- Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы» план-конспект на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Звуки речи» план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспекты логопедических занятий.
- Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»
план-конспект на тему
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 60.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в 1 классе
Цель: формировать понятия «звук», «буква».
- Формировать понятие гласный звук,
- Закрепить знание гласных звуков.
- Закрепить зрительные образы гласных звуков.
- Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук-буква».
- Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
Демонстрационный материал: карточки с гласными буквами, карточки со схемами звуков.
Организационный момент /установление эмоционального контакта с детьми/
Логопед: «Давай представим, что мы съели:
«Кислый лимон»
«Горький перец»
«Сладкую конфетку» и т.п.
Давным-давно жили-были звуки, сначала их было шесть. У каждого звука был свой характер: А-радостный и весёлый, У-угрюмый и задумчивый, О-очень любил всему удивляться, И-игривый, улыбчивый, Э-медлительный, рассудительный, Ы-самый серьёзный.
(Логопед сопровождает свой рассказ выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).
-Кто мне покажет звук А, О, У, Ы, И, Э? (Показ детей).
-Звуки все были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво и звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко: -А, О, У, Ы, И, Э.
— И низко: А, О, У, Ы, И, Э.
-Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поёт вместе с ними, поднимая руку вверх).
-Молодцы, теперь споём низко. (Дети поют низко, а логопед поёт вместе с ними, опуская руку вниз).
-Умели они петь не только по одному, но и парами: АУ, ОИ, ЭЫ.
-По трое: АУО, ИЭЫ.
-Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).
-Ходили звуки по свету и голосисто пели, за это их стали называть гласными и подарили им красные рубашки.
-Как стали называть звуки? (Гласными)
-Какого цвета стали все звуки? (Красного цвета).
-Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали и начали дома мастерить.
-А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен (логопед выкладывает на панно букву «И»).
Если ножницы достану («ножницы»),
То волшебником я стану (руки и кисти вверх):
Вырезаю из бумаги (изобразить)
Птиц, машины, башни, флаги («птица», движение руля, «башня», «флаг»).
Их раскрашу, просушу (изобразить),
Всем знакомым покажу (развести руки от груди в стороны).
Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает её на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
-О увидел колесо, оно ему подошло (логопед выкладывает на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.
-Настя, найди домики звуков [О, Э]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
-У и Ы взяли себе по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колёсика, вторую палочку приставил рядом для надёжности (логопед выкладывает на панно букву «Ы»).
-Катя, найди домики звуков [У, Ы]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
-Довольные звуки на радостях и названия домам своим придумали, стали называть БУКВАМИ.
-Как звуки стали называть свои домики? (они стали называть их буквами).
-Верно, у звука А домик – буква «А». Кто хочет показать букву «А» на панно? (ребёнок показывает).
-У звука У домик – буква «У». Кто покажет букву «У»?
-У звука О – буква «О». Кто ещё хочет показать букву?
-У звука И – буква «И» (пригласить ребёнка для показа).
-У звука Э – буква «Э» (ребёнок показывает).
-У звука Ы – буква «Ы» (показ буквы).
-С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие буквы в них живут.
-Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву «А». Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы! (Поочерёдно вместе с детьми логопед прописывает все буквы).
-О чём вы услышали сегодня сказку? (о звуках и буквах).
-О каких звуках (о гласных звуках).
-Все звуки нашли себе дом?
-Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)
-Как называются домики звуков? (они называются буквы)
Источник
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Звуки речи»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1-х классов с ОНР.
Задачи: — дать понятие «звуки речи»;
— способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания;
— совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
— содействовать развитию фонематического слуха, психических функций;
— способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОНР учителя -логопеда МОУ СОШ №3 Шпак Н.В.
Тема занятия: Звуки речи
Задачи: — дать понятие «звуки речи»;
— способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания;
— совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
— содействовать развитию фонематического слуха, психических функций;
— способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Звуки природы. Лес», игра «Звуковое домино», наборы цв. карандашей, карточки «каким звуком отличаются», игровые поля «Найди звук», звучащие предметы, набор предметных картинок, фишки, индивидуальные зеркала,
— Какое время года?
— Какой месяц? День недели? Число?
— Осенью так редко радует нас солнышко своими теплыми лучиками, пусть сегодня на нашем занятии оно согревает вас. А вы покажете, какие вы внимательные, что знаете и чему научились.
2. Психологическая разминка
Итак, первое задание. Представьте, что вы разведчики. Кто это такие?
— Да, это очень внимательные люди, которые хорошо запоминают.
Перед вами шифр, который нужно запомнить. Обратите внимание на знаки, записанные в фигурах. После того, как я просчитаю до 10, вы перевернете лист и постараетесь вспомнить, какой знак и в какой фигуре был отмечен. Эти значки вы напишите. Кто же будет самым внимательным. Приготовились. / проверка/
3. Речевая разминка
- Массаж лица («проснулось наше личико»)
- Улыбнуться
- Нахмурить брови
- Улыбка – трубочка
- Лопаточка
- Иголочка
- Чашечка
- Качели
- Лошадка
- Сдуть снежинку
4. Основная часть
— Сегодня наше занятие посвящено звукам. Мы научимся их слушать, слушать и различать. А сначала отправимся в короткое путешествие, в котором вы должны будете обратить внимание на звуки, которые окружают.
4.1. / звучит запись/
— Скажите, как вам кажется, где вы побывали. Что услышали. Что вам помогло узнать, где вы оказались? /звуки/
— Так что же такое звуки? /то, что слышим/.
Множество звуков окружают нас. Звуки бывают разные, и по этим звукам мы можем узнать предмет, не видя его. По лаю – мы узнаем собаку, по чириканью – воробья. Сейчас мы то же попробуем узнать предметы и действия с ними по звукам.
4.2. Поиграем в игру «Узнай по звуку»
- Колокольчик
- Перелить воду из стакана в стакан
- Постучать по стакану ложкой
- Шелест бумагой
- Ножницами резать бумагу.
— Молодцы. Звуки окружающие нас вы научились слушать и узнавать предметы по этим звукам. Но люди друг друга тоже могут узнавать – по речи.
Речь мы слышим, а значит, она состоит из звуков. Но звуки речи мы не только слышим, но и произносим.
— А вы знаете какие-нибудь звуки речи?
Сами по себе звуки вроде бы ничего инее обозначают. Произнесите О, Д, М – никто ничего не поймет. Но достаточно произнести эти же звуки в другом порядке, получится слово, которое имеет смысл ДОМ /показ картинки/
— Так что же такое «звуки речи».
Что может получиться из звуков, если они будут стоять в определенном порядке? /слово/
Называю последовательно звуки, а вы догадайтесь какое слово я сказала и поднимите картинку.
/ МАК, НОС, ЗОНТ, СОВА, ЛИСТ, ФЛАГ, МЫЛО, БАНАН/
Игра «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь»
4.4 Показ предметной картинка. Определи первый и последний звук.
4.5 На столах игровые поля. Необходимо найти слова в которых есть звук С, закрыть фишкой.
4.6. Игра «Звуковое домино»
4.7 Карточки «Каким звуком отличаются»
4.8 Какой звук выпал?
Кобра – кора (Б), краска – каска (Р), корм – ком (Р), мушка – мука (Ш), лампа –лапа (М), седло – село (Д), слон – сон (Л), пилка – пила (К).
6.Итог .- Что же такое звуки речи? Что получается из звуков речи.
7. Рефлексия . Если на занятии было интересно, нарисуйте улыбающееся солнышко. А если было трудно, скучно – хмурое солнышко.
Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: «Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]».
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).
Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной».
Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»
Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:- познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения, научить правильно оформлять письма;- разв.
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: «Дифференциация звуков З — Зь. Буква З»
Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак.
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии.
Конспект фронтального логопедического занятия «Слова близкие по смыслу (синонимы)» для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу «развитие речи». На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре.
Источник
Конспекты логопедических занятий.
Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.
Тураева К.А., учитель-логопед.
Тема: Звуки речи и буквы.
Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.
уточнить понятие звуков речи и букв;
учить различать гласные и согласные звуки.
развивать фонематический слух;
совершенствовать навыки фонематического анализа;
развивать умение отвечать полным предложением;
развивать зрительный гнозис, внимание;
развивать мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала; цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.
Организационный момент (1 мин).
Логопед приветствует детей, раздает зеркала.
Ну-ка вот проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, зеркало, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети приветствуют логопеда.
Артикуляционная гимнастика (3 мин).
Упражнения для губ:
“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).
Упражнения для язычка:
“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.
Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.
Основная часть (16 мин).
А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.
— А теперь отложим зеркала.
Дети убирают зеркала на край парты.
— Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.
— Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.
— Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
— Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
— Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.
— Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.
— Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.
— Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.
— А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.
Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.
— Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.
— Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.
— Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.
— А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.
— Правильно. Это звуки окружающего нас мира.
— Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.
— А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.
— Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.
— Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.
-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.
— С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.
— Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.
В) Фонематический анализ.
— Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.
Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.
Логопед спрашивает всех детей по очереди.
Г) Сказка про звуки и буквы.
— А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.
— Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.
— Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.
Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.
Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.
— Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.
Дети называют буквы.
— Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.
Логопед спрашивает каждого ребенка.
— Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.
— А искали что? /Искали буквы/.
— Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.
Физминутка (2 мин).
— А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.
Дети встают в кружок.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
И тихонечко пошел.
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок.
Вот и целый кузовок.
Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.
Основная часть (продолжение) (16 мин).
Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
Логопед показывает детям мешочек.
— Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.
Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.
Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.
— А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.
— А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.
— А что? /Мешают губы, зубы и язык/.
— Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.
— А если есть преграда? /Тогда это согласный/.
— Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.
З) Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям красные и синие кружки.
— Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.
А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.
Дети выполняют задание.
И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.
— Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.
— А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.
Логопед показывает образец на доске.
Далее – коллективная проверка.
— Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.
— Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.
— А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.
— Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.
К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.
— Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.
— Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.
— А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.
Дети выкладывают фишки под буквами.
Далее – индивидуальная проверка.
Итог занятия (2 мин).
— О чем мы сегодня говорили?
— Что мы делали на занятии?
— Что вам больше всего понравилось?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.
Источник