- Особенности защиты прав предпринимателей
- Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
- Плановая проверка
- Внеплановая проверка
- Категории риска и освобождение от плановых проверок
- Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
- Уполномоченные по правам предпринимателей
- 22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей
- Читайте также
- Защита прав предпринимателей
- Раздел 11. Другие способы защиты прибыли
- 17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
- Статья 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав
- Статья 1254. Особенности защиты прав лицензиата
- 4.5. Порядок защиты налогоплательщиком своих прав
- 6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
- Глава 8 Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
- 4.3. Ловушки для покупателя и способы защиты кошелька
- 38. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- 12. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- Тема 22. Защита прав предпринимателей
- 22.2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 22.3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 22.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
- Тема 22. Защита прав предпринимателей
Особенности защиты прав предпринимателей
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.
Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».
Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:
- уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
- запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
- признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
- открытость законодательной информации и ее доступность;
- проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
- запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
- ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.
Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.
Плановая проверка
Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.
Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:
- органы пожарного надзора;
- органы санитарно-эпидемиологического надзора;
- лицензирующие органы.
Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).
Внеплановая проверка
Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:
- Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
- Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
- В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
- Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
- Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
- Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.
Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).
На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).
Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).
Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.
На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).
Категории риска и освобождение от плановых проверок
Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.
Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.
Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.
Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.
Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).
Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.
Уполномоченные по правам предпринимателей
Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.
Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.
Источник
22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей
22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей
Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.[19]
Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.
Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.[20]
Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.
Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.
Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.
По своей природе пресекательными являются действия по:
признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т. д.
К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.
Восстановительными способами являются:
• признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
• присуждение к исполнению обязанности в натуре;
• возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.
К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.
• штрафным способам защиты можно отнести действия по:
• взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
• обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
• конфискации и т. д.[21]
Процессуальные способы защиты – способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. К их числу относят:
1) право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров;
2) право обращения к компетентному органу по защите нарушенных прав и интересов предпринимателей и т. д.
Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
По мнению К.К. Лебедева, положения ст. 14 ГК РФ являются нормативным правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред.[22]
Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права – категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.[23]
Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.
Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:
1) Конституционный Суд РФ;
2) арбитражные суды;
3) суды общей юрисдикции.
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:
1) нотариальную защиту;
2) третейское разбирательство;
3) досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Защита прав предпринимателей
Защита прав предпринимателей Законодатели, принимая Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», разумеется,
Раздел 11. Другие способы защиты прибыли
Раздел 11. Другие способы защиты прибыли В главе 2 мы в общих чертах обсудили некоторые типы управления капиталом, а также характеристики правильных и неправильных методов управления. Я указывал, что правильное управление капиталом, во-первых, может быть математически
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд.Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав
Статья 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав
Статья 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд
Статья 1254. Особенности защиты прав лицензиата
Статья 1254. Особенности защиты прав лицензиата Если нарушение третьими лицами исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата,
4.5. Порядок защиты налогоплательщиком своих прав
4.5. Порядок защиты налогоплательщиком своих прав Взаимоотношения с налоговыми службами, вне сомнения, занимают одно из первых мест среди проблем, беспокоящих коммерческие фирмы. Вынесенное территориальными органами ФНС решение, принятое по результатам выездной
6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
Глава 8 Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
Глава 8 Процессуальные аспекты защиты прав потребителей 8.1. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Порядок предъявления претензии и удовлетворения претензионных требований Закон РФ «О защите прав
4.3. Ловушки для покупателя и способы защиты кошелька
4.3. Ловушки для покупателя и способы защиты кошелька Когда она заговаривала с ним о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком. Э. Кроткий, афорист Богатство приносят не те деньги, которые вы зарабатываете, а те, которые сохраняете. Б. Шефер, немецкий финансовый
38. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
38. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса Ассоциативные формы организации предпринимательской деятельности представляют собой объединение предприятий или фирм в совокупные структуры.К ассоциативным формам относятся следующие типы
12. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
12. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса Ассоциативные формы организации предпринимательской деятельности представляют собой объединение предприятий или фирм в совокупные структуры.К ассоциативным формам относятся следующие типы
Тема 22. Защита прав предпринимателей
Тема 22. Защита прав предпринимателей 22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и
22.2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
22.2. Судебные формы защиты прав предпринимателей Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены
22.3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
22.3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы1. Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и
22.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
22.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
Тема 22. Защита прав предпринимателей
Тема 22. Защита прав предпринимателей I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Понятия «охрана прав» и «защита прав» предпринимателей соотносятся следующим образом:А. Эти понятия являются синонимамиБ. «Охрана прав» уже понятия «защита прав»
Источник