- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Трудные случаи словообразования материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Трудные случаи словообразования
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;
рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;
вспомним способы образования слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
трудные случаи словообразования | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные случаи словообразования
(по материалам журнала «Русский язык в школе»: № 7, 2010 г.; № 2, 2011 г.)
Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;
рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;
вспомним способы образования слов:
1) Префиксация, или приставочный способ:
всегда на всегда
2) Суффиксация, или суффиксальный способ:
синий син ев а;
3) Постфиксация, или постфиксальный способ:
радовать радовать ся
1) Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный:
дорога без -дорож- j (е)
читать за -читать- ся
нужда нужд- а -ть- ся
шептать пере -шёпт- ыва- ть- ся
вагон + рестроран вагон-ресторан
много + уважаемый многоуважаемый
3) Аббревиация, или сложение сокращённых элементов слов:
«Русский язык в школе» РЯШ
Исторический факультет истфак
5) Субстантивация – образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий:
раненый (боец) раненый (в госпитале)
— рассмотрим трудные случаи; запомним:
1. Суффиксальным способом образуются :
б) существительные женского рода, обозначающие живые существа женского пола:
в) существительные, имеющие значение «невзрослости»:
г) существительные, имеющие значения «отвлечённое действие» (они образуются от глаголов):
2. Нулевая суффиксация используется при образовании :
а) существительных от глагола:
б) существительных от прилагательных:
3. Приставочно-суффиксальным / постфиксальным способом образуются разные части речи; учащимся раздаётся памятка :
под –
Например: соратник, бездельник, напарник
без–
Например: безделье, Поволжье
На-
до-
по-
Например: покашливать, присвистывать
по-
Например: пояснить, озеленить, углуб и ть
— самый трудный случай словообразования – «нулевая суффиксация»; с помощью нулевого суффикса образуются, в основном, имена существительные от глаголов (тогда они сохраняют в своём значении сему действия) или прилагательных (сохраняют указание на признак), реже – от других существительных (при образовании пары по полу); и на этот раз воспользуемся таблицей.
В представленной таблице использован принцип сопоставления: в первой части находятся слова, образованные с помощью нулевого суффикса, в правой – с помощью материально выраженных суффиксов, имеющих такое же значение.
При работе с таблицей закрепляется навык обнаружения связей между близкородcтвенными и одноструктурными словами, осмысляется такое явление, как морфемная синонимия.
Существительные, образованные от прилагательных
Сырой сыр ость
Тихий тиш ин а
Синий син ев а
Высокий выс от а, выш ин а
Белый бел изн а
Отприлагательные существительные со значением лица
Интеллектуаль н ый интеллектуал
Нейтраль н ый нейтрал
Добрый добр як
Глупый глуп ец
Отглагольные существительные со значением процесса
Полив а ть полив
Выход и ть выход
Бегать бег отн я, бега ни е
Поливать полив к а
Бороться борь б а
Отглагольные существительные со значением лица
Заик а ть ся заика
Задир а ть задира
Говорить говор ун
Обманывать обман щик
Наименование лиц женского пола
Артист артист к а
Учитель учитель ниц а
Пловец пловч их а
Другие части речи
Гореть горе л ый
Надеемся, это поможет избежать ошибок при выполнении заданий ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении»
Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:»Синтаксис и пунктуация» . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков .
Программа элективных курсов «Трудные случаи пунктуации».11 класс.
Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к .
Программа элективных курсов «Трудные случаи орфографии». 10 класс.
Курс «Трудные случаи орфографии» 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка.
Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.
Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множ.
Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)
Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ:Трудные случаи словообразования
Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют пов.
Трудные случаи словообразования.
Материалы рассматривают наиболее трудные случаи способов образования слов.Помогут в подготовке к ЕГЭ .
Источник