Житейский способ освоения мира

Формы освоения мира человеком

Человек осваивает мир трояко: духовно-теоретически, духовно-практически (ценностно) и практически. Освоение означает превращение той или иной реальности в содержание субъективности человека (мышления, воли, чувств), в органы сознательности воли субъекта согласно его целям. Под миром понимается природа, а также реальность, созданная людьми в совместной деятельности и общения, включая и идеальную реальность в виде культуры. Схематично формы освоения можно изобразить так (рис.1):

Рис. 1. Формы освоения мира человеком

Три формы освоенияреальности дополняют друг друга. Особенности духовно-теоретического (научного) освоения реальности состоят в следующем:

▪ понимание объективных связей в реальном мире (каковы предметы сами по себе, в их взаимодействии);

▪ выявление закономерностей (устойчивых связей);

▪ конструирование из таких связей моделей будущих вещей, технологий (поизводственных, экономических, психологических, педагогических, социальных, политических, управленческих и др.) (прикладная наука).

▪ научное сопровождение производства вещей, реализации технологий согласно их моделям.

на основе закономерностей ученые объясняют, предвидят и прогнозируют события.

Особенности научного мышления заключаются в объективности понимания, в логической форме отражения и моделирования реальности (понятия, теория, совокупность теорий – научная картина мира), в логической и фактической обоснованности.

Такое мышление отражает реальности со стороны формы – в аспекте связей, структуры. Блеск кристаллов, заметил по этому поводу Л. Фейербах, пленяет наши чувства, но наш разум интересуется «кристаллономией». Алмазный бриллиант чарует чувства игрой красок, которые исчезают на экране логического мышления, и такое мышление фиксирует лишь кристаллическую решетку алмаза в виде трехгранной пирамиды.

Научное мышление имеет определенные особенности, и именно поэтому оно имеет свои пределы в отражении реальности. Пределы состоят в том, что наука разрабатывает средства для реализации тех или иных целей. Цели же существенно связаны с потребностями и ценностями. Мышление же может обосновывать избранные ценности.

Пределы науки можно представить наглядно: наука дает карту закономерностей той или иной реальности, но какой избрать маршрут, куда идти, к кому и зачем, эти вопросы наука не решает. Из научной картины мира не вычитаешь ответа на вопрос, как человеку надо жить, чтобы жить достойно. Когда же наука понимается как единственно верная форма ориентации человека в мире, тогда начинается ее абсолютизация (сциентизм), редукция целостного духовного акта до одномерного логического акта. Возникает редукционизм субъективности и ценностная слепота, т.е. упрощение, сведение высшего уровня развития к низшему, «смердяковщина».

Ограниченность научного освоения преодолевается в рамках ценностного отношения человека к реальности. В рамках ценностного освоения (нравственность, искусство, право, идеология, религия,) человек берет мир не объективно, а субъективно, т.е. со стороны его значимости для потребностей и интересов, целей и идеалов человека; в аспекте должного, желаемого. Ценностное освоение более конкретно и значимо. Реальность при этом осмысливается в характеристиках добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, божественного и дьявольского, праведного и греховного. Ценности направляют самоопределение человека, выбор им целей, образа жизни и жизненного пути.

Напрактикечеловек деятельно изменяет уже не знания и ценности, а саму реальность на основе знаний и ценностей.И человек становится действительным для других людей и для самого себя – каков он есть на самом деле. В процессе практики человек переводитидеальное в материальное, субъективное содержание в объективную предметность, в поступки и дела. Практика – самая богатая по содержанию форма освоения: она включает в свой состав не только знания и ценности, но и реальные действия. Человек тем самым вступает в действительность. Жизнь людей является по существу практической.

Практику можно различать по сферам действия (производственная, экономическая, социальная, политическая, духовная). К духовной практике относится, в частности, самовоспитание, «духовное делание». Субъектом практики может быть отдельный человек, социальная группа, народ, человечество. По своим масштабам во времени практика может быть локальной, привязанной к определенному периоду времени, или же исторической.

Общее понятие науки

Наука – специализированная познавательная деятельность, порождающая идеальный продукт – объективное по содержанию и обоснованное по форме систематическое знание, часть культуры наряду с искусством, религией, нравственностью правосознанием. Наука выходит за рамки существующих практик, открывает новые закономерности для использования на практике.

Наука есть результат общественного разделения труда, специализированное понятийное мышление и познание, разновидность духовного производства идеального продукта в форме объективно верного и обоснованного знания, наука функционирует и как социальный институт.

Науке присущи особая форма практики, особые методы познания (абстракции, идеализация, математизация, формализация, моделирование и др.), особые организации (научные школы, НИИ, научные сообщества специалистов), особая профессиональная этика, ориентирующая на познание объективной истины, на обновление знания, на запрет искажений данных экспериментов, плагиата.

Тип современной науки зарождается в 17 веке: создаются мир идеальных предметов, не связанных с непосредственно с повседневной практикой (мысленные эксперименты Галилея). Идеальные предметы – абстракции с особой идеализацией – абсолютно твердое тело, идеальный газ, математические плоскости и т.п.

Первой формой науки была математика, затем – естествознание, затем – технические науки, и, наконец, социально-гуманитарные науки. Такая последовательность связана со сложностью предмета науки. Чем сложнее предмет познания, тем более поздняя стадия науки о таком предмете.

В 17–18 веках наука обрела важный мировоззренческийстатус.

Читайте также:  Группы животных по способу питания схема

В 19 веке она стала производительной силой общественного труда,

В 20 веке наука превратилась в вид духовного производства с мощной материально-экспериментальной и организационной основой благодаря поддержке государства и частных инвестиций. В 20 веке наука стала мощной социальнойсилой, благодаря применению своих методов к процессам управления. По мере применения науки к социальным процессом возникает и усиливается взаимозависимость естествознания и наук об обществе и человеке.

Исследователи отмечают три этапа в развитии науки: 1. классический (17– нач. 20 вв), 2. неклассический (первая пол. 20 в.), 3. постнеклассический (конец 20 в.).

В классической науке субъект дистанциируется от объекта и полагает, что из науки убрано все субъективное.

В неклассической науке доминирует идея относительности объекта по отношению к субъекту, к познавательным средствам и операциям субъекта.

В постнеклассической науке знание соотносится не только с познавательными процедурами, но и с ценностями познания и с социальными целями. На этом последнем этапе сами человеческие действия входят в состав познаваемой системы (экосистемы, системы искусственного интеллекта, человеко-машинные системы, генная инженерия).

Качественная определенность науки представлена особенностями научного мышления, научного знания и функциями науки.

Особенности научного мышления: предметность и объективность, выявление и моделирование закономерностей, понятийность, логическая и практическая доказательность и обоснованность, операциональность и конструктивность, систематичность, открытость и диалогичность.

Предметность означает погружения сознания в предмет, наполнение сознания предметным содержанием, сосредоточение на таком содержании и переработку этого содержания в понятия. Ученый проникает своей мыслью в предмет, говорит о предмете предметным же языком. Из предметности следуют объективность и конкретность мышления. Решающим является объективные закономерности (устойчивые связи и отношения), выражаемые в понятиях, логическая последовательность, ясная операциональностьмысли, порождающая ту или иную конструкцию.

Особенности научного знанияпредметная определенность и объективность, доказательность, системность, интерсубъективность, специализированный язык, открытость для критики и проверки.

Особенности научного метода: он содержит в своем составе сжатое обобщение истории познания той или иной предметной области, ориентирует только на опытное знание, полученное или из данных внешнего опыта или внутреннего опыта, не содержит в себе гипотез о сверхестественном, о чуде. Ибо чудо не предсказуемо и не переводимо на язык операций.

Функции науки:выявление и моделирование закономерностей, конструирование моделей будущих продуктов из закономерных связей, научное сопровождение реализации научных проектов, объяснение, предвидение и прогнозирование.

Наука выявляет из массы случайностей именно закономерности потому, что на закономерностях (устойчивых связей и отношений) люди базируют свою жизнь; такие связи и отношения обеспечивают надежность и безопасность, позволяют предвидеть и прогнозировать события.

в процессе развития выделились 4 класса наук: (1) логико-математические, (2) естественно-научные, (3) инженерно-технические и технологические, (4) социально-гуманитарные.

Общим у этих видов является то, что все они – рациональные формы сознания, цель одна – построение мысленного, идеального предмета, мысленной модели предмета на основе внешнего и внутреннего опыта.

Исследователи различают 4 типа рациональности:

логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость, проверяемость;

естественно-научная рациональность – эмпирическая (опытная) предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная подтверждаемость и фальсифицируемость;

инженерно-технологическая рациональность – вещная предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность;

Социально-гуманитарная рациональность – социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность.

Науке присущи уровни: фундаментальный,раскрывающий или глубинные основы, или системные связи предмета как целого; средний, в рамках которого раскрываются закономерности той или иной части предмета; прикладной, на котором применяются выявленные закономерности в решении конкретных практических задач.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Способы постижения реальности

Каким способом человек постигает мир? Является ли наука единственно возможным способом познания? Как мы уже отмечали, способы познания определяются особенностями познающего субъекта, наличным знанием и исторически сложившимися познавательными традициями. В истории человечества возникали, сменяли друг друга и сосуществовали одновременно различные способы постижения реальности:

  • обыденно-эмпирическое
  • художественное
  • философское
  • научное.

К способам постижения реальности относят также мифологию и религию.

Обыденное познание

Обыденное — это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности — производительной, эстетической, политической и т. д. Оно осуществляется как некое слагаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей в процессе их деятельности. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Человек узнает о мире не столько в процессе его научного исследования, сколько при его жизненно-практическом освоении.

Универсальность такого освоения определяется современным немецким философом Гада-мером как «опыт мира». Предпосылки обыденного познания коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами, коллективными действами (игра, танец и т. п.), нравственными и иными предписаниями и запретами. Они служат средствами приобщения людей к коллективному социальному и культурному опыту, регулируют отношения людей к природе и друг к другу, выступают в роли предпосылочного знания, на основе которого получают новое знание.

Читайте также:  Как избавиться от вздутия живота народными способами

Древнейшей формой постижения реальности является миф. Миф представляет собой тот способ понимания и объяснения явлений природы и человека, который обусловлен особенностями мышления первобытного человека. Его специфика — в неразличении вещи и образа, тела и свойства, «начала» и принципа. Сходство или последовательность событий миф интерпретирует как причинно-следственную связь. Миф повествует о событиях в высшей степени универсальных: о смерти и бессмертии человека, возникновении мира, о героических деяниях, достижениях культуры (например, миф о похищении огня) и т. п.

Содержание мифа выражается в символическом языке, что делает его обобщения широкими и многозначными. Принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, многозначность, чувственная конкретность и антропоморфность (т. е. перенесение на объекты природы человеческих качеств), отождествление образа и объекта— таковы характерные черты мифологического познания. Как способ постижения реальности миф моделирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество, мир.

По форме миф представляет собой предание, символически выражающее некоторое событие как якобы имевшее место в природе или в истории определенных народов. В космогонических мифах формировалось представление о космосе как едином иерархически устроенном целом, движимом и управляемом Логосом или Разумом. В силу этого космос представлялся как нечто, обладающее высшим совершенством. Названные представления конкретизировались в понимании космоса как царства стихий земли, воздуха и огня, в своих превращениях образующих вечный круговорот природы.

В мифах содержались и практические рекомендации, которым надлежало неукоснительно следовать. Хотя практические рекомендации мифологии и не доказывались, а просто постулировались, они являются результатом обобщения опыта многих поколений людей.

Естественно поставить вопрос, является ли миф способом познания или же он представляет собой просто набор неизменных истин, содержит готовое знание? Ответ может быть такой: миф являет собой и собрание готовых знаний, представлений, верований, и способ постижения мира.

Почему? Во-первых, потому, что он многозначен, содержит бесконечную смысловую перспективу, создавая возможность использовать его в целях ориентации в меняющемся мире. Во-вторых, миф — точка отсчета, задающая некоторые правила познавательных операций, и следовательно, дальнейшего мифотворчества. Миф — неустранимый элемент культуры. В античности он рассматривался как поэтическое выражение истины.

А сегодня миф зачастую является сознательным полуобманом, предназначенным для манипулирования поведением людей. Наш современник погружен в царство мифов, весьма далеких от реальности. Неслучайно, миф сохраняется и в современном обществе, выполняя свойственные ему функции.

Художественное познание

Художественное постижение бытия является особой формой философской рефлексии, которая получает специфическую реализацию на всех этапах бытия искусства, начиная от замысла произведения и кончая его восприятием публикой. Художественное творчество можно определить как опредмечивание в языке искусства мыслей и переживаний художника в неразрывной связи с объектом постижения — миром в целом. По форме художественная деятельность направлена на объект, по существу она выступает как самовыражение личности, интимной стороны ее духовной жизни, воплощение идеалов и вкусов художника.

Особенность художественного постижения реальности в значительной мере объясняется спецификой языка искусства. Его первоисточник — знаковые системы культуры, которые включены в систему социальной коммуникации. Искусство преобразует языки культуры в средства художественного мышления и общения. При этом язык искусства несет как бы двойной пласт значений: и первоначальный, собственно культурный (который в восприятии произведения может трактоваться буквально), и условный, художественный, существенно отличающийся от буквального. «Игра смыслами» не уводит от реальности, но позволяет увидеть ее с совершенно неожиданной стороны.

В восприятии искусства происходят постоянные открытия. И важнейшее среди них — открытие собственного Я, которое подобно вспышке молнии освещает затаенные утолки нашей души. Такое состояние сознания, для которого характерны внезапные открытия, в психологии называется «инсайт», т. е. озарение. Восприятие искусства сопряжено с ни с чем несравнимым наслаждением, связанным с самопознанием. Механизмом восприятия искусства является эмпатия, т. е. отождествление себя с образом, что может сопровождаться глубочайшими эмоциональными потрясениями. Сложное взаимопревращение положительных и отрицательных эмоциональных состояний побуждает личность переосмыслить собственный опыт и способно произвести переворот в системе ее ценностей.

Таким образом, познавательная значимость искусства состоит в том, что оно представляет собой единство познания и самопознания. Искусство — источник духовного обогащения личности. Оно активизирует творческий потенциал человека, развивает его способности понимания культурных смыслов и поведения в мире культуры и общества в целом. В восприятии искусства слиты объект и субъект. Индивид осознает свою причастность к содержанию произведения и открывает его в себе. Поэтому пробуждаемая восприятием искусства познавательная активность определяется как рефлексия.

Религия

Одна из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания — религия. Основное назначение религии — определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Опираясь на накопленный человечеством опыт, она регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни: поведение в семье и в быту, моральные предписания, отношение к труду, природе, обществу, государству. Обосновывая свое представление о конечных смыслах универсума, религия способствует пониманию единства мира и человечества. Она содержит системы истин, способных изменить человека и его жизнь. Особенностью религиозных доктрин является то, что они выражают коллективный опыт и поэтому авторитетны не только для каждого верующего человека, но и для неверующих.

Религиозные доктрины призваны ответить на вопрос: есть ли Бог? Как его познать? Возможно ли познание Бога? Свое видение мира религия воплощает в текстах Священного Писания, а также в процедуре и предметах религиозного культа, каждый элемент которого имеет символическое значение. Как подчеркивал А. Ф. Лосев, «сама по себе непостижимая божественная сущность является и открывается в определенных ликах». (Лосев А. Ф. Имяславие // Вопросы философии. 1993. С. 58). Храм, икона, не говоря уже о текстах Священного Писания, имеют глубоко символическое содержание. Религиозная символика заключает в себе равновесие идеи и образа. В иконе идея Бога дана конкретно, чувственно, наглядно, во всей полноте. Хотя образ Бога, представляемый в ликах, несводим к ним, но с помощью изображения он предстает в богатой, разносторонней и многозначной смысловой перспективе. Христианская символика многосмысленна и многомерна, предполагая разные уровни ее понимания, посвящения в таинство трансцендентного, сверхъестественного мира.

Читайте также:  Способы передачи инфекции по источнику ее возбудителя

Как специфическая форма сознания, религия опирается на механизмы веры, убеждений, знаний (житейский опыт). Религиозная вера поддерживается рефлексией, возникает или укрепляется через осмысление трагического опыта индивида (угроза смерти или утрата близких), который побуждает его коренным образом изменить свою жизнь и образ мыслей. По свидетельствам верующих, религиозная вера может возникнуть в акте религиозного откровения.

Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека. К их числу следует отнести откровение и медитацию.

Понятие откровения сформировалось в процессе эволюции религиозных представлений. Первоначально оно рассматривалось как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т. п.) Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубления индивида, которому открывается истина. Истина откровения — не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека как средство личностного осмысления ( «Я есмь истина», — говорит Христос). Христианское богословие указывает на иерархический характер откровения: Новый Завет, Ветхий Завет, тексты отцов церкви. В противовес ортодоксальному понимаю откровения представители реформистского течения в христианстве утверждают, что любой человек способен общаться с Богом и получать от Него откровение. Постоянное обращение к текстам Священного Писания позволяет верующему открывать в них новые истины, сопере-жить тончайшие нюансы смысловых оттенков, сверять с ними собственную жизнь и переосмыслять ее.

Медитация — размышление, погружение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредоточенности на одном объекте и устранении всех посторонних факторов, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте. В христианстве медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личности. Протекание медитации, как правило, связано с определенной последовательностью действий, складывающихся в естественный процесс рефлексии. Она предполагает использование ряда психотехнических приемов. При этом верующий убежден, что с их помощью он использует сверхъестественные или собственные психические силы, способствующие управлению собой, самопознанию или познанию природы. Эффективность медитации как познавательного приема признается и наукой: системы психотехники и аутогенной тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект, не связаны с религиозно-мистическими идеями.

Философия

Философия, также как искусство и религия, не ограничивается решением познавательных задач. Главная ее функция родственна искусству и религии — духовная ориентация человека в мире. Философское познание подчинено этой цели. Философия формирует общее представление о мире в целом, о его «первых» началах, универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. А. Ф. Лосев определяет философские понятия как символы, поскольку они содержат в себе «активный принцип ориентации в безбрежной действительности и понимания царящих в ней соотношений».

Философия создает целостный образ мира, но не мира самого по себе, отстраненного от субъекта, но мира в его соотнесенности с человеком. Нормы и идеалы, научное знание и достижения искусства, тревоги человека, нужды и поиски смысла жизни, его нравственные искания решающим образом определяют мировоззренческие установки философа, сам тип философствования. Философия выступает как самосознание общества, теоретическое выражение его культуры. Она интегрирована с культурой, которая обусловливает стиль мышления, ценности, идеалы, философскую проблематику и характер ее рассмотрения. Она обращена и к миру в целом, и к человеку в качестве субъекта культуры.

Философское знание характеризуется как мудрость. Мудрость — эталон целостного понимания мира и места в нем человека. Философия использует знание (научное и вненаучное) для нахождения значимых для всех людей истин. Кант понимал под философией познание последних целей человеческого разума, которое придает высшую ценность другим знаниям, поскольку она выявляет их значение для человека. Философия определяет систему принципов, взглядов, ценностей и идеалов, направляющих деятельность человека, его отношения к миру и самому себе.

Формируя образ мира в его соотнесенности с человеком, философия неизбежно обращается к миру ценностей. Этика, эстетика, аксиология — суть специальные области философского познания, обращенные к миру ценностей. Не случайно яркое и убедительное выражение философия получает в искусстве. Многие философы используют его образный, метафорический язык для выражения своих идей.

В различные исторические периоды и в условиях разных цивилизаций преобладают различные способы постижения реальности — обыденное познание, искусство, мифология или религия. Областью специализированной познавательной деятельности является наука. Своим возникновением и развитием, впечатляющими достижениями наука обязана европейской цивилизации, создавшей уникальные условия формирования научной рациональности. Специфику науки, применяемые ею методы и формы научного познания мы рассмотрим в следующем параграфе.

Источник

Оцените статью
Разные способы