Какие способы используют организации чтобы при планировании уменьшить неопределенность внешней среды

Анализ «что, если. »: финансовое планирование в условиях неопределенности

Планирование в большинстве случаев приходится осуществлять в условиях неопределенности (риска). Планируя финансовые показатели, зависящие от взаимоотношений вашего бизнеса с внешней средой, нужно допускать возможность их хаотических изменений (заранее неизвестных) в ту или иную сторону.

Наиболее простой способ обеспечения гибкости финансового плана заключается в следующем:

в использовании в случае необходимости краткосрочного заемного финансирования: кредитов банков для покрытия текущей финансовой потребности либо (в ограниченных пределах) наращивания кредиторской задолженности;

  • в поддержании запаса краткосрочных финансовых вложений: ликвидных и «почти безрисковых» ценных бумаг, приносящих доход (хотя и минимальный) и конвертируемых в деньги практически в любой момент.
  • Такой стиль работы, вообще говоря, ухудшает прогнозируемость развития предприятия в долгосрочной перспективе.

    Более последовательный подход к обеспечению гибкости финансового планирования связан с проведением анализа «что, если. », под которым понимают исследование запаса устойчивости плана к неизвестным заранее обстоятельствам, способным повлиять на его реализацию.

    Анализ «что, если. » вполне вписывается в концепцию стратегического менеджмента, предусматривающую многосценарный характер планирования в условиях высокой изменчивости внешней среды предприятия.

    Существуют различные методы проведения этого анализа. Наиболее известны из них анализ чувствительности и сценарный анализ. Оба этих метода предусматривают выделение экзогенных факторов неопределенности — экономических переменных, являющихся внешними по отношению к предприятию параметрами. Такими, например, обычно оказываются цены на сырье, платежеспособный спрос населения, уровень процентных ставок, цены на продукцию и смежные товары и пр. Воздействие этих факторов на показатели финансового плана учитывается в рамках этих методов по-разному.

    1. Анализ чувствительности предназначен для исследования частных зависимостей плановых показателей от каждого из факторов неопределенности при условии, что остальные факторы имеют ожидаемые (наиболее вероятные — прогнозные) значения. С помощью этого метода удобно изучать поведение таких показателей, как доходы, расходы и прибыль предприятия, а также связанные с ними денежные потоки.

    Результаты анализа чувствительности могут быть выражены как в графической, так и в аналитической форме. Зависимость результирующих показателей от факторов неопределенности часто выражают по эластичности; эластичность издержек (И) по валютному курсу (К) в данном случае составит:

    (∆И / И) / (∆К / К) = 3 / 5 = 0,6

    а эластичность прибыли —

    (∆Пр / Пр) / (∆К / К) = 12 / 5 = 2,4

    Здесь речь идет об абсолютных значениях эластичности.

    По сути, планирование представляет собой увязку в единую систему комплекса показателей состояния финансов. Анализ чувствительности же — это метод раздельного исследования влияния факторов неопределенности на планируемые показатели (ищутся частные зависимости). Поэтому он имеет ограниченную применимость при составлении планов.

    2. Во многих случаях более подходящим методом исследования «что, если. » является сценарный анализ. В его рамках планируются несколько вариантов развития предприятия в предстоящем периоде по трем сценариям: пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому.

    Например, финансовый план с такими показателями, как доходы, расходы бизнеса, его дебиторской задолженности и некоторые другие, считается наиболее вероятной перспективой предприятия. Два других варианта плана должны описывать наихудший и наилучший сценарии его развития.

    Обычно для этого наихудший сценарий строится в предположении, что весь набор экзогенных факторов неопределенности направлен против рассматриваемого предприятия. Например, объем продаж не достиг запланированного уровня, расходы превысили ожидания, оплата покупателями отгруженной продукции затянулась, внедрение системы управления запасами не удалось провести в установленный срок и т.п. В наилучший сценарийфинансовые показатели закладываются из расчета, что основные внешние факторы работают на пользу предприятия.

    Смысл такого трехсценарного планирования заключается в том, чтобы очертить границы возможных колебаний финансовых показателей и предусмотреть наличие буферной зоны, позволяющей обеспечить гибкость плана при колебаниях финансовых показателей в этих границах.

    Без построения экстремальных вариантов плана (пессимистического и оптимистического сценариев), вообще говоря, остается неясным, каким запасом прочности он должен обладать и какова должна быть емкость буферной зоны, позволяющей обеспечить этот запас. Если запас прочности недостаточен, существует угроза того, что план не удастся реализовать.

    Читайте также:  Как получить способ цемент

    С другой стороны, чрезмерный запас прочности (обычно он бывает связан с повышением ликвидности и финансовой устойчивости предприятия) всегда означает неоптимальность финансового управления. Он приводит к излишним издержкам: это могут быть как прямые затраты, так и издержки упускаемых альтернативных возможностей использования капитала. Таким образом, анализ риска в ходе долгосрочного финансового планирования становится необходимым элементом оптимизации плана.

    Еще лучших результатов можно достичь, обеспечивая «наступательную гибкость» плана. Под этим подразумевается активный стиль менеджмента предприятия, предусматривающий быстрое реагирование на происходящие в его внешней среде изменения. Например, фирма может не подстраиваться под изменения рыночной конъюнктуры, но создавать себе рынок сама.

    В таком случае метод простого сценарного анализа модифицируется в более совершенную процедуру анализа древа решений, позволяющую выбирать сценарии финансового развития в зависимости от поведения факторов неопределенности. Необходимость такого активного стиля планирования возрастает вместе с временным горизонтом, в пределах которого прогнозируется финансовое развитие предприятия.

    Источник

    Назовите основные способы снижения неопределенности и установления контроля над внешней средой

    С. Роббинс указывает, что в широком смысле организация может применять для снижения неопределенности внешней обстановки две стратегии. Организация может реагировать приспособлением и изменением своих действий с целью добиться соответствия их изменяющимся параметрам внешней среды, что можно назвать внутренней стратегией. В другом случае организация может попытаться изменить обстановку так, чтобы она лучше соответствовала возможностям организации. Это – внешняя стратегия. Рассмотрим более подробно эти два типа стратегий.

    1. Внутренние стратегии.

    · Изменение сферы деятельности. Самой простой ответной мерой, которую организация может предпринять, столкнувшись с неблагоприятными условиями внешней среды, является перенос деятельности в среду с меньшей неопределенностью ее параметров. Например, руководство организации может рассмотреть возможность размещения бизнеса в другой рыночной нише, в которой конкурентов меньше или они представляют меньшую угрозу. Если организация не способна к подобным изменениям, она может сделать выбор в пользу разнообразия собственных целей, изменения структуры и характера деятельности таким образом, чтобы добиться оперативности в реагировании на изменения параметров внешней среды. Эти меры могут привести к тому, что уровень специализации снизится, организация разнообразит направления своей деятельности, тем самым как бы «подстраховываясь» от угроз со стороны меняющихся параметров внешней среды. Если внешняя обстановка стабильная, то более выгодной может оказаться специализация. Однако в динамичной внешней среде неспециализированные организации могут перестраиваться быстрее и лучше использовать возможности, которые дают эти изменения.

    · Набор персонала. Некоторые организации используют практику выборочного набора персонала для уменьшения неопределенности внешней обстановки. Организации могут приглашать на работу сотрудников из персонала организаций-конкурентов для получения важной информации о своих соперниках. Другие охотятся за бывшими министрами, представителями правительства и другими в прошлом высокопоставленными чиновниками для того, чтобы использовать с выгодой для себя их связи с влиятельными людьми, принимающими решения.

    · Создание запасов. Традиционным способом противостояния неопределенности внешней среды всегда было создание вокруг основной производственной деятельности «буферных» подразделений с целью смягчения и поглощения угроз этой неопределенности, тем самым снижается вероятность нарушения деятельности организации. Это достигается созданием запасов для непрерывного поступления в организацию денег, материалов, информации и других ресурсов. Например, отдел снабжения защищает производство от неожиданностей, обеспечивая наличие непрерывного потока сырья и материалов. Точно так же финансовый отдел должен обеспечить наличие достаточных денежных ресурсов для покрытия производственных затрат. Отдел кадров защищает производство за счет набора и подготовки производственного персонала, а также созданий собственных баз данных кандидатов на трудоустройство.

    · Сглаживание. Сглаживание является попыткой выровнять воздействие изменений во внешней среде организации, в особенности изменений спроса. Сглаживание интенсивно используется магазинами в розничной торговле как защита бизнеса от сезонных и других колебаний спроса. Так, например, наименее активными периодами в розничной торговле являются период после Нового года и позднее лето. Поэтому именно в это время чаще всего устраиваются распродажи, которые производятся для того, чтобы снизить ущерб от неминуемого снижения доходов.

    Читайте также:  Способы снижения издержек примеры

    · Нормирование. Если среда характеризуется неопределенностью спроса (например, его избытком, связанным с изменением потребительских предпочтений), руководство организации может использовать нормирование продукции или услуг (т.е. распределять продукцию на основе некоторой системы приоритетов). Часто это делается в том случае, когда по тем или иным причинам нельзя поднять цену или увеличить производство товаров или услуг. Например, администрация школы бизнеса может вводить нормирование в приеме слушателей для обучения по тем специальностям, где не хватает мест для всех желающих.

    2. Внешние стратегии.

    · Маркетинг. Большие денежные средства тратятся организациями каждый год на маркетинговые мероприятия, такие как исследование рынка, потребительских предпочтений, создание брэндов, рекламы продукции или услуг. Организации тратят эти суммы, пытаясь снизить неопределенность среды, о чем свидетельствует подверженность потребителей рекламному воздействию, выработка приверженности к марке их продукции, снижение конкурентного давления и стабилизация спроса.

    · Заключение контрактов. В данном случае речь идет о контрактах, призванных оградить организацию от колебаний качества и цен на необходимые ей материалы, а также производимую ею продукцию. Например, руководство может заключить контракт на определенный срок, условия которого предусматривают точные расценки на поставляемые материалы, или же контракт на продажу покупателю определенного процента произведенной продукции. Так, например, судоходные компании заключают с нефтяными компаниями контракты на поставки топлива с фиксированными условиями, которые нельзя изменить в течение определенного времени (срок действия контракта), несмотря на колебания цен на нефть или стоимости грузоперевозок.

    · Кооптирование. Организации могут «поглощать» из своего окружения отдельных лиц или другие организации, которые угрожают их стабильности. Это наиболее наглядно проявляется в выборочных назначениях новых членов в совет директоров различных корпораций. Например, можно ожидать, что организации, сталкивающиеся с неопределенностями в финансировании, будут назначать членами советов директоров лиц из числа руководителей банков и других финансовых учреждений.

    · Объединение. Термин «объединение» обозначает ситуацию, когда организация объединяется с одной или несколькими другими организациями для совместной деятельности. Примерами такой внешней стратегии являются слияния и создание совместных предприятий. Подобный метод может способствовать уменьшению неопределенности параметров внешней среды за счет ослабления конкуренции между организациями и снижения их зависимости друг от друга.

    · Лоббирование. Лоббирование может быть определено как использование влияния отдельных лиц, социальное и политическое положение которых позволяет содействовать достижению выгодного для организации результата при принятии решений, и является еще одним методом, используемым организациями для управления внешней средой. Чаще всего лоббирование проявляется в том, что организации, как индивидуально, так и совместно, через свои торговые ассоциации и группы политического давления активно стремятся повлиять на законодателей с целью принятия выгодных для них законов и правил. Так, организация может оказывать давление на органы, принимающие решения, для достижения льгот, более выгодного налогообложения, для снижения процентных ставок и т.д.

    Источник

    Теория организации

    Неопределенность внешней среды

    Рыночная экономика наряду со всеми преимуществами имеет ряд отрицательных аспектов. Во времена существова­ния плановой командно-административной системы предло­жение и распределение произведенной продукции осущест­влялось исключительно под контролем государства. Столь жесткая система не учитывала реальных потребностей обще­ства, зато она была четко структурирована. Полной противо­положностью ей оказалась рыночная система экономических отношений. Она работает на основании анализа потребитель­ских предпочтений, но характеризуется тем, что никто не зна­ет и не может предугадать, как например изменятся рыночные элементы завтра, каковы будут рыночные цены и пр. Поэтому внешняя среда, представленная совокупностью рыночных институтов и факторов, очень непредсказуема и динамична.

    Неопределенность внешней среды заключается в том, что не все экономические субъекты могут иметь доступ к ценной информации рыночной системы. Как правило, такими дан­ными располагают в основном фирмы-гиганты, которые име­ют огромные средства для создания информационной систе­мы и проведения работ по изучению и анализу рынка. Для мелких фирм, которые сильно ощущают любые изменения в структуре издержек, такая практика практически недоступ­на, информацию они получают из вторых рук и, само собой, не успевают вовремя отреагировать на рыночные изменения. Кроме того, информация должна быть достоверной и макси­мально точной, что сегодня встречается достаточно редко.

    Читайте также:  Способы соединения трубопроводной арматуры

    Например, реклама как фактор воздействия производителя на структуру потребительского спроса постепенно начинает терять свою эффективность, поскольку принцип ее существо­вания не соответствует основному принципу — правдивости. В результате фирма теряет контакт с потребителями, что при­водит к разрушению связи с рынком. Таким образом, внешняя среда тем и опасна, что возможность встроиться в нее и дей­ствовать с ней как единое целое практически отсутствует.

    Однако фирма реально может позволить себе разработать систему адаптации к внешней среде, благодаря чему она сможет установить с ней контакт и получать информацию о любых ее изменениях.

    1. Создание информационной системы является первостепен­ной задачей организации, функционирующей в нестабильной рыночной среде. Это позволяет значительно снизить неопреде­ленность на входе и выходе организации и максимально повы­сить степень ее защиты от непредвиденных обстоятельств. Сегодня практически все организации имеют собственные источники получения информации. Кроме того, этому способ­ствует и создание на месте системы маркетинга, которая на основе рыночных данных строит план по реализации готовой продукции на рынке.

    Следует заметить, что информационная система способ­ствует не только адаптации организации к внешней среде, но позволяет и воздействовать на нее. Например, если организа­ция разработала новые механизмы деятельности, задумала создать качественно новый товар или предложить на рынке новый вид услуги, она непременно должна сообщить об этом потребителю. Это, конечно, возможно путем сотрудничества с рекламной компанией, и самое главное, чтобы рекламная акция включала все необходимые свойства предложенного товара или услуги и выглядела реальной и достоверной.

    2. Прогнозирование возможных изменений может быть осу­ществлено посредством создания отдела стратегического плани­рования. В результате организация может самостоятельно или путем привлечения независимых специалистов-аналитиков раз­работать стратегию достижения поставленных целей, которые соответствуют ее внешнему окружению. Это позволяет в целом значительно снизить степень риска.

    3. Слияния и поглощения организаций, создание стратегиче­ских альянсов. Такая тактика позволяет организациям укрепить свои позиции на рынке, стать более гибкими, адаптивными, стабильными, особенно если соединяются две сильные и кру­пные фирмы. С другой стороны это выход для тех организаций, которые не способны противостоять натиску и агрессии вне­шней среды. Хорошим, проверенным способом является объе­динение с конкурентами. Это способствует расширению зоны влияния и стабильности, что вызывает снижение неопределен­ности внешнего окружения. Кроме того, это удобно в том слу­чае, когда одна организация сильна в одном, вторая способна решать другие задачи, соответственно вместе они составляют огромную тактическую силу.

    4. Создание гибкой организационной структуры подразумевает органичность построения внутренней структуры. Иными слова­ми, фирма начинает функционировать как живой организм, она реагирует на любые проявления динамики внешнего окружения и старается выработать «иммунитет». Такая организация имеет неформальный тип культуры, иными словами, она не связана никакими нормами, традициями, которых придерживаются механические структуры. В результате фирма имеет возмож­ность за минимальный промежуток времени переориентиро­ваться, изменить направление развития и наконец, если того требует экономика, кардинально поменять специализацию. Кроме того, преимуществом гибких структур является то, что они легко осваивают разработки и достижения НТП, внедряют новые технологии, осваивают новые рынки, создают качествен­но новые виды услуг и сами могут вести исследования в области перспектив развития.

    Как уже было сказано, персонал, трудовой ресурс — основа успешной организации. Если ко всему прочему между работни­ками и руководством сложились дружественные доверительные отношения, это во многом может помочь организации при принятии решений и осуществлении тех или иных действий. Этим же определяется и гибкость организации, ее способность дей­ствовать как единое целое. Вообще, говоря о типах организа­ционных структур, следует отметить, что в условиях высокой степени неопределенности внешней среды наиболее эффектив­ной является «бейсбольная команда» (рекламные агентства, кинопроизводство, производство программных продуктов и пр.). Здесь работают «звезды» — способные, талантливые, инициативные и творческие личности, работники, способные генерировать идеи. В то же время такие организации характери­зуются агрессивной внутренней структурой вследствие высокой конкуренции внутри рабочего коллектива, зато каждый работ­ник имеет возможность выделиться и, как следствие, получить более высокую должность.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы