- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Проверочная работа «Словосочетание. Грамматическая основа предложения», 8 класс тест по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Русский язык. 5 класс
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Источник
Проверочная работа «Словосочетание. Грамматическая основа предложения», 8 класс
тест по русскому языку (8 класс) на тему
Темы по синтаксису, изучаемые в 8-м классе, достаточно сложные, требующие закрепления и промежуточной проверки усвоения изученного материала, входят в группу тем, включённых в ОГЭ по русскому языку. Данный текст может быть использован учащимися в качестве проверки своих знаний, а также учителями в качестве проверочной работы после изучения тем по синтаксису: «Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_proverochnaya_rabota_grammaticheskaya_osnova.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Словосочетание. Грамматическая основа предложения»
1.Укажите способ связи слов в словосочетаниях: зелёный авокадо, первый урок, сезон охоты, говорил смеясь, продолжил работать
1.Укажите способ связи слов в словосочетаниях: шагающий мальчик, рубить топором, громко смеяться, скорость лодки, старый друг
2. Замените словосочетание со способом связи согласование синонимичным словосочетанием со способом связи управление: морской берег, писательский труд
2. Замените словосочетание со способом связи управление синонимичным словосочетанием со способом связи согласование: директор школы, лай собаки
3. Выпишете грамматическую основу предложения и укажите, чем она выражена:
- По пескам у горизонта плыли три белых паруса.
- Любить – значит беречь от беды.
- Возвратясь с гостями с псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и, только не видя Дубровского, хватился о нём.
- Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва!
- Лисица с лисёнком вылезли из норы погреться на солнышке.
- Все оттенки радуги представлены в раскраске крыльев бабочек.
3. Выпишете грамматическую основу предложения и укажите, чем она выражена:
- Июньским утром пастухи увидели страшное зрелище.
- Тогда Сильвио стал в меня прицеливаться.
- Красуйся, град Петров!
- Мама с малышом вышли на утреннюю прогулку.
- Провожающие своевременно вышли из вагонов.
- Утренняя прохлада с речной сыростью потянулась над лесной поймой.
- Запишите предложения, укажите вид сказуемого в них:
- Новичку это явление кажется странным.
- Сегодня мы будем тренироваться в зале.
- Через месяц путешественники появились в Москве.
- Пятью пять двадцать пять.
- Запишите предложения, укажите вид сказуемого в них:
- Простота есть необходимое условие прекрасного.
- Утро ясное, солнечное.
- Семью семь сорок девять.
- Накануне нового года состоится школьный бал.
5. Выпишете предложение (я), которое (ые) включает (ют) в свой состав составное глагольное сказуемое:
- Для сего велел он позвать к себе Машу.
- Парень сел на чемодан из двух стульев, находившихся в тесной конурке.
- Невинность есть лучшее украшение молодости.
- Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.
5. Выпишете предложение (я), которое (ые) включает (ют) в свой состав составное именное сказуемое:
- Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей.
- Она Алексея ещё не видела, между тем как все молодые соседки только о нём и говорили.
- Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища пугачёвского.
- Когда легковерен и молод я был, младую гречанку я страстно любил.
6. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
- Лишённая ухода плодородная земля быстро заросла бурьяном.
- Пальцы лягушек оснащены цепляющимися дисками.
- Кто-то решил избавиться от сорняков огнём.
- Мой знакомый долго водил за нос своих родителей.
6. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
- Через несколько часов после еды птица снова хочет есть.
- Однажды хорёк забежал на колхозный двор.
- Капканы долгое время оставались пустыми.
- Перемена в поведении мышей бывает резка и неожиданна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Грамматическая основа предложения»
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Грамматическая основа предложения» с использованием технологий РКМЧП и ИКТ.
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме «Грамматическая основа предложения»
Ресурс представляет собой учебный тренажёр и проверочный тест по теме «Грамматическая основа предложения».Его можно использовать для работы по указанной теме в 8 классе и при подгото.
Проверочная работа по теме «Грамматическая основа предложения» 9 класс
В помощь учителям 9 классов.
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему «Грамматическая основа предложения»
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе на тему «Грамматическая основа предложения» (2 варианта).
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме «Предложение. Грамматическая основа предложения».
Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р.
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — .
Грамматическая основа предложения – простое предложение
Цели: закреплять изученное о предложении; уточнить понятие о грамматической (предикативной) основе предложения; показать взаимосвязь подлежащего и сказуемого; дать понятие об односоставных и двусостав.
Источник
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Источник