Деятельность это специфический способ отношения

Деятельность, как специфический способ существования социального. Субъекты соц. деятельности

Деятельность – это есть специфическая форма соц. активности людей. Основная особенность соц. деятельности заключается в том, что она носит предметный характер, т.е. выражается в создании предметов культуры.

Деятельность людей носит универсальный характер, т.е. касается всех сторон их общественной и личной жизни.

Деятельность человека носит всегда общественный характер и опосредована общественными отношениями между людьми.

Деятельность людей всегда носит целесообразный и преобразующий характер, т.е. направлена на преобразование мира в соответствии с потребностями, интересами, целями людей. Их деятельность направлена на создание и преобразование: 1)предметного мира материальной и духовной культуры; 2)общественных отношений (экон., политич. и др.) 3)соц. институтов (семьи, государства, права и т.д.); 4)определенная деятельность необходима для создания той или иной морально-психологической атмосферы общения людей.

Вместе с изменением природы и соц. действительности человек изменяется сам, как субъект мышления. Деятельности и общественных отношений.

Целесообразный и преобразующий характер человеческой деятельности указывает на нее как на основу социального и специфический способ существования человека и общества.

Источник

Деятельность человека

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Читайте также:  Гигрометрический способ измерения влажности воздуха

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

Читайте также:  Аннуитетном способе оплаты кредита

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики . А.Н. Азрилиян . 1997 .

Смотреть что такое «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:

деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия

деятельность — направить • действие деятельность начать • действие, начало деятельность осуществляется • действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана • касательство заниматься коммерческой деятельностью • действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Деятельность — посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь

деятельность — См … Словарь синонимов

деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

деятельность — Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь

Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности . Уже на относительно ранних стадиях … Психологический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь

Источник

Деятельность – это специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, приводящая к изменениям и преобразованиям в нём

Эффективность трудовой деятельности

Трудовая деятельность: основные понятия и виды

Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Деятельность – это специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, приводящая к изменениям и преобразованиям в нём.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность.

Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества

Читайте также:  Способ чистки чугунной сковородки
Виды деятельности

Основные формы деятельности:

Игра – это особый вид человеческой активности, который сознательно вынесен за рамки «обычной жизни», как «несерьезный»; форма развлечения, созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.

Игры не связаны с получением материальных благ, в их процессе не создаются материальные ценности.

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию:

– во первых, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях сосредоточены;

– во вторых, учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности.

3) Высшей формой деятельности является труд.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Труд в наиболее широком смысле слова рассматривается как деятельность человека, направленная на получение положительного результата. Основные аспекты туда:

– философия понимает труд как процесс преобразования природы с целью производства материальных благ;

– в процессе духовного труда создаются интеллектуальные ценности;

– технологический аспект предполагает соединение профессионально подготовленной рабочей силы со средствами производства;

– этический аспект труда включает человеческую солидарность, затраты усилий, направленных на получение совместного результата.

В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы:

1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;

2) предметы труда – те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства;

5) трудовые операции – структурные элементы (действия) трудовой деятельности, которые имеют место в процессе производства.

Рис. 2.3. Структура трудовой деятельности

Трудовая деятельность имеет следующие параметры:

1. производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;

2. эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов – с другой;

3. уровень разделения труда –распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса.

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда.

Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Источник

Оцените статью
Разные способы