- Лекция 1 Знания. Способы представления знаний
- Понятие «знания»
- Представления знаний в интеллектуальных системах, экспертные системы
- Введение
- Экскурс в историю экспертных систем
- Структура экспертной системы
- Какие существуют модели представления знаний?
- Продукционная МПЗ
- Пример
- Среды разработки продукционных систем(CLIPS)
- Семантическая сеть МПЗ
- Пример
- Фреймовая МПЗ
- Пример
- Пример вырождающейся в сеть фреймов
- Языки разработки фреймовых моделей (Frame Representation Language)
- Формально логическая МПЗ
- Пример
- Важно
- Заключение
Лекция 1 Знания. Способы представления знаний
Численность населения на земном шаре 30 октября 2011 г. достигла 7 млрд. человек. Каждые 20 лет развития численность будет увеличиваться примерно на 1 млрд. и в скором будущем достигнет 10 млрд. человек. Для того, чтобы жизнь на земном шаре продолжала существовать, человечеству необходимо спроектировать Мир, отвечающий следующим требованиям:
Пригодный для счастливой жизни
Почитающий и поддерживающий биоразнообразие
Достичь этих требований можно только с помощью развитой мировой экономики. Глобальное развитие экономики должно идти по пути от индустриальной экономики к интеллектуальной экономике, основанной на знании. Интеллектуальные системы, интеллектуальная инфраструктура, наукоёмкие производства должны стать фундаментом всего мирового развития.
Важнейшим ресурсом современного предприятия, способным значительно повлиять на повышение его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, являются корпоративные знания. Сегодня с этим никто не спорит, вопрос только в том, как воспользоваться этими корпоративными знаниями, так как большинство из них скрыто в головах сотрудников.
Управление знаниями становится наиболее горячей темой, обсуждаемой специалистами всех уровней управления. Способность эффективно использовать и развивать знания, воплощать их в новые изделия и услуги превращается в важнейший фактор выживания в условиях информационного общества. Знания – это богатство фирмы, которое добывается, обрабатывается и распространяется.
По мнению специалистов, во многих фирмах знания документируются и распределяются произвольно, без строгой системы. По данным Xerox, 46% специальных знаний компаний, не использующих систем управления знаниями, заключены в документации разного рода. Из них 26% находятся на бумажных носителях, а остальные – на компьютерных. Отдельные сведения хранятся у сотрудников в папках или на жестких дисках и могут быть получены только ими.
Для любой организации, желающей преуспеть в сегодняшней глобальной информационной экономике, необходима интеллектуальная, исчерпывающая и простая в использовании система для управления знаниями, а также система доступа к знаниям и система приобретения новых знаний.
Тематика управления и представления знаний получает мощный толчок развития последние 20–25 лет, хотя первые разработки в этом направлении начинались ещё в 60-х. В связи с подобным развитием, напрашивается вывод, что развитие систем управления знаниями связано с развитием сети Интернет. И действительно, организации могут начать управлять запасами своих знаний, только при условии возможности их быстрого распространения и обмена.
Понятие «знания»
По мере того как появляется все больше и больше организаций, инвестирующих в службы по управлению знаниями, возникает необходимость разобраться в том, что понимается под терминами «знания».
С точки зрения целей общества, где доминируют информационные технологии, знания – это просто интеллект, используемый в работе. Знания, приобретаемые фактическим опытом, продуктивны только тогда, когда они используются при выполнении работы или интегрируются в процессе выполнения работы.
Знания приобретают разные формы и поэтому ими становится сложнее управлять. Часто знания оказываются чем-то большим, чем просто информацией и данными о событиях, продуктах или процедурах. Знания есть вторая производная от данных, которые присутствуют во множестве источников в любой организации (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Понятие «знания»
Если данные – это не долго живущие новости, временные записи и т.п., не предназначенные для длительного использования, то информация представляет собой полуструктурированные (или агрегированные) данные, служащие, например, опорой для периодического принятия каких-либо решений. В свою очередь знания, являющиеся результатом переработки информации, имеют весьма длительный цикл жизни, несут определенную идею и снабжены контекстом, определяющим область ее эффективного применения в данном месте в данное время. Говоря другими словами, информация это то, что может иметь отношение к решаемой задаче, а знания это то, что необходимо для решения данной задачи.
Знания подразделяют на явные и неявные. Явное – это то, что можно потрогать, сохранить на диске или просмотреть в браузере. Неявное – то, что находится в головах сотрудников, рекомендации, которые пересказываются из уст в уста, навыки, выработанные в результате тренингов. Системы управления знаниями имеют опосредованное отношение к неявным знаниям, которые вообще очень трудно поддаются управлению. Однако следует отметить, что в определенных случаях системы управления знаниями способствуют переходу неявных знаний в явные. Для этого неявные знания, во-первых, должны существовать, и, во-вторых, их владелец должен захотеть ими поделиться.
Корпоративные знания делятся на внешние и внутренние.
знания клиента (наиболее важное знание для большинства организаций);
независимая аналитическая информация (маркетинговые отчеты и рейтинги, цены на международных фондовых биржах) и др.
знания о ключевых для данной отрасли процессах – накопление лучшего опыта (ноу-хау) при выполнении основных задач;
знания об изделиях (и услугах);
лучшие решения, наиболее соответствующие текущим потребностям пользователей;
знания сотрудников – выявление, накопление и использование интеллектуального капитала (наиболее ценный актив организации);
«память» организации (прошлый опыт);
знания о построении отношений – глубокие персональные знания, которые обеспечивают успешное сотрудничество;
интеллектуальные активы (базы знаний) – опыт ведения проектов (образцы наилучшей практики).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Представления знаний в интеллектуальных системах, экспертные системы
Введение
Экспертная система (далее по тексту — ЭС) — это информационная система, назначение которой частично или полностью заменить эксперта в той или иной предметной области. Подобные интеллектуальные системы эффективно применяются в таких областях, как логистика, управление воздушными полетами, управление театром военных действий. Основною направленной деятельностью предсказание, прогнозирование в рамках определенного аспекта в предметной области.
Экскурс в историю экспертных систем
История экспертных систем берет свое начало в 1965 году. Брюс Бучанан и Эдвард Фейгенбаум начали работу над созданием информационной системы для определения структуры химических соединений.
Результатом работы была система под названием Dendral. В основе системы формировалась последовательность правил подобных к «IF – THEN». Информационная система не перестала развиваться и получила множество наследников, таких как ONCOIN – информационная система для диагностики раковых заболеваний, MYCIN – информационная система для диагностики легочных инфекционных заболеваний.
Следующим этапом стали 70-е годы. Период не выделялся особыми разработками. Было создано множество разных прототипов системы Dendral. Примером служит система PROSPECTOR, областью деятельности которой являлась геологические ископаемые и их разведка.
В 80-ых годах появляются профессия – инженер по знаниям. Экспертные системы набирают популярность и выходят на новый этап эволюции интеллектуальных систем. Появились новые медицинские системы INTERNIS, CASNE.
С 90-ых годов развитие интеллектуальных систем приобретает новые и новые методы и особенности. Нововведением становится парадигма проектирования эффективных и перспективных систем. Гибкость, четкость решения поставленных задач дало новое название – мультиагентных систем. Агент – фоновый процесс который действует в целях пользователя. Каждый агент имеет свою цель, «разум» и отвечает за свою область деятельности. Все агенты в совокупности образуют некий интеллект. Агенты вступают в конкуренцию, настраивают отношения, кооперируются, все как у людей.
В 21 век, интеллектуальной системой уже не удивишь никого. Множество фирм внедряет экспертные системы в области своей деятельности.
Быстродействующая система OMEGAMON разрабатывается c 2004 года с IBM, цель которой отслеживание состояния корпоративной информационной сети. Служит для моментального принятия решений в критических или неблагоприятных ситуациях.
G2 – экспертная система от фирмы Gensym, направленная на работу с динамическими объектами. Особенность этой системы состоит в том, что в нее внедрили распараллеливание процессов мышления, что делает ее быстрее и эффективней.
Структура экспертной системы
1. База знаний
Знания — это правила, законы, закономерности получены в результате профессиональной деятельности в пределах предметной области.
База знаний — база данных содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области. Другими словами, это набор таких закономерностей, которые устанавливают связи между вводимой и выводимой информацией.
2. Данные
Данные — это совокупность фактов и идей представленных в формализованном виде.
Собственно на данных основываются закономерности для предсказания, прогнозирования. Продвинутые интеллектуальные системы способные учиться на основе этих данных, добавляя новые знания в базу знаний.
3. Модель представления данных
Самая интересная часть экспертной системы.
Модель представления знаний (далее по тексту — МПЗ) — это способ задания знаний для хранения, удобного доступа и взаимодействия с ними, который подходит под задачу интеллектуальной системы.
4. Механизм логического вывода данных(Подсистема вывода)
Механизм логического вывода(далее по тексту — МЛВ) данных выполняет анализ и проделывает работу по получению новых знаний исходя из сопоставления исходных данных из базы данных и правил из базы знаний. Механизм логического вывода в структуре интеллектуальной системы занимает наиболее важное место.
Механизм логического вывода данных концептуально можно представить в виде :
А — функция выбора из базы знаний и из базы данных закономерностей и фактов соответственно
B — функция проверки правил, результатом которой определяется множество фактов из базы данных к которым применимы правила
С — функция, которая определяет порядок применения правил, если в результате правила указаны одинаковые факты
D — функция, которая применяет действие.
Какие существуют модели представления знаний?
Распространены четыре основных МПЗ:
- Продукционная МПЗ
- Семантическая сеть МПЗ
- Фреймовая МПЗ
- Формально логическая МПЗ
Продукционная МПЗ
В основе продукционной модели представления знаний находится конструктивная часть, продукция(правило):
IF , THEN
Продукция состоит из двух частей: условие — антецендент, действие — консеквент. Условия можно сочетать с помощью логических функций AND, OR .
Антецеденты и консеквенты составленных правил формируются из атрибутов и значений. Пример: IF температура реактора подымается THEN добавить стержни в реактор
В базе данных продукционной системы хранятся правила, истинность которых установлена к за ранее при решении определенной задачи. Правило срабатывает, если при сопоставлении фактов, содержащихся в базе данных с антецедентом правила, которое подвергается проверке, имеет место совпадение. Результат работы правила заносится в базу данных.
Пример
Диагноз | Температура | Давление | Кашель |
---|---|---|---|
Грипп | 39 | 100-120 | Есть |
Бронхит | 40 | 110-130 | Есть |
Аллергия | 38 | 120-130 | Нет |
Пример продукции:
IF Температура = 39 AND Кашель = Есть AND Давление = 110-130 THEN Бронхит
Продукционная модель представления знаний нашла широкое применение в АСУТП
Среды разработки продукционных систем(CLIPS)
CLIPS (C Language Integrated Production System) — среда разработки продукционной модели разработана NASA в 1984 году. Среда реализована на языке С, именно потому является быстрой и эффективной.
Пример:
Подобное правило будет активировано только тогда, когда в базе данных появится факт симптома с подобными параметрами.
Семантическая сеть МПЗ
В основе продукционной модели лежит ориентированный граф. Вершины графа — понятия, дуги — отношения между понятиями.
Особенностью является наличие трех типов отношений:
- класс — подкласс
- свойство — значение
- пример элемента класса
По количеству типов отношений выделяют однородные и неоднородные семантические сети. Однородные имею один тип отношения между всеми понятиями, следовательно, не однородные имею множество типов отношений.
Все типы отношений:
- часть — целое
- класс — подкласс
- элемент — количество
- атрибутивный
- логический
- лингвистический
Пример
Недостатком МПЗ является сложность в извлечении знаний, особенно при большой сети, нужно обходить граф.
Фреймовая МПЗ
Предложил Марвин Мински в 1970 году. В основе фреймовой модели МПЗ лежит фрейм. Фрейм — это образ, рамка, шаблон, которая описывает объект предметной области, с помощью слотов. Слот — это атрибут объекта. Слот имеет имя, значение, тип хранимых данных, демон. Демон — процедура автоматически выполняющаяся при определенных условиях. Имя фрейма должно быть уникальным в пределах одной фреймовой модели. Имя слота должно быть уникальным в пределах одного фрейма.
Слот может хранить другой фрейм, тогда фреймовая модель вырождается в сеть фреймов.
Пример
Пример вырождающейся в сеть фреймов
На своей практике, мне доводилось встречать системы на основе фреймовой МПЗ. В университете в Финляндии была установлена система для управления электроэнергией во всем здании.
Языки разработки фреймовых моделей (Frame Representation Language)
FRL (Frame Representation Language) — технология создана для проектирования интеллектуальных систем на основе фреймовой модели представления знаний. В основном применяется для проектирования вырождающихся в сеть фреймовой модели.
Запись фрейма на языке FRL будет иметь вид:
Существуют и другие среды: KRL (Knowledge Representation Language), фреймовая оболочка Kappa, PILOT/2.
Формально логическая МПЗ
В основе формально логической МПЗ лежит предикат первого порядка. Подразумевается, что существует конечное, не пустое множество объектов предметной области. На этом множестве с помощью функций интерпретаторов установлены связи между объектами. В свою очередь на основе этих связей строятся все закономерности и правила предметной области. Важное замечание: если представление предметной области не правильное, то есть связи между объектами настроены не верно или не в полной мере, то правильная работоспособность системы будет под угрозой.
Пример
A1 = A2 = A3 = ; IF A1 AND A2 THEN
Банальней примера и не придумаешь.
Важно: Стоит заметить, что формально логическая МПЗ схожа с продукционной. Частично это так, но они имеют огромную разницу. Разница состоит в том, что в продукционной МПЗ не определены никакие связи между хранимыми объектами предметной области.
Важно
Любая экспертная система должна иметь вывод данных и последовательность «мышления» системы. Это нужно для того чтобы увидеть дефекты в проектировании системы. Хорошая интеллектуальная система должна иметь право ввода данных, которое реализуется через интеллектуальный редактор, право редактора на перекрестное «мышление» представлений при проектировании системы и полноту баз знаний(реализуется при проектировки закономерностей предметной области между инженером по знаниям и экспертом).
Заключение
Экспертные системы действительно имеют широкое применение в нашей жизни. Они позволяют экономить время реальных экспертов в определенной предметной области. Модели представления знаний это неотъемлемая часть интеллектуальных систем любого уровня. Поэтому, я считаю, что каждый уважающий себя IT-специалист, должен иметь даже поверхностные знания в этих областях.
Источник