Защита патентных прав способы защиты

Защита патентных прав способы защиты

Правовая защита результатов интеллектуальной деятельности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации.

Следует различать охрану прав и защиту прав.

Охрана есть установление общего правового режима, а защита – те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.

За нарушение предусмотренных Кодексами прав на объекты промышленной собственности, авторских и смежных прав, средств индивидуализации наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовые способы защиты

В соответствии со статьями 12, 1252 Кодекса обладатели исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав.

Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов и исполнителей или к имущественным правам.

Признание права может сопровождаться публичным объявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет.

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Восстановление прежнего положения возможно далеко не всегда, эта мера защиты в некоторых случаях все же может быть применена (уничтожение экземпляров, проставление на экземплярах имен создателей и т. п.).

Прекращение действий, составляющих правонарушение или создающих угрозу правонарушения в сфере авторского права и смежных прав, может быть применено практически всегда. Это запрет рекламы, предложения продажи экземпляров, запрет продажи, допечатки тиража и т. п.

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду.

Обладатель исключительных прав, выдвигая требование о возмещении убытков, должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также то, что убытки были причинены действиями нарушителя.

Обычно в сфере интеллектуальной собственности убытки проявляются в форме упущенной выгоды, т. е. той суммы, которую правообладатель мог бы получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал охраняемый результат интеллектуальной деятельности возмездно, на законных основаниях.

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков.

Обладатель исключительных прав может отказаться от требования о возмещении своих убытков и потребовать взыскать с нарушителя тот доход, который нарушитель получил от использования объектов промышленной собственности или авторского и смежного права (п. 2. ч. 2 ст. 15 Кодекса).

Доход должен быть получен нарушителем именно в результате нарушения прав патентообладателей, авторских и смежных прав, а не в результате законных действий.

Обладатель исключительных прав может потребовать выплаты ему доходов, полученных нарушителем, не отказываясь от возмещения реального ущерба.

5) компенсации морального вреда;

В сфере интеллектуальной собственности моральный вред подлежит компенсации лишь в тех случаях, когда нарушены какие-либо личные неимущественные права.

Требования о компенсации морального вреда регулируются статьями 150–152 и 1099–1101 Кодекса.

Меры административно-правового характера

Согласно пункту 2 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (далее – КоАП РФ) незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случая недобросовестной конкуренции, выражающейся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Нарушение авторских и смежных прав путем ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в коммерческих целях, в случаях, если:

— эти экземпляры являются контрафактными;

— на них указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;

в том числе иные нарушения авторских и смежных прав в целях извлечения дохода за исключением случая недобросовестной конкуренции, выразившиеся во введении в оборот товара с незаконным использованием объектов авторских и смежных прав влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от 10 000 тысяч до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения (ст. 7.12 КоАП РФ).

Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется только прямым умыслом. Анализ мер административно-правовой ответственности показывает, что допускается сочетание основного вида административного наказания (административного штрафа) с дополнительным (конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм и т.д.). Административный штраф и конфискация назначаются судом.

Если изобретения, созданные в России и заявленные от имени российских юридических или физических лиц, первоначально патентуются в других странах, это явится прямым нарушением статьи 1395 Кодекса.

Согласно статьей 7.28 КоАП РФ нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей.

Меры уголовно-правового характера

В соответствии со статьей 147 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (далее – УК РФ) незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб наказываются штрафом в размере до 2 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

В отношении объектов авторского права или смежных прав, согласно статье 146 УК РФ, присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Если те же деяния совершены либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размере, либо лицом с использованием своего служебного положения, то в данном случае наказание предусматривается в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет или без такового.

При этом деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 000 рублей, а в особо крупном размере — 1 000 000 рублей.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

По решению суда, арбитражного суда или судьи единолично контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Источник

Патентные войны: как защитить свои идеи и разработки от копирования?

Как сохранить уникальность бизнес-идеи, в чем различия между авторским и патентным правом, как пресечь недобросовестные действия со стороны конкурентов и инвесторов и не допустить утечку секретных сведений из компании, рассказывают специалисты по защите интеллектуальной собственности, эксперты по авторскому праву Наталья Калина и Владимир Зимин.

Наталья Калина, генеральный директор юридической компании «Ваш правовой помощник»:

Так как идея не является объектом авторского права, законом охраняется не идея сама по себе, а метод ее воплощения в жизнь. Идею саму по себе защитить от копирования нельзя, иначе у нас бы существовал только один веб-сайт, на котором пользователи могли рассказывать о себе, общаться, делиться новостями и обсуждать их. Или, например, был бы только один сайт по бронированию отелей. Но поскольку охраняется конкретная реализация идеи, у нас есть Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и другие социальные сети.

Безусловно, быстрая реализация уникальной идеи дает определенную гарантию того, что вы успеете развить бизнес и получить прибыль еще до того, как у вас появятся конкуренты (внешние, которые скопируют идею в целом, или внутренние, которые идею «украдут» со всем содержимым). Но повторюсь: защитить вы сможете именно метод реализации идеи, а не саму идею.

К сожалению, не существует методов защиты идеи (в части способа реализации), когда на самом первом этапе ее реализации вы общаетесь с любыми третьими лицами и эту идею раскрываете. Поэтому на переговорах с инвесторами перед вами стоит непростая задача: не рассказать всего, но и не отпугнуть инвестора.

Есть механизм защиты информации через признание ее коммерческой тайной или заключение соглашения о неразглашении. Можно попробовать пойти этим путем, но, насколько такой путь может быть эффективен, необходимо смотреть в каждом конкретном случае. С моей точки зрения, российское законодательство не дает четких гарантий для защиты информации.

Потенциально возможно «воровство» идеи со стороны инвесторов, но если инвестор профессиональный, ему, скорее, будет интересно именно инвестировать в воплощение идеи ее автором, а не воплощать ее самому или искать кого-то, кто будет воплощать чужую идею. Беречь свои наработки, безусловно, нужно и от конкурентов.

Конкретные объекты, которые уже созданы, сохранить легче, чем те, которые у вас в голове. Так, если у вас есть дизайн сайта, он будет защищаться авторским правом вместе с содержанием. Конкретную информацию и изображения защитить легче, чем саму идею «я хочу сделать сайт про то, как делать букеты».

Существует путь разделения обязанностей между сотрудниками, когда часть функций передается внешним лицам, тогда никто в компании не будет знать всех нюансов идеи. Если процесс разбить на части, это существенно затруднит его заимствование, но насколько это облегчит вашу собственную работу? Думаю, что такая идея хороша для шпионов, но не для бизнесменов. Представляется, что если какой-то объект охраняется законом, то нужно грамотно оформить такой объект (если такое оформление возможно и нужно) и уведомить об этом заинтересованных лиц. В данном случае, скорее всего, подойдет режим коммерческой тайны, например.

Бизнес-план не относится к изобретению или полезной модели в том значении, которое придается этим понятиям Гражданским кодексом РФ, но потенциально может содержать информацию об этих объектах интеллектуальных прав. Что касается ноу-хау, то ст.1465 ГК РФ определяет этот объект интеллектуальной собственности как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Соответственно, при соблюдении указанных выше условий бизнес-план потенциально может быть признан ноу-хау, но настоятельно рекомендую обратить внимание на то, что исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. И, конечно, бизнес-план, скорее всего, будет считаться объектом авторского права, но обратите внимание, что в данном случае он будет защищаться как литературное произведение.

Владимир Зимин, ведущий эксперт ООО «Центр экспертизы интеллектуальной собственности»:

Не существует универсальных ответов на вопрос о том, какой способ правовой охраны является лучшим и что делать при возникновении любой идеи. Необходимо всякий раз проводить тщательный анализ любой задумки и принимать решение об охране в том или ином режиме по каждому конкретному объекту.

К сожалению, на бытовом уровне под авторским правом часто подразумевают всю систему законодательства о правовой охране интеллектуальной собственности. На самом деле, авторское право — лишь небольшая часть права интеллектуальной собственности, которое во много раз шире.

Авторское право охраняет лишь произведения науки, литературы и искусства (картины, книги, музыку и так далее), при этом оно не защищает суть, не охраняет смысл этих произведений, ограничиваясь лишь их формой. Иными словами, защищается законом лишь сам текст книги, но не ее сюжет, внешний вид скульптуры, но не сама поза статуи.

Однако законодательство предоставляет широкий выбор форм охраны идей, который не ограничивается лишь авторским правом. Так, например, чрезвычайно интересными являются объекты патентных прав, в частности, изобретения. Изобретением считается техническое решение в любой области, относящееся к устройству, веществу или способу. Патентное право, в отличие от авторского, охраняет именно суть объекта, его смысл и назначение, а не внешнее выражение. В случае если патент получен, например, на какой-либо новый двигатель внутреннего сгорания, охраняться будет именно идея, то есть не конкретный изготовленный механизм, лежащий на складе, а принципы его работы, его составные части и их взаимосвязь. Производство аналогичных устройств будет являться незаконным. Однако изобретениями являются именно технические решения. Так, например, можно запатентовать способ изготовления лекарства, но охранять способ ведения бизнеса невозможно.

Выбор способа охраны зависит от типа самой идеи. Если была создана новая технология производства продукции или изобретено новое устройство, необходимо в полной тайне подать заявку на изобретение, а уже затем проводить презентации и вести переговоры. Если придуман новый дизайн автомобиля или мебели, можно подать заявку на выдачу патента на промышленный образец, если придуман оригинальный слоган или логотип — заявку на товарный знак. После подачи заявки фиксируется приоритет, поэтому даже в том случае, если недобросовестный инвестор после раскрытия вами информации подаст заявку, он получит отказ.

Если же вами предлагается новый метод ведения предпринимательской деятельности или другой неохраняемый в качестве изобретений объект, вы можете охранять его в качестве ноу-хау, введя режим коммерческой тайны. В этом случае перед проведением переговоров необходимо будет подписывать соглашение о неразглашении информации, полученной в ходе переговоров, и проводить их в конфиденциальном порядке.

Недобросовестные действия возможны с любой стороны. Да, существует определенная этика, однако вряд ли конкурент или недобросовестный инвестор, услышав потрясающую идею создания двигателя с КПД 99,9%, в случае неудачных переговоров, решит забыть о ее существовании и займется чем-то другим. Вполне возможно, что злоумышленник не станет патентовать тот или иной объект, а просто будет производить подобную продукцию, что автоматически перекроет вам возможность получения патента, так как изобретение обязательно должно быть новым.

Бытует легенда, что рецепт кока-колы знают лишь несколько человек, причем фрагментами, чтобы ни один человек не смог раскрыть полный рецепт приготовления напитка. Идея о том, чтобы никто не знал всю технологическую цепочку, далеко не нова.

Чем меньше людей обладают всей информацией о производственном цикле, тем меньше вероятность того, что эту информацию смогут заполучить конкуренты. Однако надо учитывать, что если конфиденциальные сведения по договору аутсорсинга передаются сторонней компании, то риски утечки возрастают, так как вы не можете знать, как устроена система сохранения коммерческой тайны на том предприятии и не работает ли там «шпион» конкурентов.

Можно обратиться к компаниям, предлагающим защиту идей от копирования за деньги. Все зависит от того, какие именно услуги они оказывают. Если это специализированная организация, занимающаяся оформлением и подачей заявок на товарные знаки и объекты патентного права, то почему нет? Самостоятельно подготовить необходимые документы и заполнить бланки довольно сложно. Ежегодно Роспатентом выносятся тысячи отказных решений именно по формальным признакам, то есть из-за неправильно заполненных документов. Если компания позиционирует себя как фирму по защите идей от копирования, то ее стоит остерегаться. Бездумно передав материалы подобной компании, вы рискуете потерять не только деньги, но и сами идеи, которые могут быть безнаказанно слиты конкурентам.

Бизнес-план в отдельных случаях может быть признан произведением, охраняемым авторским правом, однако от этого не будет ровным счетом никакого толку, так как в этом случае важна не красота звучания фраз и не литературный стиль, а сами идеи, лежащие в основе этого бизнес-плана.

Сведения, отраженные в бизнес-плане, целесообразнее всего охранять в качестве секретов производства (ноу-хау). Определение ноу-хау дано в статье 1465 ГК РФ. В него вполне укладываются и элементы бизнес-плана, содержащие сведения о способах осуществления предпринимательской деятельности.

В отличие от изобретений и многих других объектов, ноу-хау может охраняться практически бессрочно — до момента разглашения конфиденциальных сведений. Данным преимуществом в свое время воспользовались и авторы кока-колы, которая охраняется именно в режиме ноу-хау. Патент на изобретение действует лишь 20 лет с даты подачи заявки, после чего изобретение переходит в общественное достояние и может использоваться любыми лицами свободно. Если бы изготовители кока-колы раскрыли и запатентовали рецепт, то уже столетие напиток производился бы тысячами компаний без всяких отчислений автору, но сохранение сведений в абсолютной тайне позволяет компании десятки лет получать прибыль.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Читайте также:  Противовоспалительная маска elseda способ применения
Оцените статью
Разные способы