Зависимости между величинами способы задания зависимостей между величинами

Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г. Игра «Как я стал учителем математики»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Урок — игра «Как я стал учителем математики» подготовлен в 2003 году, но на мой взгляд форма и содержание урока вполне современны.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_6_klass.docx 24.88 КБ
zadaniya_testa-loto_4_varianta.zip 74.42 КБ
kartochki_loto_4_varianta.zip 78.19 КБ
pravilnye_otvety_loto_4_varianta.zip 59.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г.

Игра «Как я стал учителем математики»

Автор: учитель математики МБОУ «СОШ № 143» г. Красноярска

Князькина Татьяна Викторовна

Цель урока: изучить новое научное понятие зависимости между величинами и способы её задания.

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, способности к самоанализу и самооценке;
  • развитие навыка работы с учебной литературой с целью самостоятельного изучения математического материала;
  • формирование навыка применения теоретических знаний в задачах с изменённым содержанием;
  • увеличение математического кругозора метапредметного характера, развитие познавательного интереса при анализе исследования различных процессов.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы на уроке: индивидуально-групповая.

План урока (поэтапный)

  • Разминка «Угадай, кто я?»
  • Проверка домашнего задания «Я — зависимость между величинами. Какой я могу быть?»
  • Тренировка «Как я умею применять свои знания?»
  • Самооценка. Тест-лото «Оцени себя сам»
  • Математическое исследование «Виды на будущее»

Необходимо проверить истинность равенства. Из букв, соответствующих пропорциям, составить слово. Это имя известного математика древности. Взаимопомощь в группе допускается.

Имя ученого расшифровано: ФАЛЕС

Как удобнее определить истинность равенства?

О: например А — перекрестным умножением, Ф – делением и т. д.

Вашим домашним заданием было самостоятельное изучение темы урока «Зависимость между величинами». Надеюсь, вы с этим справились. Итак, меняемся ролями. Вы — мои учителя, я – ваша ученица, которая не знакома с новым математическим понятием. Прошу вас помочь мне изучить новую тему.

(Ученики объясняют. По ходу я задаю им вопросы, которые могли бы возникнуть у обучаемого.

  • Что такое зависимость между величинами?
  • Как её можно задать?
  • Покажите взаимосвязь между тремя видами задания зависимости: формулой, таблицей, графиком.
  • Где мы встречаем различные виды зависимостей между величинами?
  • Какие формулы известны?

Немного о формулах.

Кто — то стёр с доски часть формулы. Восстановите, пожалуйста, запись и «расшифруйте формулу»

Всё, что касается нового математического понятия, мне ясно. Как же я могу всё то, что услышала, применять на практике? А может быть мне это в жизни не пригодится?

  1. Решение задач по группам с озвучиванием у доски.

Месячная плата за мою квартиру составляет 1980 рублей. К сожалению, моя квартплата просрочена на 20 дней. Пеня составляет 1% квартплаты за каждый день просрочки. Сколько денег я потеряла?

Дополнительный вопрос всем: много это или мало?

Я хочу взять на полгода кредит в банке «ОВК» на сумму 100000 рублей. Сколько денег я «подарю» банку, если банк берёт 28% годовых?

Группа «Графики и табличники»

По заданному графику написать формулу зависимости y от x и составить таблицу из 5 столбиков.

1 сентября 6А класс совершил экскурсию на «Ракете» в город Дивногорск, который находится в 40 км от Красноярска. В Дивногорск мы шли 40 минут, обратно – 30 минут. Как узнать скорость течения воды в нашей великой реке Енисей? Какова эта скорость?

(P.S. Вспомните, в каком направлении течёт Енисей?)

Группа «Практики – маляры»

Перед вами модель куба, которую нужно закрасить краской. Сколько потребуется краски, если на 1 см² приходится 0,2 грамма краски? Составьте формулу зависимости площади всей поверхности куба S от длины ребра куба a. Измерьте длину ребра куба и найдите ответ задачи.

После озвучивания решения задач – пауза отдыха. Слушаем «Звуки природы» и угадываем, какое животное «поёт». (дельфин)

Спасибо, что помогли мне узнать многое о зависимостях между величинами, научиться их применять в решении практических задач. С помощью теста – лото попытайтесь оценить свои знания и умения.

  • В тесте 5 заданий, соответствующих теме урока. В карточке лото есть как правильные ответы, так и неправильные.
  • Если вы закроете 5 правильных ответа, то ставьте смело «5», 4 правильных ответа, то ставьте «4» и т. д.
  • Не волнуйтесь, если у вас будут закрыты 3,2, 1 правильный ответ или ни одного, «плохих» оценок не будет, т. к. это первый урок по теме и у вас будет возможность исправить положение в лучшую сторону на следующих уроках.
  1. Решаем исследовательскую задачу.

Стр. 27 учебника № 102.

Решение: После измерения получаем: B ₁ B ₂ /C ₁ C ₂ =4/2=2; B ₂ B ₃ /C ₂ C ₃ =3/1,5=2;

Вывод: B ₁ B ₂ /C ₁ C ₂ = B ₂ B ₃ /C ₂ C ₃ ;

Формулируем гипотезу по тексту задания: «Если стороны угла пересекают 3 параллельные прямые, то из получившихся отрезков можно составить пропорцию»

Добавлю, что данная гипотеза представляет собой знаменитую теорему Фалеса, о которой пойдёт речь в геометрии.

  1. Подводим итоги в рабочей карте урока.

Источник

5. Способы задания зависимостей между величинамиграфический. Вариант 2.

Раздел долгосрочного плана: 6.4В Зависимости между величинами

Способы задания зависимостей между величинами: аналитический (с помощью формулы), табличный, графический

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

решать задачи на зависимость между величинами;

знать способы задания зависимостей между величинами;

записывать формулу зависимости по её описанию;

составлять таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;

строить графики зависимостей, заданных формулой и таблицей;

– знать способы задания зависимостей между величинами;

– записывать формулу зависимости по её описанию;

– составлять таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;

– уметь строить графики зависимостей, заданных формулой и таблицей .

приводит примеры зависимостей между величинами;

– знает способы задания зависимостей между величинами;

– записывает формулу зависимости по её описанию;

– составляет таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;

– строит графики зависимостей, заданных формулой и таблицей.

Языковые цели обучения

– оперировать терминами данного урока;

– комментировать зависимости между величинами;

– описывать способы задания зависимостей между величинами.

Предметная лексика и терминология

– формула, зависимость между величинами, путь, скорость, время, работа, производительность, время, стоимость, цена, количество, масса, плотность, объем, площадь, длина, ширина, масса вещества в растворе, концентрация, масса раствора, единицы измерения, таблица значений.

Серия полезных фраз для диалога/письма

– изобразим график зависимости между … и …;заполним таблицу зависимости …;

Умение учиться, добывать самостоятельно информацию, анализировать ситуацию, адаптироваться к новым ситуациям, ставить проблемы и принимать решения, работать в команде, отвечать за качество своей работы, умение организовывать свое время.

Привитие ценностей осуществляется посредством работ, запланированных на данном уроке.

Взаимосвязь с жизнью, через решение практических задач.

Знание формул (расстояние, скорость, время, площадь прямоугольника и т.д.), умение находить неизвестные компоненты уравнений, находить значение алгебраического выражения. Умение строить точку в системе координат по ее координатам.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

При необходимости разобрать примеры, вызвавшие затруднения.

Совместно с учащимися определить тему и цели урока, зону ближайшего развития.

Актуализация опорных знаний. Повторение.

Приложение 1.

Задание 1. На каком из рисунков правильно построены таблица и график пути пешехода со скоростью 5 км/ч в течение 3 ч?

Групповая работа. Для выполнения упражнений разделите учащихся на малые группы, для того чтобы они обсудили задание и выполнили его совместно. При выполнении задания учащиеся анализируют условие, в ходе обсуждения развивают математическую речь, самостоятельно принимают решение, развивают навыки работы в команде. Вспомнить о способах построения графиков. Учащиеся повторяют алгоритм построения графика зависимости температуры от времени.

Приложение 2 .

Задание 1. Постройте график изменения температуры по данным таблицы:

Время, ч (координата х)

Температура, °С (координата у)

Задание 2. Постройте график движения пешехода по таблице

Время, ч (координатах)

Расстояние, км (координата у)

(на оси Оу 1 клетка — 6 км)

Задание 3. Постройте график изменения температуры с полуночи до 12 часов по следующим данным:

Задание 4. Дана таблица наблюдения за изменением температуры в течение 11 ч.

По таблице найдите:

а) Какой была температура в 6 ч; в полночь?

б) В котором часу температура была самой высокой? самой низкой?

Можно ли по таблице найти, какой была температура в 1 ч; в 9 часов? (нет)

Когда температура была 6 °С? 8 °С? (нет)

Учащиеся приходят к выводу: в этом случае можно воспользоваться графиком. Построить график, ответить на заданные вопросы.

Задание 4. Дан график движения автомобиля (см. рис).

1) На каком расстоянии от места выезда был автомобиль за 1 ч; 2,5 ч; 4 ч после начала движения?

2) За какое время автомобиль проехал 75 км? 100 км? 225 км?

3) Какое расстояние преодолел автомобиль за все время и сколько на это ушло времени?

Вывод. Следовательно, графики движения, как и графики других зависимостей, помогают решать задачи двух видов: 1) по известным значениям абсциссы (времени) найти соответствующее значение ординаты (пути); 2) посоответствующим значением ординаты (расстояния) найти абсциссу (время). (Незабываемсначалаопределитьмасштаб.)

Наблюдайте за работой учащихся, если необходимо корректируйте их деятельность. По окончании времени каждая группа представляет свою работу классу.

Индивидуальная работа. Для закрепления и оценки усвоения пройденного материала предложить учащимся задания подобные заданиям Приложения 3. Каждый выполняет самостоятельно.

Приложение 3 .

Во время химического опыта температура раствора менялась, как показано на графике.

1. Какая из представленных чисел равна начальной температуре раствора?

1) 5°С; 2) 10°С; 3) 20°С; 4) 30°С.

2. Через какое время после начала опыта температура того самого раствора равнялась 20°С?

1) 25 мин; 2) 34 мин; 3) 20 мин; 4) 15 мин.

3. Какой была температура раствора через 1 ч после начала опыта?

1) 15°; 2) 10°; 3) 20°; 4) 30°.

После окончания выполнения, попросить обменяться тетрадями с соседом. Взаимопроверка по ключу. Собрать информацию о выполнении. Разобрать задания, которые были сделаны с ошибками.

Приложение 3

Беседа. Рефлексия. «Рефлексивный ринг»

Сегодня я узнал… Я научился…

У меня получилось… Было трудно…

Я смог … Я понял, что…

Меня удивило… Мне захотелось…

Обязательное домашнее задание по целям обучения 6.5. 2 .5,6.5. 2 .7 и 6.5. 2 .9

по теме: « Способы задания зависимостей между величинами: аналитический (с помощью формулы), табличный, графический» предполагает количество заданий, на выполнение которых учащиеся должны затрачивать не более 15-20 минут. Задания для выполнения дома рекомендуем дифференцировать по уровню сложности, включая задания на анализ, синтез и оценку.

Тест для формативного оценивания

Обвести кружком номер правильного ответа:

1. Выполненная работа, найденная по различной производительности за

8 ч, является переменной величиной:

1) зависимой; 2) независимой.

2. Если выполненная работа найдена по различной производительности

за 8 ч, то производительность является переменной величиной:

1) зависимой; 2) независимой.

3. Периметр квадрата, найденный по длине его стороны (табл. 78), яв-

ляется переменной величиной:

1) зависимой; 2) независимой.

Длина стороны квадрата 3,4 4,5 5,6 6,7 7,8

4. Переменная величина у , зависящая от х по формуле у = kх , является

1) зависимой; 2) независимой.

5. Множество точек координатной плоскости, у которых абсциссы равны

значениям независимой переменной х , а ординаты — соответствующим

значениям зависимой переменной у , называется ___________ зависимости

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности. Связи с ИКТ.

Группы учащихся организованны по схеме «Сильный – слабый», что позволяет слабому ученику улучшать свои навыки, а сильному учащемуся совершенствовать свои, осуществляя оценку деятельности другого и корректировку его знаний.

Используется наблюдение за действиями учащихся, обсуждением результатов выполнения заданий.

Взаимооценивание и самооценивание при решении заданий.

На уроке запланированы виды деятельности, способствующие передвижению учащихся по классу.

Источник

Читайте также:  Способы обвязки крючком готовых изделий
Оцените статью
Разные способы