Звук л по способу образования является смычно проходным

Постановка звука «Л»

Твёрдый звук «Л» — согласный, сонорный, ротовой звук. По способу образования звук относят к смычно-проходным, по месту образования — к переднеязычным.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Л». Оглавление

  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Л»:

  • отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ук» и «каач», вместо «лук» и «калач»;
  • замена — когда ребёнок заменяет звук «Л» на «У», «Ы», «В», или «Г», например, произносит «метуа», «ыуна», «вабиринт» и «гаска», вместо «метла», «луна», «лабиринт» и «ласка»;
  • смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «роза» вместо «лоза», и тут же вместо «рак» говорит «лак».

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Л»:

  • Широко отрываем рот, как для произнесения звука «А». Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около полутора сантиметров, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Удерживаем такую позицию 3–4 секунды.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык, кончик и боковые края языка загибаем «чашечкой», при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высовываем, а затем убираем язык в форме «чашечки».
  • Высовываем язык, зажимаем его зубами и протяжно произносим звуки «А» или «Ы».
  • Приоткрываем рот, достаём кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро водим кончиком языка (не отрывая его от нёба) вперёд — назад, включив голос. Следите, чтоб челюсти не двигались.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Л». Пример цепочки звуков: Л, Н, В, Л, Т, Л, Л, Ф, Л, С, Л…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Л». Пример цепочки звуков: ЛА–РО–МА–ЛУ–ЛО–КУ–ЛЫ–ТУ–СЫ–ЛА…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Л». Пример цепочки слов: кошка, лошадь, лук, сарай, ландыш, часы, бал, волк, книжка, пила, клоун…

Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «Л»: по подражанию и от других звуков, например, «А» и «Ы».

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Л»:

  • губы открыты, их положение зависит от следующего звука;
  • зубы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними зубами очень небольшое;
  • кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;
  • мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос;
  • голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Читайте также:  Механический способ очистки металла

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Л».

Автоматизация твёрдого звука «Л» в прямых слогах:

  • ла — ло — лу
  • лы — ло — лу
  • лы — лу — ло
  • ла — лу — лы
  • ла — ло — лу
  • лу — ло — лы

Автоматизация твёрдого звука «Л» в обратных слогах:

  • ал — ол — ул
  • ыл — ул — ол
  • ёл — ол — ул
  • ал — ял — ел
  • ил — ыл — ял
  • ёл — юл — эл

Автоматизация твёрдого звука «Л» в интервокальной позиции:

  • ала — оло — улу
  • оло — элэ — ала
  • ылы — элэ — улу
  • улу — ылы — ала
  • элэ — улу — оло
  • ылы — элэ — оло

Автоматизация твёрдого звука «Л» в слогах со стечением согласных:

  • лва — лво — лву
  • лвэ — дла — дло
  • длу — длэ — дло
  • лва — лву — лвэ
  • длу — дло — дла
  • лво — лву — лвэ

Автоматизация твёрдого звука «Л» в словах:

Лаз, лунка, юла, салат, лошадь, тулуп. палка, долго, полка, молния, стул, булка, лужа, бутылка, вокзал, лапша, лабиринт.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в словосочетаниях:

Луч солнца, холодное молоко, сила голоса, оловянная ложка, весёлый малыш, лыжная палка, милая улыбка, белый голубь, годовалый малыш.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в чистоговорках:

  • Ла–ла–ла, Ла–ла–ла — Мила плачет у стола.
  • Ло–ло–ло, Ло–ло–ло — как на улице светло.
  • Ал–ал–ал, Ал–ал–ал — я достал пенал.
  • Ил–ил–ил, Ил–ил–ил — вот так гол забил!
  • Ол–ол–ол, Ол–ол–ол — в зале надо вымыть пол.
  • Ыл–ыл–ыл, Ыл–ыл–ыл — он большущий очень был.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в предложениях:

Алла пила молоко. Лось попал в ловушку. Мила ела салат. Клубок упал с лавки. Волк долго выл на луну. На лужайке много лопухов. С яблони упало спелое яблоко.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в стихах:

Убежало, убежало,
убежало молоко.
я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!
(Р. Фархади)

Автоматизация твёрдого звука «Л» в рассказах:

«За ягодами»
Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.Больше речевого материала на автоматизацию твёрдого звука «Л» ищите здесь

Источники:

  • «Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», Е. Н. Спивак;
  • «Правильно произносим звуки Л», Т. А. Ткаченко;
  • «Правильно произносим звуки Р и Л», Т. А. Ткаченко;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Источник

Звук л по способу образования является смычно проходным

Преграду на пути потока воздуха при образовании согласного звука создают разные артикуляторные органы (ими определяется место образования звука), но при этом преграда может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке — способ образования звука. Для производства согласного звука используется три основных способа артикуляции:

1) смычка, когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные, или взрывные, согласные [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];

2) щель, когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные, звуки [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’];

3) вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков — дрожащие сонорные, или вибранты, [р] / [р’]).

Читайте также:  Традиции способы регулирования примеры норм

Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, — так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц] и [ч’].

Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м’], [н], [н’]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков — согласные [л] / [л’], называемые также латеральными, или боковыми согласными).

Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

Послушайте минимальные пары слов, различающиеся местом образования одного из согласных. Определите эти различия.

Источник

Звук л по способу образования является смычно проходным

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Статья:

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];

смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];

губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];

заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:

верхний подъём – [и], [ы], [у];

средний подъём – [э], [о];

нижний подъём– [а].

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда – [и], [э];

гласные среднего ряда – [ы], [а];

гласные заднего ряда – [у], [о].

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:

лабиализованные – [о], [у];

нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.

Источник

Классификация согласных по месту образования

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган — нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган — верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган — верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган — язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч’]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к’], [г’], [х’], [γ’] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

Читайте также:  Простейший способ связать носки крючком

1) согласные губные, подразделяемые на губно-губные: [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные, подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш’], [ж], [ч’], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], а также редкие

Звук [н ] – носовой заднеязычный – редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу[н ] ктир, фра[н ]кский, ко[н ]гресс.

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на :

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш’], [j ], [х];

4) согласные смычно-проходные, к которым относятся носовые [м], [м’], [н], [н’] и боковой [л], [л’];

5) дрожащий [р], [р’].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации:

1) согласные твёрдые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж’], [ш’], [ч’], [j]);

2) согласные мягкие, образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости; ср.: [в’]ил — [в]ыл, [п’]ил — [п]ыл, [л’]ёг — [л]ог, [р’]яд — [р]ад.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] — [б’], [п] — [п’], [в] — [в’], [ф] — [ф’] , [з] — [з’], [с] — [с’], [д] — [д’], [т] — [т’], [м] — [м’] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими – [ж’], [ш’], [ч’], [j].

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] — палатальный, а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

Звуки Парные Непарные
Твёрдые б п в ф г к д т з с л м н р х ж ш ц
Мягкие б’ п’ в’ ф’ г’ к’ д’ т’ з’ с’ л’ м’ н’ р’ х’ ж’ ш’ ч’ j

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1) согласные назальные (носовые): [н], [н’], [м], [м’];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Таблица артикуляции согласных звуков

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Заднеязыч-ные
зубные нёбно-зубные
Шумные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
Аффрикаты ц ч’
Фрикативные в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ ј х х’
Сонорные
Смычно-проход-ные боковые л л’
носовые м м’ н н’
Дрожащие р р’

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз, то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] – с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium – «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т’] и т. п. – лабиализованными (или огубленными).

Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

Источник

Оцените статью
Разные способы