Художественный способ построения экспозиции
Методы построения музейных экспозиций
Методом построения экспозиции называется научно обосно- ванный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов. В отечественном музее- ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: коллекционный (систематический), ансамблевый (в естественнонаучных музеях ему соответствует ландшафтный ме- тод), иллюстративный (иллюстративно-тематический), музейно- образный.
Коллекционный (систематический) метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкрет- ной научной дисциплины или отрасли производства. Основная струк- турная единица систематической экспозиции – типологический (системный) ряд. Он позволяет показать биологическую, технологи- ческую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естест- веннонаучных, научно-технических, археологических и этнографиче- ских музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.
Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстанов- ку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры – дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях гуманитарно- го и естественнонаучного профиля. Структурной единицей ансамбле- вого показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов (орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декора- тивно-прикладного искусства, изобразительных и письменных источ- ников). Такой комплекс по своему содержанию и в зрительном вос- приятии представляет собой законченное целое. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителя- ми и оказывают сильное эмоциональное воздействие (например, эт- нографические музеи «под открытым небом»). Параллельно с ансамблевыми формировались ландшафтные экспозиции, воссоздающие «природные ансамбли». Их основная структурная единица – биогруппы (экспозиционные комплексы из объектов животного и (или) растительного мира) и ландшафтные диорамы (экспозиционное пространство, как правило, заглубленное внутрь стены с художественно оформленной задней стеной и объек- тами фауны и флоры на переднем плане). В биогруппе и диораме кроме животных и растений размещают макеты валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы позволяют воссоздать действительный облик животного и динамику его движения. Ланд- шафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих му- зеях мира с первой трети XIX в., а в России – с 1930 г.
Иллюстративный (иллюстративно-тематический или тематический) метод позволяет посредством экспозиционных материалов раскрыть определенную тему, сюжет, проблему, создает музейную иллюстрацию отражаемых событий или явлений. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные мате- риалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типич- ные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сто- рона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения. С 1930-х гг. тематиче- ский (комплексно-тематический или хронолого-тематический) метод стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях.
Музейно-образный метод используется для создания экспози- ционно-художественного образа, своеобразного произведения музейного искусства, где происходит трансформация предметных ре- зультатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы, а «обстановка» превращается в художественный портрет ее владель- ца. Основной структурной единицей музейно-образной экспозиции является экспозиционно-художественный комплекс, в котором музей- ный предмет становится средством, элементом «формы». Традиционные методы экспонирования объективно стремятся объединить экспозицию в нечто целое – коллекцию, интерьер, иллю- стративный комплекс, музейный образ и т.п. Этого требуют не только законы экспонирования в определенном пространстве, но и законы восприятия музейной экспозиции как объекта познания, нуждающе- гося в условных границах, в последовательности освоения. Стремле- ние к внутреннему единству, к информационной емкости объективно приближает музейную экспозицию (как пространственную структу- ру) не просто к образности, а к образности художественной, к искус- ству, т.е. к такой системе или, точнее, организму, в котором нет ничего случайного и механически служебного. Таким образом, пред- ложенный музеологом Т.П. Поляковым новый метод проектирования музейных экспозиций – художественно-мифологический – стре- мится к созданию полноценного музейного произведения искусства.
Принципиальной основой нового метода является отношение к музейной экспозиции как к новому виду искусства, а музейный предмет должен стать основой языка этого искусства. Принципиаль- ной особенностью художественно-мифологического метода является стремление к предметной подлинности. Однако музейный предмет воспринимается как своего рода актер, лишенный голоса и способно- сти к движению. И то, и другое восстанавливается за счет средств функционально-декоративного оформления, среди которых особую роль играют метафорические скульптурные конструкции в качестве условной витрины. Развивая идею витрины-образа и «музейного натюрморта», т.е. разрабатывая концепцию музейной инсталляции, сторонники нового метода сохраняют музейную специфику нового метода экспонирования. Построенная художественно- мифологическим методом музейная экспозиция воспринимается как художественно-мифологическая модель (картина) определенного исторического процесса (явления, события), призванная отразить его символическую суть, используя специфические музейные средства и жанровые формы ( так построена в 1989 г. экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского в Москве).
При изучении темы большое значение имеет наглядность, т.е. просмотр иллюстраций и видеоматериалов экспозиций музеев разного профиля, построенных различными методами. Произвести анализ примененных методов экспонирования.
1. Назовите принципы построения музейной экспозиции. 2. Определение метода построения экспозиции. 3. Определение и область применения коллекционного (систематического) метода. 4. Определение и область применения иллюстративного (иллюстративно-тематического или тематического) метода. 5. Определение и область применения музейно-образного метода. 6. Определение и область применения художественно- мифологического метода.
Источник
Лекция 43. Основные принципы художественного проектирования музейных экспозиций
Понятие архитектурно-художественное решение экспозиции –рассматривается в музееведческой литературе неоднозначно: как собственно художественное проектирование и осуществление экспозиции в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея; система архитектурно-художественных средств, направленных на создание пространственной, световой и цветовой среды для демонстрации экспозиционных материалов. Проектная форма архитектурно-художественного решения является частью проектирования содержания экспозиции. Художественная концепция определяет комплекс взаимосвязанных заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств экспозиционного дизайна и средового искусства для осуществления музейной коммуникации, содержит характеристики художественно-конструктивных решений экспозиционного оборудования и применения технических средств в экспозиции, предложения по организации комфортной среды для музейной аудитории. На основе художественной концепции происходит моделирование экспозиции, для чего создаются эскизные проекты в виде чертежей, макетов, аппликации.
Цели и задачи художественного проектирования. Цель художественного проектирования – перевод научного содержания экспозиции ее словесное выражение на язык образный, т. е. попытка дать художественно-творческую интерпретацию научной тематической структуры. Задачи художника: правильно передать смысл и взаимоотношения музейных предметов (смысловая полноценность экспозиции не должна перекрываться дизайнерской эмоциональностью), обязателен учет психологии зрительского восприятия (уменьшение количества музейных предметов в экспозиционном ансамбле), введение в ансамбль наиболее ценных и важных материалов, акцент на подлинных музейных предметах. Вариативность профильности музеев и предметного ряда комплексных музеев вынуждает художника разбираться в разных областях науки: в истории, естественно-научных дисциплинах, литературе, искусстве, культурологии, психологии, отраслях техники, архитектуре и др. Архитектурно-художественное решение экспозиции требует от художника концептуального осмысления всей экспозиции, умения определить главную стержневую мысль экспозиции, единую систему художественной организации цвета, света, оборудования, аудиовизуальных средств, этикетажа.
Основные подходы и принципы художественного проектирования экспозиций. Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе и при этом говорить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Современная экспозиция становится особым жанром искусства, которое относится как к изобразительным, так и к выразительным искусствам.
Дизайн и художественное проектирование экспозиции. Органически объединяя в единое целое различные виды искусства и технические средства, художественное проектирование экспозиции привело к появлению нового понятия экспозиционный и выставочный дизайн. Экспозиционный дизайн включает архитектурно-пространственную организацию экспозиционных материалов, конструктивное построение и оборудование, цветовое и световое решение, создание образа и т. п. на основе художественно-композиционных принципов и приемов.
Экспозиционный ансамбль. Компоненты. Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого – музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства – подчинены единому замыслу, взаимосвязаны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.
Особенности работы художника. Организация предметно-пространственной среды. Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией художника, но с обязательным учетом глубокого понимания и знания объекта показа, данных психологии и педагогики по вопросам восприятии объектов, способностей человека воспринимать определенное количество информации. К необходимым знаниям художника при формировании экспозиции требуется относить и оптимальную высоту экспозиционного комплекса, угол наклона витрин, количество материалов для единовременного осмотра. Экспозиционный ансамбль возможен только в случае создания художником эстетической среды, где грамотно расположены, объединены, дополняя и раскрывая друг друга музейные объекты. В сочетании с подлинниками являются средствами показа в экспозиции и карты, схемы, диаграммы, научные реконструкции и др., которые помогают формировать образное представление об определенном явлении, феномене, процессе. Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, т. е. расположение экспозиционных материалов и оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант – все имеет первостепенную важность для создания художественного экспозиционного образа. Пространственным членением экспозиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое. Язык экспозиции метафоричен и достаточно сложен, художественно-образные композиции далеко не всегда понятны без экспликаций и комментариев экскурсовода, не всегда посетители умеют мыслить образами или увидеть их в абстрактных формах.
Оборудование в системе экспозиционного ансамбля. В комплексе художественно-выразительных средств при создании современных экспозиций важную роль отводят специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов – экспозиционному оборудованию. Экспозиционное оборудование выполняет утилитарную и архитектурно-художественную функции. Утилитарная заключается в обеспечение сохранности экспонатов, защите от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений. Архитектурно-художественная функция состоит в организации объемно-пространственной среды экспозиции и создании оптимальных условий для наиболее рационального размещения предметов. В современной музейной практике применяют специальное/уникальное и универсальное оборудование: стенды для экспонирования плоскостного материала; витрины (горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, кругового обзора) и подиумы для пространственного экспонирования; турникеты/книги – конструкции с перекидными листами, как правило для плоскостного материала, универсальные модульные системы для открытого экспонирования (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые). Экспозиционная практика показывает, что оборудование может не только нести основные образные характеристики экспозиции, но и быть относительно нейтральным.
Цвет и образ в экспозиции. Световое решение экспозиции: требования экспозиционера и художника. Активными и специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недостающую контекстную информацию.
Основные этапы художественного проектирования: научная концепция, генеральное решение, эскизный проект, технорабочее проектирование. Исходным документом для начала работ по архитектурно-художественному проектированию экспозиции служит научная концепция, в которой содержится достаточно полная характеристика общего экспозиционного замысла. На ее основе, иногда и после написания расширенной тематической структуры / ТЭПа создается генеральное решение (форпроект) экспозиции, т. е. первоначальный художественный проект. В нем раскрывается замысел и общий подход к решению будущей экспозиции: стилевые принципы раскрытия содержания, размещение основной тематики по залам, маршрут осмотра, размещение ведущих экспонатов, характер и место в экспозиции научных реконструкций; общие принципы освещения, оборудования, применения аудиовизуальных средств, расположение зон отдыха. Современная методика предполагает разработку генерального решения в форме художественной концепции экспозиции, которая выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов. Эскизный проект разрабатывается на этапе составления ТЭПа, сценария экспозиции. Эскизный проект представляет собой детализацию художественной концепции: окончательное распределение в экспозиционных площадях разделов, тем, подтем; размещение экспозиционных материалов; объемно-пространственное и цветовое решение; принципиальное решение конструкции оборудования, его расстановка; размещение аудиовизуальных и технических средств. Особое значение имеют вопросы размещения и подачи мамериала: выделение доминантных экспонатов, подчеркивание предметных связей. Заключительный этап художественного проектирования – разработка технического и рабочего проекта, который включает в себя монтажные листы, авторские разработки художественно-конструкторских решений оборудования; прокладку коммуникационных линий для освещения и крепления экспонатов, авторские предложения к инженерным решениям отопления; вентиляции и пожарно-охранной сигнализации.
Организация художественно-исполнительских работ. Монтаж экспозиции. После изготовления оборудования и научно-вспомогательных материалов происходит монтаж экспозиции – размещение на экспозиционных площадях оборудования, технических средств, экспозиционных материалов в соответствии с проектом экспозиции. Монтаж осуществляется специально подготовленными рабочими-монтажниками при участии авторов-проектировщиков.
Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 5341 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник