РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). В процессе этой деятельности ребёнок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами. Предметная деятельность имеет свою логику развития.
Первые действия ребёнка с предметами, появляющиеся в младенчестве, ещё не являются истинно предметными, в основном это разнообразные ориентировочно-исследовательские действия и неспецифические манипуляции. Ребёнок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки: рассматривает, трогает, вертит в руках, сосёт, грызёт, постукивает, размахивает, возит по столу и пр. При этом малыш ещё не осознаёт физических свойств и культурного назначения предметов, не владеет соответствующими способами действия с ними.
Чуть позже ребёнок начинает замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства и соотношения: круглый мячик катает, бумагу мнёт, гремит погремушкой, резиновую игрушку сжимает и др. Такие действия называются специфическими манипуляциями. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для малыша уже не изолированно, а в определённых соотношениях с другими объектами: он вкладывает один предмет в другой, продевает игрушку через решётки манежа, ставит один кубик на другой и пр. Специфические действия такого типа называются со- относящими.
Экспериментируя с предметами с помощью неспецифических и специфических манипуляций, ребёнок извлекает множество ин формации об объектах, учится устанавливать связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. Исследовательское поведе ние совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Кроме того, в процессе экспериментирования ребёнок получает и чисто функ циональное удовольствие от самого процесса действования, ибо он ощущает себя при этом субъектом происходящего, источником из менений в окружающем его мире.
К концу первого года в репертуаре действий ребёнка с предметами появляются действия нового типа, когда предметы начинают ис пользоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый. Подражая взрослому, малыш воспроизводит рисунок того или иного движения: подносит ложку ко рту, расчёску — к го лове и др. Но это пока ещё только внешнее и далёкое от совершенства копирование, а не собственное предметное действие малыша, которое предполагает осознание смысла действия и его обобщение.
В начале раннего возраста наблюдается особая привязанность детей к тем предметам и действиям, которые показывают им взрос лые. Например, увидев, как мама «укладывает спать» куклу, малыш будет тянуться именно к этой игрушке и укладывать её в том же месте, что и мама. При этом, укачивая куклу, он может не обращать внимания на её положение, например держать вниз головой. Для ребёнка важно то, что он воспроизводит движение покачивания с тем же предметом, что и взрослый. Таким образом, особенность подобных действий состоит в том, что они закреплены за теми единичными предметами, на которых были первоначально выполнены вместе со взрослым, т.е. действие ребёнка ещё не отделено от вещи, не имеет обобщённого характера.
Постепенно малыш начинает переносить действия на другие предметы — ему уже не требуется непременно тот же предмет, которым действовал взрослый. Но такой перенос поначалу имеет своеобразный характер. Например, ребёнок в 1 год 2 месяца может «кормить» кубик, надевать носок на ножку стула или причёсывать расчёской мячик. Подобное поведение свидетельствует о том, что общая схема действия уже отделяется от конкретных предметов, но его смысл, т.е. культурное назначение действия, ещё не выде- лены для ребёнка. Данный этап, который продолжается примерно от 12 до 14—15 месяцев, можно назвать этапом функционального действия. В этот период ребёнок часто подражает тем действиям, которые наблюдает в повседневной жизни взрослых. Например, дети воспроизводят «разговор по телефону», «чтение книжки», не понимая смысла этих действий.
И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к предметным действиям нового качества — собственно предметным, специфически человеческим действиям на основе выработанных в культуре способам употребления предметов. К таким действиям прежде всего относятся орудийные действия.
Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения определённого культурно заданного результата. Орудийными действиями дети пользуются и в быту, и в ходе игры: совочком копают песок, насыпают его в ведёрко, забивают молоточком колышки в землю, пытаются завести ключиком заводную игрушку, рисуют карандашом, мелком. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте.
Освоение орудийного действия даётся ребёнку нелегко, поскольку предполагает совершенно определённый, жёстко фиксированный способ использования предметов. Непременным условием освоения орудийного действия является умение учитывать особенности как предметов-орудий, так и предметов, на которые эти орудия направлены. Это требует от малышей значительных усилий. Вначале ребёнок пытается действовать предметом-орудием как продолжением руки.
Такие действия называются «ручными». Лишь постепенно ручные действия преобразовываются в орудийные. Это хорошо можно видеть на примере того, как малыш овладевает совочком как орудием для насыпания песка. Сначала ребёнок тычет совочком в песок и вытаскивает его, не захватывая песка. Убедившись в бесполезности своих попыток, он начинает захватывать песок руками, что сразу же даёт положительный результат. Затем малыш опять берёт совочек и пытается вновь набрать в него песок. Так, делая множество проб и ошибок, подстраивая движение руки под свойства орудия, ребёнок наконец научается правильно действовать совком.
Переход от ручного действия к орудийному происходит не только путём приспособления руки к физическому свойству предмета- орудия, но главным образом под влиянием образца использования этого предмета, принятого в данном обществе, образца, который предлагает взрослый.
Выдающийся отечественный психолог Д.Б. Эльконин обратил внимание на тот очевидный факт, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Об этом ребёнок может узнать только от взрослых. Именно взрослый раскрывает цель совершаемого действия, его смысловую сторону, от него малыш узнаёт о назначении предмета, его функции (совочком копают, ложкой едят, расчёской причёсываются).
В сов местной с ребёнком деятельности взрослый показывает, объясняет, как правильно выполнять то или иное действие, помогает малышу овладеть технической стороной предметного действия. Освоение предметного действия предполагает наличие у ребёнка стремления следовать предлагаемому взрослым образцу действия. Развитие предметного действия происходит путём постепенного превращения совместного действия в действие, разделённое со взрослым, а затем и в самостоятельное.
Таким образом, главное условие формирования орудийных дей ствий — это совместная деятельность ребёнка со взрослым, в про цессе которой взрослый постепенно передаёт малышу общественно выработанные способы употребления предметов.
В совместной деятельности малыша со взрослым и в результате разнообразных самостоятельных проб у ребёнка складывается образ действия с предметом-орудием, который включает в себя понима ние функции предмета, цели действия, а также учёт соотношения элементов ситуации, орудий и достижения цели. Создание образа действия является итогом формирования предметно-орудийного действия. Этим оно отличается от простого копирования, которое осуществляется путём воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла.
Процесс формирования образа собственного действия для ребёнка неотделим от взаимоотношений со взрослым. Даже на по следних этапах его формирования, когда малыш уже осуществляет действие правильно и самостоятельно, он постоянно ориентируется на отношение и оценку взрослого. Это внешне выражается в постоянных обращениях ребёнка к взрослому: вопросительных взглядах, поисках помощи, словах «Как. Так. Так!». Соответствие действий ребёнка задаваемому образцу выступает критерием правильности использования предмета-орудия. Когда действие освоено, ребёнок перестаёт обращаться к взрослому за подтверждением правильности его выполнения.
Таков путь развития предметных действий в раннем возрасте. Наряду с ними в репертуаре действий ребёнка с предметами сохра няются и неспецифические и специфические манипуляции, и ориентировочно-исследовательские действия.
Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обусловливает развитие психических процессов, развитие личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.
Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокая ориентиров- ка ребёнка в предметном мире, развитие его интеллектуального потенциала.
Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослыми. Соответственно характеру действий ребёнка перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развёртывается главным образом по поводу практического взаимодействия со взрослыми. Общение опосредствуется предметными действиями. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым.
В рамках предметной деятельности формируется её новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих от- ношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно отделяться от предметов, на которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщённые действия. На их основе становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому и проникновение ребёнка в задачи и смысл человеческих действий. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — в действиях с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.
Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. При этом она опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, а также к самому себе. Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов детей, их любознательности, самостоятельности, целенаправленности.
В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребёнка о себе, о своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».
Источник
Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Действия с предметами»
Юлия Исакова
Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Действия с предметами»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102»
Педагоги-психологи: Исакова Ю. А., Смирнова А. С.
Цель: познакомить с особенностями развития предметных действий у детей раннего возраста.
1. Предметная деятельность ребёнка раннего возраста.
Предметная деятельность ребёнка раннего возраста является ведущим видом деятельности. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих предметов. Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир. В процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному восприятию является результатом овладения ребёнком простейшими действиями – манипуляциями с предметами.
Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.
На втором году жизни происходит совершенствование способов взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное развитие способствует совершенствованию действий, производимых ребёнком с предметами.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной особенностью в возрасте от 1,5 до 2 лет является опредмеченность восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию формы.
На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду, столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом происходит овладение орудийными действиями.
В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается.
2. Обсуждение составляющих предметной деятельности.
Как вы думаете, какие действия с предметами оцениваются в рамках этого параметра? (Обсуждение).
3. Линии развития предметной деятельности.
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития,среди которых:
становление орудийных действий;
развитие наглядно-действенного мышления;
развитие познавательной активности;
формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.
Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.
4. Приемы, повышающие общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого (в форме диалога).
Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:
— приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами,игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.);
— приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);
— приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.);
— приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.);
— прием отсроченного речевого сопровождения;
— подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.
5. Направления работы по формированию предметных действий.
Направления работы по формированию предметных действий включают задания, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование).
Первое направление – формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий.
— создания условий возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия с педагогом, установление положительного эмоционального контакта;
— вызывание эмоциональной, голосовой, двигательной реакции на появление и ласковое обращение педагога к ребенку;
— формирование восприятия окружающих предметов, игрушек, вызывание интереса к действиям с ними;
— обучение ребенка действовать совместно с педагогом, понимать жестовую и речевую инструкцию, побуждение к самостоятельным действиям.
Игры: «Где кукла?», «Что в ладошке?», «Разноцветные краски».
Практическое задание для педагогов: «Разноцветные краски».
Второе направление – формирование у детей ориентировки на оценку своих действий взрослым.
— обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний,например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец» и др. ;
— формирование у ребенка представлений о конечном результате действия.
Игры: «Покатай куклу», «Собери солдатика».Игровые задания: «помой посуду», «нарисуем дорожку».
Практическое задание: «Собери пирамидку, мисочки» (в парах).
Третье направление – развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
— формирование у ребенка перцептивных действий, направленных на обследование окружающих объектов (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания); умений захватывать и удерживать предметы в руке;
— обучение детей выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства;
— развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук; побуждение детей выполнять согласованные действия обеих рук по показу, самостоятельно; развитие у детей зрительно-двигательной координации.
Игры: «Возьми погремушку», «Птичка летает».Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».
Практическое задание: «Ой, летали птички».
Четвертое направление – формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами.
— формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это?», «Что с этим можно делать?», знаний о назначении предметов;
— обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;
— формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов,сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша);
— обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;
— формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание»);
— обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.
Игры: «Мишка заболел».Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.
Пятое направление – формирование соотносящих действий.
— обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.
Игры: «Спрячь зайку», «Собери бусы».Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.
Шестое направление – формирование орудийных действий.
— закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;
— закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.
Игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить?».
Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.
Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.
Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.
Источник