Защитные механизмы психики. Примеры из практики
Продолжаем серию статей, посвященных коучингу.
То, что я буду сегодня рассказывать, будет не совсем про коучинг. Скорее, это будет про психологию. А точнее, про внутренние ограничения.
Когда я проходил обучение коучингу, некоторые темы пересекались с психологией .
В коучинговой работе мы, в первую очередь, стараемся избавиться от убеждений, мешающих двигаться к своей цели.
Я решил копнуть поглубже и прочитал несколько статей и несколько книг на эту тему.
Более того, скажу, что это были не какие-то психологические научные труды.
Это была очень классная книжка про психологию создания героя в сериалах и фильмах. Эту книгу написала женщина-психолог. Как мне показалось, книга была написана очень понятным и доступным языком.
> Может, я и не психолог, и не заканчивал никаких тематических курсов. Вам даже может показаться смешным то, о чем сейчас я буду говорить.
Но понимание этих вещей мне очень сильно помогло снять внутренние ограничения. Я как-то лучше стал понимать себя. Стало очевидно, почему я не достигаю цели или почему в определенных ситуациях, я совершаю как будто предначертанные действия .
Поэтому я поделюсь с вами своими выводами.
Первое, о чем я хочу рассказать – это защитные психологические механизмы психики.
Если выражаться научным языком – это психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
То есть, может вдруг случается какой-то косяк, но мы не принимаем его, не хотим подвергнуться отрицательным переживаниям.
В этот момент, у нас включаются защитные механизмы.
Я вам сейчас перечислю самые расхожие внутренние ограничения и на каждое постараюсь привести пример. Сейчас вы все поймете.
В сильном стрессе человек переходит к незрелый модели поведения (ребенок).
Что-то типа “я хочу на ручки”. Получается обратная реакция. Вместо того, чтобы бороться, он пытается защитить свою психику от стресса.
Реакция может быть самой разнообразной. У человека начинается ступор, он впадает в спячку или хочет, чтобы его все жалели, начинает плакать и так далее.
Вот что означает регрессия.
Пример . Это может быть простое заболевание гриппом. Человек лежит с температурой (пусть и небольшой), требует к себе внимания и всячески пытается вызвать жалость и сострадание.
По возможности, снимаем это ограничение. Попробуйте взять себя в руки и установить контроль над событиями.
Кстати, когда я читал про эти механизмы, я узнавал себя в каждом из этих состояний. Интересно, но факт.
Если в детстве, допустим, с нами произошла какая-то психологическая травма, эта травма вытесняется в бессознательное, человек её не помнит, но она на его жизнь влияет.
Пример. Если приводить в пример совсем уж ужасные вещи, то, например, кого-то в детстве били родители или одноклассники. Происходит вытеснение этого факта , человек его не помнит.
Это нормальная, естественная защитная реакция организма.
Сознание не помнит – это да. Но в подсознании, сей факт остался, сидит где-то глубоко и влияет на дальнейшее поведение человека.
> Если продолжить наш пример, то здесь женщина может бессознательно не хотеть рожать детей. Она найдет любые причины, обоснуют все свои доводы по этому вопросу. Скажет, что она не готова, нет денег на ребенка, нет стабильности и так далее. На самом деле, первопричиной является далеко не это.
Конечно, это касается и мужчин тоже.
Это ограничение сложно снять, но, зная врага в лицо, мы можем этому противостоять.
Кстати, про вытеснение в психологической защите писал еще Зигмунд Фрейд .
Человек отрицает факт или событие, которое он не может принять (ему тяжело это принять).
Условно говоря, человек сделал что-то плохое. Настолько плохое, что это может разрушить его самосознание.
Он не хочет быть плохим. Он будет категорически отрицать – нет, такого не было!
Пример. Помните, у Булгакова, разговор Понтия Пилата и Иешуа:
*** «Боги, боги, какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было? — Ну, конечно не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — тебе это померещилось»
Не могу не привести этот пример, он просто ярчайший.
Вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”.
Это когда человек свои мысли, чувства, переживания приписывает другим людям, избегая эти теневые аспекты своей личной ответственности.
Пример. Бывало ли у вас такое, что вы смотрите на человека и он раздражает вас своим поведением?
И вы думаете: Фуу, какой неприятный тип! Ведет себя просто омерзительно!
Но почему мы обращаем на это внимание? Да потому, что в нас самих присутствуют те же самые черты.
> Если бы у нас этого не было, мы бы это не заметили. А тут срабатывает эффект зеркала. Проекция на себя.
У каждого из нас есть внутри некая теневая личность, которую мы боимся выпускать наружу.
Вот эти свои теневые аспекты, которые мы подавляем, мы их видим в проявлениях других людей.
Тот, у которого нет подобных теневых аспектов, на поведение того же самого человека никак не реагирует .
Проекция – это когда мы свои теневые чувства, которые в нас подавлены, приписываем другим людям.
Это когда мы находим объяснение, чтобы оправдать какие-то неприемлемые мысли, чувства, поступки и так далее.
Пример . Девочка Оля проиграла музыкальный конкурс. Признать свое поражение сложно. Конечно, она пела / играла на фортепиано лучше всех! Да и вообще, все места уже давно распределены, как ни старайся. И победитель – родственник кого-то из жюри…
Хотя, на самом деле, это далеко не так. И в реальности, Оля довольно посредственный музыкант.
Уловили? Если принять реальность, можно снять и это ограничение.
Когда эмоции, чувства, действия направляются не к адресату, которому они обращены, а на доступный объект. Поскольку это безопасней.
Пример . Думаю, все мы знакомы с такой ситуацией:
Начальник на работе на вас наорал, а вы пришли домой и наорали на своего ребёнка.
Это и есть замещение. То есть, начальнику вроде как страшно высказать всё в лицо, может и уволить. Зато можно выместить раздражение на более слабом (ребенке, коллеге), потому что это безопасней.
Знакомо? Бывает… Это все те же внутренние ограничения. Едем дальше.
Вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”.
Это когда исходный импульс преобразуется в противоположный.
Здесь отлично может подойти пример школы.
> Типичная ситуация, когда мальчики дергают девочек за косички, прячут портфель или дарят пустые коробки из под конфет. Может, они не любят девчонок?
Нет. Все это означает ровно наоборот , что девочка нравится, и мальчик любым способом хочет привлечь ее внимание.
Кстати, преобразование может быть не только из позитивного в негативное. Но и наоборот.
Этот способ позволит вам лучше понимать внутренние ограничения и поведение других людей.
Здесь, я думаю, с этим все более-менее знакомы.
Это когда мы направляем биологическую энергию на социально приемлемые цели.
Примером может послужить жизнь и творчество Леонардо да Винчи. Ввиду отсутствия интереса к личной жизни, ему удалось создать множество замечательных произведений искусства.
Сублимация перенаправляет вашу нерастраченную энергию в физическую реальность.
Хоть это и ограничение, но вполне себе позитивное.
Вот такие существуют внутренние ограничения, которые мешают нам жить.
Почему, собственно я об этом говорю.
Когда человек не может достичь своей цели, он использует какой-то защитный механизм психики.
В этот момент ему нужно просто объяснить, что вот прямо сейчас, ты что-то отрицаешь (например) или имеются другие психологические блоки . Давай-ка примем этот факт, уберем то, что мешает достигать целей, тогда тебе будет гораздо легче двигаться вперед.
По крайней мере, я для себя это так определил. Возможно, в психологических вершинах я не разбираюсь, но это мне помогает достигать целей.
Если ты понимаешь: Ага, здесь я что-то вытеснил, но я приму эти внутренние ограничения, поэтому мне будет легче достичь цели.
Ваша задача – увидеть и убрать то, что мешает движению вперед. Или принять этот факт.
Творческое приспособление.
Еще один важный момент, о котором я хочу сказать.
Есть такой ограничивающий фактор, который называется Творческое приспособление.
Это тоже что-то вроде защитного механизма психики , который лучше было бы снять.
Сейчас объясню на понятном примере.
Творческое приспособление – это наилучший способ удовлетворить свою потребность с учетом среды.
Перевожу на простой язык.
Рассмотрим на примере родителей и детей. Нам всем это близко.
Что думает и делает ребенок, чтобы заслужить любовь и внимание родителей?
- Нужно быть послушным, хорошо учиться, помогать другим.
> Увы, ребенок, при этом, ущемляет свои хотелки, лезет из кожи вон, чтобы мама или папа его похвалили. И это не послушание от сердца, это всего лишь модель творческого приспособления.
Может такое быть? Вполне!
К сожалению, этот метод воспитания часто встречается и в наши дни. Но что же происходит потом? Как творческое приспособление влияет на жизнь в дальнейшем?
>>> Когда ребенок вырастает, он и дальше будет наступать на горло собственной песне во взрослой жизни. Например, для того, чтобы заслужить одобрение начальника, или мужа, или друга.
Получается нелепая ситуация: человек уже вырос, ему как бы можно уже избавиться от модели поведения “заслужить любовь”.
Ан нет. Человек уже погрузился в творческое приспособление “заслужить любовь других” и будет это делать на протяжении всей жизни, и даже не попытается его снять.
Из-за этого, человек может не достигать своих целей. Внутренние ограничения сказываются на протяжении всей его жизни.
Раньше он своим приспособлением защищал себя от страданий, стараясь не быть плохим глазах мамы, а теперь, устоявшееся модель поведения контролирует и диктует, как нужно себя вести.
Вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”.
Я постарался объяснить всё предельно просто.
Например, когда я узнал про эти внутренние ограничения, мне стало как-то легче. Я понял, что это не я какой-то там идиот, а всему есть объяснение. Кроме того, от этого реально избавиться и убрать эти ограничения.
А стал о быть, тебе проще достичь своих целей.
Для меня это было фантастическим открытием, поэтому, я поспешил с вами поделиться.
Подведем итоги.
Стоит ли с ними бороться и убирать? Да, однозначно
Хоть вам и кажется порой, что это некая защита, что с ней вам легче жить, однако, эти же убеждения мешают вам достигать своих целей.
Именно поэтому, вам нужно постараться снять, убрать эти психологические блоки.
Врага надо знать в лицо, поэтому коротко повторим все виды этих внутренних ограничений.
- Регрессия.
Это эффект обратной реакции. В сложной ситуации, человек, вместо того, чтобы собраться и мобилизовать свои силы, начинает ныть и жаловаться. Т.е. ведет себя, как ребенок. - Вытеснение.
Вытеснение можно назвать “активным забыванием”. Это уменьшение негативных эмоций за счет удаления их из памяти. - Отрицание.
Отрицание – это когда человек категорически не желает принимать существующую реальность. Нет! этого не было! Хотя, конечно, было… - Проекция.
Проекция – это когда мы свои теневые чувства, которые в нас подавлены, приписываем другим людям. - Рационализация.
Способность постоянно снимать с себя вину и находить весомые аргументы в пользу самооправдания. - Замещение.
Когда эмоции, чувства, действия направляются не к адресату, которому они обращены, а на доступный объект. - Реактивное преобразование.
Когда исходный импульс преобразуется в противоположный. - Сублимация.
Это когда мы направляем биологическую энергию на социально приемлемые цели. - Творческое приспособление.
Это когда человек подстраивает свое поведение под окружающий его мир.
Еще раз повторюсь, что все это мне помогает достигать целей.
Я постарался донести это до вас как можно доступнее, используя примеры.
Надеюсь, эта информация была для вас полезной.
Если вам что-то было не понятно, или в процессе изучения материала, у вас возникли вопросы, не стесняйтесь, пишите их в комментариях.
Как обычно, я отвечу на них быстро и четко.
Источник
10 механизмов психологической защиты, и как научиться их распознавать
Защитные механизмы психики помогают нам ровно до того момента, пока не становятся слишком частым явлением в нашей жизни. В таком случае у человека может развиться невроз: могут появиться различные фобии, тревожность, навязчивые состояния — в общем, список можно продолжать еще долго.
А пока мы предлагаем тебе ознакомиться с основными защитными механизмами твоей психики и на примерах рассмотреть их влияние.
1. Вытеснение
Тем, кто часто смотрит детективные фильмы и сериалы, наверняка знаком этот защитный механизм, однако частенько он может проявляться и в повседневной жизни каждого из нас. Вытеснение — это неосознанное избавление от нежелательных фрагментов памяти, мыслей, желаний и даже чувств. Человек способен «забыть» даже целый отрезок своего прошлого, если в нем было много тяжелых переживаний.
Причины могут быть разными: защита от чувства вины за какой-то поступок, стыда, постоянного чувства тревоги, с которым невозможно нормально жить. Конечно, эта стратегия вовсе не в силах избавить человека от влияния вытесненных в бессознательное чувств — они все равно провоцируют тревогу и другие негативные проявления.
Так как действие этого защитного механизма на экране видел, наверное, каждый — вот пример из реальной жизни. Если ты совершишь в отношении другого человека поступок, за который тебе будет стыдно, твоя память не станет держать такое воспоминание долго — оно будто бы испаряется. А вот человек, которого задел твой поступок, будет помнить его в мельчайших деталях даже тогда, когда все вокруг давно забыли об этом.
2. Проекция
Этот защитный механизм являет собой перенесение своих собственных нежелательных черт на других людей. Проецируются чаще всего мысли и поступки, которые не одобряются социумом, например: агрессия, жестокость, сексуальные фантазии или несправедливая критика.
Яркий пример — когда человек, которым овладело чувство ненависти, чтобы как-то справиться с ним, убеждает себя в том, что объект его ненависти испытывает к нему такие же негативные эмоции. Часто люди, чтобы оправдать себя, используют фразу «все так делают» или «они этого заслуживают».
3. Вымещение
Это тот самый механизм защиты, действие которого ты можешь называть просто — «спускаю пар». Вымещение перенаправляет твои эмоции, вызванные сильным возбуждением, неудачей, обидой на кого-либо и т. д. на человека (или предмет), который служит как бы заменой настоящему виновнику твоего плохого настроения.
Допустим, после неприятного разговора с коллегой по работе или начальником, которому ты не можешь высказать свое недовольство, ты вымещаешь весь негатив дома — можешь поругаться с членом своей семьи, девушкой или друзьями.
4. Идентификация с агрессором
Когда человек кого-то боится, подсознательно он может стремиться к тому, чтобы быть похожим на своего обидчика — агрессора.
Один из наглядных примеров — стокгольмский синдром и его влияние на человека. В 1974 году произошло похищение Патрисии Херст — жертва оказалась в руках американской террористической группировки. После перенесения физического и психологического насилия Патрисия стала участницей банды и даже совершила вместе с ними ограбление, причем добровольно. Конечно, в суде ее оправдали, так как признали, что Патрисия страдает от стокгольмского синдрома.
5. Сублимация
Если вымещение оказывает негативное влияние на человека и его отношения с окружающими, то сублимация, напротив, помогает направить сильные эмоции в конструктивное русло.
Пример — творчество. Многие творения известных танцоров, художников, музыкантов, писателей и поэтов являются примерами сублимации. Интерес к трупам можно сублимировать при работе в морге, склонность к насилию можно удовлетворить работой в силовых структурах и так далее.
6. Отрицание
Отрицание — это отвержение событий, чувств и мыслей, которые человек не может спокойно принять, проходящее на сознательном уровне. Такой механизм защиты весьма примитивен и часто действует совместно с другими механизмами психики.
Яркий пример отрицания — курильщик, который не желает признавать вред сигарет. Для поддержания своей веры он может убеждать себя и других в том, что загрязненный воздух или вода из-под крана наносят здоровью людей куда больший вред, чем сигареты.
7. Регрессия
Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.
Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня. Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве.
8. Рационализация
Это искажение фактов — сознательное и бессознательное. Цель такого защитного механизма — сделать событие или реакцию на него менее опасными и травмирующими. Другими словами, человек придумывает себе оправдания, причем некоторые из них настолько естественные, что он сам может не замечать собственной лжи.
Пример: если человек нагрубил кому-то без всякой на то причины и был призван за свои действия к ответу, он, скорее всего, постарается найти причины такого поведения, чтобы оправдать его.
9. Реактивное формирование
Тут все просто: человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).
Пример реактивного формирования — взрослый сын, который заботится о своем родителе, всячески пытаясь угодить ему, но на самом деле испытывает к нему негативные чувства (допустим, из-за тяжелого детства или плохого отношения к себе). Или человек, который относится к другому крайне негативно, но на самом деле просто маскирует свои теплые чувства, испугавшись их.
10. Аутоагрессия
Это защитный механизм, выражающийся в самообвинениях, самоуничтожении и даже нанесении себе вреда (физические повреждения, следствие приема наркотических средств и алкоголя, чрезмерное увлечение опасными видами спорта — экстримом и др.). Несмотря на множество возможных негативных последствий, в эмоциональном плане такое поведение может переноситься легче, чем агрессия, которая направляется непосредственно на виновника тяжелой ситуации.
Ярчайший пример — ребенок, который переживает сложности в отношениях с родителем. Он не может смириться и признать, что родитель ведет себя с ним пренебрежительно просто так или из-за своей нелюбви, и вместо родителя начинает винить себя. Он убеждает себя в том, что заслужил такое поведение.
Источник