Что такое метод
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Узнавать каждый день что-то новое – это прерогатива «человека разумного».
Вот и сегодня «забросим» новую порцию информации в копилку наших знаний. Узнаем, что такое «метод», разберем, какие виды методов бывают.
Метод – это …
В переводе с древнегреческого «метод» (methodos) – это «путь познания».
Допустим, есть цель, которую нужно достигнуть (познать ее). Можно идти к ней напролом, результат в итоге трудного и долгого пути все равно будет достигнут, но ценой «проб и ошибок». Следовательно, ценой напрасно потраченных усилий и времени.
Как минимизировать потери и оптимизировать свои усилия? Правильно, придумать способ, которым можно с минимальными затратами достичь цели, т.е. создать выверенный алгоритм, наметить правильный путь. Еще проще – воспользоваться способом, который кто-то уже придумал и опробовал.
Вывод: метод – это способ достижения поставленной цели.
Пример: мне нужно решить задачку: «2 + 2». Как это лучше сделать? У меня есть 2 варианта:
- 2 + 2 = 2 + (1 + 1) = 4;
- 2 + 2 = 2 х 2 = 4.
Следовательно, я нашла 2 метода (алгоритма) решения этой задачки.
Еще один пример: цель – поужинать. Методы достижения: приготовить ужин самостоятельно, заказать доставку еды на дом, пойти в гости к друзьям, зайти к друзьям и там заказать доставку.
Вывод: для достижения какой-либо цели существует один или несколько методов, либо комбинация этих методов.
Виды методов научного и ненаучного познания
Методы, применяемые в различных сферах деятельности человека или в научных исследованиях, имеют различную природу и алгоритм. В той или иной области возможно использование методов как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.
Разберем, в чем суть некоторых из них.
- Научный – это самый эффективный и результативный метод исследований на пути достижения поставленных целей. Научный метод заключается в последовательном выполнении следующего алгоритма:
- сбор информации об объекте исследования с помощью наблюдений, измерений, экспериментов;
- систематизация полученных данных;
- выдвижение гипотез (непроверенных научных утверждений);
- построение теорий на основе проанализированной информации;
- проверка теорий посредством проведения экспериментов;
- выведение законов на базе проверенных теорий.
Говоря простым языком, научный метод – это следующая цепочка этапов: наблюдение за фактами → обнаружение закономерности → построение гипотезы → проверка, может ли выстроенная гипотеза предсказать новые факты → если гипотеза соответствует новым фактам, то она истинна, если нет – гипотеза ложна.
- Диалектический – основан на законах диалектики, которые формулируются так:
- единство и борьба противоположностей;
- переход количества в качество;
- отрицание отрицания.
Применительно к методам исследования это означает, что объект исследования рассматривается в процессе изменения, развития, в единстве и разнообразии.
При этом основными принципами диалектического метода являются:
- объективность, т.е. независимость характеристик объекта от их субъективного восприятия исследователем;
- системность – проведение исследований частного, как составляющей единой системы (структуры);
- диалектическая противоречивость.
- Интуитивный. Основной стратегией интуитивного метода является последовательное выдвижение разнообразных гипотез и их доказательство. Доказанные гипотезы становятся базисом для проведения дальнейших исследований.
- Экспериментальный метод является наиболее точным методом исследования. Суть заключается в том, что в исследуемый процесс вносятся различные корректировки и выявляются произошедшие в результате этого количественные и качественные изменения.
Группы методов исследования
Все многочисленные методы исследования можно сгруппировать в зависимости от способов их обоснования, т.е. от тех факторов, на основе которые эти методы были разработаны:
- эмпирические методы – те, которые основаны на результатах экспериментов, опытов. К этой группе относятся общенаучные методы;
- теоретические – данная группа содержит обобщенные методы, которые позволяют систематизировать собранную информацию. К таковым относятся:
- анализ – основан на разделении полученных данных на составляющие и изучение каждой из них по отдельности,
- синтез – основан на противоположном принципе, т.е. на объединении (обобщении) разрозненной информации в единую конструкцию для получения общего представления об объекте исследования,
- моделирование – создание модели изучаемого явления,
- классификация – дифференцирование информации по каким-либо определяющим признакам,
- дедукция – метод основан на принципе «от общего → к частному»,
- индукция – в основе этого метода лежит принцип «от частного → к общему»;
- количественные методы позволяют проводить анализ исследуемого объекта исходя из количественных показателей.
- качественные методы основаны на анализе качественных характеристик объекта.
Вместо резюме
Часто при достижении какой-либо цели мы начинаем «изобретать велосипед». Очевидно, что мы его рано или поздно изобретем, но сколько драгоценного времени, усилий и нервных клеток будет потеряно!
Так не проще ли воспользоваться тем, что уже придумано, и, благодаря этому, двигаться вперед и ставить перед собой еще более грандиозные цели.
Всем удачи, терпения и здоровья!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Интересно, а метод интуитивного познания, он научный или нет? Наука признает интуицию?
Источник
Метод
В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание определенной философии эко-номической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так, философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно- административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре.
Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Применение этого метода предполагает использование математических приемов решения экстремальных задач на минимум или максимум, решение системных ситуаций и проблем.
Развитие экономической науки в современный период предполагает использование такого метода, как сбор информации, ее анализ и синтез. ,
Экономическая жизнь — это скопление фактов, которые существуют в конкретной действительности. Поэтому данный метод связан со сбором большого количества данных. Однако, чтобы познать эти факты, необходимо от их обозрения подняться на более высокую ступень, к научному обобщению.
Один из методов, активно используемых в экономической науке, —метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главные, определяющие движение, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность.
Однако и здесь нужна оптимизация. Слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах, искажающих, деформирующих законы развития.
Метод научной абстракции приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений и отыскивание главного, наиболее существенного в них. Таким образом улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.
Определенную роль среди используемых методов общей экономической теории играет эксперимент и экономические реформы. Они занимают особое место в исследовании и требуют тщательной подготовки, расчета, обоснования, научной проработки. В общей экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического. Исторически общество развивается от простого к сложному, но развитие это не свободно от отступлений и забеганий вперед.
Единство исторического и логического — методологический принцип, который помогает концентрировать внимание науки на усилении аргументации, обоснованности выводов. Как в самих исследованиях, так и в логических построениях при изложении их результатов необходим постоянный взаимоконтроль:
логику исследования надо постоянно контролировать историческим сопоставлением, а факты истории — располагать в логической последовательности, вытекающей из парадигмы экономической науки. Однако единство исторического и логического нужно понимать как определенную тенденцию, достаточно свободную в своем колебании. Жесткая связь исторического и логического может породить догматическое представление о некоторых эпизодах истории или возвести формальную логику в научный аргумент.
Таковы основные методы и приемы организации научного анализа и поиска оптимальных решений экономических задач.
Источник
Реферат на тему «Понятие метод, методический прием и методика как базовые категории целенаправленного педагогического процесса физического воспитания.»
На тему : Понятие метод, методический прием и методика как базовые категории целенаправленного педагогического процесса физического воспитания.
Выполнила: Карась Л.В.
Глава 1. Понятия о методах физического воспитания
1. Понятие метод, его назначение и использование.
Глава 2. Методы физического воспитания
1. Требования к выбору методов.
2. Классификация методов.
3. Словесные методы обучения.
4. Наглядные методы обучения.
5. Методы воспитания физических качеств.
5. Практические методы обучения (метод строго-регламентированного упражнения и метод частично-регламентированного упражнения).
6. Методы, способствующие развитию двигательных качеств:
I . Методы строго регламентирующего упражнеия.
II . Методы частично регламентирующего упражнения.
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач воспитательного процесса. Обычно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сферы человека с целью выработки у них определенных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в развитии качеств личности воспитанников.
В физическом воспитании широко применяются методы педагогики, в частности словесные методы и наглядные методы.
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера.
Глава 1. Понятия о методах физического воспитания
1 . Понятие метод, его назначение и использование.
В переводе с греческого metodos – это способ изложения.
Деятельность педагога главным образом направлена на формирование педагогических задач, эффективность решения которых обеспечивается методами включения детей в планируемый вид работы.
Поэтому, метод обучения , правомерно рассматривать как организованную систему взаимодействий педагога и занимающихся в процессе реализации учебно-воспитательных целей. Следовательно, первостепенное значение метода – это его целенаправленность на оптимальное решение педагогических задач.
Метод – это способ применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять с помощью различных методов.
Наряду с термином «метод» употребляется термин «прием».
Методический прием – это вспомогательный прием, позволяющий более эффективно использовать тот или иной метод.
Прием – это элементарный акт педагогического процесса, входящий в состав различных методов обучения. (Например, «жесты» – являются приемом наглядного метода. «Страховка» – прием практического метода).
Между методами и методическими приемами существует тесная взаимосвязь. Так, во время рассказа педагог может демонстрировать упражнение.
Показ диапозитивов, в этом случае, это прием.
Приемом служит «зеркальный» показ упражнений.
Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должен выполнять педагог и ребенок.
Под методикой же следует понимать совокупность средств, методов и методических приемов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является оптимальное развитие физических качеств человека. К ним относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что выбрать адекватные и реальные помогала лишь их классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их наиболее эффективному применению.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве нескольких сторон методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
методы формирования сознания личности,
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы стимулирования поведения и деятельности.
Педагог по физической культуре должен хорошо знать основные методы развития физических качеств. Тогда он сможет крайне точно подобрать оптимальную методику физического воспитания, применимую к конкретным условиям.
Глава 2. Методы физического воспитания
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является оптимальное развитие физических качеств человека. К ним относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что выбрать адекватные и реальные помогала лишь их классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их наиболее эффективному применению.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве нескольких сторон методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Педагог по физической культуре должен хорошо знать основные методы развития физических качеств. Тогда он сможет крайне точно подобрать оптимальную методику физического воспитания, применимую к конкретным условиям.
1. Требования к выбору методов
Применение того или иного метода влечет соблюдение ряда требований:
1.Научная обоснованность метода, с точки зрения теории познания и учении о высшей нервной деятельности.
2.Соответствие поставленной задачи обучения. Здесь прежде всего следует учитывать конкретность задач, поскольку, только конкретная задача может определить метод (например: воспитание силы не методом же слова, а практическим).
3.Обеспечение воспитывающего характера, т.е. метод должен не только обеспечивать эффективность процесса обучения, но и соответствовать требованиям решения задач воспитания.
4.Опора на всю систему принципов обучения, соответствие с индивидуальной подготовленности учеников, соответствие условиям занятий.
Следует отметить, что ни один из методов нельзя считать универсальным. Методы дополняют и обогащают один одного. Поэтому необходимо пользоваться системой методов обучения, учитывая в каждом конкретном случае их сильные и слабые стороны.
2. Классификация методов
В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы – словесные, наглядные, практические. Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:
Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:
— методы сообщения новых знаний
— методы закрепления и др.
В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:
— на физкультурных занятиях
— вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).
Однако, следует отметить, что классификация, в основе которой лежит один какой-нибудь признак, страдает односторонностью и поэтому является неудовлетворительной.
Для действительно научной классификации нужен системный подход, целостный.
Таковой можно считать систему, предложенную Бабанским Ю.К. Данная система включает три группы методов:
1.Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
— Перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические.
— Логические – методы, отражающие логику изложения учебного материала и восприятия его обучающимися.
— Гностические – т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые.
— Кибернетические – т.е. методы управления и самоуправления учением.
Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода, учитель не может упустить один из других указанных подходов.
2.Методы стимулирования и мотивации учения, т.е. методы формирования познавательных интересов, долга, ответственности.
3.Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный и т.д. опрос).
При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:
— особенности учебного предмета
— возраста и подготовки детей
— условий учебной работы
— личностных качеств педагога
Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия приемов равно опасны.
1. Специфические методы физического воспитания.
Специфические методы физического воспитания бывают:
А. Методы обучения двигательным действиям
В. Методы воспитания физических качеств
Методы строго регламентированного упражнения:
Для обучения двигательным действиям используются методы строго регламентированного упражнения. Их два вида :
1. Метод целостного упражнения (изучения действия в целом, используется при обучении простым упражнениям или сложным не поддающимся членению на отдельные фазы).
Для успешного применения этого метода используют следующие методические приемы :
· Обучение необходимо начинать с упрощенных форм движения
· Использовать подводящие и имитационные упражнения
· Оказание дополнительной помощи (подталкивание в кувырке)
· Создание облегченных условий (например, подкидной мостик)
Ценной чертой этого метода является то, что техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, это позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру.
Недостатком этого способа является:
Преподаватель не в состоянии одновременно исправлять все ошибки
Неоднократное повторение двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить к утомлению.
2. Метод расчлененного упражнения – изучение действия по частям. Для успешного применения этого метода необходимо:
· Начинать обучение с целостного показа, и только потом делить упражнение на отдельные части
· Выделенные части движения изучить отдельно и только потом объединить в одно целое.
3. Методы воспитания физических качеств
4. Методы сопряженного воздействия (с наибольшими нагрузками)
Игровой метод имеет большое значение для воспитания чувства коллективизма, смелости, активности, настойчивости, чаще используется в младшем школьном возрасте. Характерные признаки :
· Ярко выраженная эмоциональность
· Чрезмерная изменчивость условий выполнения
· Высокие требования к творчеству, творческой инициативе
· Отсутствие строгой регламентации действий
· Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств
· Всегда сюжетное содержание.
В соревновательном методе отсутствует сюжетное содержание. Характерные признаки :
· Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения
· Подчинение всей деятельности задаче победить
· На уроке используется в виде эстафет.
Обязательное условие при использовании метода: подготовленность занимающихся к выполнению упражнения.
Метод круговой тренировки.
Метод характеризуется выполнением упражнений по станциям, расположенным по кругу. Упражнения выполняются с или без интервала отдыха.
2. Неспецифические (педагогические) методы физического воспитания
Общепедагогические или неспецифические методы физического воспитания
делятся на две группы: методы словесного воздействия и методы наглядного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся:
· Рассказ – его назначение обеспечить общее представление о каком – либо двигательном действии
· Описание — с целью передачи знаний о технике двигательных действий, правилах игры
· Объяснение – ознакомление занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении заданий
· Беседа – помогает повысить активность учащихся, а учителю лучше узнать своих учеников
· Разбор – проводится после выполнения кого-либо задания
· Указание – или распоряжение – отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения
· Команда – имеет форму приказа к немедленному исполнению действия или к его окончанию.
К методам наглядного воздействия относят:
· Непосредственный показ упражнения
· Демонстрация наглядных пособий
· Зрительное ориентирование (разметка)
· Методы слуховой наглядности (звуки)
3. Словесные методы
Особенностью данных методов является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.
Кроме того, при помощи слова устанавливаются взаимоотношения с детьми, ставятся задания, оцениваются результаты, подаются команды.
Слово несет не только смысловую функцию, при помощи которой выражается содержание предмета, но также и эмоциональную функцию, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.
При использовании словесных методов необходимо строго учитывать их особенности и пользоваться следующими рекомендациями:
Слово должно соответствовать задачам обучения. Так, в начальном обучении используют слово для предварительного ознакомления с упражнением.
В процессе же углубленного разучивания слово помогает описать детали техники данного упражнения.
Слово помогает выявить взаимосвязь между отдельными двигательными действиями и активизировать внимание на отдельных моментах, главных усилиях при выполнении упражнения.
В данном случае применяют (и раз, и два), отдельные возгласы типа «Руки!», «Бедро!» и др. Слово должно быть образным. Это повышает наглядность и перекидывает мост от имеющегося жизненного опыта ребенка к существу выполняемого упражнения, действия. Здесь, однако, необходимо учитывать возрастные особенности детей и их жизненный опыт.
Почти все разновидности методов использования слова являются общепедагогическими, хотя и имеют некоторую специфическую особенность при освоении двигательных действий.
Так рассказ — наиболее распространенный метод, является устным описанием процессов и явлений, а также разбор действий занимающихся. Чаще всего применяется при организации игровой деятельности. Бывает кратким при ознакомлении с новым действием и подробным при детальном изложении.
Объяснение и пояснение, обычно отвечают на вопрос «Почему?», «Как?». Они применяются как по ходу демонстрации двигательного действия, так и в период выполнения действия и направлены на углубление восприятия, исправления движений.
Беседа – способствует узнать мысли и соображения учащихся, повысить активность и оценить выполненную работу. Разбор отличается от беседы тем, что выполняется всегда после выполненного задания, может проводиться как педагогом, так и обоюдно – педагогом и ребенком, решая эффективно воспитательные задачи.
Команда и указание – это словесное воздействие, отличающееся повелительной формой. Относятся к числу основных приемов косвенного управления, указания выступают часто в виде инструкций.
Словесные оценки (в виде одобрения или неодобрения) являются одним из способов текущей коррекции действий, помогают вовремя устранить отклонения от правильного выполнения действия, мотивируют ученика.
Подсчет – позволяет задавать ученикам необходимый темп движений. Однако, используется на начальных этапах обучения ограниченно, чтобы не поставить в жесткие рамки индивидуальные особенности детей. Подсчет учит отличать один темп от другого и может видоизменяться по ходу занятия.
Метод слова используется в целях самообучения в виде самоприказов, самоподсчета, самопроговаривания, самообдумывания результатов и хода выполнения двигательной деятельности.
4. Наглядные методы обучения
Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям.
В виду сильно развитой способности к подражанию, особенно важна наглядность при обучении детей.
В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям.
В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.
Методы наглядности подразделяются на методы:
Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы:
— Готовность ребенка к подражанию, т.е. наличие возможностей выполнить показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств)
— Полнота представлений об объекте подражания
— Интерес к двигательному действию
— Желание и стремление выполнить наблюдаемое действие
Натуральный показ – это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.
Наряду с достаточно полной содержательной стороной, натуральный показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию).
Первый показ должен давать целостное представление о технике исполнения упражнений.
При натуральном показе можно использовать учеников в следующих случаях:
Педагог по состоянию здоровья не может демонстрировать упражнение, а учащийся имеет достаточно высокий уровень подготовки.
Снять страх у занимающихся перед выполняемым действием
Показать существенные ошибки
Когда педагогу неудобно и показывать и объяснять одновременно
К демонстрации, как натуральной, так и опосредованной применимы следующие требования:
Отбор материала должен осуществляться в соответствии с целями и задачами занятия. Необходимо определить когда нужна натуральная, а когда опосредованная наглядность. Материал должен выдаваться постепенно, а не весь сразу, чтобы не падал интерес к демонстрации.
Проверить состояние демонстрируемых средств
Необходимо разъяснить цель демонстрации, объяснив ее содержание
Контролировать четкость восприятия действия занимающимися
Формулировать выводы (желательно самими учениками)
Виды опосредованной наглядности.
Рисунки, фотографии – действия в целом, так и его фазы. В изготовлении таких пособий необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
Предметно-модельная – муляжи, модели. – позволяет просмотреть упражнение в замедленном темпе.
Кино- и видеосъемка– позволяет увидеть действия в замедленном темпе.
Световая и звуковая сигнализация – создают необходимые зрительные ориентиры (например, о начале и окончании работы и т.д.)
Они могут составлять программу «обратной связи» о выполняемом движении, т.е. свидетельствовать о точности выполнения отдельных элементов, их качестве.
Кроме этого, могут применяться различные средства для создания мышечного чувства (это ограничители, тренажеры принудительного характера).
Методы воспитания физических качеств.
Методы распределяются по группам:
· методы в режиме непрерывной нагрузки;
· методы в режиме интервальной нагрузки;
· методы комбинированного типа.
В группу методов в режиме непрерывной нагрузки входят:
равномерный метод тренировки – скорость выполнения упражнения равномерная, время выполнения от нескольких минут до нескольких часов. Непрерывная работа выполняется в аэробных условиях, в основном метод используется для воспитания выносливости;
метод темповой тренировки – компоненты те же, что и в равномерном методе, но увеличивается скорость воспитания выносливости;
переменный метод – скорость переменная, время выполнения от нескольких минут до часа. Работа выполняется в аэробных условиях. Разновидностью переменного метода является «фартлек»- игра скоростей. Это бег в течении длительного времени с разной скоростью.
В группу методов в режиме интервальной нагрузки входят:
· повторный метод – скорость выполнения упражнения максимальная, время выполнения 10-20 секунд, время отдыха – до полного восстановления, характер отдыха – активный, направлен на развитие быстроты;
· метод прогрессирующего упражнения – последовательное выполнение упражнения с увеличением нагрузки после каждого подхода с полными интервалами отдыха между ними (например, последовательное поднимание штанги с увеличением ее веса после каждого подхода);
· вариативный метод – многократное повторение упражнения при волнообразном изменении нагрузки (например, поднимание штанги, вес которой изменяется 60кг — 70кг — 80кг — 70кг — 80кг — 90кг — 50кг), а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 минут
В группу методов комбинированного типа входят:
· метод повторно-переменного упражнения – представляет собой непрерывное и многократное повторение комбинации двух различных нагрузок, например, 200 метров быстрого и 100 метров спокойного бега;
· метод повторно-прогрессирующего упражнения – повторное выполнение упражнения с увеличением нагрузки перед каждым подходом, например, повторное поднимание штанги одного веса при каждом подходе, но с увеличением ее веса перед каждым следующим подходом (6х70кг + 4х 75кг + 3х80кг);
· метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха, например, повторное пробегание отрезка 200 метров с одинаковой скоростью, но с сокращением интервала отдыха после каждого пробегания.
Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
Практические методы связаны непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно подразделить на две группы:
1. Методы, направленные на освоение двигательных действий;
К ним относятся: метод целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).
2. Методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств.
К этой группе относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регламентированного упражнения.
Правда, строго делить методы на данные группы нельзя, поскольку они взаимосвязаны.
Практические методы в процессе разучивания движений.
I. Метод целостного разучивания упражнения применяется:
— Если действие просто для исполнения
— Когда сложные действия невозможно разделить без нарушения его структуры
— Применяется на заключительном этапе обучения любому двигательному действию, (т.е. он следует за методом разучивания по частям).
— При опробовании нового действия, если оно не сопряжено с риском и высокой трудностью.
II.Метод разучивания по частям.
Используется тогда, когда действие поддается расчленению на самостоятельные элементы.
При данном методе облегчается процесс усвоения двигательного действия. Создаются благоприятные условия для контроля за качеством частных двигательных действий (элементов) и овладение в целом протекает по этому в более легких условиях. Изучение по частям создает условия для своевременного обнаружения и устранения ошибок в движениях и их соединениях.
Богатство подводящих упражнений, видимость постепенного продвижения и цели обучения вызывает у обучаемых здоровый эмоциональный эффект.
Однако, следует помнить, что только грамотное, целесообразное расчленение способствует настоящему успеху обучения.
Необходимо также помнить, что не целесообразно каждый отдельный элемент изучаемого упражнения доводить до уровня навыка. Это может привести к косности изучаемого действия.
МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
I. МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
Методы данной группы характеризуются, прежде всего, многократным выполнением упражнений в условиях строгой регламентации, а именно:
— Строгого состава движений и их связи между собой;
— Строго нормированной нагрузки;
— В строгом регулировании интервалов отдыха и порядке чередования отдыха и нагрузки.
В качестве примера здесь можно привести ряд методов:
Метод стандартного упражнения (повторный, непрерывный, интервальный)
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.
К данным методам относят:
Метод равномерного упражнения (например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т. п.);
Метод повторного упражнения (например, бег 5 раз по 30 м).
Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Наиболее типичными его разновидностями являются:
Равномерное упражнение (например, длительный бег, плаванье, бег на лыжах и т.п.);
Стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-прерывистого упражнения — это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка.
Метод переменного упражнения (прогрессирующий, нисходящий, варьирующий метод)
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях адаптационных изменений в организме.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение функциональных барьеров. Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Переменные методы также подразделяются на непрерывные и прерывистые упражнения.
Метод переменно-непрерывного упражнения характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой с изменяющейся интенсивностью. Различают некоторые разновидности данного метода:
Переменное упражнение в циклических передвижениях (например, переменный бег, плавание и другие виды передвижений с изменяющейся скоростью);
Переменное поточное упражнение — выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Для метода переменно-прерывистого упражнения характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными его разновидностями являются:
Прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70, 80, 90, 96 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
Варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется: 60, 70, 80, 70, 80, 90, 50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
Нисходящее упражнение (например, преодалевание расстояния в следующем порядке: 800, 400, 200, 100 м с малыми интервалами отдыха между ними).
Комбинированные методы – повторно-переменный
переменный метод – скорость переменная, время выполнения от нескольких минут до часа. Работа выполняется в аэробных условиях. Разновидностью переменного метода является «фартлек»- игра скоростей. Это бег в течении длительного времени с разной скоростью.
повторный метод – скорость выполнения упражнения максимальная, время выполнения 10-20 секунд, время отдыха – до полного восстановления, характер отдыха – активный, направлен на развитие быстроты;
Метод круговой тренировки (непрерывный и интервальный)
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной и прерывистой работы. Для каждого упражнения определяется место, называющееся «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций».
Вот лишь некоторые упражнения, которые можно включить в тренировку:
Оценивается влияние кругового метода по следующим критериям:
За стандартное время увеличение количества повторений (например, подъем штанги за 30 с);
Стандартное количество повторений за меньшее время;
По уменьшению пульса через несколько тренировок.
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств. Он чрезвычайно эффективен в упражнениях на развитие силы сопротивления, быстрой силы, сердечнососудистой системы и дыхательных путей.
II. МЕТОДЫ ЧАСТИЧНО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
К данным методам относятся игровой и соревновательный.
Для игрового метода характерны:
— Разнообразность способов достижения целей (выигрыша), так как существуют различные пути к цели во время игры.
— Возможность комплексного применения различных двигательных действий.
Важная особенность игры – это эмоциональность и ограниченная возможность дозировки нагрузки.
Данные факты особенно следует учитывать при работе с младшими школьниками.
Во время игры учащиеся могут перенести без затруднений гораздо большую нагрузку, чем ту, которую можно дать в обычных занятиях.
Кроме того, игра представляет большие возможности к инициативе, находчивости, творчеству и способствует существенному развитию ловкости, быстроты ориентировки в пространстве.
Соревновательный метод. Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.
Важная черта соревнований – это сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата.
Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создают высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами, соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию.
Однако, необходимо умелое педагогическое руководство, чтобы соревнование несло нравственную роль. В корне необходимо устранять грубость, чванство и чрезмерное честолюбие.
упражнение адаптационный педагог воспитанник
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Опираясь на классификацию методов, педагог не только ясно представляет себе их систему, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для интов физ.культуры. – М.: ФиС, 2001г.
Педагогика: Учеб.пособие для студентов/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2008г.
Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2007г..
Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Сов.спорт, 2003.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: «Академия», 2003.
Источник