Желание повторить способ связи

Укажите главное и зависимое слова в словосочетании, назовитеспособ связи.Образец: просит помочь (примыкание), помочь

Ответ или решение 1

Желание (Какое?) большое — согласование, желание — главное слово, большое — зависимое слово;

выразить (Что?) желание — управление, выразить — главное слово, желание — зависимое слово;

учиться (Где?) в техникуме — примыкание, учиться — главное слово, в техникуме — зависимое слово;

техникум (Какой?) строительный — согласование, техникум — главное слово, строительный — зависимое слово;

поступить (Куда?) в техникум — примыкание, поступить — главное слово, в техникум — зависимое слово;

использовать (Что?) возможность — управление, использовать — главное слово, возможность — зависимое слово;

сдать (Что?) экзамен — управление, сдать — главное слово, экзамен — зависимое слово;

сдача (Какая?) успешная — согласование, сдача — главное слово, успешная — зависимое слово;

успехи (Какие?) отличные — согласование, успехи — главное слово, отличные — зависимое слово;

добиться (Чего?) успехов — управление, добиться — главное слово, успехов — зависимое слово;

успехи (В чем?) в труде — управление, успехи — главное слово, в труде — зависимое слово;

труд (Какой?) успешный — согласование, труд — главное слово, успешный — зависимое слово;

закончить (Что?) учебу — управление, закончить — главное слово, учебу — зависимое слово;

закончить (Как?) досрочно — примыкание, закончить — главное слово, досрочно — зависимое слово;

стремиться (К чему?) к цели — управление, стремиться — главное слово, к цели — зависимое слово;

цель (Какая?) высокая цель — согласование, цель — главное слово, высокая — зависимое слово.

Источник

Желание повторить способ связи

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).

(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься приятно. (13)Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.

Читайте также:  Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка коэффициент ускорения

(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.

Источник

Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

1. Образовательные: Повторение сведений о словосочетании, полученных учащимися в предшествующие годы обучения: строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

2. Развивающие: выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот; мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания.

3. Воспитательные: воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы; развивать культуру умственного труда.

Тип урока: закрепление материала.

Оборудование: карточки с заданиями, критерии оценивания, видиоролик

1. Организационный момент. Позитивный настрой(видеоролик «Цветы»)

2. Сообщение темы урока (запись в тетради). Постановка целей урока учителем, формулирование задач учащимися.

3. Проверка теоретических знаний о словосочетании.

Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).

Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).

Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).

Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью).

Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).

Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).

Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).

Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).

Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком: яркой внешности , правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно , я не уверен, вера в человека, очень красивый , книги и ручки.

У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?

Выпишите словосочетания со связью управление.

Выпишите словосочетания со связью согласование.

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Согласование: большое желание , успешная сдача , отличные успехи , успешный труд, высокая цель

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь

Запишите все словосочетания из данных предложений в правый столбик таблицы в соответствии со видом подчинительной связи.

Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.

Читайте также:  Проблемное обучение как способ развития мышления

1. словосочетание с подчинительной связью согласование

3. зазеленели на сирени

2. словосочетание с подчинительной связью управление

5. недавно прошёл

3. словосочетание с подчинительной связью примыкание

6. широко отблескивала

8. зазеленели почки

4. грамматическая основа

11. река отблескивала

5. Работа над вопросами ЕНТ.

Найдите в предложениях синонимичные словосочетания. Выпишите их, определите способ связи в словосочетаниях.

В магазине я купил диск для компьютера. Свой компьютерный диск я отдал товарищу.(диск для компьютера — компьютерный диск)

Что общего между словосочетаниями-синонимами?

(Главное слово, общее грамматическое значение).

Подберите синонимичные словосочетания.

Лесной запах – запах леса

Бронзовая статуя – статуя из бронзы

Мраморный памятник – памятник из мрамора

Горный воздух – воздух гор

Солнечный город – город солнца

Костюм для тренировки – тренировочный костюм

Парк при море – приморский парк

Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница

Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка

Ветер с севера – северный ветер

Держаться с достоинством – держаться достойно

Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно

Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка , лисьи повадки , улыбающийся ребенок , деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.

Управление: дом из камня, шапка отца , повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни

Примыкание: отзываться восторженно, с делать умышленно, безнаказанно приходить , беззвучно колеблясь

Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную корку , солнечные лучи , собачий лай

(см. критерии оценки)

1.Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10.Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Источник

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

Читайте также:  Способы чтобы заболеть простудой

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Оцените статью
Разные способы