Зелень образовано бессуффиксным способом

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Основные способы образования слов в русском языке

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Способы словообразования.

2. Словообразовательный анализ слова.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Читайте также:  Группа все способы переноса

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Источник

Конспект урока русского языка «Бессуффиксный способ словообразования »

Заместитель директора школы по УВР:

Технологическая карта урока русского языка по теме:

« Бес суффиксный способ словообразования »

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова )

студентка 4 курса

Тема урока : Бессуффиксный способ словообразования .

Формировать умение находить слова, образованные бессуффиксным способом

1. Развивать умение находить все морфемы в слове, определять производную и производящую основы, развивать правописные умения.

2.Развивать речемыслительную деятельность, внимание.

3.Воспитывать аккуратность при ведении записей в тетради.

— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку .

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии

-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

формирование интереса к новому учебному материалу ;

— формирование умения определять способы образования слов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Здравствуйте, ребята. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

Подготовка класса к работе.

Настраиваются на работу

К: планирование учебного сотрудничества

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Читайте также:  Сложение как способ словообразования существительных

1. Проверка домашнего задания.

— Какую основу называют производной?

— Какую основу называют производящей?

— Назовите непроизводные слова для каждой группы однокоренных слов упр. 175.

1) петь. 2) звук. 3) семья. 4) дно.

— Приведите примеры слов, образ-х прист.-суффикс. способом.

безрукавка – без + рукав + ка; безотцовщина – без + отц + овщина; взгорье – вз + гор + ье; взгорок – вз + гор + ок;

незнайка – не+ знай (знать) + ка; неумеха – не + уме (уметь) + ха; обмылок – об + мыл (мылить) + ок;

поскачка – по + скач (скакать) + ка;

попрыгун – по + приг (пригать) + ун .

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Доказывают справедливость своего выбора.

Приводят примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. .

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Формулирование темы и учебной цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1.Организует работу по определению способов образования слов:

Зелёный – зелень, чёрный – чернь, ходить – ход

— Есть ли суффикс в словах?

2. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составл яют предложени я :

Сегодня на уроке я могу..

Л: ф ормирование познавательного интереса

К: у мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Проблемное объяснение нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

3. Обращение к теоретическому материалу I I I § 22 на с. 145

Как определить производную и производящую основы?

— Какой суффикс называют нулевым?

— От каких частей речи образуют слова с нулевым суффиксом?

— Как называют подобный способ?

И направо и налево.

( Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу руки потянули,

Позвоночник растянули. ( Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. ( Дети садятся .)

Читают теоретический материал.

Отвечают на вопросы учителя.

Выписывают слова в тетрадь.

Выделяют способ образования.

Отвечают на вопросы.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

проговаривание и закрепление нового знания

4. Упр. 177 Комментированное письмо.

(Вывоз, вход, зажим, накипь, вывод, ход, договор, взмах, крик)

(Глубь, глубина; высь, высота; удаль, удалец; тишь, тишина, тихоня; сушь, сухарь; явь, явность; низ, низина; даль)

Запишите слова, выделите суффиксы.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащих ся;

6. Работа с текстом. Упр. 180.

— Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его.

— Найдите устаревшие слова, определите их значения.

— С какой целью они употреблены в тексте?

Чаять — ожидать, надеяться.

Нахлебник 1) тот, кто получает за плату питание

( помещение) в чужой семье; 2) тот, кто живёт на чужие средства.

Приживальщик — бедный человек, живущий из милости в богатом доме.

Читайте также:  Способ разработки месторождения при небольшой глубине залегания

— С помощью каких средств связаны предложения первого абзаца?

— Спишите первый абзац, подчеркните эти средства.

— Выполните задания 2—5 к упражнению.

Определяют лексическое значение слов.

Определяют способ образования. Выделяют морфемы.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают над вопросами.

коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Р: у мение давать самооценку.

Л: а декватная самооценка

Итог урока (рефлексия деятельности)

самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Что нового открыли на уроке?

— Какие трудности возникли?

— Что удалось легче всего?

Учитель оценивает работу ребят на уроке, выставляет отметки.

Показывают геометрические фигуры:

Зелёный круг – мне всё понятно, я молодец.

Жёлтый квадрат – у меня не всё получилось, но я старался

Красный круг – мне надо быть внимательнее

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Инструктаж по выполнению д/з

Дифференцированное задание. Читать и знать § 22 (III).

1 вариант — упр. 179 (1,3,4)

2 вариант — упр. 179 (2).

Задают вопросы по выполнению.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка для 6 класса по теме «Бессуффиксный способ словообразования » разработан по современным требованиям в виде технологической карты. Расписаны личностные, метапрепредметные, предметные результаты.Включены различные задания, физминутка, разработано дифференцированное домашнее задание,

Номер материала: ДБ-643357

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы