Живопись как способ передачи информации

Наскальная живопись как источник информации о жизнеобеспечении

Наскальная живопись является важнейшим источником информации о видах экономической деятельности. На стенах пещер эпохи верхнего палеолита на юго-западе Франции изображены десятки млекопитающих, возможно представляющие больших мясных животных, которые были экономически и символически ценны (Бан и Фертут — Bahn and Vertut, 1988).

Более подробная информация исходит из Южной Африки. Почти полвека назад африканский археолог Дж. Десмонд Кларк (J. Desmond Clark, 1959) опубликовал отчет об охоте и собирательстве на юге Африки в каменном веке, в котором он особо выделил наскальную живопись Зимбабве и Южной Африки, где изображаются преследование животных, оружие, собирательство, жизнь на стоянках.

Наскальные изображения из Наталя, Южная Африка, дают удивительную информацию о рыбной ловле и лодках, связанных с ней. Патриция Виннекомб (1960) зарегистрировала знаменитую сцену рыбной ловли из скального укрытия Цолайк Ривер, Лесото, Южная Африка (рис. 13.13). Судя по всему, рыбаки, находящиеся в лодках и вооруженные длинными копьями, обходят движущийся в замешательстве косяк рыбы. У некоторых лодок снизу изображены веревки, возможно, это якоря. Рыбу с уверенностью идентифицировать нельзя, но можно предположить, что это пресноводная зубатка или горбыль. Такие сцены доисторической охоты добавляют данные к информации, полученной при изучении остатков пищи в пещерах и укрытиях, но настоящая интерпретация предметов искусства сопряжена со многими сложными переменными, среди них символическое значений изображений (см. Льюис-Уильямс — Lewis-Williams, 1981, 1995).

Рис. 13.13. Образец наскальной живописи, где изображена сцена рыбной ловли. Лесото, Южная Африка

Не только наскальная живопись, но и керамика может пролить свет на доисторическое жизнеобеспечение. Культура мимбрэс, развившаяся на юго-западе штата Нью-Мексико в конце 1-го тысячелетия, известна своей черно-белой разрисованной керамикой, производимой в период между 950 и 1150 годами н. э. приблизительно в двадцати селениях вдоль реки Мимбрэс. На керамике изображены люди, животные, птицы, рептилии, рыбы, насекомые и мифические создания. Около 11 % изображений составляют рыбы, многие из них можно идентифицировать как обитающие в Калифорнийском заливе, находящемся в 724 километрах от этой местности. Распределение как современных видов рыб, так и морских моллюсков, найденных в селениях мимбрэс, заставляет предположить, что эти люди бывали на океане, возможно, для сбора морских раковин для изготовления бус (рис. 13.14) (Джетт и Мойль — Jett and Moyle, 1986).

Рис. 13.14. Раскрашенная керамическая тарелка культуры мимбрэс, на ней изображен человек, поражающий копьем большую рыбу, иногда ее рассматривают как кита

Источник

Наскальные рисунки, как способ кодирования информации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: Субботина Светлана 11 класс Автор: Субботина Светлана 11 класс Преподаватель: Шипигузова Анастасия Сергеевна

Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. Кодирование информации — процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.

Графический способ кодирования информации, как было уже ранее сказано — это кодирование с помощью рисунков или значков. К графическому способу кодирования информации относятся картины, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации, а так же наскальные рисунки. Графический способ кодирования информации, как было уже ранее сказано — это кодирование с помощью рисунков или значков. К графическому способу кодирования информации относятся картины, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации, а так же наскальные рисунки.

Читайте также:  Ренессанс кредит способ оплаты кредита

Пещерная живопись (наскальная живопись) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Пещерная живопись (наскальная живопись) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Один из первых способов кодирования информации.

Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафриканский исследователь Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись — часть шаманских верований первобытных людей. Но все предположения только подтверждают то, что с помощью наскальных рисунков первобытные люди кодировали(изображали) ту или иную информацию, например, о своих «достижениях» в охоте или о своей пещерной жизни. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафриканский исследователь Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись — часть шаманских верований первобытных людей. Но все предположения только подтверждают то, что с помощью наскальных рисунков первобытные люди кодировали(изображали) ту или иную информацию, например, о своих «достижениях» в охоте или о своей пещерной жизни.

Источник

Философия и психология знака: от наскальной живописи к визуальной рекламе

Все, что нас окружает — является знаком. Все есть код

Визуальную коммуникацию следует рассматривать, как процесс передачи информации средствами визуального языка. Это язык специальных символов, эмблем, графических и медийных элементов. Когнитивной основой визуальной коммуникации является ее способность задействовать и стимулировать активность обоих полушарий головного мозга, позволяя не только донести целевую информацию максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн, в процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое». Роль зрительных образов очень велика, ведь 75% получаемой нами информации приходится именно на зрение, которое дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов [6].

Нечто большее

Очевидно, зрительное восприятие означает нечто большее, чем только то, что описано выше.Зрение не является пассивным восприятием. Мы получаем мир образов, рассматривая объект, анализируя его и изучая. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта: прямоугольную форму книги, холодный блеск металла, прямолинейность сигареты. Несколько линий и точек легко воспринимаются как «лицо» [3]. Экспериментально выявлено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядомнаиболее значимые элементы фигуры. Закономерные траекторииосмотра формируются только при активном взаимодействиизрительных и двигательных компонентов.

На рисунке представлена запись движения глаз при свободном рассматривании изображения в течение двух минут.

Записи движений глаз показывают, что в процессе рассматривания взор наблюдателя обычно задерживается лишь на тех элементах, которые несут сведения, позволяющие раскрыть содержание изображения. В зависимости от содержания объекта и зрительных задач, которые стоят перед человеком в момент восприятия происходит распределение точек фиксации на объекте, последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой [2].

Зрительные задачи

К зрительным задачам относятся:

  1. Обнаружение, опознание (узнавание), идентификация. При обнаружении фиксируется только наличие объекта
  2. Отнесение его к классу объектов (по обобщенным характеристикам класса)
  3. Идентификация – сравнение объекта с конкретным эталоном, хранящимся в памяти.
Читайте также:  Тактика это способ достижения результатов

Также существуют уровни восприятия:

  1. Первый, низший уровень иерархической системы обобщенности признаков восприятия составляют локальные признаки, характеризующие отдельные участки контура объекта, например выпуклость, излом, длину.
  2. Следующий уровень иерархии составляют обобщенные (вторичные) признаки, характеризующие весь объект в целом, например: число углов, число вогнутостей, степень изрезанности всего контура и др.
  3. Третий уровень составляют еще более обобщенные – третичные признаки. Они характеризуют не сам контур воспринимаемого объекта, а его соотношение с контуром вспомогательного объекта, который целиком формируется мысленно. К таким признакам можно отнести удаленность объекта, его компактность, площадь.
  4. Высший уровень иерархии – признаки сходства. Они обозначаются словами: похож, напоминает, близок и содержат сведения не об одном, а о нескольких объектах в из взаимных отношениях. Они хранятся впамяти как сведения о степени качественного и количественного сходства объектов и отражают информацию не о свойствах самих объектов, а только об отношениях их свойств.[1]

Древний символ

В прямой зависимости от законов психологии визуального восприятия развивалось восприятие знака. Один из самых ранних видов визуальной коммуникации-наскальная живопись. Наши предшественники смогли запечатлеть, с помощью условных рисунков, некоторые детали своей жизни. Они передали информацию, особое закодированное сообщение, для расшифровки которого особых знаний не требовалось, все знания базировались только на интуитивном восприятии объекта [9].

Изначально, существовало две основных фигуры: точка и линия. Комбинируя их, можно было создавать только схематические изображения.

Постепенно наскальные изображения усложнялись, количество рисованных объектов увеличивалось, появлялся сюжет. Также появлялись и новые фигуры, а именно: круг, треугольник, квадрат. Это был основной геометрический набор, который и сейчас является базовым.

Путем трансформации этого основного набора можно было получить овал, ромб и прямоугольник. Методом добавления новых геометрических элементов – получались более сложные фигуры, появились объемные формы в виде: шара, пирамиды и параллелепипеда. С развитием наскальной живописи развивались и другие формы визуальной коммуникации: скульптуры, рисунках на ткани и предметах быта. Появилась потребность и в самоидентификации, в том, чтобы всецело соответствовать своей общественной группе. Теперь было очень важно внести в знак особый смысл, раскрыть который был способен только тот, кто хорошо знаком со спецификой визуального языка и символами того или иного народа, той или иной культуры. Случалось, что один символ в разных культурах интерпретировался по-разному. Такая тенденция чаще всего появлялась в различных религиозных течениях, а позже — в тайных обществах, школах.

Желание быть членом братства, частью своей культуры обязывало быть похожим на своих единомышленников, активно использовать символы, относящиеся к их культуре. И здесь знак воспринимался как указатель: кем является данный человек, к какой группе он принадлежит. Такая потребность в самоидентификации сохраняется до сих пор. Человек относит себя к различным сообществам и с той же активностью использует символы культурной или религиозной области, которую он предпочел.

Виртуозность

Из геометрического набора форм создавались разнообразные комбинации и конструкции, композиция которых, со временем сильно усложнялась.Добавлялись элементы, с тем чтобы более точно передать форму, структуру, настроение изображаемого объекта, а следовательно и смысл, зашифрованный код.

Постепенно авторы символов визуальной коммуникации достигли виртуозности в ее исполнении. Теперь символ стал не упрощенным знаком, а особой формой искусства. Здесь мастерство было первично. От того, насколько умело автор изобразил тот или иной элемент, зависела популярность как элемента, так и автора-исполнителя.

Ценностный ориентир сместился в сторону авторского начала, и каждый из мастеров желал преуспеть в своем деле больше остальных. Появлялось соперничество между творцами, а культурные, религиозные группы и организации нуждались не просто в особых знаках и особом обозначении, а в искусном изображении и исполнении всех содержащихся в них элементах.Но знак как вид не усложнился. Он остался прежним, приняв более художественную форму

Читайте также:  Рацидол для животных способ применения

(Максимилиан Ленц, «Мир» 1899 г.)

Все изображения созданы человеком. Изображение – есть воссозданное видение. Явление, изъятое из пространства и времени, где оно впервые появилось, и сохраненное на несколько мгновений или на несколько веков. Всякое изображение воплощает в себе некий способ видеть. Даже фотография вопреки распространенному мнению – не является автоматической фиксацией. Перспектива, ракурс, объект фотографии всегда уникален. И хотя всякое изображение воплощает в себе определенный способ видения, наше восприятие и оценка, в свою очередь, зависят от нашего собственного способа видеть [4].

Каждый элемент визуальной коммуникации должен что-то выражать. Это означает, прежде всего, что его содержание должно быть чем-то большим, нежели простым изображением объектов. Подобное определение расширяет понятие «выражение» для любого вида коммуникации. Например, мы обычно говорим, что человек «выражает свое мнение». Однако выразительность знака является более специфическим явлением. Она требует, чтобы связь чувственных данных порождала «восприятие», активное присутствие сил, которые составляют воспринимаемую модель. Но каким образом достигается подобное восприятие?

С позиции ассоциативной психологии Теодор Липпс высказал мысль, что восприятие выразительности подразумевает активность сил. Его теория «вчувствования» была предназначена для того, что бы объяснить, почему мы обнаруживаем признаки выразительности даже в таких неодушевленных предметах, как дворцовые колонны. Смысл теории заключался в следующем: «Когда я смотрю на колонны, то на основании своего прошлого опыта я знаю о присутствии в них механического сжатия и растягивания. Также из прошлого опыта я знаю, что чувствовал бы я сам, если бы находился на месте колонны и если бы физические силы действовали на мое тело извне и внутри его. Я проецирую мои собственные кинестетические ощущения на колонну. Кроме того, ощущения сжатия и растяжения, которые взяты из «кладовой памяти», стремятся вызвать реакцию и в других областях сознания» [3].

Визуальная революция

Социально-культурная среда жизнедеятельности человека с начала XXI века является преимущественно зрительно-ориентированной. В основе современного представления о мире, где зрение играет решающую роль, лежат визуальные образы, определяющие картину реальности. Сами визуальные формы используются и презентуются в современной культуре как соответствующие определенным эмоциям, состояниям, событиям, поведенческим стереотипам, возрастным и социальным особенностям людей.

Современный человек с рождения окружен насыщенной медиа-средой, несущей большую часть информации о мире; благодаря развитию компьютерных технологий мультимедиа и глобальных информационных сетей, также преимущественно визуально ориентированных, появилась уникальная возможность, с одной стороны, общения со всем культурным наследием человечества, а с другой — целенаправленного изменения содержания и структуры человеческого сознания.

Именно визуальная среда создает доминирующий тон мироощущения человека, информационные потоки несут определенное содержание, обладают определенной интенсивностью и темпоритмическими характеристиками. Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и приобретают ярко выраженный манипулятивный характер.

Российские дизайнеры: Людвиг Быстроновский, Эркен Кагаров, Егор Жгун, Наталья Москалева, Марк Родионов, Сергей Стеблина

С появлением современных технологий, специальных программ, полноценных графических редакторов – возможности человека в создании элементов визуальной коммуникации значительно расширились. Потребность в передачи информации с помощью символов сильно возросла. Теперь потребовались знаки, эмблемы и символы, которые будут понятны всем, коммуникация с которыми будет предельно проста. Современная система символов и обозначений, по своей конструкции еще проще, чем первые наскальные рисунки. С каждым годом идет четкая тенденция упрощения знаков, использование минимального набора графических элементов, освобождения их от «лишних» деталей.

Источник

Оцените статью
Разные способы