Жизнь единственный способ
Жизнь – единственный способ,
чтобы обрастать листвой,
хватать воздух на песке,
возноситься на крыльях;
быть псом,
либо гладить его по тёплой шерсти;
отличать боль
от всего, чем не является;
встревать в происшествия,
пропадать в пейзажах,
искать наименьшую из ошибок.
Редкая возможность
спустя минуту помнить
о чём говорилось
при погашенной лампе;
и хотя бы разочек
споткнуться о камень,
промокнуть под каким-либо дождём,
потерять ключи в траве;
и провожать взглядом искру на ветру;
и без устали чего-то важного
не знать.
(c) Вислава Шимборская — лауреат Нобелевской премии 1996 года по литературе с формулировкой «за поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.10.2012. Жизнь единственный способ
- 30.10.2012. Жизнь это не черновик. Будет печальным итог, Если
- 29.10.2012. Мы часто себя ненавидим За то, что не лучше других
- 28.10.2012. Не обращай вниманья на злословья
- 27.10.2012. Молодая душа. Притча.
- 26.10.2012. Вы замечали, как встречаются и прощаются дети?
- 25.10.2012. Дети- сыновья и дочери Жизни.
- 23.10.2012. Утренняя колыбельная
- 22.10.2012. Не бойтесь
- 21.10.2012. Льются листья. Листья бьются оземь. Осень!
- 20.10.2012. Секрет Эйнштейна и 10 путей его применения
- 19.10.2012. 19 октября Наступает время дальнее
- 18.10.2012. Есть люди с особо чувствительной кожей
- 17.10.2012. 30 привычек от которых лучше оказаться
- 16.10.2012. Есть номера телефонов не забываются пока мы живы
- 15.10.2012. 4 правила мудрости
- 14.10.2012. Молитвой священника Бог нас прощает
- 13.10.2012. Константин Симонов. Памяти друга.
- 12.10.2012. Как вернуть своей жизни былую простоту и лёгкость
- 11.10.2012. 75 моментов счастливого детства
- 10.10.2012. Три самых лучших вещи на свете
- 09.10.2012. Там есть любовь
- 08.10.2012. Не оставляйте на потом дела, Не прячьте в стол
- 07.10.2012. Неразлюбившие жестоки, А непростившие циничны
- 06.10.2012. Фразы оптимиста
- 05.10.2012. Женщина, которая все может
- 04.10.2012. Любимая.
- 02.10.2012. Фразы оптимиста. 41 правильное высказывание
- 01.10.2012. Уроки счастья от наших детей. Будьте как дети!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Жизнь единственный способ чтобы обрастать листвой
Жизнь — единственный способ,
чтобы обрастать листвой,
ловить ртом воздух на песке, взлетать на крыльях;
быть собакой
или гладить ее по теплой шерсти;
отличать боль
от всего, что не является ею;
быть в орбите событий,
теряться в пейзажах,
искать наименьшей среди ошибок.
Исключительный шанс,
чтобы хоть мгновенье помнить,
о чем беседа шла
при потушенной лампе;
и чтобы хоть раз однажды споткнуться о камень,
под дождем промокнуть,
ключи потерять в траве;
и взглядом следить за искрой при ветре;
и всегда какой-то важной вещи
не знать, не ведать.
( Перевод Натальи Астафьевой )
Kiedy wieczór pogodny, obserwuję niebo. Nie mogę się nadziwić, ile tam punktów widzenia.
/В ясные вечера наблюдаю небо. Не устаю удивляться, сколько там точек зрения. /
Wislawa Szymborska /Вислава Шимборска/
Они оба убеждены,
что соединили их чувства нежданные.
Прекрасна такая уверенность,
но неуверенность лучше.
Думаю, что пока они не познакомились ближе,
ничего между ними никогда не происходило.
А что на это скажут улицы, ступени, коридоры,
на которых они могли давно встречаться?
Хотела бы я их спросить,
не помнят ли —
может, в дверях вращающихся
когда-то лицом к лицу?
какое-нибудь «извините» в толпе?
голос «ошибка» в трубке?
— но знаю их ответ.
Нет, не помнят.
Очень их удивило,
что уже долгое время
играл с ними случай.
Ещё не совсем готовый
превратиться для них в судьбу,
сближал их и отдалял,
перебегал им дорогу
и, подавляя хохот,
отскакивал в сторону.
Были знаки, сигналы,
Что с того, что неразборчивые.
Может, три года назад
или в прошлый вторник
какое-то письмецо перепорхнуло
из рук в руки?
Было что-то погибшее и восставшее.
Кто знает, не мяч ли
в зарослях детства?
Были дверные ручки и звонки,
на которых заранее
касание ложилось на касание.
Чемоданы друг с другом рядом в прихожей.
Был, может, какой-то ночью один и тот же сон,
тотчас после пробуждения забытый.
Ведь каждое начало
это только ход дальнейший,
а книга случаев
всегда открыта наполовину.
Источник
Вислава Шимборская – цитаты
Вислава Шимборская — польская поэтесса; лауреат Нобелевской премии по литературе 1996 года.
Откуда эта уверенность, что растения избавлены от страданий?
Всякое несовершенство легче стерпеть, если оно преподносится в небольших дозах.
Жизнь — единственный способ,
чтобы обрастать листвой,
ловить ртом воздух на песке, взлетать на крыльях;
отличать боль
от всего, что не является ею;
и всегда какой-то важной вещи
не знать, не ведать.
Никогда уже не получится узнать,
что думал обо мне А.
До конца ли простила меня Б.
Почему В. делал вид, что все в порядке.
Какова была роль Г. в молчании Д.
Чего ожидал Е., если ожидал.
Почему Ж. не показывала, хотя хорошо знала.
Что 3. было скрывать.
Что И. не терпелось добавить.
Имело ли значение,
что я была рядом,
для К., для Л. и остального алфавита.
Пропасть нас не делит, пропасть нас окружает.
Ничто не подарено, все взято взаймы.
Двадцать семь костей,
тридцать пять мышц,
примерно две тысячи нейронов
в кончике каждого из пяти наших пальцев.
Этого вполне достаточно,
чтобы написать «Майн Кампф»
или «Винни Пуха».
Тот, кто хотел радоваться жизни, задался целью недостижимой.
Для детей первый в жизни конец света.
Для кота новый хозяин.
Для пса новая хозяйка.
Для мебели лестница, грохот, повозка и перевозка.
Для стен пустые квадраты от снятых картин.
Для соседей снизу тема, перерыв в скуке.
Для автомобиля лучше, если было бы два.
Для романов, поэзии — хорошо, увози, что хочешь.
Хуже с энциклопедией, аппаратурой видео
и со справочником правильного правописания,
где наверняка по поводу двух фамилий
указано, соединять ли их ещё союзом «и»
или разделять уже точкой.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- искусство (3712)
- живопись (2142)
- фото (2135)
- история (1601)
- видео (724)
- архитектура (696)
- genius loci (659)
- свидетельства очевидцев (643)
- актуальное (633)
- литература (622)
- биографии (595)
- юмор (561)
- музыка (547)
- животные (478)
- абсурд (430)
- фотоискусство (426)
- черно-белое фото (415)
- мифология (295)
- ночное (198)
- живая память народа (192)
- художники шутят (126)
- самиздат (125)
- философия (106)
- кич (79)
- homo homini (72)
- оружие (39)
- спорт (37)
- секс (35)
- религия (22)
- энциклопедия заблуждений (20)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вислава Шимборская
Суббота, 20 Октября 2012 г. 13:00 + в цитатник
Вислава Шимборская — лауреат Нобелевской премии 1996 года по литературе с формулировкой «за поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
Жизнь – единственный способ,
чтобы обрастать листвой,
хватать воздух на песке,
возноситься на крыльях;
быть псом,
либо гладить его по тёплой шерсти;
отличать боль
от всего, чем не является;
встревать в происшествия,
пропадать в пейзажах,
искать наименьшую из ошибок.
Редкая возможность
спустя минуту помнить
о чём говорилось
при погашенной лампе;
и хотя бы разочек
споткнуться о камень,
промокнуть под каким-либо дождём,
потерять ключи в траве;
и провожать взглядом искру на ветру;
и без устали чего-то важного
не знать.
Миллиарды лиц на поверхности мира.
Вроде бы каждое отлично
от тех, что были и будут.
Но Природа — ведь кто её там знает —
может, утомлённая неустанными трудами,
повторяет свои давние замыслы
и накладывает нам лица
когда-то уже носившиеся.
Может тебя минует Архимед в джинсах,
царица Екатерина в тряпках с распродажи,
какой-то фараон с портфелем, в очках.
Вдова босого сапожника
из крошечной ещё Варшавы,
мастер из грота Альтамиры
с внучками в зоопарк,
лохматый Вандал по дороге в музей
повосторгаться немного.
Некоторые погибли двести веков тому,
пять веков тому
и пол века тому.
Кого-то везла тогда золочённая карета,
кого-то вагон для зэков,
Монтесума, Конфуций, Навуходоносор,
их няньки, их прачки и Семирамида,
говорящая только на английском.
Миллиарды лиц на поверхности мира.
Лицо твоё, моё, чьё —
никогда не узнаешь.
Может Природа хитрить должна,
и дабы успеть, и дабы поспеть
начинает ловить то, что утоплено
в зеркале забвения.
Душа живёт себе.
Никто ею не владеет непрерывно
и навсегда.
День за днём,
год за годом
могут без неё миновать.
Иногда только в восторгах
и страхах детства
обосновывается надолго.
Иногда только в удивлении,
что так постарели.
Редко нам ассистирует
при нудных занятиях,
как перестановка мебели,
таскание чемоданов,
или преодоление пути в тесных ботинках.
При заполнении анкет
и разделке мяса
постоянно берёт выходной.
Из тысячи наших бесед
участвует в одной,
и то необязательно,
предпочитая молчанье.
Когда тело начинает болеть и болеть,
тишком уходит с дежурства.
Привереда:
неохотно видит нас в толпе,
претит ей наша битва за любое превосходство
и деловая трескотня.
Радость и печаль
это для неё не два разных чувства.
Только при их сочетании
наличествует в нас.
Можем на неё рассчитывать,
когда ни в чём не уверены,
и всё нам интересно.
Из вещей материальных
любит часы с маятником
и зеркала, что трудятся усердно,
даже когда никто не видит.
Не говорит откуда является
и когда снова исчезнет,
но явно ждёт таких вопросов.
Похоже на то,
что так же, как она нам,
равно и мы
ей зачем-то нужны.
Остров, на котором во всем абсолютная ясность.
Здесь можно встать на твердую почву доказательств.
Нет иных путей, чем единственно правильный путь.
Здесь растет ветвистое
И поразительно прямое Древо Понимания
над источником, что зовется — Ах, Вот Оно Как.
Чем дальше в лес, тем лучше видна
Стоит только возникнуть сомнению,
ветер тут же его развеет.
Эхо, взяв слово по собственному желанию,
охотно вам раскроет тайны мироздания.
По правую руку пещера, в которой покоится Смысл.
Слева озеро Глубокого Убеждения,
со дна его легко отрывается Истина и
всплывает на поверхность.
Над всем господствует пик Непоколебимой Уверенности.
С него открывается вид на самую суть вещей.
Несмотря на свои преимущества, остров необитаем.
Мелкие следы ступней на прибрежном песке
все без исключения ведут в сторону моря.
Как если бы отсюда только уходили
и безвозвратно тонули в пучине вод.
В жизни непостижимой.
Когда выговариваю слово Будущее,
первый слог становится уже бывшим.
Когда выговариваю слово Тишина,
разрушаю её.
Когда выговариваю слово Ничто,
сотворяю нечто, что не вмещается ни в какое небытие.
Поэт читает стихи незрячим.
Он и думать не думал, что будет так сложно.
Дрожит его голос.
Дрожат руки.
Поэт чувствует, что каждая фраза
подвержена здесь испытанию тьмой
и должна справляться сама,
неосвещенная, нецветная.
Рискованное приключение
в его строчках для звезд,
зари, облаков, радуги, неоновых реклам, луны,
для рыбы, до сих пор столь серебряной под водою,
и ястреба столь тихо, высоко в поднебесье.
Он читает – потому что поздно уже не читать –
о мальчике в куртке желтой на лужайке зеленой,
о доступных сосчитать их красных кровлях в долине,
о мелькающих номерах на майках игроков
и голой незнакомке в приотворенной двери.
Он бы хотел промолчать – хотя уже невозможно –
святых и блаженных на своде собора,
прощальный взмах в вагонном окошке,
стеклышко микроскопа и лучик в перстне
и экраны и зеркала и альбом с фотографиями.
Но велика учтивость незрячих,
велики снисходительность и великодушие.
Слушают, улыбаются, рукоплещут.
Кто-то даже подходит
с книжкой открытой задом наперед,
прося невидимый для себя автограф.
Я слишком близко, чтоб присниться ему.
Не порхаю над ним, не иду от него
под корнями деревьев. Я слишком близко.
И голосом не моим рыба запела в сети.
Не с моего это пальца колечко скатилось.
Я слишком близко. Дом запылал
без меня, не могу звать на помощь. Слишком близко,
чтоб в моих волосах зазвенел колокольчик.
Слишком близко, не войти мне гостем,
пред которым распахнуты стены.
Уже никогда не умру так легко, так вне тела, так безотчетно,
как прежде в его сновидениях. Я слишком близко,
слишком близко. Слышу шипение
и вижу блестящую кожицу слова,
застыла в объятиях. Он спит,
в этот момент доступен он более
кассирше из шапито, что странствовал со львом,
чем мне, лежащей с ним рядом.
Теперь для нее в нем открыта краснолистная
долина, закрытая снежной горой
в лазурном воздухе. Я слишком близко,
чтоб птицею с неба упасть к нему. Мой крик
мог бы лишь разбудить. Бедная,
оказалась в границах тела,
я была березой, бывала ящерицей
из времен выходила
в цветных переливах атласов кожи. Имела счастье
исчезать с изумленных внезапностью глаз, —
это было богатством богатств. Я близко,
слишком близко, чтоб сниться ему.
Достаю из-под спящего руку,
оцепеневшую, всю в булавках.
На кончике каждой из них —
по падшему ангелу.
Я не приехала в город N.
строго по расписанию.
Как я тебя и предупреждала
в моих неотправленных письмах.
В общем, ты мог не приходить
в назначенное мною время.
Поезд подошел к третьей платформе.
Вышло много народу.
И мое отсутствие присоединилось
к потоку в сторону выхода в город.
Сразу несколько женщин бросились
чтобы занять мое место
в этой толпе.
Кто-то подбежал к одной из них.
Я никогда не видела его прежде.
Но она — она узнала его
сразу же.
И пока они целовались
чужими губами,
с перрона исчез чемодан.
Не мой чемодан.
Итак, вокзал города N.
сдал на “отлично” экзамен
на предмет объективного бытия.
Целое по-прежнему было на своем месте.
Фрагменты мелькали
на обозначенных линиях.
Каждая встреча состоялась
тогда, когда была запланирована.
На недосягаемом от нас
расстоянии.
В раю с потерянным
правдоподобием.
Где же еще.
Где же еще.
Как шелестят эти маленькие
словечки.
Рубрики: | живопись литература |
Метки: Гурам Доленджашвили Современная польская поэзия Вислава Шимборская Wisława Szymborska
Процитировано 12 раз
Понравилось: 22 пользователям
Источник