- ЗАВУЧ
- Смотреть что такое ЗАВУЧ в других словарях:
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- ЗАВУЧ
- Завуч словообразовательный разбор способ словообразования
- План словообразовательного разбора:
- Образец словообразовательного разбора:
- Литература
- Словообразовательный разбор слова
- Непроизводные и производные слова в русском языке
- Производящая основа слова
- Что такое словообразовательный разбор?
- Словообразовательный и морфемный разбор
- Примеры словообразовательного разбора слов
ЗАВУЧ
корень — ЗАВ; суффикс — У; суффикс — Ч; нулевое окончание;
Основа слова: ЗАВУЧ
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный
Слово Завуч содержит следующие морфемы или части:
- ¬ приставка (0): —
- ∩ корень слова (1): ЗАВ;
- ∧ суффикс (2): Ч; У;
- ⏰ окончание (0): —
Смотреть что такое ЗАВУЧ в других словарях:
ЗАВУЧ
ЗАВУЧ, -а, м. Сокращение: заведующий учебной частью, заместительдиректора школы (училища) по учебно-воспитательной работе.
ЗАВУЧ
завуч м. разг. Заведующий учебной частью (школы, училища и т.п.).
ЗАВУЧ
завуч м. разг. = заведующий учебной частью см. заведующий
ЗАВУЧ
завуч сущ., кол-во синонимов: 2 • заведующий (34) • профессия (336) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
1) Орфографическая запись слова: завуч2) Ударение в слове: з`авуч3) Деление слова на слоги (перенос слова): завуч4) Фонетическая транскрипция слова зав. смотреть
ЗАВУЧ
(2 м), Тв. за/вучем; мн. за/вучи, Р. за/вучейСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
-а, м. разг. Заведующий учебной частью (школы, училища и т. п.).Завуч средней школы.Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
за/вуч, -а Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
за́вуч, за́вучи, за́вуча, за́вучей, за́вучу, за́вучам, за́вуча, за́вучей, за́вучем, за́вучами, за́вуче, за́вучах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: заведующий, профессия. смотреть
ЗАВУЧ
м. (заведующий учебной частью) разг. censeur m
ЗАВУЧ
м. разг.(заведующий учебной частью) director (jefe) de estudios (en una escuela)
ЗАВУЧ
м.(заведующий учебной частью) разг. censeur mСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
з’авуч, -а, твор. п. -емСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
м разг.教务主任 jiàowù zhǔrènСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
сущ. муж. рода; одуш.завуч
ЗАВУЧ
імен. чол. роду, жив.завуч
ЗАВУЧ
Ударение в слове: з`авучУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: з`авуч
ЗАВУЧ
-а, ч. Скорочення: завідувач учбової частини.
ЗАВУЧ
завуч, з′авуч, -а, м. Сокращение: заведующий учебной частью, заместитель директора школы (училища) по учебно-воспитательной работе.
ЗАВУЧ
за́вучСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
м. vicepreside (di una scuola media), responsabile didattico Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
ЗАВУЧ, -а, м. Сокращение: заведующий учебной частью, заместитель директора школы (училища) по учебно-воспитательной работе.
ЗАВУЧ
за’вуч, за’вучи, за’вуча, за’вучей, за’вучу, за’вучам, за’вуча, за’вучей, за’вучем, за’вучами, за’вуче, за’вучах
ЗАВУЧ
завучСинонимы: заведующий, профессия
ЗАВУЧ
Начальная форма — Завуч, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное
ЗАВУЧ
сущ.муж.(сокр.: заведующий учебной частью) завуч; завуч школы шкул завуче
ЗАВУЧ
м. (заведующий учебной частью) завуч (окуу бөлүмүнүн башчысы).
ЗАВУЧ
(заведующий учебной частью) oquv işleri müdiri
Источник
Завуч словообразовательный разбор способ словообразования
Если сравнивать морфемный и словообразовательный разбор, можно обнаружить много очевидных отличий. К сожалению, ученики не видят этой разницы и выполняют разбор по составу вместо определения способа образования слова.
Когда мы делаем морфемный разбор (разбираем слово по составу), то обычно начинаем с конца, снимая «слой за слоем» сначала одну морфему, потом другую.
Здесь важно установить часть речи, окончание (или его отсутствие у неизменяемых слов), а также значение и количество морфем.
При словообразовательном анализе действуем иначе: ищем первую основу (производящую, её ещё называют «первичной») и те аффиксы (приставку, суффикс, постфикс), которые к ней присоединились, обозначаем способ образования слова (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, сложносуффиксальный). Иными словами, не разделяем слово на составные части, а собираем их, учитывая, конечно, значение данного слова и устанавливая его связи с исходным словом.
Например, переписывать. Разбор слова по составу: пере-пис-ыва-ть (приставка + корень + суффикс + формообразующий суффикс). Словообразовательный разбор: переписывать — переписать ещё раз (образовано от основы слова переписа-ть + суффикс -ыва- суффиксальным способом).
Однако подобрать слово, объясняющее значение данного слова, не так легко. Это как раз и сбивает учеников с толку! Возьмём слово «несмелость». От чего оно образовалось: от прилагательного «несмелый» или от существительного «смелость»? Или слово «озорничать»: либо от «озорник», либо от «озорной»? Или наречие «неправильно»: от «правильно» или от «неправильный»? Оказывается, к этим случаям нужно подходить лояльно, учитывая двоякую мотивацию слова.
Процесс образования слова может сопровождаться и усечением основы, и наращиванием её, и наложением, и чередованием:
усечение — низость, нет К (от слова «низкий»);
наращивание — знаток, есть Т (от слова «знать»);
наложение — курский, СК и СК (от слова «Курск»);
чередование — книжный, [Ж]-[Г] (от слова «книга»).
Кроме того, не будем забывать о формообразующих морфемах, которые не принимают участия в строительстве новых слов:
у глагола это суффиксы начальной формы (инфинитива) -ТЬ, -ТИ, суффикс прошедшего времени -Л, суффикс повелительного наклонения И;
у причастия, которое образуется от глагола, — суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-, -ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-,- ЁНН-, -НН-, -Т-;
у деепричастия, тоже образованного от глагола, — суффиксы -А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ;
у наречия и прилагательного — суффиксы форм сравнения -Е, -ЕЕ, -ШЕ, -АЙШ-, -ЕЙШ-.
Ученики часто путают приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Чтобы этого не произошло, обратите внимание, что при приставочном способе оба слова — производное и производящее — принадлежат к одной части речи: принести от нести, премилый от милый, неволя от воля.
Образец рассуждения: беззвёздный — нет звёзд, значит слово образовано от основы слова «звезда» с помощью приставки БЕЗ — она означает отсутствие чего-либо — и суффикса Н приставочно-суффиксальным способом.
Не так всё однозначно и просто со сложными словами. Возьмём слово «пулемётчик». Как оно образовано: сложением или суффиксальным способом? Конечно, ясно, что сначала был пулемёт, а потом появился тот, кто его использовал на деле, то есть пулемётчик — пулемёт + ЧИК. Это суффиксальный способ.
Многие ребята испытывают недоумение, разбирая существительные, образованные от некоторых глаголов и прилагательных: знание, пение, пренебрежение, работа, переход, глушь, тишь, сушь. Некоторые слова образованы с помощью суффиксов НИ[j] ЕНИ[j]: знание от знать, пение от петь, пренебрежение от пренебречь. Другие образуются с помощью нулевого суффикса или путём усечения суффикса бессуффиксным способом: работа от работать, переход от переходить, глушь от глухой, тишь от тихий, сушь от сухой. Здесь срабатывает привычка, что образованное слово всегда больше, чем исходное.
Не обойтись без ясного представления о том, что такое словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. К примеру, к слову «ледниковый» можно подобрать следующие звенья: ледник масл-ЯНый -> маслян-ИСТый -> маслянист-ОСТЬ;
пустой -> пуст-ЫНя -> пустын-Ный -> пустынн-О;
томить -> У-томить -> утоми-ТЕЛЬНый -> утомительн-О.
Из подобных цепочек и состоит словообразовательное гнездо, по нему можно проследить путь других однокоренных слов: ледяной; ледок, ледочек; леденеть, обледенеть, обледенелый.
Теперь можно переходить к освоению всех имеющихся способов образования. От целого слова и от слов одной и той же части речи попробуем образовать слова приставочным способом. Сделать это легко! Смотрите: вз-лететь, рас-красавица, сверхъ-ёмкий, не-безвредный, на-всегда.
Суффиксальным способом можно образовать слова не только одной части речи, но и разных: волк -> волч-ОНОК и груша -> груш-ЕВ-ый.
Иногда слово образуется с помощью постфикса СЯ: радовать -> радовать-СЯ, нужда -> нужд-А-ть-СЯ.
Бессуффиксный способ — самый трудный. От прилагательных отбрасываем окончание, иногда суффикс, видим чередование: темь от тёмный, тишь от тихий, высь от высокий. У глаголов выпадают их суффиксы и -ТЬ: обмен от обменять, дрожь от дрожать, разлив от разливать.
Приставочно-суффиксальный способ требует одновременного присоединения к основе приставки и суффикса: пере-лес-ок, за-облач-н-ый, раз-дум-ыва-ть, с-верх-у. Обязательно учитываем, что предлог, стоящий рядом с существительным превращается в приставку: без размера -> без-размер-н-ый, под свечой -> под-свеч-ник. У глагола один суффикс заменяется другим: гулЯть -> РАЗгулИВАть, думАть -> ПРИдумЫВАть. Нередко можно встретить слова, образованные с помощью приставки и постфикса -СЯ: читать -> ЗАчитатьСЯ, шептать -> ПЕРЕшёптЫВАтьСЯ.
Сложением двух слов или основ при помощи соединительных гласных или без них образуются, как правило, имена существительные: пар + ходить -> пароход, птица + фабрика -> птицефабрика, диван + кровать -> диван-кровать.
Отличаются от сложных слов сложносокращённые, так как они образуются из частей основ, первых букв и начальных звуков: завуч баснописец, конь + водить + ств -> коневодство.
Без помощи аффиксов, путём перехода из одной части речи в другую образуется много разных слов (это так называемая субстантивация): столовая (прилаг.) комната — столовая (сущ.); люди, отдыхающие (прич.) на пляже, — отдыхающие (сущ.) уехали.
Довольно сложно представить способы образования служебных слов. Чаще всего предлоги, союзы и частицы образуются сложением или путём перехода из одной части речи в другую.
Без особых трудностей можно обнаружить, что числительные образуются от числительных с помощью суффиксов и сложения корней: шесть -> шест-надцать, три -> тр-О[j]-е, четыре + сто -> четырЕста, шесть + десять -> шестьдесят.
Также легко определить способы образования местоимений — приставочный и суффиксальный: с помощью приставок (кое-, не-, ни-), постфиксов (-то, -либо, -нибудь) и только от самих себя.
Имена существительные самые изощрённые по разнообразию способов образования, так как используют все уже названные нами способы!
Имена прилагательные образуются от существительных, прилагательных и глаголов с помощью самых разных суффиксов: песчАНый, торжествЕННый, революциОННый, белОВАТый, плохОНЬКий, отцОВ, лисИЙ, брезгЛИВый.
Приставочный способ возможен только от имён прилагательных: пре-скверный, не-сильный, рас-чудесный, без-радостный.
Приставочно-суффиксальным способом от существительных (редко от глаголов) образуется уже значительно меньше прилагательных: ПОДводНый, ЗАречНый, ДОвоенНый, НЕпрерывНый, БЕЗраздельНый.
Из словосочетаний способом сложения образуются прилагательные с участием соединительных гласных и без них: краснОщёкий, англОрусский, тёмнО-красный. Иногда при сложении прибавляется суффикс: стОрублЁВый, югОвосточНый, железнОдорожНый.
Глагол образуется от имён существительных и прилагательных с помощью суффиксального способа (и с постфиксом -СЯ): маслИть от масло, салютОВАть от салют, белИть от белый, пустОВАть от пустой, кудрявИтьСЯ от кудрявый.
Приставочным способом глаголы образуются только от глаголов: полететь, перелететь, залететь, прилететь, улететь.
Приставочно-суффиксальным способом (и с постфиксом СЯ) глаголы образуются от разных частей речи: плясать -> подплясывать, скука -> наскучить, ясный -> выяснить, трое -> утроить, воевать -> отвоеваться.
Наречие чаще всего образуется от имён прилагательных. На первом месте суффиксальный способ: тихо от тихий, критически от критический, где-то от где. На втором — приставочный: некогда от когда, неглубоко от глубоко, премного от много. На третьем месте — приставочно-суффиксальный: до-низ-у, по-зимн-ему, в-слеп-ую, по-немецк-и, в-дво-ём. Этот способ самый многообразный по вариациям приставок и суффиксов! Сложение встречается реже, иногда осложняется аффиксацией (добавлением или приставки, или суффикса): быстро-быстро, вполсилы, мимоходом, крест-накрест, полным-полно.
План словообразовательного разбора:
1. Определить часть речи и объяснить значение слова
2. Найти основу данного слова
3. Установить производящую основу
4. Выделить аффиксы
5. Определить способ образования
Образец словообразовательного разбора:
сложение —
1. Имя существительное означает то, что сложили, — процесс.
2. Основа -сложени[j]-
3. От основы -сложи- глагола «сложить»
5. Суффиксальный способ
Можно сделать разбор более сжато, это будет выглядеть примерно так:
Существительное «безделье» — то же самое, что быть без дела, образовано от основы слова «дело» с помощью приставки БЕЗ и суффикса [j] приставочно-суффиксальным способом.
Краткая запись будет такой:
Досуха (наречие) -> до + сух(ой) + а -> приставочно-суффиксальный.
Потренируемся! Как образованы эти слова?
Литература
1. Николина Н.А. О морфемном и словообразовательном анализе / Русский язык в школе. — 1985. — № 4. — С. 10-15.
2. Акуленко А.П. Использование кодоскопа при изучении способов образования / Русский язык в школе. — 1989. — № 6. — С. 25-30.
3. Шанский Н.М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию / Русский язык в школе. — 1994. — № 2. — С. 38-44.
4. Илюшина Л.А. О разборе слова по составу и о словообразовательном анализе слова / Русский язык в школе и дома. — 2002. — № 2. — С. 24-26.
5. Бажанова Н.А. Подготовка к ЕГЭ по теме «Словообразование» (XI класс) / Русский язык в школе. — 2010. — № 7. — С. 29-32.
6. Литневская Е.И. Об изучении словообразования в средней школе / Русская словесность. — 2005. — № 5-7.
Источник
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- неб о — корень/окончание;
- земл я — корень/окончание;
- рук а — корень/окончание;
- голов а — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
- небеса → под небес н ый;
- земля → земл ян ой → землян к а;
- влага → влаж н ый → у влажн и ть;
- близкий → при близ и ть → приблизить ся .
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
- чёрн ый → черн от а;
- рук а → руч н ой;
- красн ый → красн е ть.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вин а → винов н ый;
- виновн ый → виновн ость .
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходи ть → при ходить
- приходи ть → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов | Примеры |
---|---|