Звук — как средство общения
Звук — как средство общения
Музыкальное произведение, и человеческая речь — это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Самое основное связующее звено между музыкой и речью заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Сам звук является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. И речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то личным и глубоким.
Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их.
Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное, хорошее, смешное, светлое, солнечное.
Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребенка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях. Например, ребенок приходит в детский сад с плохим настроением и не хочет разговаривать. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.
Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.
По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно могут сочинить сюжетные рассказы, сохраняя при этом структуру повествования (от экспозиции до развязки).
Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально – речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.
Попытаемся обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.
— Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
— Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
— Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;
— Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;
— Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
— Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);
— Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем
— Качественность аудиозаписи музыкального произведения.
Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.
В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:
— Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!
-Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
— Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
— Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности.
Источник
Вопрос 3. Способы коммуникации
1) Разговорный (устный или вербальный)
2) Письменный (статьи, объявления)
3) Вербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) – использует в качестве знаковой системы человеческую речь (естественный звуковой язык т.е. систему фонетических знаков) включающих два принципа:
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения, но этому должно сопутствовать высокая степень общьности, всеми участниками коммуникативного процесса. Обмен информации возможен не только посредством речи, но и по средствам других знаковых систем, которые в своей совокупности. В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем используемых в не вербальной коммуникации. К ним относятся:
1) Оптико-кинетическая – включает жесты, мимику и пантамимику. Эта система предстает как свойство общей моторики различных частей тела (рук, лица, позы)
2) Пара и экстролингвистическая – является также дополнением к вербальной коммуникации. Система вокализации (вокал) качества голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния (состояния коммуникатора), а также характеристик личности. Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью и образованностью человека. Экстролингвистика – включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, тембр речи. Паузы подчеркивают особую значительность текста иногда они больше чем текст. Все эти проявления увеличивают значимость информации, но не посредствам речевых включений, а околоречевыми приемами. Выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Проксимика как специальная область занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения располагает большим экспериментальным материалом и в настоящее время проблемы Проксимики включены в особую область психологии получившей название экологическая психология (психология среды). Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров о коммуникации приближение к собеседнику, особенности персонального пространства и др.
3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса
4) Визуальный контакт – контакт глаз. Частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, его избегание. Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое я. Сигнализировать о готовности, поддержать или продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и прочее. Как все не вербальные средства, контакт глаз имеет значение в дополнение к вербальной коммуникации.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера: каждый из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации была известна всем участниикам коммуникативного процесса, но если в случае с речью эта система кодификации. При не вербальной коммуникации важно в каждом случае отличить, что можно считать кодом, и главное определить, владеет ли ваш партнер этим кодом. В противном случае, никакой смысловой прибавке к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:
1. Дополнение речи
2. Замещение речи
Эмоционального состояние партнеров о коммуникативном процессе.
Источник
Музыка как форма коммуникации
Музыка как форма коммуникации.
«Говори со мной на моем язык, и я отвечу тебе на твоем»
С древних времен человека окружает мир звуков. Люди всегда придавали этим звукам некое сакральное значение, а со временем и сами научились извлекать звуки из окружающих их предметов, и назвали эти звуки – музыкой.
Музыка стала неотъемлемым элементом жизни человека.
Одним из главнейших применений музыки было сопровождение различных ритуалов и обрядов.
Каждый ритуал сопровождался своей, особенной, комбинаций звуков.
С развитием человечества, развивалась и форма музыки. Она становилась сложнее, глубже, динамичнее.
Занимая одно из ключевых мест в истории, музыка оказывает особое влияние не только на личность человека, но и на общество в целом.
Впитывая в себя уникальные особенности формирования быта и культуры, она становилась одной из ведущих форм коммуникации.
Отражая настроение и состояние людей, она объединяла людей в группы.
Связывая в единую картину события, слова, сферы внутреннего мира человека и окружающую реальность, она создает единое, уникальное пространство, которое полностью отражает психическое и физическое состояние человека.
Музыка стала служить обобщенным коммуникативным языком, значение которого расшифровывается в контексте конкретной культуры.
Являясь одной из граней искусства и частью общечеловеческой культуры, музыка является не только средством формирования личности человека, но и сильнейшей формой невербальной коммуникации.
И здесь речь идет об общении, в самом широком понимании значения этого понятия.
Как одна из внешних причин внутренних психологических переживай, музыка является инструментом формирования прочной коммуникативной связи не только конкретной личности с объективной реальностью, но и служит вспомогательной силой формирования прочной цепной коммуникативной реакции между разными людьми, чьи переживания и состояния сходны по эмоционально-смысловой нагрузке и понимаются одинаково.
Во время воспроизведения музыки, происходит процесс слияния и «погружения» ее в личность, в события, разворачивающиеся в его внутреннем мире, и именно в этом кроется момент понимания музыки как некой формы откровения, при котором личность перенимает духовный опыт других.
Исходя их этого, можно говорить о том, что в музыке заложены широчайшие возможности общения, понимания и трансляции ощущений, что имеет большое значение для психики человека.
Коммуникация посредствам музыки, это взаимодействие, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску.
Музыка стала основополагающим элементом возникновения таких микроформ общества, как музыкальная субкультура.
Объединяя людей по специфике эмоциональной окраски, особенностям контекста и смысловой нагрузки, она дает возможность развивать не только процесс вербальной коммуникации как формы взаимодействия, но и способствует развитию такого умения, как понимание психического состояния личности, делая его основной формой общения и отражения.
Таким образом, музыка во все времена являлась специфической формой коммуникации и служила средством развития личности.
1. Беляева — Экземплярская С.Н. «Заметки о психологии восприятия времени в музыке» // Проблемы музыкального мышления. – М.: МИФ, 2000
2. Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия № 3. – М.: 2007
3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение». — М.: Мир, 2006г.
4. Изард К.Э. «Психология эмоций». – СПБ.: Питер, 1999 г.
5. Петрушин В. И. «Музыкальная психология». – М.: Юрайт, 2018
Источник
Слушание как вид коммуникации
Слушание: понятие и механизм
Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, при помощи которого реализуется процесс приема и последующей переработки речевого сообщения на основе функционирования слухового анализатора.
Так же, как и говорение, слушание относится к видам речевой деятельности, которые осуществляют устное общение в любых ситуациях и сферах коммуникации. Поэтому, эффективной коммуникация является лишь в случае достижения абсолютного взаимопонимания.
Для создания ситуации, которая может быть названа коммуникативно-речевой, необходимо обязательное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» является обязательным условием данной ситуации.
Цель слушания реализуется в предмете деятельности и состоит в выявлении смысловых связей, осознании речевого сообщения, поступающего на слух, произведенного говорящим, в понимании и восстановлении данной мысли.
Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается на основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез.
Смысловое решение называют единицей слушания, обычно предшествующей действиям в обратной связи.
Механизмами слушания выступают общефункциональные механизмы памяти, механизмы опережающего отражения и т.д.
Продуктом слушания является умозаключение, к которому человек приходит в процессе слушания и базирующееся на результатах внутреннего осмысления чужой мысли, выбора (отбора), выявлении смысловых связей, внутрипонятийных соответствий.
Осмысление – это процесс раскрытия и создания смысловых отношений между выявленными понятиями, словами. Результат осмысления может быть, как положительным (понимание), так и отрицательным (непонимание).
Как и все виды речевой деятельности слушание мотивируется задачами, психологическими установками, потребностями слушающего. Потребности, мотивы в получении конкретной информации взаимосвязаны с условиями сферы деятельности, ситуации, которой окружен человек.
Умение активно и целенаправленно слушать других имеет важное значение для взаимопонимания. Но слышать и слушать – это не одно и то же. Слышать значит воспринимать звук физически, в то время как слушать означает сосредоточивание на воспринимаемом, понимание значения принимаемых звуков.
Умение слушать является необходимым условием точного понимания позиции соучастника. Умение слушать включает следующие позиции:
- восприятие информации от говорящих, при котором участник сдерживает свои эмоции;
- незначительное воздействие на говорящего, которое помогает развивать мысли говорящего;
- поощрительное отношение к говорящему, которое помогает ему продолжать общение.
Стиль слушания зависит от следующих факторов:
- социальный статус,
- принадлежность к тому или иному полу, возраст,
- личность,
- характер и интересы,
- конкретная ситуация,
- выполняемая среди участников общения роль.
Многие участники беседы зачастую невнимательно слушают своего собеседника, больше внимания уделяя собственным мыслям, поводом для которых являются высказывания собеседника.
Уровни слушания
Рассмотрим 3 уровня слушания.
1 уровень – «Слушание – сопереживание».
На данном уровне слушающие воздерживаются от суждений в отношении говорящего, как бы ставя себя на его место. Данный уровень характеризуется:
- игнорированием собственных чувств, интересов и мыслей – внимание направлено только на процесс слушания;
- наличием чувства уважения к говорящему, ощущением контакта с ним;
- ощущением присутствия в данное время в данном месте;
- концентрацией внимания на манере общения говорящего, сопереживанием его мыслям и чувствам;
- концентрированностью на поступающей информации.
2 уровень — «Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем».
На данном уровне собеседники не пытаются понять поступившую информацию, не воспринимают всю глубину сказанного. Слушатели стараются слушать, опираясь на логику, при этом сосредоточиваясь больше на сути получаемой информации, чем на испытываемых чувствах, оставаясь при этом эмоционально отстраненными от процесса общения. При этом у говорящего может сложиться ложное представление о том, что его понимают и слушают.
3 уровень – «Слушание с временным отключением».
В ходе взаимодействия слушатель как бы слушает другую сторону и не слушает, при этом понимая, что происходит, но сосредоточивается лишь на себе. Процесс слушания на данном уровне пассивен, а реакция на высказывания снижена.
Иные авторы предлагают следующую классификацию:
1. Псевдослушание, или отключение внимания:
2. Избирательное оценочное слушание – отсутствие желания услышать то, что говорят, сообщения фильтруются, слушатель «слышит то, что хочет услышать»:
- предвзятость;
- перебирание;
- стереотипы;
- вынесение оценки.
Активное слушание
Активное слушание – это сознательное усилие и стремление понять эмоциональную и содержательную части высказывания. Во внимание принимаются сигналы и намерения невербального сообщения:
- прояснение понимания;
- проявление внимания;
- резюмирование услышанного;
- проявление принятия чувств собеседника.
Активное слушание дает возможность:
- собеседнику – снять негативные эмоции и высказаться;
- вам – понять проблему, собрать максимум информации;
- совместно – прийти к общему пониманию ситуации, проблемы и контекста беседы.
Приемы активного слушания:
1) молчание:
- не делайте вид, что слушаете;
- перестаньте говорить;
- имейте цель услышать;
2) поддакивание –»угу»;
3) повторение части высказывания собеседника – «эхо»;
5) уточнение – «Вы имеете в виду. «, «. не так ли?»;
4) побуждение – «понятно», «я слушаю», «как интересно»;
- Таким образом, вы считаете, что. ;
- Правильно ли я вас понял. ;
- Так ли я вас услышал. ;
- Если вы не возражаете, я уточню. ;
7) вопросы – «когда?», «что?», «где?», «почему?», «зачем?»;
8) эмоциональные реакции:
- Когда вы начали говорить о том, что вам важно качество, мне пришел в голову рассказ об исследовании, которое посвящено данному вопросу. ;
- Я бы тоже расстроился на вашем месте;
- Мне очень приятно, что наши с Вами мнения совпадают. ;
- Со мной случалась похожая ситуация. ;
- Опираясь на Ваши слова, можно утверждать, что. ;
- Давайте подведем итог нашего с Вами обсуждения. ;
- Резюмируя все вышесказанное вами, можно отметить.
Таблица 1 — Алгоритм активного слушания
Этапы | Действия |
1.Несловесная поддержка собеседника | Кивки, контакт глаз, «Угу», «да-да», «поза слушания», «конечно» |
2. Фраза отнесения ответственности за высказывание партнеру | |
3. Формулировка содержания высказывания | На данном этапе необходимо постараться полностью освободиться от собственных оценок, эмоций, на время их отложить |
4. Получение согласия собеседника с верностью вашей интерпретацией его мысли |