Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г. Игра «Как я стал учителем математики»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Урок — игра «Как я стал учителем математики» подготовлен в 2003 году, но на мой взгляд форма и содержание урока вполне современны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass.docx | 24.88 КБ |
zadaniya_testa-loto_4_varianta.zip | 74.42 КБ |
kartochki_loto_4_varianta.zip | 78.19 КБ |
pravilnye_otvety_loto_4_varianta.zip | 59.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г.
Игра «Как я стал учителем математики»
Автор: учитель математики МБОУ «СОШ № 143» г. Красноярска
Князькина Татьяна Викторовна
Цель урока: изучить новое научное понятие зависимости между величинами и способы её задания.
- развитие коммуникативных способностей учащихся, способности к самоанализу и самооценке;
- развитие навыка работы с учебной литературой с целью самостоятельного изучения математического материала;
- формирование навыка применения теоретических знаний в задачах с изменённым содержанием;
- увеличение математического кругозора метапредметного характера, развитие познавательного интереса при анализе исследования различных процессов.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы на уроке: индивидуально-групповая.
План урока (поэтапный)
- Разминка «Угадай, кто я?»
- Проверка домашнего задания «Я — зависимость между величинами. Какой я могу быть?»
- Тренировка «Как я умею применять свои знания?»
- Самооценка. Тест-лото «Оцени себя сам»
- Математическое исследование «Виды на будущее»
Необходимо проверить истинность равенства. Из букв, соответствующих пропорциям, составить слово. Это имя известного математика древности. Взаимопомощь в группе допускается.
Имя ученого расшифровано: ФАЛЕС
Как удобнее определить истинность равенства?
О: например А — перекрестным умножением, Ф – делением и т. д.
Вашим домашним заданием было самостоятельное изучение темы урока «Зависимость между величинами». Надеюсь, вы с этим справились. Итак, меняемся ролями. Вы — мои учителя, я – ваша ученица, которая не знакома с новым математическим понятием. Прошу вас помочь мне изучить новую тему.
(Ученики объясняют. По ходу я задаю им вопросы, которые могли бы возникнуть у обучаемого.
- Что такое зависимость между величинами?
- Как её можно задать?
- Покажите взаимосвязь между тремя видами задания зависимости: формулой, таблицей, графиком.
- Где мы встречаем различные виды зависимостей между величинами?
- Какие формулы известны?
Немного о формулах.
Кто — то стёр с доски часть формулы. Восстановите, пожалуйста, запись и «расшифруйте формулу»
Всё, что касается нового математического понятия, мне ясно. Как же я могу всё то, что услышала, применять на практике? А может быть мне это в жизни не пригодится?
- Решение задач по группам с озвучиванием у доски.
Месячная плата за мою квартиру составляет 1980 рублей. К сожалению, моя квартплата просрочена на 20 дней. Пеня составляет 1% квартплаты за каждый день просрочки. Сколько денег я потеряла?
Дополнительный вопрос всем: много это или мало?
Я хочу взять на полгода кредит в банке «ОВК» на сумму 100000 рублей. Сколько денег я «подарю» банку, если банк берёт 28% годовых?
Группа «Графики и табличники»
По заданному графику написать формулу зависимости y от x и составить таблицу из 5 столбиков.
1 сентября 6А класс совершил экскурсию на «Ракете» в город Дивногорск, который находится в 40 км от Красноярска. В Дивногорск мы шли 40 минут, обратно – 30 минут. Как узнать скорость течения воды в нашей великой реке Енисей? Какова эта скорость?
(P.S. Вспомните, в каком направлении течёт Енисей?)
Группа «Практики – маляры»
Перед вами модель куба, которую нужно закрасить краской. Сколько потребуется краски, если на 1 см² приходится 0,2 грамма краски? Составьте формулу зависимости площади всей поверхности куба S от длины ребра куба a. Измерьте длину ребра куба и найдите ответ задачи.
После озвучивания решения задач – пауза отдыха. Слушаем «Звуки природы» и угадываем, какое животное «поёт». (дельфин)
Спасибо, что помогли мне узнать многое о зависимостях между величинами, научиться их применять в решении практических задач. С помощью теста – лото попытайтесь оценить свои знания и умения.
- В тесте 5 заданий, соответствующих теме урока. В карточке лото есть как правильные ответы, так и неправильные.
- Если вы закроете 5 правильных ответа, то ставьте смело «5», 4 правильных ответа, то ставьте «4» и т. д.
- Не волнуйтесь, если у вас будут закрыты 3,2, 1 правильный ответ или ни одного, «плохих» оценок не будет, т. к. это первый урок по теме и у вас будет возможность исправить положение в лучшую сторону на следующих уроках.
- Решаем исследовательскую задачу.
Стр. 27 учебника № 102.
Решение: После измерения получаем: B ₁ B ₂ /C ₁ C ₂ =4/2=2; B ₂ B ₃ /C ₂ C ₃ =3/1,5=2;
Вывод: B ₁ B ₂ /C ₁ C ₂ = B ₂ B ₃ /C ₂ C ₃ ;
Формулируем гипотезу по тексту задания: «Если стороны угла пересекают 3 параллельные прямые, то из получившихся отрезков можно составить пропорцию»
Добавлю, что данная гипотеза представляет собой знаменитую теорему Фалеса, о которой пойдёт речь в геометрии.
- Подводим итоги в рабочей карте урока.
Источник
5. Способы задания зависимостей между величинамиграфический. Вариант 2.
Раздел долгосрочного плана: 6.4В Зависимости между величинами
Способы задания зависимостей между величинами: аналитический (с помощью формулы), табличный, графический
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
решать задачи на зависимость между величинами;
знать способы задания зависимостей между величинами;
записывать формулу зависимости по её описанию;
составлять таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;
строить графики зависимостей, заданных формулой и таблицей;
– знать способы задания зависимостей между величинами;
– записывать формулу зависимости по её описанию;
– составлять таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;
– уметь строить графики зависимостей, заданных формулой и таблицей .
– приводит примеры зависимостей между величинами;
– знает способы задания зависимостей между величинами;
– записывает формулу зависимости по её описанию;
– составляет таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;
– строит графики зависимостей, заданных формулой и таблицей.
Языковые цели обучения
– оперировать терминами данного урока;
– комментировать зависимости между величинами;
– описывать способы задания зависимостей между величинами.
Предметная лексика и терминология
– формула, зависимость между величинами, путь, скорость, время, работа, производительность, время, стоимость, цена, количество, масса, плотность, объем, площадь, длина, ширина, масса вещества в растворе, концентрация, масса раствора, единицы измерения, таблица значений.
Серия полезных фраз для диалога/письма
– изобразим график зависимости между … и …;заполним таблицу зависимости …;
Умение учиться, добывать самостоятельно информацию, анализировать ситуацию, адаптироваться к новым ситуациям, ставить проблемы и принимать решения, работать в команде, отвечать за качество своей работы, умение организовывать свое время.
Привитие ценностей осуществляется посредством работ, запланированных на данном уроке.
Взаимосвязь с жизнью, через решение практических задач.
Знание формул (расстояние, скорость, время, площадь прямоугольника и т.д.), умение находить неизвестные компоненты уравнений, находить значение алгебраического выражения. Умение строить точку в системе координат по ее координатам.
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
При необходимости разобрать примеры, вызвавшие затруднения.
Совместно с учащимися определить тему и цели урока, зону ближайшего развития.
Актуализация опорных знаний. Повторение.
Приложение 1.
Задание 1. На каком из рисунков правильно построены таблица и график пути пешехода со скоростью 5 км/ч в течение 3 ч?
Групповая работа. Для выполнения упражнений разделите учащихся на малые группы, для того чтобы они обсудили задание и выполнили его совместно. При выполнении задания учащиеся анализируют условие, в ходе обсуждения развивают математическую речь, самостоятельно принимают решение, развивают навыки работы в команде. Вспомнить о способах построения графиков. Учащиеся повторяют алгоритм построения графика зависимости температуры от времени.
Приложение 2 .
Задание 1. Постройте график изменения температуры по данным таблицы:
Время, ч (координата х)
Температура, °С (координата у)
Задание 2. Постройте график движения пешехода по таблице
Время, ч (координатах)
Расстояние, км (координата у)
(на оси Оу 1 клетка — 6 км)
Задание 3. Постройте график изменения температуры с полуночи до 12 часов по следующим данным:
Задание 4. Дана таблица наблюдения за изменением температуры в течение 11 ч.
По таблице найдите:
а) Какой была температура в 6 ч; в полночь?
б) В котором часу температура была самой высокой? самой низкой?
Можно ли по таблице найти, какой была температура в 1 ч; в 9 часов? (нет)
Когда температура была 6 °С? 8 °С? (нет)
Учащиеся приходят к выводу: в этом случае можно воспользоваться графиком. Построить график, ответить на заданные вопросы.
Задание 4. Дан график движения автомобиля (см. рис).
1) На каком расстоянии от места выезда был автомобиль за 1 ч; 2,5 ч; 4 ч после начала движения?
2) За какое время автомобиль проехал 75 км? 100 км? 225 км?
3) Какое расстояние преодолел автомобиль за все время и сколько на это ушло времени?
Вывод. Следовательно, графики движения, как и графики других зависимостей, помогают решать задачи двух видов: 1) по известным значениям абсциссы (времени) найти соответствующее значение ординаты (пути); 2) посоответствующим значением ординаты (расстояния) найти абсциссу (время). (Незабываемсначалаопределитьмасштаб.)
Наблюдайте за работой учащихся, если необходимо корректируйте их деятельность. По окончании времени каждая группа представляет свою работу классу.
Индивидуальная работа. Для закрепления и оценки усвоения пройденного материала предложить учащимся задания подобные заданиям Приложения 3. Каждый выполняет самостоятельно.
Приложение 3 .
Во время химического опыта температура раствора менялась, как показано на графике.
1. Какая из представленных чисел равна начальной температуре раствора?
1) 5°С; 2) 10°С; 3) 20°С; 4) 30°С.
2. Через какое время после начала опыта температура того самого раствора равнялась 20°С?
1) 25 мин; 2) 34 мин; 3) 20 мин; 4) 15 мин.
3. Какой была температура раствора через 1 ч после начала опыта?
1) 15°; 2) 10°; 3) 20°; 4) 30°.
После окончания выполнения, попросить обменяться тетрадями с соседом. Взаимопроверка по ключу. Собрать информацию о выполнении. Разобрать задания, которые были сделаны с ошибками.
Приложение 3
Беседа. Рефлексия. «Рефлексивный ринг»
Сегодня я узнал… Я научился…
У меня получилось… Было трудно…
Я смог … Я понял, что…
Меня удивило… Мне захотелось…
Обязательное домашнее задание по целям обучения 6.5. 2 .5,6.5. 2 .7 и 6.5. 2 .9
по теме: « Способы задания зависимостей между величинами: аналитический (с помощью формулы), табличный, графический» предполагает количество заданий, на выполнение которых учащиеся должны затрачивать не более 15-20 минут. Задания для выполнения дома рекомендуем дифференцировать по уровню сложности, включая задания на анализ, синтез и оценку.
Тест для формативного оценивания
Обвести кружком номер правильного ответа:
1. Выполненная работа, найденная по различной производительности за
8 ч, является переменной величиной:
1) зависимой; 2) независимой.
2. Если выполненная работа найдена по различной производительности
за 8 ч, то производительность является переменной величиной:
1) зависимой; 2) независимой.
3. Периметр квадрата, найденный по длине его стороны (табл. 78), яв-
ляется переменной величиной:
1) зависимой; 2) независимой.
Длина стороны квадрата 3,4 4,5 5,6 6,7 7,8
4. Переменная величина у , зависящая от х по формуле у = kх , является
1) зависимой; 2) независимой.
5. Множество точек координатной плоскости, у которых абсциссы равны
значениям независимой переменной х , а ординаты — соответствующим
значениям зависимой переменной у , называется ___________ зависимости
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности. Связи с ИКТ.
Группы учащихся организованны по схеме «Сильный – слабый», что позволяет слабому ученику улучшать свои навыки, а сильному учащемуся совершенствовать свои, осуществляя оценку деятельности другого и корректировку его знаний.
Используется наблюдение за действиями учащихся, обсуждением результатов выполнения заданий.
Взаимооценивание и самооценивание при решении заданий.
На уроке запланированы виды деятельности, способствующие передвижению учащихся по классу.
Источник