Способы удовлетворения когнитивных потребностей ребенка

Когнитивные потребности ребенка: «хочу все знать»!

Согласно самой популярной схеме человеческих потребностей — пирамиде Маслоу — выраженное стремление к познанию окружающего мира (когнитивная потребность) характерна для весьма ограниченного количества индивидуумов. Правда, сразу оговоримся, что Маслоу выстраивал свою схему для иллюстрации потребностей и мотиваций взрослых людей. Как ни парадоксально, для подавляющего большинства малышей первых лет жизни (даже для тех, из которых вырастают потом очень равнодушные взрослые) любознательность является очень заметной чертой.

Как же реализует ребенок свои познавательные потребности?

Чтобы понять это, необходимо учитывать, как происходит развитие мышления ребенка и в каком возрасте формируются его основные навыки. Условно можно выделить несколько этапов, на которых изменяется его познавательная активность (естественно, на каждой следующей стадии он продолжает активно пользоваться тем инструментарием, который он освоил на этапе предыдущем).

Получение непосредственного опыта (от рождения примерно до 2-х лет)

На этом этапе ребенок собирает и в какой-то степени структурирует информацию, полученную им непосредственно с помощью своих органов чувств. В первые месяцы жизни ведущие «каналы» для него — осязание, обоняние и вкус (80% информации об окружающем мире он получает с их помощью). Примерно к двум месяцам у малыша практически полностью формируется слух — некоторые дети в этом возрасте уже с удовольствием слушают музыку, даже демонстрируя определенные предпочтения. После 4 месяцев начинается развитие мелкой моторики рук ребенка — и вот он с удовольствием начинает исследовать окружающую обстановку, хватая все доступные предметы. В это же время он учится владеть своим телом: переворачивается, пытается садиться. К 8 месяцем у него формируется зрение, приближенное к зрению взрослого; после 9 месяцев он способен самостоятельно передвигаться по комнате и исследовать предметную среду.

Читайте также:  Способ избавиться от простуды за 1 день

На этом этапе дети, безусловно, уже демонстрируют предпочтение разных видов активности, разных типов информации (слуховой, зрительной, осязательной и т.д.). Но в целом все малыши очень любопытны и с удовольствием постигают пределы возможностей своего тела и свойства окружающих их объектов.

Познание через язык (примерно 2-2,5 года)

Примерно в 2-2,5 года ребенок настолько овладевает речью, что начинает использовать этот навык «в полную силу» для пополнения своего багажа знаний об окружающем мире. Благодаря этому он получает информацию не только о тех объектах, которые его окружают, или о явлениях, с которыми он непосредственно имел дело, но и о каких-то незнакомых ему предметах или вообще об абстрактных понятиях. Получается, что, научив ребенка говорить, вы даете ему новый инструмент для удовлетворения своих познавательных потребностей.

Познание через анализ и синтез (после 5-6 лет)

К 6-7 годам дети овладевают первыми приемами анализа и синтеза. Они могут прослеживать причинно-следственные связи между событиями, соотносить частное и общее — иными словами, используя возможности собственного мышления, ребенок может начать формировать свое представление о мире (предыдущая стадия сводилась к тому, что малыш просто усваивал «закодированную» в языке информацию, которую до него доносили окружающие). Благодаря этим способностям человек может стать блестящим мыслителем.

Почему же это происходит далеко не всегда, и, как показывает статистика, по достижении определенного возраста (обычно это поздний подростковый возраст — 16-17 лет) для многих людей познавательная активность перестает представлять какой бы то ни было интерес? Есть ли возможность выбрать такой воспитательный подход, при котором ребенок и в детстве, и в более старшем возрасте будет стремиться реализовать свое стремление к познанию окружающего мира?

Разумеется, такая возможность есть. Поощрять познавательные потребности ребенка можно и нужно, вот несколько рекомендаций, как можно делать это эффективно.

Итак, для того чтобы поощрять познавательную активность ребенка:

-Обязательно в полной мере удовлетворяйте эмоциональные потребности ребенка и потребность в безопасности. Чувство доверия к миру, который предстоит исследовать, — самый важный «фундамент» для дальнейшего развития. Если же этого нет, то даже малыши с самым блестящим потенциалом не смогут реализовать его в полной мере, воспринимая новые возможности как источник потенциальной угрозы.

-Старайтесь стимулировать гармоничное сенсорное развитие ребенка, иными словами, тренировать все каналы восприятия: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус. Возможно, в этом вам помогут какие-то из методик раннего развития детей. В первые месяцы жизни ребенка лучше отказаться от пеленания и как можно реже использовать соску-пустышку: во время сосания ребенок фиксируется в основном на ощущениях, получаемых во время этого процесса, и меньше внимания уделяет окружающему миру.

-Дайте карапузу возможность самому получать опыт, в том числе и негативный. Когда вы учите ребенка ползать или ходить, будьте готовы к синякам и шишкам, и не пытайтесь совсем их избежать: негативный опыт нужен, чтобы учиться на своих ошибках. Не ставьте ребенку слишком много ограничений; если вы что-то запрещаете, будьте готовы обосновать ему свою позицию.

-Стимулируйте его творческую активность, читайте ему побольше книг, поощряйте его стремление задавать вопросы.

-Учите его правильно распределять свое время и тратить его только на нужные вещи. Найдите ребенку хобби , которое поможет ему раскрыть его способности и одновременно будет стимулировать его познавательные потребности. Научите его преуспевать в своем увлечении — пусть знает, что интеллектуальная деятельность тоже может ассоциироваться с понятием «успех».

-Станьте ребенку другом, к которому он всегда сможет обратиться с самым неожиданным вопросом

Источник

Как развить когнитивные способности у ребенка?

Дети каждый день изучают новое — в школе знакомятся с науками, дома и на улице узнают закономерности мира. Это происходит благодаря когнитивным способностям. Если они развиты хорошо, то развитие ребенка будет быстрым, гармоничным и эффективным. А при снижении когнитивных свойств могут возникать проблемы с учебой, усвоением информации, запоминанием.

Что такое когнитивные способности?

Когнитивные способности — это умение человека принимать, обрабатывать, анализировать и запоминать поступающую из внешнего мира информацию. К ним относятся:

  • гнозис — он отвечает за усвоение информации
  • внимание — позволяет сконцентрироваться на изучаемом объекте
  • память — способность запоминать новую информацию
  • речь — необходима, чтобы донести полученные знания до других
  • мышление — для анализа, обработки и «переваривания» фактов
  • навык принятия взвешенных решений, исходя из полученной информации
  • умение применить знания на практике в повседневной жизни

Развитие этих способностей необходимо как во время занятий по подготовке к школе, так и в процессе обучения в школе, в институте и даже во взрослом возрасте. Для развития когнитивных функций и взрослым, и детям полезно решать головоломки, читать разную литературу, учиться анализировать информацию, находить ей нестандартные применения. Полезны занятия шахматами. Также есть специальные упражнения, которые способствуют развитию ребенка и тренируют память, внимание, аналитические способности и др.

5 игр для развития когнитивных навыков у детей

Игра «Назови слова»

Попросите малыша вспомнить и назвать предметы или понятия, которые соответствуют одной теме. Например, скажите: «Назови все виды спорта, которые знаешь». Это упражнение тренирует у детей гибкость ума, память, способность пользоваться известной информацией. Допустим и обратный вариант игры, когда родитель называет разные понятия, а ребенок должен объединить их одной темой.

Игра «Объясни слово»

Предложите малышу несколько простых слов (пуговица, ручка, велосипед ). Задача — дать объяснения этим словам, не используя их названия. Например, можно предложить ребенку объяснить эти понятия иностранцу или человеку из прошлого, который не знаком с этим предметом. Такая игра часто применяется на курсах для детей и помогает улучшить речевое развитие ребенка.

Игра «Что общего?»

Есть мнение, что в этим упражнением любил развлекать себя на досуге Леонардо да Винчи. Он брал два несвязанных друг с другом предмета и пытался найти между ними взаимосвязи. Предложите ребенку тоже сыграть в такую игру. Что общего между книгой и стулом? Какая взаимосвязь между лягушкой и ракетой? Это упражнение не только развивает скорость мышления и умение нестандартно мыслить, но и отлично поднимает настроение. Особенно, если играть в компании.

Игра «Дорисуй предмет»

Дайте ребенку лист с нарисованным на нем элементом — это может быть геометрическая фигура, пятно или закорючка. Задача ребенка — создать из этого элемента готовый образ. Такое упражнение развивает быстроту мышления, фантазию, воображение.

Игра «Запомни слова»

Ребенку предоставляется несколько слов. Его задача — запомнить слова и составить из них историю. Для запоминания разрешается использовать метод ассоциаций, обобщений, но нельзя записывать или зарисовывать слова.

Чтобы развитие когнитивных способностей было постоянным и эффективным, полезно записать малыша на развивающие занятия с психологом. Детский центр «Имена Продакшн» приглашает всех детей всех возрастов на такие занятия. Наши специалисты используют уникальные методики, которые способствуют комплексному развитию ребенка. После занятий с психологом дети легче адаптируются в школе, лучше учатся и быстрее находят общий язык со сверстниками.

Источник

Когнитивные потребности ребенка

Когнитивная потребность — это выраженное стремление к познанию окружающего нас мира, которая характерно для небольшого количества индивидуумов. Как ни странно, но для большинства детей раннего возраста любознательность является весьма заметной чертой поведения.

Как же проявляет ребенок свои когнитивные потребности?

Для того, чтобы это понять, необходимо учитывать возраст ребенка и как развивается ребенок в плане мышления и воображения. Дети начинают развиваться с самого рождения, учатся ползать, сидеть, стоять, ходить, говорить и т.д., и с каждым годом эти навыки пополняются новыми достижениями, при этом совершенствуются предыдущие.

Ребенок, развивается всесторонне, проявляя разные виды активности ( слуховая, зрительная, осязательная, и т.п. ). Но в любом возрасте дети любопытны и с невероятным удовольствием постигают возможностей своего тела и свойства окружающих их объектов.

Познание через язык

В основном это проявляется от 1, 5 лет до 3-х, когда ребенок уже начинает с уверенностью овладевать языком и с увеличением возраста, начинает с большей уверенностью пополнять свои знания об окружающем его мире. Научив ребенка разговаривать, вы не только даете ему новую информацию о тех предметах, которые его окружают, и о тех явлениях, которые он видел или непосредственно учувствовал, но и даете ему новый инструмент для удовлетворения его познавательных потребностей (когнитивных).

Что же делать, чтобы помочь ребенку проявить когнитивные потребности?

Удовлетворяйте полностью эмоциональные потребности малыша и потребности в безопасности. У ребенка должно сформироваться чувство доверия к окружающему миру, который ему еще предстоит познать. Если доверия не будет, то ребенок будет воспринимать новые возможности как источник угрозы.

Давайте ребенку возможность самому получать опыт познания, хоть не всегда и позитивный. Ребенку будет в дальнейшем намного легче, если он будет учиться на своих ошибках. Не ограничивайте, а если что-то запрещаете, то объясняйте свою позицию.

Читайте много книг, сказки. Стремление ребенка задавать вопросы необходимо поощрять.

Учите ребенка распределять время и тратить его только на нужные вещи. Хобби для малыша- очень полезное и познавательное занятие, которое поможет раскрыть его способности и стимулировать когнитивные способности. Найдите сами ребенку увлечение и дайте возможность ему преуспевать в занятиях.

Станьте ребенку другом, к которому он всегда сможет обратиться с самым неожиданным вопросом.

Источник

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И ВОСПИТАНИЕ

Интеллектуальные потребности ребенка

Тот факт, что обязательное посещение начальной школы существует во всех цивилизованных странах (в Англии с 1876 года), не означает, что все потребности ребенка в области его умственного развития полностью удовлетворены. Слишком многие школы все еще считают своей основной задачей учить ребенка, то есть постепенно внушать ему знания, надеясь на то, что память ребенка эти знания сохранит. Но, хотя учение необходимо, оно не является главным требованием в раннем возрасте. Умственные способности ребенка развиваются естественным путем, по мере его роста. Их развитие состоит из последовательных процессов, которые не могут быть вызваны путем учения, хотя с его помощью можно способствовать или препятствовать их развитию, так же как физическое развитие можно ускорить или замедлить с помощью полноценного или неполноценного питания.

С самого рождения маленький ребенок познает окружающий мир, начиная с частей собственного тела, лица и рук матери, приспособлений для кормления и ближайшего окружения, настолько, насколько это необходимо для его благополучия. С этих пор процесс его познания мира движется по спирали, с каждым витком охватывая все большее пространство. Ребенок при достаточной стимуляции развивает свои ощущения; он учится различать размеры, формы, цвета и так далее. От мимолетных сенсорных впечатлений, которые в самом начале составляют всю умственную жизнь, он переходит к мыслительным процессам, развивая мышление от конкретного к абстрактному, приобретая способность обобщать, делать выводы. Он совершенствует функции памяти и функции речи. Подавляющее большинство научно-исследовательских работ, проведенных профессорами-психологами по этому вопросу, постепенно приводят нас к более широкому осознанию того, что создание необходимых условий для процессов умственного развития более важны, чем сам процесс обучения. Для предоставления полного простора и доставляющей удовольствие деятельности на различных этапах умственного развития уже сейчас существует множество развивающих игрушек, а также создаются новые. Разработаны методы, которые связывают эти функции умственного развития с инстинктивными процессами, что вносит свою лепту в процесс обучения детей, изменяя коренным образом всю школьную жизнь (см. Дж. К. Хилл, Введение в естественные науки, географию, историю, 1937). Нет сомнений, что в ныне существующих условиях многие дети всю свою жизнь остаются ниже того уровня умственных способностей, которого они могли бы достичь, если бы все их врожденные умения развивались должным образом. Детские сады в этом отношении способны удовлетворить потребности детей; то же можно сказать и о современных начальных школах и о многих заботливых родителях. Они создают окружение, наиболее благоприятное для процессов умственного развития и предлагают обучение лишь тогда, когда ребенок сам, направляемый своими собственными желаниями, начинает искать знания. Но подавляющее большинство матерей, воспитателей и школьных учителей все еще терпят неудачу, пытаясь уловить реальные потребности, и под видом обучения лишают пищи интеллектуальные процессы ребенка.

Читайте еще:

Подобные ИСС также стабильны, являются функциональными органами, но при этом достаточно индивидуальны, то есть их содержание, структура, функции определяет не культура как таковая (то есть культура не содержит фиксированных норм и предписаний относительно них), но сам человек как социальное.

Во-первых, важно помнить, что это в порядке вещей. Ваша способность к освобождению будет расти со временем. Когда вы обнаружили некую проблему, никогда не поздно выполнить освобождение.

27. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» / 3. Фрейд. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. —М.: Просвещение, 1990. – С. 29–36.

Важно подчеркнуть, что техноязык ДРАКОН предоставляет единые стандартные средства для описания как собственно человеческой, так и делегированной (машинной) деятельности. Благодаря этому появляется возможность системного видения и анализа проблем, так как на одном и том же чертеже оба вида.

«Проблема смысла . — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии»

Для меньшего количества людей главным органом чувств и главным каналом получения информации является слух, а не зрение. Если вам нравятся языки и музыка, возможно, вы принадлежите к этой группе. Я уже описывал выше, каким способом я запоминал иностранные слова. Вместо отдельных слов я заучивал.

— то она всем своим видом показывает своему другу, что именно сегодня для получения секса ему требуется ее определенным образом поупрашивать: выполнить ее какие-то мелкие женские прихоти, сводить в кафе, подарить цветы, быть каким-то особенно ласковым и внимательным и т. д. и т. п.

Тот факт, что это новая и необычная форма опыта, отражен в сбивчивой, но эмоционально ясной части шестой беседы.

Мистика и воздействие на человеческую психику включают в себя несколько моментов. Прежде всего, это само мировосприятие: за реальным миром мистик смутно чувствует иной, скрытый мир. Этот второй «иной мир» мистики считают действительно существующим, а вот первому, видимому, отводят роль.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух.

А что же, Шопенгауэр? Ощущал ли он, что прожил жизнь правильно, что она была наполнена смыслом? Исполнил ли он свою высокую миссию? У него не было сомнений в этом. Вот что он напишет в конце своих автобиографических записок

Во-вторых, чем более значительными чувствуют себя дети, тем более значительными и ценными становятся их слова. Они дорастают до уровня ваших ожиданий.

Источник

Оцените статью
Разные способы