- Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности
- Прикреплённые файлы:
- Формирование жизнестойкости — как важная часть развития личности
- Формирование жизнестойкости
- Жизнестойкость у детей: от каких факторов зависит
- Формирование жизнестойкости у подростков
- План формирования жизнестойкости
- Как повысить жизнестойкость?
- Основы жизнестойкости
- Формирование жизнестойкости
Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности
Ольга Бражникова
Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности
В современном обществе преобладает тенденция общей неудовлетворенности и нарастания внутреннего напряжения в связи с социально-экономической нестабильностью, негативным влиянием средств массовой информации, что отражается на ценностных ориентациях, эмоциональном состоянии подрастающего поколения, а также на системе значимых отношений детей и подростков. При этом в школьных программах практически отсутствуют специальные занятия, посвященные формированию коммуникативной культуры подростков, а она является важным условием успешной социализации.
Трудности установления межличностных связей, кроме того, обусловлены возрастными особенностями. А именно, в младшем подростковом возрасте (10 – 13 лет) наблюдается повышенная ситуативная и межличностная тревожность, повышенная конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками, динамические изменения статусов в группе сверстников и возникновение тенденции к экстремальному поведению. В старшем же подростковом возрасте (14 – 18 лет) происходят изменения ценностных установок, возникает неприятие «родительских ценностей», наблюдается острое проживание семейных конфликтов, склонность к демонстративным проявлениям взрослости. Однако это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальная открытость новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте. Раскрытые личностные ресурсы способствуют успешной адаптации подростков к постоянно меняющимся условиям социума, эффективному взаимодействию с окружающими и позволяют быть более защищенными перед лицом жизненных трудностей.
Таким образом, существует необходимость повышать уровень социальной компетентности несовершеннолетних, которая, по мнению Н. А. Моревой и М. Аргайл,включает в себя следующие компоненты: социальная сенситивность (точность межличностного восприятия, ассертивность, социальная рефлексия (определение своего статуса в коллективе, самосознание себя как субъекта общения, спокойствие как антитеза социальной тревожности (уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации, основные навыки взаимодействия (уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию, владение ей, гибкость, готовность принять инициативу в общении, толерантное отношение к окружающим людям, умение слушать и слышать собеседника, умение выражать свои мысли и переживания, умение находить компромисс в конфликтных ситуациях).
Целью работы психолога по формированию жизнестойкости у учащихся является развитие самосознания, навыков самоисследования, развитие и совершенствование личностных ресурсов у детей и подростков в процессе группового взаимодействия, а также предупреждение эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений. Поставленная цель достигается посредством использования таких методов как психологический и социальный тренинг, театротерапия. Такие методы обеспечивают активное обучение через приобретение и осмысливание жизненного опыта моделируемого в межличностном взаимодействии, помогают понять ситуацию, приобрести новый коммуникативный опыт и подготавливают ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Прикреплённые файлы:
seminar-zhiznestoikost_008um.pptx | 10107,82 Кб |
Способы формирования психологической культуры и авторитета руководителя образовательной организации Руководство — это искусство руководителя использовать весь свой профессионализм и научные знания об управлении для достижения коллективом.
Игры-головоломки как средство формирования логического мышления у детей Игры-головоломки, как средство развития логического мышления в младшем дошкольном возрасте. Интерес к математике у младших дошкольников.
Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Мнемотехника- в переводе с греческого.
Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии Большинство исследователей детский психологии.
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ «Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях малокомплектной школы (далее.
Проблема формирования самостоятельного мышления у подростков В романе Стругацких «Гадкие лебеди» есть такие строчки: «…потому что волчица говорит своим волчатам:“Кусайте как я”, и этого достаточно,.
Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.
Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников. Становление мотивационной сферы ребенка является.
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников Детский возраст — период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение — одно из важнейших.
Выступление на общесадовом родительском собрании по теме «Формы и способы формирования изобразительного творчества детей ДУ» С помощью каких форм и способов мы развиваем творческие способности детей в нашем дошкольном учреждении? Чтобы ответить на этот вопрос,.
Источник
Формирование жизнестойкости — как важная часть развития личности
Каждому человеку хоть раз в жизни случалось побывать в настолько напряженных и непредсказуемых ситуациях, что от одного незначительного поступка, от того, как ты будешь реагировать в этот момент, зависит твое будущее. И чем выше жизнестойкость человека, тем успешнее он сможет преодолеть стресс и выбраться из затруднительного положения. Что собой представляет это человеческое свойство — жизнестойкость, и как его формировать, мы попробуем кратко изложить в данной статье.
Формирование жизнестойкости
Что такое жизнестойкость? Под таким вот витиеватым словечком скрывается сложное многогранное свойство психики человека.
Жизнестойкость — это способность модулировать и справляться с реакцией на стресс – качество очень важное как для физического, так и для психического здоровья личности. Неоднократными исследованиями было подтверждено, что оно не является врожденным, а вырабатывается и тренируется. Большая роль в этом процессе, который начинается с дошкольного возраста и продолжается практически всю жизнь, отводиться семье, окружению и социуму: от созданных условий будет зависеть дальнейший успех индивидуума.
Жизнестойкость у детей: от каких факторов зависит
Большинство родителей убеждены, что ограждая ребенка дошкольного и младшего школьного возраста от любых видов стрессовых ситуаций, они смогут создать гармоничные условия для их развития и роста.
Однако, такая практика имеет обратный эффект: дети, которые в детстве не научились адекватно реагировать на те или иные жизненные обстоятельства, в последующем не умеют правильно реагировать, сталкиваются с трудностями социализации и низкой самооценкой.
Психологи выявили, что положительный эффект на формирование жизнестойких убеждений оказывали:
- уверенность в поддержке родителей или близких. Это одно из главных требований.
- поощрение к самостоятельности.
- вовлеченность в различные мероприятия, школьную жизнь.
Вопреки бытующему мнению смена места жительства или школы/секции/кружков, а также финансовые сложности в семье не только не оказывают отрицательный эффект на жизнестойкость, но и даже наоборот укрепляют ее.
Родители и близкие к ребенку люди должны научить его искать и находить правильные решение «сложных» ситуаций, начиная с конфликтов со сверстниками из-за игрушки, как адекватно реагировать на критику, а также помочь ему найти собственное предназначение (развивать таланты, поддерживать стремления).
Жизнестойкие дети отличаются автономностью, что позволяет четко проводить линию между собой (своим мнением, целями, приоритетами) и окружающим миром. Они легко берут ответственность за свои поступки, а к окружающим относятся с симпатией.
Формирование жизнестойкости у подростков
Один из самых психически нестабильных этапов нашей жизни приходиться на подростковый период, причем это распространяется на все уровни: интеллект, эмоции, чувства. И это притом, что именно в подростковый период происходит самоидентификация в обществе, определения основных смысловых и ценностных идеалов. Уверенность в собственных силах, чувство защищенности и важности для окружения – играют ключевую роль в поддержании баланса.
Для развития жизнестойких черт личности подросткового периода важно:
- развивать социальные способности;
- заниматься совместной работой вместе со значимыми и важными в его жизни взрослым;
- уделять внимание образованию и расширению кругозора.
Наиболее важными требования для формирования личности являются возможность отстаивать собственное мнение и взгляды, при поддержке близких. Наличие семейных ценностей и правильных жизненных установок (жизнерадостность, образованность, твердость воли) сначала помогут приобрести навыки саморегуляции, а после – самоконтроля. Это «инструменты», которые не позволят впадать в депрессию во время тяжелых жизненных обстоятельствах.
План формирования жизнестойкости
Успех в различных сферах нашей жизни во многом зависит от жизнестойкости, возможности быстро восстанавливать физические и душевные силы. Ключом в формировании этого качества, зачастую является образ мыслей человека. Так в США существует специальная армейская программа, призванная обучать формированию и улучшению жизнестойкости участников. Некоторые советы мы почерпнем из военных премудростей американцев.
Согласно разработанной ими методике, люди с высокой жизнестойкостью способны не сдаваться и не опускать руки в критические моменты, воспринимать проблемы как временное явление, локальное и легко корректируемое. Другими словами при попадании в сложную ситуацию, не стоит воспринимать это как константу, не поддающуюся контролю, это лишь заберет столь необходимые силы и уверенность.
Одно из главнейших правил жизнестойкости – это избежание так называемого «катастрофического мышления» — склонность предполагать худшее. Необходимо учиться преодолевать негативные мысли, настраиваться на оптимистический лад.
Помимо этого, в вышеупомянутой армейской программе солдат тренируют двум качествам, которые, кажется, имеют мало чего схожего с жизнестойкостью, а именно – благодарности и щедрости. Участники программы учатся отыскивать и ценить те вещи, за которые могут назвать себя удачливыми. Быть благодарными за помощь, и стремиться в свою очередь быть полезными окружающим.
Кроме этого психологи предлагают несколько инструментов для формирования и поддержания жизнестойкости:
- не избегать ситуаций, в которых следует применять храбрость и настойчивость. Такой опыт только укрепит веру в собственные силы, и станет примером для детей.
- в случае сложностей и неудач, необходимо рационально воспринимать это, как опыт. Проводим оценку собственных действий, двигаемся дальше.
- научиться отделять личность (свою или ребенка) от негативных ситуаций или поступков. Да, можно получить плохую оценку, потерять контракт или еще что-то, но от этого мы не становимся неуклюжими и глупыми. Это опыт, а что с ним делать: смотрим пункт выше.
По данным за 2019 год Всемирной Организации Здравоохранения в мире каждые 40 секунд происходит самоубийство. Это важный «сигнал» для общества и каждой отдельно взятой семьи. Необходимо внимательно относиться к психологическому состоянию друг друга, формировать жизнестойкость и развивать гибкость мышления.
Источник
Как повысить жизнестойкость?
Понятие жизнестойкости было впервые использовано Сьюзен Кобейза и Сальваторе Мадди. Это очень важная часть существования и жизни каждого человека. Люди изначально имеют мысль о том, что их жизнь обладает определенным смыслом. Они знают, что смогут справиться с разными страхами и препятствиями, достигнуть поставленных целей.
Что же на самом деле означает жизнестойкость, и как ее можно повысить, чтобы улучшить свою жизнь? Жизнестойкость помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями. Благодаря этому люди могут оставаться активными и сохранять собственные убеждения.
Основы жизнестойкости
Жизнестойкость состоит из трех важных компонентов – контроля, вовлеченности и принятия риска. Чем больше они выражаются, тем меньше человек воспринимает стрессовые ситуации. Он не считает их чем-то важным, поэтому напряжение снижается к минимуму.
Вовлеченность представляет собой убеждение, с помощью которого можно осознать, что же именно привлекает в окружающем мире. Если получится это сделать, то шансы отыскать что-то важное в этой жизни достаточно велики. Если вовлеченность выражена слишком слабо, человек будет ощущать себя постоянно отвергнутым и лишним в любой ситуации.
Благодаря контролю удается думать о том, что человек способен изменить определенную ситуацию, если будет прикладывать достаточно усилий. Противоположность этого — беспомощность. При наличии чувства контроля человек способен управлять своей жизнью. Он может принимать решения и самостоятельно выбирать определенный путь.
Принятие риска в некоторой степени означает вызов не только себе, но и окружающему миру. Человек прекрасно понимает, что весь опыт — это важный источник знаний. Такие знания будут влиять на развитие всего, что происходит вокруг. Когда принятие риска выражено сильно, человек воспринимает жизнь как источник опыта и не считает, что его основной целью является комфорт или безопасность. Он часто рискует, а полученные знания использует в будущем на практике.
Формирование жизнестойкости
Основой тренировки жизнестойкости является понимание того, что убеждения не возникают в момент рождения человека. Они приобретаются на протяжении всей жизни, поэтому развить жизнестойкость вполне реально. Тренировка нужна для того, чтобы понять лучше и осознать то, что стрессовые ситуации нужны, и они приносят пользу, научиться справляться со сложными ситуации и преодолевать разные обстоятельства. Тренировка направлена на то, чтобы укрепить основные компоненты жизнестойкости и улучшить качество своей жизни. Для этого есть три основные техники, предложенные Мадди:
- Реконструкция ситуаций. Помогает анализировать ситуации, находить ошибки и пути решения проблем.
- Фокусировка. Данная техника применяется в том случае, если нельзя трансформировать определенные стрессовые ситуации.
- Компенсаторное самосовершенствование. В этом случае потребуется перевести свое внимание на какую-то другую ситуацию, если нет возможности завершить трансформацию стрессовых обстоятельств.
Получить нужный результат можно путем исследования жизнестойкости и ведения здорового образа жизни. На основе этих двух пунктов создано много эффективных программ, которые помогут заметно изменить всю жизнь и посмотреть на стрессовые ситуации другими глазами. В развитии жизнестойкости очень помогает курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Источник