Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
морфологический;
лексико-синтаксический;
морфолого-синтаксический;
лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
префиксы, или приставки;
суффиксы;
постфиксы;
интерфиксы, или соединительные гласные;
флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
писа ть → вы писать
вид → под вид
забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
находи ть → наход к а
цвет (цветок) → цвет ник
улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
локоть → под локот ник
бесед а → со бесед ник
свеж ий → о свеж и ть
мор е → за мор ск ий
мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
взводи ть → взвод
припева ть → припев
свинь я → свин ой
золот о → золот ой
восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
кт о → кто- то
чт о → что- нибудь
где → где- либо
когда → когда- то
броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
слуша ть → в слушать ся
нюха ть → при нюхать ся
дума ть → в думать ся
тоскова ть → ис тосковать ся
жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
толп а → толп и ть ся
скуп ой → скуп и ться
переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
кресло-кровать;
платье-халат;
ракета-носитель;
ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север , восток → север о -восток;
сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
свод неб а → неб о свод;
птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
вет еринарный врач → ветврач;
тур истический поход → турпоход;
мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
зам еститель пред седателя → зампред;
мо тоцикл пед альный → мопед;
проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
сам , вари ть + → сам о вар;
черн ые бров и + → черн о бровый;
каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов
Примеры
текст → под текст гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а паха ть → пах от а сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый долг ий → за долг о дом → на дом ник
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
сего дня → сегодня;
с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
сей час → сейча́с;
тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
мало, изученный → мал о изученный район;
слабо, видящий → слаб о видящий человек;
низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речивдругую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.
Видеоурок
Источник
Что такое словообразовательная цепочка гнездо способы словообразования
Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Словообразовательно мотивированные — это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол — столик ‘маленький стол’, белый — белеть ‘становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно немотивированных слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов.
Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации. Мотивация — это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого (дом — домик ‘маленький дом’, сила — силач ‘человек большой физической силы’), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (ходить — ходьба, удалой — удаль, смелый — смело), либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (колено — разг. коленка).
Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Одно из двух однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным. Мотивированность слова определяется четырьмя правилами, действующими в следующих случаях:
Сопоставляемые однокоренные слова имеют различные лексические значения, а в основах их, кроме корня, вычленяется разное количество звуковых отрезков (основа одного из них может быть равна корню). В этом случае мотивированным является слово, основа которого длиннее на какой-либо звуковой отрезок, который и признается словообразующим аффиксальным морфом (см. § 16): лес — лес-ок, стоять — про-стоять.
Сопоставляемые однокоренные слова имеют различные лексические значения, а в основах их вычленяется одинаковое количество звуковых отрезков. В этом случае мотивированным является слово, семантически более сложное, значение которого определяется через другое сопоставляемое с ним слово: химия — химик ‘специалист по химии’, художник — художница ‘женщина-художник’.
Значения сопоставляемых однокоренных слов тождественны во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи. В этом случае: а) в парах «глагол — существительное, обозначающее то же действие» (рисовать — рисование, выходить — выход, скрипеть — скрип) и «прилагательное — существительное, обозначающее тот же признак» (смелый — смелость, изящный — изящество, синий — синь), независимо от длины основ сопоставляемых слов, мотивированным является существительное; б) в паре «прилагательное — наречие» мотивированным является слово, основа которого длиннее на какой-либо отрезок — словообразующий аффиксальный морф (см. п. 1): ср. сегодня — сегодня-шн-ий и смел-ый — смел-о, где -о — часть основы (суффикс).
Примечание. Исключение из правила, сформулированного в п. За, составляют: 1) пары слов, состоящие из существительного, не имеющего суффикса со значением действия, и глагола с суффиксом -нича-, -ствова-, или -ова-/-ирова-/-изирова-/-изова-: в таких парах мотивированным является глагол, поскольку в современном языке с помощью этих суффиксов легко образуются глаголы от существительных со значением действия, а существительные со значением действия без помощи суффикса от таких глаголов не образуются: фокус — фокусничать, кощунство — кощунствовать, салют — салютовать, ремонт — ремонтировать, террор — терроризировать; 2) пары, состоящие из существительного на -ств(о) и прилагательного, в котором после -ств- следует суффикс: мужество — мужественный, невежество — невежественный.
Одно из слов, находящихся в отношениях мотивации, стилистически нейтрально, а другое имеет какую-либо стилистическую окраску. В этом случае независимо от длины основ сопоставляемых слов мотивированным является стилистически окрашенное слово: корабельный — корабел (разг.), индивидуальный — индивидуал (разг.).
Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).
§ 28. Словообразовательный формант
Слово может быть мотивировано более чем одним мотивирующим однокоренным словом и при этом отличаться от мотивирующих слов разными словообразовательными средствами. Например, слово учительница мотивируется как существительным учитель ‘женщина-учитель’, так и глаголом учить ‘женщина, которая учит’. При этом от слова учитель оно отличается одним словообразовательным средством — суффиксом -ниц(а), а от слова учить — двумя словообразовательными средствами — суффиксами -тель- и -ниц(а). Наименьшее в звуковом и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех, которыми мотивированное слово отличается от своих мотивирующих, называется словообразовательным формантом. Так, для слова учительница словообразовательным формантом является суффикс -ниц(а).
Словообразовательный формант может состоять как из одного словообразовательного средства, так и из нескольких. Например, словообразовательный формант глагола осложнить, мотивированного только прилагательным сложный ‘сделать сложным или сложнее’, состоит из двух словообразовательных средств — приставки о- и суффикса -и(ть). (см. § 122). Если бы в русском языке существовал глагол *сложнить (по правилам словообразования вполне нормальный), то формантом глагола осложнить была бы только приставка о-.
Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.
Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.
В том случае, если мотивированное слово отличается от мотивирующего только одним формантом, имеет место непосредственная мотивация. Так, слово учительница непосредственно мотивировано существительным учитель, глагол посолить — глаголом солить, а глагол осложнить — прилагательным сложный. Если же мотивированное слово отличается от мотивирующего более чем одним формантом, то имеет место опосредованная мотивация. Так, слово учительница опосредованно мотивировано глаголом учить, а слово посолить — существительным соль. В глаголе посолить приставка по- является формантом самого этого глагола, а суффикс -и- — формантом непосредственно мотивирующего глагола солить.
Если мотивированное слово отличается от нескольких мотивирующих слов одним и тем же количеством формантов, то такие мотивации называются неединственными. Например, у слова неравенство — две непосредственные мотивации: равенство — не-равенство (формант — приставка не-) и неравный — нера-вен-ств-о (формант — суффикс —ств(о)). Неединственными являются также непосредственные мотивации слова проверка — глаголами проверить и проверять; но здесь при обеих мотивациях формантом является один и тот же суффикс -к(а).
В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.
§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо
Любое мотивированное слово состоит из двух частей — форманта и мотивирующей части. Формант — та часть, которая отличает мотивированное слово от мотивирующего или мотивирующих (о структуре форманта в разных способах словообразования см. § 31) и § 32)). Мотивирующая часть — та часть мотивированного слова, которая является общей с мотивирующим словом или словами (эта общность не исключает возможных морфонологических преобразований — чередований, наращений, усечений, см. § 33)). Мотивирующая часть может представлять собой основу мотивирующего слова (неизменную или морфонологически видоизмененную) и может быть равна целбму мотивирующему слову, включая и его окончания. Так, мотивирующая часть существительного мячик полностью совпадает с основой мотивирующего существительного мяч, а мотивирующая часть слова ручка (руч-) отличается от основы мотивирующего существительного рука (ру[к]- или ру[к’]-: руки, руке) одной фонемой [ч]. В словах подкласс и подгруппа, где формант — приставка, мотивирующая часть равна целому мотивирующему слову (класс, группа). Сложения, сращения и аббревиатуры (см. § 31)) имеют сложную (комплексную) мотивирующую часть: так, в слове мореплаватель мотивирующая часть состоит из основ двух мотивирующих слов -мо[р’]- и -плава-.
Ряд однокоренных слов, из которых каждое последующее непосредственно мотивировано предшествующим, представляет собой словообразовательную цепочку. Словообразовательная цепочка состоит из непосредственно и опосредованно мотивирующих слов: учить -> учитель -> учительница, соль -> солить -> посолить. Исходным (открывающим) словом цепочки является немотивированное слово.
Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:
§ 30. Словообразовательные типы
Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, которое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. Например, глаголы седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными (седой, смелый, прочный) и имеют один и тот же формант — суффикс -е(ть), означающий приобретение или усиление признака. Глаголы данного типа имеют словообразовательное значение «приобретать или усиливать признак, названный мотивирующим прилагательным»: седеть «становиться седым или седее».
По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:
типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов; например, седеть так относится по значению к седой, как смелеть к смелый, прочнеть к прочный и т. д.;
типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений принципиально не ограничено; так, в тип глаголов с суффиксом -и-, мотивированных существительными, входят такие глаголы, как партизанить, кашеварить, имеющие значение «совершать действия, свойственные лицу, названному мотивирующем словом (партизану, кашевару)», маслить, пудрить — «покрывать поверхность чего-л. тем, что названо мотивирующим словом (маслом, пудрой)», и другие глаголы, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим существительным, в отношениях, свойственных только этим глаголам: бюллетенить «будучи больным, иметь бюллетень». Разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в глаголах с суффиксом -и- это значение — «совершать действия, имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным».
Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.
Одно и то же словообразовательное значение в одних типах может быть общим, а в других — частным. Так, значение «лицо, обладающее признаком, названным мотивирующим прилагательным», является общим для типов слов с суффиксами -аг(а), -уг(а) (бедняга, хитрюга) и частным для типов слов с суффиксами -ак, -ик: бедняк, умник. Общее значение типов существительных с суффиксами -ак, -ик, мотивированных прилагательными, — «предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом».
Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.
Показателем продуктивности подтипа является наличие неологизмов и окказионализмов. Неологизмы — это новые слова, вошедшие в общее употребление: космодром, расстыковка, цементовоз, дискотека, нефтехимия, личностный. Окказионализмы — это индивидуальные новообразования, не вошедшие в общее употребление: громадьё, паспортина (Маяковский ).
В разделе «Словообразование» описываются только основные, наиболее распространенные и прежде всего продуктивные, словообразовательные типы и подтипы. При этом исходной единицей описания является значение типа (для слов, относящихся к типам первой группы, см. выше) и значение подтипа — частное словообразовательное значение (для слов, относящихся к типам второй группы).
Каждое мотивированное слово относится к тому или иному способу словообразования. Способ словообразования — это более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации — объединение ряда словообразовательных типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (приставка, суффикс, сочетание приставки и суффикса), в отвлечении от конкретных материальных воплощений форманта в разных типах.
Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:
Суффиксация. Формант состоит из словообразовательного суффикса и (в изменяемых словах) совокупности словоизменительных аффиксов мотивированного слова, например: смел-ость — суффикс -ость + совокупность окончаний существительных жен. р., III скл.; брат-ск-ий — суффикс -ск- + совокупность окончаний прилагательных адъективного склонения (см. § 234); прыг-ну-ть — суффикс -ну- + совокупность словоизменительных аффиксов глаголов I спр.; два-жды — суффикс -жды. Суффикс может быть нулевым: отход, высь, задира, проезжий. При нулевой суффиксации формант состоит из нулевого словообразовательного суффикса (см. § 317) и совокупности окончаний мотивированного слова.
Префиксация. Формантом является приставка: при-город, пред-последний, пере-читать, от-ныне.
Постфиксация. Формантом является постфикс: катать-ся, кусать-ся, какой-то.
Субстантивация прилагательных и причастий — переход в существительное прилагательных и причастий без изменения морфемного состава словоформ, но с сокращением состава парадигмы: существительные типов рулевой, командующий, приемная, будущее имеют формы только одного рода; существительные типа наличные — только формы мн. ч. Формантом при субстантивации является совокупность окончаний мотивированного существительного.
Сложение — способ образования слов, в которых опорный (последний, грамматически оформляющий слово) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляют собой чистую основу. Формант при сложении характеризуется: а) наличием интерфикса (см. § 15); б) закрепленным порядком компонентов; в) единым главным ударением, преимущественно на опорном компоненте: òвощехранúлище, зàсухоустóйчивый, пòлулежáть. Интерфикс может быть нулевым: царь-колокол, Ленинград.
Сращение — такой способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно слово без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия интерфикса: умалишенный, долгоиграющий. Образованные этим способом слова во всех своих формах по морфемному составу полностью тождественны синонимичному словосочетанию; таким образом, связь компонентов в структуре мотивированного слова сохраняется как живая синтаксическая связь. Формант при сращении характеризуется закрепленным порядком компонентов (подчиненный компонент + опорный) и единым главным ударением на опорном компоненте.
Аббревиация — способ словообразования на базе сочетания слов или (реже) одного слова путем сокращения исходных слов. Формант характеризуется: а) безразличным к морфемному членению усечением основ исходных слов (последнее из которых может и не быть сокращено); б) единым главным ударением; в) при сокращении последнего из исходных слов — системой окончаний в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительных (см. § 171): СССР, вуз, профком, сберкасса, комроты, эсминец; спец, зам.
Смешанные способы словообразования
В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:
Префиксально-суффиксальный. В состав форманта входят приставка и суффикс вместе с системой окончаний мотивированного слова: под-окон-ник, при-город-н-ый, у-спожн-и-ть, по-напрасн-у. При этом суффикс может быть нулевым: без-бород-ый, про-седь.
Префиксально-постфиксальный. Формант состоит из приставки и постфикса: про-считать-ся, съ-ехать-ся.
Суффиксально-постфиксальный. Формант складывается из суффикса вместе с системой окончаний мотивированного слова и из постфикса: колос-и-ть-ся, брат-а-ть-ся.
Префиксально-суффиксально-постфиксальный. Формант состоит из приставки, постфикса и суффикса вместе с системой окончаний мотивированного слова: пере-шёпт-ыва-ть-ся, рас-щедр-и-ть-ся.
Суффиксально-сложный. Формант состоит из всех компонентов, входящих в состав форманта при сложении и при суффиксации: мор-е-плава-тель, быстр-о-ход-н-ый, мимо-езд-ом.
Префиксально-суффиксально-сложный. Формант состоит из приставки и всех компонентов, входящих в состав форманта при сложении и при суффиксации: по-вс-е-мест-н-ый, раз-мокр-о-погод-и-ть (разг.), в-пол-оборот-а.
Сращение в сочетании с суффиксацией. Формант состоит из всех компонентов, входящих в состав форманта при сращении и при суффиксации: по-ту-сторон-н-ий, от-себя-тин-а (разг.), хри-ста-рад-нича-ть (устар.).
Последние два способа малопродуктивны.
Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).
Морфологические средства
Различие в фонемном составе между мотивирующим и мотивированным словами может создаваться не только средствами, входящими в состав словообразовательного форманта, но и дополнительными морфонологическими средствами. Эти средства никогда не являются единственными; они всегда сопровождают формант. Например, в словах ручка, ножка, ночка и горка уменьшительно-ласкательное значение выражает формант -к(а); при этом в словах ручка и ножка имеет место морфонологическое явление — чередование согласных фонем |к — ч| и |г — ж|, отсутствующее в словах ночка и горка и не входящее в состав словообразовательного форманта.
В современном русском языке существуют следующие морфонологические явления, сопровождающие словообразовательные процессы: изменение места ударения (крáсить — выкрасить, зелёный — зéлень), чередование фонем (рука — руч-к-а), усечение основы мотивирующего слова в составе мотивированного (низк-ий — низ-ость), наращение основы (пас-ти — пасть-б-а), совмещение морфов мотивирующей основы и форманта (лилов-ый — лил-оват-ый). Основные морфонологические явления в словообразовании рассматриваются в § 130-§ 143.
Роль словообразовательных средств
Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).
С другой же стороны, словообразовательные средства служат отнесению мотивированных слов к определенным грамматическим классам, разрядам: например, словообразовательные префиксы активно участвуют в формировании разряда глаголов сов. вида; суффиксы существительных относят мотивированное слово к определенному роду и типу склонения (так, все существительные с суффиксом -тель относятся к муж. р. I скл., а существительные с суффиксом -ость — к жен. р. III скл.); суффиксы абстрактных и собирательных существительных относят слово к разряду слов, не выражающих формами числа количественного противопоставления (см. § 159); суффиксы притяжательных прилагательных связаны с отнесением прилагательного к особому типу склонения (см. § 236). И в словообразовании, и в морфологии мы имеем дело с морфемами, поскольку и словообразовательные, и грамматические (морфологические) значения слов выражаются чаще всего аффиксами. Морфемный строй языка — его морфемика — охватывает, таким образом, морфологию и словообразование.