, он, они. В заявлении нужно писать Прошу предоставить мне академический отпуск. При ссылке на третье лицо нужно указать его фамилию, имя и отчество. Однако в объяснительных записках местоимение я допустимо: 15 сентября я опоздал на занятия из-за аварии в метро.

Тон служебной переписки корректируется вводными словами, позволяющими оценивать события более нейтрально, например:

К сожалению, мы не получили ответа на запрос;

Это недоразумение, несомненно, будет преодолено.

Интонационный рисунок официального письма можно разнообразить этикетными формами выражения благодарности, признательности, уверенности, надежды и т.д. Например:

С благодарностью принимаем Ваше предложение о сотрудничестве;

Выражаем уверенность в дальнейшем укреплении наших деловых связей;

С удовольствием сообщаем о выходе Вашей книги.

Знание правил составления делового документа, соблюдение норм официально-делового стиля и выполнение требований речевого этикета помогает успешно вести деловую корреспонденцию и способствует достижению успехов в деловом общении.

Вопросы для самоконтроля по теме

Как осуществляется лексико-семантическое словообразование?

Как осуществляется лексико-синтаксическое словообразование?

Как осуществляется морфолого-синтаксическое образование?

Назовите основные виды морфологического словообразования.

Что такое «окказионализмы»?

Задания для самостоятельного выполнения

1.Выполнить стилистический анализ словообразовательных средств в текстах различных стилей речи (по выбору)

2.Выполнить тестовые задания.

3.Проанализировать проверенный тест.

Практическое занятие № 3

Словообразовательный анализ предложенных текстов

Задание 1 . Определите разновидность морфологического способа образования следующих слов.

Учительствовать, разрыв, утомление, паводок, разгрузка, перенапряжение, приморье, производительность, улетать, тосковать, хвалить, задумать, переехать, посмотреть, размечтаться, недолет, перенаселение, лесотундра, пасынок, железобетон, проверка, железнодорожник, производство, товарищество, бездорожье .

Задание 2 . Определите способ образования слов. Укажите образующую основу в словах, образованных морфологическим способом.

Подошва, мыло, просмотр, облучение, сороконожка, подземный, сразу, зодчий, кувырком, пирожковая, облачение, рыло, происхождение, молотобоец, подземелье, наудалую, верхом, мастерская, развязка, подмастерье, ободок, рекордсмен, плодовоягодный, зачастую, учительская (комната), разом, посредине, налегке .

Задание 3 . Распределите данные слова по способам словообразования.

Обложка, бескорыстный, прачечная, сбоку, избавление, развитие, незыблемый, пододеяльник, дуло, сногсшибательный, взрыв, предрасположение, постовой, вратарь, подземелье, боком, гончая, подорожник, машиностроение, дворник ( в машине ), начинка, разветвление, Подмосковье, заочница, древнерусский .

Задание 4 . Проведите морфемный анализ приведенных слов и укажите способ их образования.

Подвоз, извлечение, народничество, двойка, переплет, раздумье, подмосковный, обязательство, постановление, промышленность, желтизна, старина, высоковольтник, супесок, машиноведение, приятель, опечатка, наметка, разбег, сверхскоростной, малотиражный, африканский, произведение, отличник, напрактиковаться, небезызвестный, безыскусственный, разочарование, начинка, равнодушие, разгром .

Задание 5 . Проведите морфемный анализ слов. Укажите способ словообразования. Выделите связанные основы и докажите их связанность.

Пограничник, летучка, облако, обладание, подотчетность, замкнутый, подоконник, опровержение, искушение, прекращение, буфетчик, полировщик, воображение, изнурение, корыто, разбавленный, маниловщина, индонезийский .

Задание 6 . Дайте морфемный анализ слов и объясните их образование.

Подземелье, бездорожье, нахлебник, заречье, подстаканник, заполярье, побережье, суглинок, подзеркальник, задворье, подоконник, наперсток, падчерица, безземелье, влечение, молодость, белизна, задумчивость, значение, страдание, глубина, грубость, занятие, знание, бытие, укоризна, желтизна, радость, отчизна, смелость, восприятие, раскаяние, крутизна, вышина, круча, красота, низина, гордость, терпение, открытие, новизна, доблесть, свежесть .

Задание 7 . Объясните образование различных прилагательных от одной производящей основы и раскройте их значение.

Земельный, земляной, земной, земский; болотный, болотистый; водный, водяной, водянистый; бархатный, бархатистый; отцов, отцовский, отеческий; дымный, дымовой; травяной, травянистый; песочный, песчаный .

Задание 8 . Объясните способ образования приведенных слов.

Наверх, сверху, верхом, наверху, поверх; навек, навеки; вниз, внизу, снизу, низом; назад, назади, задом, сзади; вперед, впереди, наперед, спереди; вдали, вдаль; вслед, следом; вразброд .

Задание 9 . Определите способы словообразования следующих слов.

Литературоведение, сенокосилка, втридорога, плащ-палатка, каменоломня, ампер-секунда, взаимопроверка, грозоотметчик, грузовик-самосвал, грузополучатель, доброжелательство, единодушие, железопрокатчик, взаимопосещение, желтогрудый, жизнеутверждающий, альфа-лучи, трехкомнатный, двухэтажный, углеобогащение, углеочистка, хлопкосеющий, сногсшибательный, радиотехника, самокритика, сорвиголова, двухтысячелетие, малоземелье, нефтепродукт, самозабвение .

Задание 10 . Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования. Дайте примеры употребления слов морфолого-синтаксического образования в исходном и производном значениях.

Издательство, часовой, наравне, сумрачный, рядом, получка, безличность, мороженое, бездорожье, безграничный, рядовой, превращение, прорубь, учительская, шагом, напролом, приветствие, даром, впустую, наравне, рабочий, уборочная, наконец, наконец, жаркое, пирожковая, затем, потому, наспех, курительная, кругом, беззаконность, посевная, распределение, безымянный, наизусть .

Источник

Оцените статью
Разные способы