Заражение как способ влияния

Мир психологии

психология для всех и каждого

Внушение, заражение и убеждение — как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов.

Основами социально-психологического воздействия являются: внушение, заражение, убеждение.

Внушение.

Внушение представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности.

Таким образом, основная цель, которая преследуется при внушении: навязать человеку готовые оценки, выводы суждения, способы поведения.

Внушение оказывает влияние не только на одного человека, но и на массу людей, то есть объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы коллективы, социальные слои.

Различают прямое и косвенное внушение.

Прямое внушение – воздействие, когда один человек сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. В качестве подобного примера внушения можно назвать воздействие родителей, учителей на детей.

При косвенном внушении цель достигается обходными способами. Ярким примерам косвенного внушения служит реклама, где чаще всего используются приемы, которые склоняют к одобрению без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама связывает предлагаемый товар с представлениями а красоте и удовольствии (такова, в основном, реклама сигарет, пива, косметики), при рекламе любых напитков, где продукт ассоциируется с представлениями о молодости, здоровье и жизнерадостности.

При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов.

В качестве основных факторов внушаемости выделяют:

  • возраст (более всего внушению помаются дети и люди преклонного возраста);
  • степень утомленности, физической слабости объекта внушения;
  • авторитет человека, осуществляющего внушение, он создает доверие к источнику информации. Это доверие может быть связано. как с самим человеком, его личностными качествами, так и с той социальной группой; которую данная личность представляет;
  • характеристики личности объекта внушения (ее самостоятельность, жизненная позиция, интересы, потребности).

Таким образом, основным условием эффективного внушения является авторитет внушающего доверие и уважение к нему. В свою очередь, степень внушаемости зависит от особенностей самой личности, являющейся объектом воздействия.

Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.

Убеждение.

Убеждение — процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.

Убеждение основано на том; чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека. Большую роль; при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теоретических знаний с достоверными фактами.

Убеждение предполагает, что человек должен не талька понять, на и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что. аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и погружается в соответствующее размышление. Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмам воздействия, убеждение чаще достигает сваей цели, то. есть с большей вероятностью способно. повлиять на поведение и эта изменение более прочно и устойчиво .

Читайте также:  Грузди соленые холодным способом рассолом

Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:

  • силы воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего.;
  • психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);
  • от интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.

Заражение.

Заражение представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы.

Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Феномен заражения изучался уже давно и именно на примере стихийных больших групп как масса и толпа. Основательно изучал массы Гюстав Лебон (1841-1931) – французский ученый социальный психолог.

В массе у индивидов появляются новые качества, которыми они до этого не обладали. Причины этого Лебон видит в трех различных моментах.

  1. Индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющим ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздать.
  2. Заражаемость. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство.
  3. Внушаемость.

Отличительные признаки индивида в массе.

  1. Исчезновение сознательной личности
  2. Преобладание бессознательной личности
  3. Ориентация мыслей и чувств в одном направлении.
  4. Тенденции к безотлагательному осуществлению появившихся идей.

Типичные черты поведения в массе.

  1. Обезличивание
  2. Резкое преобладание чувств над интеллектом
  3. Утрата интеллекта
  4. Утрата личной ответственности.

Заражение является феноменом массы, которое настолько сильно, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тотже самый эффект.

Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика ( кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха)

Источник

2. Психологическое заражение

Социально-психологическое заражение является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности. Его истоки уходят в глубины человеческой истории, а проявления — самые разнообразные. Иногда даже целые народы могут подвергаться массовым психозам, которые воплощаются в разных вспышках душевных состояний — от спортивного азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза.

Психологическое заражение — это неосознаваемая, непроизвольная склонность индивида к определенным психическим состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание и более-менее осознанное принятие внешне очевидных образцов поведения (как в подражании), а через передачу определенного психического настроя, который имеет большой эмоциональный заряд, из-за обострения чувств и страстей.

Психологическое заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и напевать фашистские песни). Экспрессивная функция связана со снятием психического напряжения и ярко проявляется на зрелищных мероприятиях.

Читайте также:  Вязание крючком способы соединения квадратов

Эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между контактирующими индивидами.

Психологический механизм заражения в основном сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоционального воздействия партнеров по общению. При этом сила роста страстей, которые создают психический фон заражения, прямо пропорциональна величине аудитории и степени эмоционального напряжения индуктора или коммуникатора, то есть человека, который влияет на аудиторию.

Исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», которая возникает в основном в открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного «отражения» по моделям обычной цепной реакции. Такой эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе.

Важную роль в процессе заражения играет общность оценок и установок, свойственных массе людей, склонных к заражению. Так, во время массовых зрелищ стимулом, который влияет на общность оценок, предшествующих заражению во время выступления популярного актера или политика, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, способствующего развитию ситуации по законам заражения. Знание этого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до откровенного возбуждения — состояния экстаза.

Мера, в которой различные аудитории поддаются психологическому заражению, зависит от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, конкретнее — от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливым является утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Б.Ф. Поршнев был прав, когда отмечал, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее является отношение индивидов к силам, которые автоматически побуждают их к тем или иным действиям или переживаниям, а потому слабее становится действие механизмов психологического заражения.

И все же нельзя сказать, что в современных условиях проблема заражения совсем устарела. Никакой рост самосознания не отменит таких массовых форм психического заражения, как, скажем, «боление» на стадионах во время спортивных соревнований и т. д.

Социальная психология в большом долгу перед обществом по изучению этой проблемы — здесь пока существуют лишь отдельные описания и наблюдения, но по сути отсутствуют фундаментальные исследования процессов и механизмов психологического заражения.

Источник

21. Психологическое заражение как способ воздействия на аудиторию.

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

Психология заражения характеризуется как бессознательная, непроизвольная склонность человека к определенным психическим состояниям.

Читайте также:  Упражнения для способа связи словосочетаний

Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражения являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Основной характеристикой внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремления проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения.

Источником внушения может быть человек, как знакомый, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.

Итак, внушение или сугестия (от лат. Suggestio)- это процесс влияния на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности в восприятии и реализации внешней информации, с отсутствием желания ее понять, проанализировать и оценить, с доверием к источнику информации.

По содержанию и конечному результату воздействия выделяют внушение позитивное и негативное, этическое и неэтическое. Внушение как положительный, нравственный фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности — производственной, учебной и др.

Внушение может осуществляться в форме гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию, внушение самому себе определенных представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния или действий и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявлением недостатка, которого индивид хочет избавиться, а, во-вторых , разработка формулы и методики самовнушения.

Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенным действиям, которое передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированном виде.

Преднамеренное внушение — это целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается внушить запланированное, и согласно этому подбирает приемы влияния.

Неумышленное внушение не ставит перед собой специального задания, но своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, которое побуждало бы к соответствующему поступку. При этом сугеренд во время внушения может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

Источник

Оцените статью
Разные способы