- Тема 11. Защита трудовых прав работников
- Оглавление
- 11.1. Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников
- 11.2. Понятие и цели надзора, контроля за соблюдением норм трудового права
- 11.3. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением норм трудового права
- Схема контроля профсоюзов
- 11.4. Ответственность за нарушение трудового законодательства
- О способах защиты трудовых прав и свобод граждан
Тема 11. Защита трудовых прав работников
Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:
- Иметь представление о способах защиты трудовых прав работников и об органах контроля за соблюдением норм трудового права, их целях.
- Разбираться в структуре и компетенции действующих как государственных, так и общественных форм контроля в сфере труда.
- Знать виды и меру ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства.
Оглавление
11.1. Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –т это обязанность государства. Статья 45 Конституции РФ провозглашает государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, гарантируя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.
11.2. Понятие и цели надзора, контроля за соблюдением норм трудового права
Надзор и контроль в сфере труда – это деятельность компетентных органов, направленная на защиту прав граждан в сфере труда. Общие положения представлены в табл. 1.
Цели надзора и контроля
- Предотвратить принятие незаконных решений, нарушающих права и законные интересы работающих, или выявить уже допущенные нарушения;
- восстановить нарушенные права;
- привлечь к ответственности виновных.
Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» направлен на то, чтобы при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного надзора (контроля) права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были защищены.
Положения данного закона устанавливают:
- порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
- права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
- обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при таких мероприятиях.
Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
- Презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя; следовательно, доказывать наличие нарушений законодательства работодателем, злоупотребление правом и другие подобные обстоятельства обязан орган надзора.
В обязанности же работодателя входит:
- обеспечение беспрепятственного допуска должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- предоставление указанным органам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
- Соблюдение международных договоров РФ.
- Открытостость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора).
- Установление обязательных требований федеральными законами и нормативными правовыми актами.
- Проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора).
- Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора).
- Периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю.
- Возможность обжалования действий (бездействия) должностных органов государственного контроля.
- Устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной.
11.3. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением норм трудового права
Государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права (ст. 353 ТК РФ) проводят
Надзор
Контроль
- Органы федеральной инспекции труда и другие федеральные инспекции:
- за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- во всех организациях;
- на всей территории РФ.
Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов. Положение о федеральной инспекции труда утверждено Правительством Российской Федерации (ст.353-364 ТК РФ).
Федеральная служба по труду и занятости (п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости».
Права и обязанности инспекторов труда – ст. 357–358 ТК РФ.
- Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2002 -1 «О прокуратуре в РФ» и в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06июля 2000 г. № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности»:
-за точным и единоо бразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
- внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- в подведомственных организациях
Специально уполномоченные органы – федеральные надзоры наряду с федеральной инспекции труда:
- за соблюдением правил по безопасному ведению работ;
- в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены система и полномочия специальных служб по техническому надзору, атомному, санитарно-эпидемиологическому, энергетическому надзору и др.
Профсоюзные комитеты имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах
Судебный надзор и контроль
Суды РФ (Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции) при решении дел в соответствии со своей подведомственностью осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на предмет соответствия Конституции РФ федеральных нормативно-правовых актов, а также решают вопросы о законности правоприменительных актов работодателя при рассмотрении индивидуально-трудовых споров
Схема контроля профсоюзов
11.4. Ответственность за нарушение трудового законодательства
Трудовым законодательством предусмотрена ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение трудового законодательства.
- Административная – в виде штрафа, размер и порядок наложения которого устанавливается законодательством РФ и субъектов РФ.
Например, за нарушение законодательства о труде и охране труда: административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ, повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет ( ст. 5.27 КоАП РФ).
- Гражданско-правовая (имущественная) — за вред, причиненный жизни и здоровью работника ( гл. 59 ГК РФ).
- Уголовная – за нарушение правил охраны труда наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, иного дохода за период 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Деяния, повлекшие смерть человека,- лишением права свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового (ст. 143 УК РФ).
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до 3 лет, – штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период 18 месяцев (ст. 145 УК РФ).
- Дисциплинарная ответственность должностного лица.
Источник
О способах защиты трудовых прав и свобод граждан
Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики. Принятие Трудового кодекса РФ в определенной степени решило эту проблему. После проведения коренного обновления действующего трудового законодательства необходимо сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды по трудовым делам. Создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере — одно из предполагающихся нововведений в совершенствовании механизмов юридической защиты трудовых прав. Защита трудовых прав граждан — это конституционная обязанность государства.
Во многих случаях термин «защита» является синонимом термина «охрана», поскольку законодателем оба эти понятия используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 — об охране этих прав и свобод.
Конституцией России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:
— предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;
— запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;
— закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;
— провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;
— предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;
— гарантирование каждому человеку права на государственную и судебную защиту его прав, включая право обжаловать в суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;
— признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав человека.
Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам, профсоюзные органы).
Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 Трудового кодекса РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
В соответствии с Конституцией РФ «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45). Следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.
Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данное право декларируется и ст. 352 ТК РФ.
Трудовой кодекс РФ предусматривает несколько основных способов защиты трудовых прав и свобод работников:
— самозащита работниками трудовых прав;
— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
— государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— судебная защита (ст. 352 Трудового кодекса РФ – далее ТК РФ).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как способ защиты трудовых прав и свобод работников. Федеральный государственный надзор осуществляется федеральной инспекцией труда. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ст. 353 ТК РФ). Специализированный надзор включает в себя осуществление надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах (ст. 366 ТК РФ), энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ), санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ), надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ).
Федеральная инспекция труда наделена рядом полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК РФ.
Самозащита работниками трудовых прав заключается в действиях самого работника, полагающего, что его трудовые права были нарушены работодателем. Единственно возможной формой самозащиты трудовых прав согласно ст. 379 ТК РФ является отказ от выполнения работы в определенных случаях.
Для осуществления самозащиты работник в соответствии со ст. 379 ТК РФ должен известить работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме.
Источник