Звуки речи способы их образования логопедическое занятие 1 класс

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»
план-конспект на тему

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx 60.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 1 классе

Цель: формировать понятия «звук», «буква».

  1. Формировать понятие гласный звук,
  2. Закрепить знание гласных звуков.
  3. Закрепить зрительные образы гласных звуков.
  4. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук-буква».
  5. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Демонстрационный материал: карточки с гласными буквами, карточки со схемами звуков.

Организационный момент /установление эмоционального контакта с детьми/

Логопед: «Давай представим, что мы съели:
«Кислый лимон»
«Горький перец»
«Сладкую конфетку» и т.п.

Давным-давно жили-были звуки, сначала их было шесть. У каждого звука был свой характер: А-радостный и весёлый, У-угрюмый и задумчивый, О-очень любил всему удивляться, И-игривый, улыбчивый, Э-медлительный, рассудительный, Ы-самый серьёзный.

(Логопед сопровождает свой рассказ выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).

-Кто мне покажет звук А, О, У, Ы, И, Э? (Показ детей).

-Звуки все были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво и звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко: -А, О, У, Ы, И, Э.

— И низко: А, О, У, Ы, И, Э.

-Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поёт вместе с ними, поднимая руку вверх).

-Молодцы, теперь споём низко. (Дети поют низко, а логопед поёт вместе с ними, опуская руку вниз).

-Умели они петь не только по одному, но и парами: АУ, ОИ, ЭЫ.

-По трое: АУО, ИЭЫ.

-Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

-Ходили звуки по свету и голосисто пели, за это их стали называть гласными и подарили им красные рубашки.

-Как стали называть звуки? (Гласными)

-Какого цвета стали все звуки? (Красного цвета).

-Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали и начали дома мастерить.

-А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен (логопед выкладывает на панно букву «И»).

Если ножницы достану («ножницы»),

То волшебником я стану (руки и кисти вверх):

Вырезаю из бумаги (изобразить)

Птиц, машины, башни, флаги («птица», движение руля, «башня», «флаг»).

Их раскрашу, просушу (изобразить),

Всем знакомым покажу (развести руки от груди в стороны).

Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает её на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

-О увидел колесо, оно ему подошло (логопед выкладывает на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.

-Настя, найди домики звуков [О, Э]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

-У и Ы взяли себе по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колёсика, вторую палочку приставил рядом для надёжности (логопед выкладывает на панно букву «Ы»).

-Катя, найди домики звуков [У, Ы]. Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.

-Довольные звуки на радостях и названия домам своим придумали, стали называть БУКВАМИ.

-Как звуки стали называть свои домики? (они стали называть их буквами).

-Верно, у звука А домик – буква «А». Кто хочет показать букву «А» на панно? (ребёнок показывает).

-У звука У домик – буква «У». Кто покажет букву «У»?

-У звука О – буква «О». Кто ещё хочет показать букву?

-У звука И – буква «И» (пригласить ребёнка для показа).

-У звука Э – буква «Э» (ребёнок показывает).

-У звука Ы – буква «Ы» (показ буквы).

-С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие буквы в них живут.

-Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву «А». Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы! (Поочерёдно вместе с детьми логопед прописывает все буквы).

-О чём вы услышали сегодня сказку? (о звуках и буквах).

-О каких звуках (о гласных звуках).

-Все звуки нашли себе дом?

-Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)

-Как называются домики звуков? (они называются буквы)

Источник

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Звуки речи»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1-х классов с ОНР.

Задачи: — дать понятие «звуки речи»;

— способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания;

— совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;

— содействовать развитию фонематического слуха, психических функций;

— способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОНР учителя -логопеда МОУ СОШ №3 Шпак Н.В.

Тема занятия: Звуки речи

Задачи: — дать понятие «звуки речи»;

— способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания;

— совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;

— содействовать развитию фонематического слуха, психических функций;

— способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Звуки природы. Лес», игра «Звуковое домино», наборы цв. карандашей, карточки «каким звуком отличаются», игровые поля «Найди звук», звучащие предметы, набор предметных картинок, фишки, индивидуальные зеркала,

— Какое время года?

— Какой месяц? День недели? Число?

— Осенью так редко радует нас солнышко своими теплыми лучиками, пусть сегодня на нашем занятии оно согревает вас. А вы покажете, какие вы внимательные, что знаете и чему научились.

2. Психологическая разминка

Итак, первое задание. Представьте, что вы разведчики. Кто это такие?

— Да, это очень внимательные люди, которые хорошо запоминают.

Перед вами шифр, который нужно запомнить. Обратите внимание на знаки, записанные в фигурах. После того, как я просчитаю до 10, вы перевернете лист и постараетесь вспомнить, какой знак и в какой фигуре был отмечен. Эти значки вы напишите. Кто же будет самым внимательным. Приготовились. / проверка/

3. Речевая разминка

  • Массаж лица («проснулось наше личико»)
  • Улыбнуться
  • Нахмурить брови
  • Улыбка – трубочка
  • Лопаточка
  • Иголочка
  • Чашечка
  • Качели
  • Лошадка
  • Сдуть снежинку

4. Основная часть

— Сегодня наше занятие посвящено звукам. Мы научимся их слушать, слушать и различать. А сначала отправимся в короткое путешествие, в котором вы должны будете обратить внимание на звуки, которые окружают.

4.1. / звучит запись/

— Скажите, как вам кажется, где вы побывали. Что услышали. Что вам помогло узнать, где вы оказались? /звуки/

— Так что же такое звуки? /то, что слышим/.

Множество звуков окружают нас. Звуки бывают разные, и по этим звукам мы можем узнать предмет, не видя его. По лаю – мы узнаем собаку, по чириканью – воробья. Сейчас мы то же попробуем узнать предметы и действия с ними по звукам.

4.2. Поиграем в игру «Узнай по звуку»

  • Колокольчик
  • Перелить воду из стакана в стакан
  • Постучать по стакану ложкой
  • Шелест бумагой
  • Ножницами резать бумагу.

— Молодцы. Звуки окружающие нас вы научились слушать и узнавать предметы по этим звукам. Но люди друг друга тоже могут узнавать – по речи.

Речь мы слышим, а значит, она состоит из звуков. Но звуки речи мы не только слышим, но и произносим.

— А вы знаете какие-нибудь звуки речи?

Сами по себе звуки вроде бы ничего инее обозначают. Произнесите О, Д, М – никто ничего не поймет. Но достаточно произнести эти же звуки в другом порядке, получится слово, которое имеет смысл ДОМ /показ картинки/

— Так что же такое «звуки речи».

Что может получиться из звуков, если они будут стоять в определенном порядке? /слово/

Называю последовательно звуки, а вы догадайтесь какое слово я сказала и поднимите картинку.

/ МАК, НОС, ЗОНТ, СОВА, ЛИСТ, ФЛАГ, МЫЛО, БАНАН/

Игра «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь»

4.4 Показ предметной картинка. Определи первый и последний звук.

4.5 На столах игровые поля. Необходимо найти слова в которых есть звук С, закрыть фишкой.

4.6. Игра «Звуковое домино»

4.7 Карточки «Каким звуком отличаются»

4.8 Какой звук выпал?

Кобра – кора (Б), краска – каска (Р), корм – ком (Р), мушка – мука (Ш), лампа –лапа (М), седло – село (Д), слон – сон (Л), пилка – пила (К).

6.Итог .- Что же такое звуки речи? Что получается из звуков речи.

7. Рефлексия . Если на занятии было интересно, нарисуйте улыбающееся солнышко. А если было трудно, скучно – хмурое солнышко.

Спасибо за занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: «Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]».

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной».

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»

Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:- познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения, научить правильно оформлять письма;- разв.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: «Дифференциация звуков З — Зь. Буква З»

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак.

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии.

Конспект фронтального логопедического занятия «Слова близкие по смыслу (синонимы)» для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу «развитие речи». На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре.

Источник

Конспекты логопедических занятий.

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Звуки речи и буквы.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

уточнить понятие звуков речи и букв;

учить различать гласные и согласные звуки.

развивать фонематический слух;

совершенствовать навыки фонематического анализа;

развивать умение отвечать полным предложением;

развивать зрительный гнозис, внимание;

развивать мелкую моторику.

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала; цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.

Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала.

Ну-ка вот проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, зеркало, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети приветствуют логопеда.

Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения для губ:

“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

Упражнения для язычка:

“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

Основная часть (16 мин).

А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.

— А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

— Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

— Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

— Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

— Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

— Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

— Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

— Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

— Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.

— А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.

Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

— Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.

— Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.

— Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.

— А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.

— Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

— Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

— А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

— Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.

— Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.

— С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.

— Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.

В) Фонематический анализ.

— Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.

Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

Г) Сказка про звуки и буквы.

— А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

— Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

— Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.

Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.

Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.

— Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.

Дети называют буквы.

— Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.

Логопед спрашивает каждого ребенка.

— Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.

— А искали что? /Искали буквы/.

— Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

Физминутка (2 мин).

— А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Дети встают в кружок.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Основная часть (продолжение) (16 мин).

Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек.

— Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.

— А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.

— А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.

— А что? /Мешают губы, зубы и язык/.

— Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

— А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

— Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

З) Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

— Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.

— Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

— А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.

Логопед показывает образец на доске.

Далее – коллективная проверка.

— Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.

— Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.

— А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

— Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.

К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.

— Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.

— Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.

— А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.

Дети выкладывают фишки под буквами.

Далее – индивидуальная проверка.

Итог занятия (2 мин).

— О чем мы сегодня говорили?

— Что мы делали на занятии?

— Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

Источник

Читайте также:  Способы осушки газа охлаждение абсорбция адсорбция
Оцените статью
Разные способы