- 2. Психологическое заражение
- Феномен психологического заражения
- Что такое психологическое заражение?
- Феномен психического заражения и его признаки
- Что такое внушение и как оно действует?
- Исследования, связанные с феноменом заражения
- Заражение (эмоции) и управление чужим поведением
- Заражение (эмоции) и управление чужим поведением
- Аффект – кратковременное сильное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
- Аффект сопровождается сужением сознания, резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями деятельности внутренних органов.
- Негативными сторонами эмоций являются следующие:
- Из-за ограничительной функции эмоций правомерным представляется утверждение, что решение по какому-то вопросу и восприятие информации нужно осуществлять, как минимум дважды и в разных состояниях ( ).
- Получению сплава убеждений, знаний и поступков людей способствуют объединяющие чувства:
- Заражение
- Положительный эффект от заражения слабой степени – сопереживание.
- При анализе партнера с этой стороны можно учитывать три момента:
- Внешние проявления аффекта
- Изменения в фонации и артикуляции речи’.
- Поведенческие реакции:
- Стимулирование и предупреждение эмоций
- Стимулирование эмоций может осуществляться в двух направлениях:
- Стимуляторами эмоций считают следующие сигналы:
- В экспериментальной практике используют следующие приемы стимулирования эмоций:
- К средствам предупреждения аффекта относятся:
- Некоторые эмоции
- Относительно темперамента и типа личности отмечают следующее:
- Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги (беспредметного страха); сопровождается мрачными предчувствиями.
2. Психологическое заражение
Социально-психологическое заражение является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности. Его истоки уходят в глубины человеческой истории, а проявления — самые разнообразные. Иногда даже целые народы могут подвергаться массовым психозам, которые воплощаются в разных вспышках душевных состояний — от спортивного азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза.
Психологическое заражение — это неосознаваемая, непроизвольная склонность индивида к определенным психическим состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание и более-менее осознанное принятие внешне очевидных образцов поведения (как в подражании), а через передачу определенного психического настроя, который имеет большой эмоциональный заряд, из-за обострения чувств и страстей.
Психологическое заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и напевать фашистские песни). Экспрессивная функция связана со снятием психического напряжения и ярко проявляется на зрелищных мероприятиях.
Эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между контактирующими индивидами.
Психологический механизм заражения в основном сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоционального воздействия партнеров по общению. При этом сила роста страстей, которые создают психический фон заражения, прямо пропорциональна величине аудитории и степени эмоционального напряжения индуктора или коммуникатора, то есть человека, который влияет на аудиторию.
Исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», которая возникает в основном в открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного «отражения» по моделям обычной цепной реакции. Такой эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе.
Важную роль в процессе заражения играет общность оценок и установок, свойственных массе людей, склонных к заражению. Так, во время массовых зрелищ стимулом, который влияет на общность оценок, предшествующих заражению во время выступления популярного актера или политика, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, способствующего развитию ситуации по законам заражения. Знание этого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до откровенного возбуждения — состояния экстаза.
Мера, в которой различные аудитории поддаются психологическому заражению, зависит от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, конкретнее — от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливым является утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Б.Ф. Поршнев был прав, когда отмечал, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее является отношение индивидов к силам, которые автоматически побуждают их к тем или иным действиям или переживаниям, а потому слабее становится действие механизмов психологического заражения.
И все же нельзя сказать, что в современных условиях проблема заражения совсем устарела. Никакой рост самосознания не отменит таких массовых форм психического заражения, как, скажем, «боление» на стадионах во время спортивных соревнований и т. д.
Социальная психология в большом долгу перед обществом по изучению этой проблемы — здесь пока существуют лишь отдельные описания и наблюдения, но по сути отсутствуют фундаментальные исследования процессов и механизмов психологического заражения.
Источник
Феномен психологического заражения
Каждый человек является частью социума и не может существовать без общества. Когда человек объединяется с толпой, он чувствует себя более защищенным и уверенным. Взаимоотношения в обществе являются индивидуальными, поэтому вполне допустимо применение разных форм воздействия на психику индивида. Одним из таких феноменов в психологии является психическое заражение, о котором вы узнаете в данной статье.
Что такое психологическое заражение?
Под определением «психическое заражение» подразумевается метод управления деятельностью человека в группе. Оно считается одним из первых среди большого количества механизмов воздействия. Таким образом, человек на бессознательном уровне подвергается воздействию извне, которое очень сильно влияет на психологическое состояние.
Психическое заражение происходит посредством работы механизма, направленного на внушение. Самым ярким примером данного феномена являются рекламные ролики, установленные правила общественного поведения и прочее. Индивид начинает бессознательно подстраиваться под окружающих, именно в этот момент и происходит феномен заражения.
Феномен психического заражения и его признаки
О наличии психического заражения могут говорить следующие факторы:
- Эффект домино и дальнейшее его нарастание, например, когда определенная группа заряжается энтузиазмом в любой из сфер деятельности.
- Возможность проявления данного процесса абсолютно по-разному.
- Психическое заражение напрямую зависит от развитости личности с обществом.
Стоит отметить, что развитость играет большую роль в том, насколько люди подвержены психическому заражению. Чем более развита личность, тем сложнее происходит убеждение ее в чем-либо. Таким образом, можно говорить о том, что от интеллекта зависит то, как человек будет воспринимать информацию извне.
Что такое внушение и как оно действует?
Внушение можно считать главной предпосылкой, ведущей к феномену психического заражения. Под внушением подразумевается психическое воздействие на человека, при котором его делают неспособным относиться критически к источникам, предоставляющим информацию, и анализировать.
Внушение можно вполне приравнять к гипнозу или же зомбированию, так как источник внушения может держать под контролем происходящее. В конечном итоге внушения многое зависит от двух сторон — от того, кто внушал, и кому внушали. Огромную роль в данном вопросе играет уровень развития и умение выстраивать социальные отношения.
Исследования, связанные с феноменом заражения
Уже достаточно давно ученые начали свои исследования, чтобы понять, как происходит феномен психического заражения. Первым, кто решил дать характеристику данному феномену, стал психолог Гюстав Лебон. Он попытался разобраться, как массовое сознание влияет на отдельного человека.
Согласно работам Гюстава Лебона, дух и настрой толпы оказывает свое воздействие на индивида, благодаря чему тот готов отдавать толпе свой эмоциональный настрой, чувствуя себя частью группы. Если же индивид находился с собой один на один, то наблюдать такой психологический феномен не приходилось. Лебону удалось выявить некоторые закономерности в процессе психического заражения.
Еще одним ученым, который решил изучить психологическое заражение стал Габриэль Тард. По его мнению, главной составляющей психического заражения является подражание. Многие вещи в социуме происходят благодаря подражанию.
Среди российских социологов тему психического заражения затронул Борис Поршнев. Его теория о внушении принесла огромный вклад в социологию, а также его работами заинтересовалось большое количество социологов.
Чтобы не поддаваться стереотипам, влиянию окружающих и психологическому заражению, следует развивать способность мыслить критически. В этом поможет курс Викиум «Критическое мышление«.
Источник
Заражение (эмоции) и управление чужим поведением
Заражение (эмоции) и управление чужим поведением
Заражение (эмоции) и управление чужим поведением. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Аффект – кратковременное сильное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
Происходит от переживания внутреннего конфликта из-за:
– противоречия между влечениями, стремлениями, желаниями;
– противоречия между требованиями, предъявленными к субъекту (в том числе, и самому себе) и невозможностью их выполнить, найти выход из тяжелой ситуации.
Аффект сопровождается сужением сознания, резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями деятельности внутренних органов.
В эмоциональном процессе выделяют три компонента:
– возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме;
– знак эмоции: позитивный – поддержка события, негативный – устранение контакта с негативным состоянием. Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий;
– степень контроля: аффект, поддающийся контролю, с одной стороны, и крайние возбуждения, когда ориентация и контроль практически невозможны, с другой.
С позиций коммуникатора позитивными сторонами эмоций являются, во-первых, их функция общей ориентировки, предварительной оценки ситуации, когда при общем ее обзоре эмоциональный фон позволяет выйти на узловые моменты в опознании. Во-вторых, эмоции – важнейший показатель силы модели, и побудить человека к чему-нибудь можно, лишь затронув так или иначе его эмоции.
Негативными сторонами эмоций являются следующие:
– поскольку любая эмоция ведет к сужению сознания, имеются все связанные с этим последствия, как-то: односторонность в оценках и выводах, малое число рассматриваемых и могущих быть выбранными для исполнения вариантов, низкая оптимальность решений;
– по типу цепной реакции извлекаются все модели, содержащие такую эмоцию, что может привести (и приводит) к поЛ тере контроля человек не управляется ни собой, ни другими, идет ;
– решения, принятые под влиянием эмоций, после успокоения в подавляющем большинстве случаев оцениваются самим человеком как поспешные, а если и одобряются, то после напряженного на них психологической защиты.
Из-за ограничительной функции эмоций правомерным представляется утверждение, что решение по какому-то вопросу и восприятие информации нужно осуществлять, как минимум дважды и в разных состояниях ( ).
Как бы там ни было, оптимально переработать информацию с помощью расчетных и условных ( ) эмоций и условного извлечения данных из памяти человек может только колеблясь около неуловимого состояния полного душевного спокойствия. Примеры, когда сильная страсть дает высокие результаты, являются скорее совпадением нескольких условий, чем доводами в ее пользу. Эмоции являются более примитивной и древней формой мотивации, чем мышление.
Что касается уровней общения, то на деловом уровне роль эмоций в целом второстепенна, на социальном более значимы демонстрируемые эмоции, на интимном – способен ли партнер понимать истинные чувства и состояния.
Предпочтительным представляется преобладание в партнере легких позитивных эмоций (интереса), с колебаниями в ту или другую сторону при процессе мотивации, до энтузиазма, воодушевления, состязательности и игрового азарта при сформированном побуждении, хотя ситуация ситуации рознь.
Получению сплава убеждений, знаний и поступков людей способствуют объединяющие чувства:
увлеченность идеей и связанным с ней делом; сопричастность явлению- которое выражает идея; сопереживание по поводу сообщаемого факта и др.
Негативные эмоции, такие, как антагонизм, враждебность, возмущение, нерасположение, тревога, страх и далее, до апатии, препятствуют контакту, стимулируют отрицание и могут привести к неожиданным ходам, особенно, если связываются с безопасностью.
Заражение
Заражение – процесс передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему.
При наличии обратной связи и многократного отражения может нарастать в силу взаимной индукции, иногда до предела участников.
При заражении важную роль играет степень общности оценок и установок человека с оценками и установками заражающего или степень уподобления ему (идентификации),
В целом, чем выше уровень самосознания индивида (оптимальности), тем труднее он поддается заражению, хотя при наличии указанной общности роль самосознания в сдерживании процесса заражения не так велика, а скорее она влияет на большую продуманность действий.
Положительный эффект от заражения слабой степени – сопереживание.
Заражение начинается с какого-то момента, либо вызывающего шок, либо запускающего общность оценок.
Легче заражается человек эмоциями, связанными с подключенной потребностью (находящийся в состоянии ожидания), либо со значимой потребностью, которая может быть легко актуализирована (исследовательский рефлекс; любопытство и интерес; безопасность, агрессия, стяжание).
При анализе партнера с этой стороны можно учитывать три момента:
– чего он ожидает (к чему есть готовность);
– что есть с ним общего;
– что из этого возможно и следует актуализировать.
Внешние проявления аффекта
При глубинной оценке эмоциональной сферы и свойств личности партнера рекомендуют выяснять следующие вопросы: состояние самооценки, преобладающие эмоции, энергетический потенциал (сильный или слабый), наличие надлома в личности, склонность к депрессиям, наличие комплекса неполноценности.
Что касается ситуативного анализа, напряжение, вызываемое эмоциями и чувствами, находит свою разрядку во внешних проявлениях и в различной степени их выразительности. Такими проявлениями являются изменения в мимике, позе и пантомимике, фонации, артикуляции и содержании речи, поведенческих и физиологических реакциях.
Мимика. (Цифры слева здесь и далее означают оценку выраженности эмоций по пятибальной шкале: от 5 – отлично, эмоции почти не выражены, до 1 – очень плохо, крайняя степень эмоционального возбуждения и его выраженности).
5 – спокоен, мимика уверенности;
4 – выражение легкого стеннческого (повышающего жизнедеятельность) возбуждения или некоторой тревожности, озабоченности (нахмурен лоб, брови приподняты; уголки рта слегка приподняты, губы сжаты или рот слегка открыт, зубы слегка сжаты);
3 – заметно взволнован (брови высоко подняты, лоб сморщен, рот открыт, уголки рта опущены, зубы сжаты);
2 – выражение сильного напряжения (асимметрия мимики, неестественно широко раскрыты или сужены глаза, желваки на щеках, рот неестественно открыт, уголки рта опущены, оскал зубов, зубы сжаты, губы закушены);
1 – выражение очень сильного напряжения, чрезмерной тревожности (губы вытянуты трубкой, подергивание нижней губы слева или справа, сосательные движения губами, закушивание губ до синяков, оскал зубов – до орального автоматизма).
Поза и пантомимика, скованность.
5 – легкие, хорошо скоординированные движения, соразмерные усилия;
4 – небольшое напряжение, небольшая несоразмерность усилий в сторону
их повышения, координированные движения с некоторыми заметными усилиями, некоторая резкость движений;
3 – движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, некоторая неуклюжесть;
2 – излишнее общее напряжение мышц, предопределяющее развитие скованности (асимметрия: движения рук сопровождаются движениями всего тела, когда в этом нет необходимости; плечи неестественно приподняты, локти как крылья; пониженная координация и точность движений);
1 – чрезмерное напряжение, напряженность (общая заторможенность или импульсивная хаотическая двигательная активность, резкое понижение координации и точности движений, нарушение навыков).
Физиологические реакции. Тремор.
5 – нормальные. Тремор (дрожание) отсутствует;
4 – небольшое изменение цвета кожных покровов (покраснение или побледнение), учащение дыхания (ритм сохраняется). Небольшой тремор пальцев;
3 – заметное покраснение (побледнение), рост частоты дыхания и нарушение его ритма, повышение температуры на лбу и висках ( ), испарина на лбу, небольшое расширение (сужение) зрачков. Заметный тремор рук;
2 – покраснение (побледнение) пятнами, обильный пот (на затылке, шее), нарушение ритма дыхания с сокращением выдоха по сравнению со вдохом, ладони, выраженное расширение (сужение) зрачков. Тремор рук и ног;
1 – резкое уменьшение фазы выдоха и непроизвольные остановки дыхания, , волосы , частые позывы в туалет. Сильный тремор рук, ног и на лице.
Опускание уголков рта, сжатие или дрожание губ; недовольный, напряженный, омраченный взгляд; сдвигание бровей у переносицы с направлением от центра вниз; резкая, недовольная, подавленная интонация высказываний характерны для отрицательных эмоций. Сдвигание бровей с направлением от центра вверх, растягивание рта (в улыбку), блестящие глаза, веселый восторженный взгляд, веселая, радостная интонация высказываний – для положительных. Выражения восторга (радости) и ужаса (страха) глазами могут быть похожи, и для их различения нужно учитывать другие элементы.
Изменения в фонации и артикуляции речи’.
– несвойственные данному человеку тембр речи, тон (дает или переходит на бас);
– хрипота из-за волнения;
– заглатывание слов, слогов;
– растягивание пауз между словами;
– неадекватные ударения на отдельных слогах;
– заикание, неясные звуки, частые вскрики типа стона и др.
Что касается содержания речи, то выражаемые в ней степени приятия ( ) и неприятия ( ), сами речевые обороты, времена, наклонения, приставки, падежи, вводные слова в той или иной степени отражают переживания и их силу.
Поведенческие реакции:
– бегающие зрачки или окостенелый взгляд в одну точку;
– резкость в обращении, неоправданная грубость;
– неадекватная активность или астенизация, подавленность;
– вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской, часто не по существу;
– нарушение течения ассоциаций (заминки, многословие);
– резкие движения: взмахи, топание, бросание предметов и др.
Для ослабления напряжения человек может: отряхивать )дежду, грызть ногти, стучать пальцами или ногами, поправлять рубашку (рукава) и галстук, вертеть его в руках, почесывать затылок, снимать и надевать кольцо ит. п.
Отмечают и такие проявления аффекта при неудаче: человек , , запинается, хочет , спрятаться; голова клонится набок; взгляд не может оторваться от своей работы; смущенная, вымученная улыбка; легкое подрагивание уголков рта; быстрое втягивание нижней губы; усиленные глотательные движения; тембр голоса, в котором заметно смущение, неспокойная совесть; голос тусклый ( ): опущенные глаза.
Наличие у партнера эмоций и требовании говорит о нерешенных проблемах, противоречиях, и том, что задеты значимые для партнера моменты. Выяснение причин эмоций помогает ориентироваться в мотивационной сфере партнера.
Стимулирование и предупреждение эмоций
Выделяют следующие психологические закономерности, лежащие в основе эмоционального воздействия (в целом, чем глубже достигнутое состояние, тем сильнее модель):
– тесная связь воображения с эмоциями;
– первосигнальная (невербальная, формальная) деятельность нервной системы ближе к эмотивному фонду, чем второсигнальная (вербальная, смысловая);
– эмоции должны включаться в деятельность, деятельность должна соответствовать виду стимулируемых эмоций;
– эмоции заразительны, переживаются на основе подражания, общности в чувствах;
– значимое (в том числе не актуальное в данный момент) сильнее действует на психику;
– воздействие на чувства может осуществляться вербально и невербально (путем других, кроме слов, проявлений коммуникатора, включая его действия по отношению к партнеру);
– обобщенные чувства к предметам внешнего мира могуТ возникать как результат контакта с самими предметами (источниками чувств тогда служат
их свойства и отношения) и благодаря посредничающей роли других лиц (источником эмоций здесь служит воображение).
Стимулирование эмоций может осуществляться в двух направлениях:
– включение нужной эмоции;
– раскачка разных эмоций для закрепления персонажа или предложения.
Стимуляторами эмоций считают следующие сигналы:
– связанные с определенными потребностями. Слишком сильные сигналы вызывают боль, отвращение, пресыщение; предвосхищения. Например, сигналы болм, депривации (лишения чего-либо) вызывают страх, возможного неудовлетворения – гнев, удовлетворения – желание, надежду, позитивные ожидания, предвосхищающие новое, неопределенное событие – любопытство; недостаток информации приводит к неуверенности, недоверию, сомнению, противоречивость ее – к раздражению, внутреннему конфликту;
– иллюстрирующие характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности – различные успехи или препятствия в деятельности.
Средствами для стимулирования эмоций являются (индуктор может сам испытывать состояние, которое передает):
– невербальные: мимика, жесты; действия, поступки; интонация, темп, тембр, громкость, скорость речи; общая линия поведения индуктора (дружелюбие, заинтересованность, спокойствие, уверенность, спокойствие, уверенность и т. п.); предметы, ассоциирующиеся с теми или иными эмоциями;
– вербальные: эмоциогенные сюжеты, ссылки, сравнения, обобщения, оценки со стороны; затрагивание случаев из жизни партнера, содержащих нужные эмоции; понижение или повышение вероятности удовлетворения потребности (ведет, соответственно, к отрицательным или положительным эмоциям); использование эмоциогенных слов (в том числе, названий эмоций), междометий, преобладание или звуков и т. д.
В экспериментальной практике используют следующие приемы стимулирования эмоций:
– повышение чувства ответственности за выполнение задания, формирование личного к нему отношения, высокой заинтересованности в успехе, например, путем эмоциогенного инструктирования;
– поощрение успеха действия наградой – похвала, подбадривание, признание достижений, вещественные поощрения;
– организация соревновательной обстановки, угроза оказаться хуже всех.
При межгрупповом соперничестве возможно возникновение чувства
– общности с членами группы;
– неожиданные, различные по силе и направленности воздействия, приятные и неприятные (звуки, свет, прикосновения, падения и др.);
– различные зрелища, картинки, фото, кинокадры, рассказы, музыка;
– трудности в выполнении задания (дефицит времени, информации, усложнение распределения внимания, координации) или, наоборот, легкость его выполнения;
– деятельность, сама по себе, приятная или неприятная;
– внушение различных эмоций;
– вызывание конфликта между чувствами и побуждениями, например, ассоциативный эксперимент с остро переживаемыми словами, относящимися к психотравмирующей ситуации и др.
К средствам предупреждения аффекта относятся:
– избегание порождающих его ситуаций;
– выполнение отвлекающих действий. В том числе перевод беседы, например, с одного уровня на другой – с делового на социальный);
– деликатная критика или представление нежелательных последствий аффекта.
Предлагают также следующие способы устранения негативных состояний:
– создание позитивных чувств к тем же стимулам, которые вызывают негативные;
– убеждение в недопустимости, постыдности негативного состояния;
– устранение ситуаций и стимулов, которые вызывают негативное состояние;
– закаливание – снижение эффекта от воздействия негативных стимулов путем привыкания к ним и дальнейшего их игнорирования. Этот метод требует осторожности, чтобы не травмировать партнера и не вызвать закрепления негативного состояния.
Некоторые эмоции
Установлено, что после достижения успеха, причиной которого человек считает:
- свои способности – возникает ощущение уверенности в себе, компетентности, стабильное стараниерасслабление, ситуационное старание – повышение активности, личностные свойства:
- свои – повышение самооценки, других людей благодарность, везение – удивление.
- После неуспеха, причиной которого человек считает: свои способности – возникает ощущение некомпетентности, старание – вина, стыд, личностные свойства: свои – покорность, других людей – агрессия, невезение – удивление.
Относительно темперамента и типа личности отмечают следующее:
– флегматик и сангвиник тяготеют к положительным эмоциям;
– холерик – к гневу, ярости, агрессивности;
– меланхолик – к страху, неуверенности, растерянности.
Люди мыслительного типа более склонны к положительным эмоциям, а также к беспечности и легкомыслию. Люди с художественным типом личности чаще тревожатся и озабочены, но ведут себя более разумно и адекватно.
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги (беспредметного страха); сопровождается мрачными предчувствиями.
– при расхождении в оценках человека другими и им самим (другие оценивают его ниже, чем он сам);
– при восприятии угрозы ;
– когда другие судят отрицательно, критически и с неодобрением;
– когда индивид ощущает свою неадекватность и неэффективность в повседневной жизни.
Человек, имеющий высокую тревожность, лучше выполняет легкие задания и увеличивает свои достижения, когда не думает о себе. Уровень тревожности у него повышается при ожидании боли, стресса, уменьшении самооценки.
Человек с низкой тревожностью лучше выполняет трудные задания. Свои достижения он уменьшает, если от них не зависит самооценка.
Снижение тревожности достигается за счет устранения факторов, повышающих ее, и близости других людей.
Источник