Жизнестойкость способы формирования жизнестойкости

Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности

Ольга Бражникова
Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности

В современном обществе преобладает тенденция общей неудовлетворенности и нарастания внутреннего напряжения в связи с социально-экономической нестабильностью, негативным влиянием средств массовой информации, что отражается на ценностных ориентациях, эмоциональном состоянии подрастающего поколения, а также на системе значимых отношений детей и подростков. При этом в школьных программах практически отсутствуют специальные занятия, посвященные формированию коммуникативной культуры подростков, а она является важным условием успешной социализации.

Трудности установления межличностных связей, кроме того, обусловлены возрастными особенностями. А именно, в младшем подростковом возрасте (10 – 13 лет) наблюдается повышенная ситуативная и межличностная тревожность, повышенная конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками, динамические изменения статусов в группе сверстников и возникновение тенденции к экстремальному поведению. В старшем же подростковом возрасте (14 – 18 лет) происходят изменения ценностных установок, возникает неприятие «родительских ценностей», наблюдается острое проживание семейных конфликтов, склонность к демонстративным проявлениям взрослости. Однако это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальная открытость новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте. Раскрытые личностные ресурсы способствуют успешной адаптации подростков к постоянно меняющимся условиям социума, эффективному взаимодействию с окружающими и позволяют быть более защищенными перед лицом жизненных трудностей.

Таким образом, существует необходимость повышать уровень социальной компетентности несовершеннолетних, которая, по мнению Н. А. Моревой и М. Аргайл,включает в себя следующие компоненты: социальная сенситивность (точность межличностного восприятия, ассертивность, социальная рефлексия (определение своего статуса в коллективе, самосознание себя как субъекта общения, спокойствие как антитеза социальной тревожности (уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации, основные навыки взаимодействия (уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию, владение ей, гибкость, готовность принять инициативу в общении, толерантное отношение к окружающим людям, умение слушать и слышать собеседника, умение выражать свои мысли и переживания, умение находить компромисс в конфликтных ситуациях).

Целью работы психолога по формированию жизнестойкости у учащихся является развитие самосознания, навыков самоисследования, развитие и совершенствование личностных ресурсов у детей и подростков в процессе группового взаимодействия, а также предупреждение эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений. Поставленная цель достигается посредством использования таких методов как психологический и социальный тренинг, театротерапия. Такие методы обеспечивают активное обучение через приобретение и осмысливание жизненного опыта моделируемого в межличностном взаимодействии, помогают понять ситуацию, приобрести новый коммуникативный опыт и подготавливают ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Прикреплённые файлы:

seminar-zhiznestoikost_008um.pptx | 10107,82 Кб

Способы формирования психологической культуры и авторитета руководителя образовательной организации Руководство — это искусство руководителя использовать весь свой профессионализм и научные знания об управлении для достижения коллективом.

Игры-головоломки как средство формирования логического мышления у детей Игры-головоломки, как средство развития логического мышления в младшем дошкольном возрасте. Интерес к математике у младших дошкольников.

Читайте также:  Способы добычи березовый сок

Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Мнемотехника- в переводе с греческого.

Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии Большинство исследователей детский психологии.

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ «Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях малокомплектной школы (далее.

Проблема формирования самостоятельного мышления ­у подростков В романе Стругацких «Гадкие лебеди» есть такие строчки: «…потому что волчица говорит своим волчатам:“Кусайте как я”, и этого достаточно,.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников. Становление мотивационной сферы ребенка является.

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников Детский возраст — период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение — одно из важнейших.

Выступление на общесадовом родительском собрании по теме «Формы и способы формирования изобразительного творчества детей ДУ» С помощью каких форм и способов мы развиваем творческие способности детей в нашем дошкольном учреждении? Чтобы ответить на этот вопрос,.

Источник

Формирование жизнестойкости — как важная часть развития личности

Каждому человеку хоть раз в жизни случалось побывать в настолько напряженных и непредсказуемых ситуациях, что от одного незначительного поступка, от того, как ты будешь реагировать в этот момент, зависит твое будущее. И чем выше жизнестойкость человека, тем успешнее он сможет преодолеть стресс и выбраться из затруднительного положения. Что собой представляет это человеческое свойство — жизнестойкость, и как его формировать, мы попробуем кратко изложить в данной статье.

Формирование жизнестойкости

Что такое жизнестойкость? Под таким вот витиеватым словечком скрывается сложное многогранное свойство психики человека.

Жизнестойкость — это способность модулировать и справляться с реакцией на стресс – качество очень важное как для физического, так и для психического здоровья личности. Неоднократными исследованиями было подтверждено, что оно не является врожденным, а вырабатывается и тренируется. Большая роль в этом процессе, который начинается с дошкольного возраста и продолжается практически всю жизнь, отводиться семье, окружению и социуму: от созданных условий будет зависеть дальнейший успех индивидуума.

Жизнестойкость у детей: от каких факторов зависит

Большинство родителей убеждены, что ограждая ребенка дошкольного и младшего школьного возраста от любых видов стрессовых ситуаций, они смогут создать гармоничные условия для их развития и роста.

Однако, такая практика имеет обратный эффект: дети, которые в детстве не научились адекватно реагировать на те или иные жизненные обстоятельства, в последующем не умеют правильно реагировать, сталкиваются с трудностями социализации и низкой самооценкой.

Психологи выявили, что положительный эффект на формирование жизнестойких убеждений оказывали:

  • уверенность в поддержке родителей или близких. Это одно из главных требований.
  • поощрение к самостоятельности.
  • вовлеченность в различные мероприятия, школьную жизнь.

Вопреки бытующему мнению смена места жительства или школы/секции/кружков, а также финансовые сложности в семье не только не оказывают отрицательный эффект на жизнестойкость, но и даже наоборот укрепляют ее.

Читайте также:  Производственным способом приобретения права собственности является тест с ответами

Родители и близкие к ребенку люди должны научить его искать и находить правильные решение «сложных» ситуаций, начиная с конфликтов со сверстниками из-за игрушки, как адекватно реагировать на критику, а также помочь ему найти собственное предназначение (развивать таланты, поддерживать стремления).

Жизнестойкие дети отличаются автономностью, что позволяет четко проводить линию между собой (своим мнением, целями, приоритетами) и окружающим миром. Они легко берут ответственность за свои поступки, а к окружающим относятся с симпатией.

Формирование жизнестойкости у подростков

Один из самых психически нестабильных этапов нашей жизни приходиться на подростковый период, причем это распространяется на все уровни: интеллект, эмоции, чувства. И это притом, что именно в подростковый период происходит самоидентификация в обществе, определения основных смысловых и ценностных идеалов. Уверенность в собственных силах, чувство защищенности и важности для окружения – играют ключевую роль в поддержании баланса.

Для развития жизнестойких черт личности подросткового периода важно:

  • развивать социальные способности;
  • заниматься совместной работой вместе со значимыми и важными в его жизни взрослым;
  • уделять внимание образованию и расширению кругозора.

Наиболее важными требования для формирования личности являются возможность отстаивать собственное мнение и взгляды, при поддержке близких. Наличие семейных ценностей и правильных жизненных установок (жизнерадостность, образованность, твердость воли) сначала помогут приобрести навыки саморегуляции, а после – самоконтроля. Это «инструменты», которые не позволят впадать в депрессию во время тяжелых жизненных обстоятельствах.

План формирования жизнестойкости

Успех в различных сферах нашей жизни во многом зависит от жизнестойкости, возможности быстро восстанавливать физические и душевные силы. Ключом в формировании этого качества, зачастую является образ мыслей человека. Так в США существует специальная армейская программа, призванная обучать формированию и улучшению жизнестойкости участников. Некоторые советы мы почерпнем из военных премудростей американцев.

Согласно разработанной ими методике, люди с высокой жизнестойкостью способны не сдаваться и не опускать руки в критические моменты, воспринимать проблемы как временное явление, локальное и легко корректируемое. Другими словами при попадании в сложную ситуацию, не стоит воспринимать это как константу, не поддающуюся контролю, это лишь заберет столь необходимые силы и уверенность.

Одно из главнейших правил жизнестойкости – это избежание так называемого «катастрофического мышления» — склонность предполагать худшее. Необходимо учиться преодолевать негативные мысли, настраиваться на оптимистический лад.

Помимо этого, в вышеупомянутой армейской программе солдат тренируют двум качествам, которые, кажется, имеют мало чего схожего с жизнестойкостью, а именно – благодарности и щедрости. Участники программы учатся отыскивать и ценить те вещи, за которые могут назвать себя удачливыми. Быть благодарными за помощь, и стремиться в свою очередь быть полезными окружающим.

Кроме этого психологи предлагают несколько инструментов для формирования и поддержания жизнестойкости:

  1. не избегать ситуаций, в которых следует применять храбрость и настойчивость. Такой опыт только укрепит веру в собственные силы, и станет примером для детей.
  2. в случае сложностей и неудач, необходимо рационально воспринимать это, как опыт. Проводим оценку собственных действий, двигаемся дальше.
  3. научиться отделять личность (свою или ребенка) от негативных ситуаций или поступков. Да, можно получить плохую оценку, потерять контракт или еще что-то, но от этого мы не становимся неуклюжими и глупыми. Это опыт, а что с ним делать: смотрим пункт выше.
Читайте также:  Начислена амортизация линейным способом документ

По данным за 2019 год Всемирной Организации Здравоохранения в мире каждые 40 секунд происходит самоубийство. Это важный «сигнал» для общества и каждой отдельно взятой семьи. Необходимо внимательно относиться к психологическому состоянию друг друга, формировать жизнестойкость и развивать гибкость мышления.

Источник

Как повысить жизнестойкость?

Понятие жизнестойкости было впервые использовано Сьюзен Кобейза и Сальваторе Мадди. Это очень важная часть существования и жизни каждого человека. Люди изначально имеют мысль о том, что их жизнь обладает определенным смыслом. Они знают, что смогут справиться с разными страхами и препятствиями, достигнуть поставленных целей.

Что же на самом деле означает жизнестойкость, и как ее можно повысить, чтобы улучшить свою жизнь? Жизнестойкость помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями. Благодаря этому люди могут оставаться активными и сохранять собственные убеждения.

Основы жизнестойкости

Жизнестойкость состоит из трех важных компонентов – контроля, вовлеченности и принятия риска. Чем больше они выражаются, тем меньше человек воспринимает стрессовые ситуации. Он не считает их чем-то важным, поэтому напряжение снижается к минимуму.

Вовлеченность представляет собой убеждение, с помощью которого можно осознать, что же именно привлекает в окружающем мире. Если получится это сделать, то шансы отыскать что-то важное в этой жизни достаточно велики. Если вовлеченность выражена слишком слабо, человек будет ощущать себя постоянно отвергнутым и лишним в любой ситуации.

Благодаря контролю удается думать о том, что человек способен изменить определенную ситуацию, если будет прикладывать достаточно усилий. Противоположность этого — беспомощность. При наличии чувства контроля человек способен управлять своей жизнью. Он может принимать решения и самостоятельно выбирать определенный путь.

Принятие риска в некоторой степени означает вызов не только себе, но и окружающему миру. Человек прекрасно понимает, что весь опыт — это важный источник знаний. Такие знания будут влиять на развитие всего, что происходит вокруг. Когда принятие риска выражено сильно, человек воспринимает жизнь как источник опыта и не считает, что его основной целью является комфорт или безопасность. Он часто рискует, а полученные знания использует в будущем на практике.

Формирование жизнестойкости

Основой тренировки жизнестойкости является понимание того, что убеждения не возникают в момент рождения человека. Они приобретаются на протяжении всей жизни, поэтому развить жизнестойкость вполне реально. Тренировка нужна для того, чтобы понять лучше и осознать то, что стрессовые ситуации нужны, и они приносят пользу, научиться справляться со сложными ситуации и преодолевать разные обстоятельства. Тренировка направлена на то, чтобы укрепить основные компоненты жизнестойкости и улучшить качество своей жизни. Для этого есть три основные техники, предложенные Мадди:

  • Реконструкция ситуаций. Помогает анализировать ситуации, находить ошибки и пути решения проблем.
  • Фокусировка. Данная техника применяется в том случае, если нельзя трансформировать определенные стрессовые ситуации.
  • Компенсаторное самосовершенствование. В этом случае потребуется перевести свое внимание на какую-то другую ситуацию, если нет возможности завершить трансформацию стрессовых обстоятельств.

Получить нужный результат можно путем исследования жизнестойкости и ведения здорового образа жизни. На основе этих двух пунктов создано много эффективных программ, которые помогут заметно изменить всю жизнь и посмотреть на стрессовые ситуации другими глазами. В развитии жизнестойкости очень помогает курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Источник

Оцените статью
Разные способы