Что такое жестовое пение?
Пение жестами – это вид искусства, который появился в 60-х годах прошлого века. Для слышащего человека послушать песню, значит прочувствовать ее через мелодию и слова. Для людей, лишенных слуха, жестовая песня – это возможность проникнуть в мир пения при помощи актерского мастерства, движений и мимики
«Петь» жестами едва ли проще, чем голосом. Выступающему требуется показывать содержание песни строго в ритме звучащей фонограммы. И если «перевод» может быть недословным, то передать настроение, эмоции и чувства требуется максимально точно. Часто жестовое пение сравнивают с пантомимой и причудливым танцем.
Жестовая песня не ориентирована только лишь на глухого зрителя. Для слышащих это также эффектное представление с элементами танца и богатой эмоциональной составляющей.
Для того чтобы слабослышащие и глухие зрители не потеряли смысловую нить песни, исполнитель обязательно беззвучно проговаривает все слова. Одновременный запуск субтитров также помогает восприятию.
Где обучают жестовому пению
Не существует такой профессии – педагог по жестовому пению. Этим занимаются энтузиасты, кто владеет языком жестов и, как правило, хорошим слухом. Жестовая песня – это в какой-то степени театральная постановка. Чтобы поставить ее, надо быть и режиссером, и сурдопереводчиком, и хореографом. Поэтому нередко в постановке задействована целая команда.
В настоящее время это направление очень популярно среди сообщества глухих. На базе школ для глухих и слабослышащих, дворцов творчества организуются коллективы, проводятся фестивали и конкурсы жестового пения.
Это помогает людям с отсутствием слуха творчески реализовываться, восполнять недостаток коммуникаций и лучше интегрироваться в общество.
Источник
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья на тему
Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13», г. Санкт-Петербург,
В статье рассмотрено развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи при использовании жестового языка и жестовой речи, как средства реабилитации детей с нарушением слуха.
Ключевые слова: формирование эстетического вкуса,воспитание эмоционального восприятия музыки,коррекционное воспитание,нарушение развития,музыка лечит,язык жестов,поют руками,мелкая моторика,проговаривание музыкальной фразы,образность жестов,жестовая песня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Marchuk S.F., THE USE OF SIGN LANGUAGE AS A MEANS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT. The article deals with the development of auditory perception of music and the pronunciation of speech in the use of sign language and gesture speech as a means of rehabilitation of children with hearing impairment.
Keywords: formation of aesthetic taste, education of emotional perception of music, correctional education, developmental disorder, music heals, sign language, sign language, sing hands, sing hands, fine motor skills, pronunciation of a musical phrase, imagery of gestures, gesture song
Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13», г. Санкт-Петербург,
E-mail: msf-17@mail.ru
В статье рассмотрено развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи при использовании жестового языка и жестовой речи, как средства реабилитации детей с нарушением слуха.
Ключевые слова: формирование эстетического вкуса, воспитание эмоционального восприятия музыки, коррекционное воспитание, нарушение развития, музыка лечит, язык жестов, поют руками, мелкая моторика, проговаривание музыкальной фразы, образность жестов, жестовая песня.
«Музыка воодушевляет весь мир,
Снабжает душу крыльями,
Способствует полету воображения».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Восприятие окружающего мира ребенком носит образный, эмоциональный характер. Важной формой эмоционально-эстетического развития глухих и слабо слышащих детей являются музыкально-ритмические занятия. Музыкальное воспитание важное средство коррекции нарушений в развитии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса. Несмотря на значительную ограниченность, музыкально-слуховых возможностей глухих и слабо слышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможность для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны. В процессе формирования восприятия музыки осуществляется донесение до детей ее образного содержания, воспитывается эмоциональная отзывчивость. Воспитание эмоционального восприятия музыки происходит путем развития эмоциональной готовности к движениям под музыку, желания самостоятельно двигаться и жестами «петь» под музыку, реагировать на изменения в ее звучании.
Работая уже четвертый год воспитателем с детьми нарушения слуха и речи в «Центре содействия семейному воспитанию №13», я начала понимать проблемы коррекционного воспитания и обучения детей и подростков. На основе изучения специальной учебной литературы, пришла к выводу о целесообразности составления вышеуказанной работы. Да, мои воспитанники совсем не похожи на своих сверстников. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха и речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость в музыкально-ритмических занятиях. Говорят, что музыка лечит. Действительно, занятия показывают-дети быстро развиваются, а главное они получают некоторые навыки общения. Официально в мире разговаривают на 2,5 тысячах языках. И есть еще один — язык жестов. На нем общается ограниченное число людей-глухие и слабо слышащие. Понять их, возможно, кажется, только при помощи
сурдо переводчика. Но ребята жесты делают читаемыми для любой аудитории — они «поют» руками. Старшие учат жестам младших. В репертуаре русские народные песни, военная тематика и общеизвестные хиты. Также воспитанникам предлагается много заданий по импровизации движений под музыку. Детям не даются готовые движения, а они сами должны придумать. В таких заданиях у детей развивается воображение и творчество. Воспитатель помогает выполнить движения выразительно и красиво. На занятиях дети овладевают, не только крупной моторикой движений, но и уделяется немало времени для развития мелкой моторики, мимики. Дети мимикой показывают свой эмоциональный отклик на музыку, изображают характер музыкального образа. Дети воспринимают музыку в аудиозаписи, анализируют ее и далее импровизируют под музыку, выполняют движения в соответствии с характером музыки. Обучение глухих детей — это долгий процесс. На начальном этапе дети знакомятся с содержанием песни. Далее идет работа над каждой музыкальной фразой: разучивается ритмический рисунок мелодии (прохлопываем и т.д., проговаривание музыкальной фразы в ритме песни, работа над интонацией). Добавляются танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах. За этими на первый взгляд простыми движениями скрываются долгие и изнурительные тренировки. Занятия проходят по-особенному. Музыка играет в разы громче обычного для того, чтобы чувствовать вибрацию пола и колонок. Музыку воспринимают с помощью тактильно-вибрационных ощущений. Вибрацию ощущают ногой и стопой. Дети «слышат» телом.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятий.
Эффективной формой общения детей со своими сверстниками стали традиционные праздники в Центре. Результаты обучения воспитанников демонстрируются на праздниках; дети исполняют музыкально – пластические композиции, составленные с учетом их возможностей. На мероприятиях должен принимать участие каждый ребенок, выступая в посильной для себя роли. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям.
Занятия помогают детям школьного возраста всесторонне гармонически развиваться в искусстве жанров жестовой песни, танца и пантомимы. Программа позволяет преодолевать эмоциональный, коммуникативный, познавательный барьер в жизни Центра, школы и в обществе.
Как осуществляется работа над жестовым пением? Сначала надо выбрать тему концертной программы. Скажем, к Дню знаний подбираем песни о школе, о стране знаний, к Дню учителя – песни об учителях, об этом осеннем празднике, к Новому году – новогодние песни. К Дню Победы в Великой Отечественной войне подбирается военный песенный репертуар и т.д.
Сначала выбираются песни, затем состав исполнителей песенного репертуара. Потом осуществляется работа над текстом, проводится словарная работа, сопряженное проговаривание текста, заучивание текста песен наизусть. Осуществляется подборка синонимов и эпитетов к словам песен, жесты. Отрабатывается выразительность, точность, образность жестов, их осмысленность и синхронность с проговариванием, лицевая мимика и ритмичность телодвижений. Только в результате этих совокупных действий рождается настоящая жестовая песня и настоящий исполнитель жестовой песни.
После того, как песня «переведена» на язык жестов, необходимо ее выучить. При этом учащиеся заучивают не только сами жесты, но и учатся «проговаривать» слова песни. Артикуляция должна быть четкой и выразительной, ведь многие ребята читают по губам. И только потом, когда заканчивается работа непосредственно над содержанием песни, начинается не менее кропотливая работа над движениями наших «артистов». Очень важно достичь синхронности и пластичности жестов.
Одна из основных задач приобщать воспитанников к концертной деятельности – участие в конкурсах и фестивалях детского творчества.
Каждый год в Санкт-Петербурге в концертном зале Дворца молодежи проходят конкурсные дни Всероссийского фестиваля жестового пения
«Поющие руки» с участием коллективов из разных городов нашей страны.
Конкурсанты соревнуются по четырем номинациям: «Зримая песня», «Сольная песня», «Музыкальный дуэт» и «Вокальный ансамбль».
На гала-концерте открытого фестиваля происходит награждение. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в конкурсе, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям. Выезжая на различные конкурсы, фестивали, наши дети учатся общаться со сверстниками, вступать в общение с незнакомыми людьми. Это помогает также принять ребенка, поняв, что он – личность, талантливая и своеобразная. Мы, учителя, гордимся своими детьми – лауреатами многочисленных конкурсов и фестивалей.
Освоение нашими детьми жестовой речи – безусловно, сам по себе факт положительный, мы стараемся работать над жестовым переводом песни, над наполнением произведения смыслом, жизнью, сценическим движением. Большое значение уделяем созданию образа каждого слова, тем самым развивая и мышление, и воображение, и речь. В этой связи большое значение имеет отбор материала для жестового пения, его педагогическая целесообразность. Отдаём предпочтение песням, имеющим воспитательную направленность, независимо от тематики – будь то военная песня или песня о сказке.
Жестовое пение-это актерское мастерство, хореография, драматургия и язык жестов. Оно дает возможность самовыражения и развития, спасает от ощущения глухоты и замкнутости в своем мире, объединяет воспитанников, согревает их детскую душу.
1. Куинджи Н.Н. «Валеология: пути формирования здоровья школьников» Методическое пособие. Москва, изд. «Аспект Пресс», 2001, 144 стр.
2. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва, изд. «Владос», 1997, 223 стр.
3. Речицкая Е.Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы» 152 стр.
4. Тугова Н.А. «Музыкально – ритмические занятия в школе для слабослышащих детей», Москва, изд. «Просвещение», 1992, 145 стр.
5. Яхнина Е.З. «Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха», Москва, изд. «Владос», 2003, 272 стр.
6.Зайцева Г.Л.Жестовая речь. Дактилология-М.: Владос, 2004,192стр.
Зайцева Г.Л.Жестовая речь. Дактилология-М.: Владос, 2004,192стр.
Источник
Психокоррекционная методика жестового пения
Представлена авторская методика коррекционной работы. Метод жестового пения как психокоррекционная методика, ориентированная на развитие высших психических функций и творческих способностей. Предназначена для дефектологов, сурдопедагогов, психологов.
Ключевые слова: психокоррекционная методика, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, нейрогимнастика, жестовое пение, артикуляция, сурдопедагог, дактиль, синхронность.
Мы, психологи привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, мышление у обучающихся с особыми образовательными потребностями (ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи, умственная отсталость). Но при этом мало обращаем внимание на сам мозг, от которого развитие ВСЕГО и зависит. Нам известно, что мозг состоит из двух полушарий: левой и правой. Занимаются они разными делами: левое — мыслит логически, Правое — помогает создавать новое, отвечает за творческие способности. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых оба полушария. Для гармоничного состояния и совершенствования мозга необходимо его тренировать.
Психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Нейрогимнастика была разработана в 70-е годы американским психологом Полом Деннисом, далее совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана «Гимнастика Мозга». Среди отечественных психологов нашего времени известна Ольга Троицкая – психолог и консультант. По их мнению, самый главный инструмент для развития мозга — это руки. Ведь действуя двумя руками, человек развивает оба полушария сразу. В этом отношении очень повезло музыкантам, пианистам, так как их с раннего детства уже делали гармоничными.
В свете требований нового стандарта «следует учитывать, что в ходе образовательной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения»*.
Для решения данной проблемы я решила использовать в своей практике жестовое пение как аналог нейрогимнатики и как психокоррекционную методику. В силу имеющего у меня опыта работы с разной категорией детей (слабослышащие и глухие, умственно отсталые, с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи), на мой взгляд, жестовое пение имеет огромное развивающее значение. Создавая образ каждого слова в выбранной музыкальной композиции, тем самым развиваем и мышление, и воображение, и речь, так как приходится подбирать слова синонимы, проводить аналогию, передавать скрытый смысл предложений и речевых оборотов, а также тренируется крупная и мелкая моторика рук, память и внимание. Положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что жестовое пение – это творческий вид деятельности с использованием рук и артикуляции под музыкальное сопровождение с психокоррекционным эффектом.
Субъект: дефектолог, сурдопедагог, педагог-психолог (кто использует методику, воздействует).
Объект: личность, группа лиц (на кого воздействуют с помощью методики).
Предмет: высшие психические функции, творческие способности (что именно корректируем, развиваем, формируем).
Цель: развитие высших психических функций и творческих способностей (на языке конкретного результата).
Задачи (поэтапные действия для достижения цели):
- научить владеть основными приемами художественно-эстетического использования жестового пения: пластичность рук, направление движения рук и тела, правильно выражаться мимикой лица, четкое использование артикуляции губ;
- сформировать специальные знания и умения (жестовый словарь, пантомима);
- содействовать самостоятельному выражению идеи музыкальной композиции разнообразными выразительными средствами (давать эмоциональную окраску).
- развивать память, внимание, способность к абстрактному и логическому мышлению (переход от вербального к невербальному произношению и наоборот; подбор слов синонимов, проводить аналогию, передавать скрытый смысл предложений);
- обогащать словарный и жестовый запас;
- развивать крупную и мелкую моторику рук.
- развивать эмоциональный фон и обогащать чувственный опыт детей;
- снизить психоэмоциональное напряжение.
Требования к использованию методики жестового пения.
- Обязательно знания жестового языка, дактиль (курсы, личная практика общения, репетиторство, приложение сурдоперевода). Требуется грамотное использование жестов.
- Соблюдать дресс-код: чёрный верх, красная помада, ногти ярким цветом, волосы убраны от лица, отсутствие очков.
- Эмоциональность педагога, живая мимика лица.
- Соответствие методики физиологическим способностям ребёнка (не для слепых), адаптирование под особенности развития ребёнка (детский церебральный паралич, косоглазие, умственная отсталость со сложными дефектами).
- Отдельное помещение, кабинет.
- Музыкальное оборудование.
Этапы:
Подготовительный.
Цель: ознакомление с творческим жанром – жестовое пение, с музыкальной композицией, первичная диагностика.
Обучающий.
Цель: использование жестового языка в соответствии с текстом, с мелодией.
Тренировочный.
Цель: развитие синхронности и точности движений через многократное повторение жестов.
Реализующий.
Цель: применение в творческой самореализации, вторичная диагностика.
Структура занятия:
- Артикуляционная гимнастика или пальчиковые упражнения.
- Повторение дактиля, слов, жестов.
- Новый материал.
- Гимнастика для мозга, упражнения на синхронность или отработка движений, жестов под музыку.
- Закрепление, возможно домашнее задание.
Методы и приёмы: показ жестов и дактиля, перевод слов, повторение, инсценировки, пересказ стихов и сказок жестами; пальчиковые игры и упражнения; артикуляционная гимнастика; приём эффективного запоминания «Мы-Я-Ты», упражнения на синхронность; отработка движений под музыку; творческие выступления.
Приём эффективного запоминания «Мы-Я-Ты» в процессе жестового пения.
1) совместное повторение жестов и слов;
2) педагог показывает только жесты, а ученик по жестам воспроизводит слова текста;
3) педагог говорит только слова текста, а ученик показывает жесты в соответствии с текстом.
Возраст: от 3-х лет, для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями.
Предполагаемые результаты.
Личностные результаты (формирование системы ценностных отношений к себе, другим, к образовательному процессу и его результату):
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- понимание и сопереживание чувствам других людей;
- умение сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты (усвоение способов деятельности, применяемых в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях):
- умение понимать причины успеха/неуспеха в деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение адекватно оценивать правильность выполнения задания и собственные возможности её решения.
Предметные результаты (усвоение конкретных элементов социального опыта – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности):
- умение в словесной форме определять характер, жанр, скрытый смысл музыкальной композиции;
- эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально-пластических и танцевальных композиций, овладение музыкально – пластической импровизацией;
- готовность применять приобретенный опыт в музыкально-творческой деятельности для организации содержательного культурного досуга.
Источник