Запросы котировок как способ размещения заказов

Все о запросах котировок

Мы как-то писали про аукцион и тонкости участия в нем. Продолжая тему закупочных процедур, остановимся подробнее на запросе котировок: как подготовить свое предложение и что делать, если заказчик отклонил заявку, процедура не состоялась или отменена.

Запрос котировок — одна из самых простых и популярных у заказчиков процедур. Верхний порог такой закупки — 500 000 рублей, ее можно провести быстро. Единственный критерий для определения победителя — цена. Для поставщиков тоже есть преимущества: заявку легко подготовить, заказчик не обязан требовать финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта.

Подача заявок

1. Сроки подготовки заявки

Заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если:

  • Сумма закупки не превышает 250 000 рублей;
  • Закупаются продукты питания, ГСМ, жизненно необходимые лекарства.

Срок подачи заявок в электронном запросе котировок составляет 5 рабочих дней независимо от НМЦ.

Заказчик может изменить извещение, но максимум за два дня до завершения приема заявок.

Заказчик? Составьте план из этапов и сроков проведения закупок автоматически с помощью Контур.Снаба.

2. Состав заявки на бумаге и в электронном виде

44-ФЗ не регламентирует образец бумажной заявки, но заказчик должен приложить форму, по которой поставщик готовит свое предложение. В документе нужно указать:

  • Сведения об участнике: для юридического лица — название компании, ее местонахождение, банковские реквизиты, ФИО контактного лица; для физического лица — ФИО, место жительства, банковские реквизиты;
  • ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
  • Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, если предусмотрено такое требование;
  • Информацию о согласии участника исполнить условия контракта, название и характеристики товара, если осуществляется его поставка;
  • Если в закупке прописаны определенные условия, запреты или ограничения, то нужно предоставить оригиналы или заверенные копии документов, которые подтверждают соответствие;
  • Предлагаемую цену контракта. Это самое важное.

Требовать другие документы заказчик не имеет права (ст. 73 44-ФЗ).

Заявка в электронной форме должна содержать те же документы и информацию, что и бумажная заявка. Исключение в том, что декларации участника предоставляются средствами ЭТП:

  • о принадлежности к СМП и СОНКО,
  • о получении преимуществ как УФСИН и организации инвалидов,
  • о соответствии единым требованиям.

3. Способ отправки

С 1 января 2019 провести обычный запрос котировок можно только электронном виде на ЭТП госзакупок. На бумаге остались котировки для ликвидаций ЧС, для закупок за границей, для оказания неотложной помощи.

  • На бумаге заявку подают в запечатанном конверте, «не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта».
  • В электронном виде на ЭТП, подписав заявку квалифицированной электронной подписью.

В случае с бумажной котировкой есть риск не успеть подать заявку вовремя, из-за того что сроки ограничены. Поэтому держите наготове шаблон заявки, которую заказчики уже принимали. Анализируйте цены, с которыми побеждают ваши конкуренты, чтобы понимать, с каким предложением больше шансов победить.

Если заказчик находится в вашем городе, лучше привезти заявку лично. Передать ее комиссии можно прямо на процедуре вскрытия конвертов. Если такой возможности нет, отправляйте заказным письмом или надежной курьерской службой.

В электронной котировке все проще: нужно просто вовремя подать заявку на ЭТП.

Что делать, если заявку отклонили

Котировочная комиссия заказчика может отклонить только те заявки, которые не подходят под условия закупки:

  • Заявка пришла не вовремя,
  • Нет обязательной информации,
  • Поставщик предложил цену, которая превышает НМЦ,
  • Поставщик не относится к СМП, а закупка проводится только среди этой категории предпринимателей,
  • Поставщик отправил две или больше заявки на участие, не отозвав старые заявки.

Заказчик должен проинформировать поставщика о том, что его заявку отклонили. В извещении он указывает конкретную причину и ссылку на статью закона, по которой заявка не соответствует требованиям.

Нельзя отклонить заявку, если в ней нет документов, не предусмотренных ст.73 44-ФЗ. Например, заказчик не имеет права требовать от поставщика:

  • Прописать в спецификации цену за единицу товара,
  • Предоставить в заявке декларацию соответствия (ст. 31 44-ФЗ) и выписку из ЕГРЮЛ (в бумажной котировке ее предоставляет только победитель, а в электронной этот документ предоставляет заказчику торговая площадка),
  • Указать на конверте сведения о лице, подающем заявку,
  • Подать заявку по определенному шаблону (можно использовать любую форму).

Если заказчик не прав, подавайте жалобу в ФАС. Если претензии заказчика обоснованы, подать новую заявку вы уже не сможете. По мнению ФАС и Минэк, отклоненные участники не могут подать новую заявку, если запрос котировок не состоялся из-за того, что все заявки отклонили, а процедуру продлили. Учтите ошибки и готовьтесь к следующим закупкам.

Определение победителя

Поставщик предлагает цену контракта в своей заявке. В отличие от электронного аукциона, уходить в минус и доплачивать заказчику за получение контракта нельзя. Про «переход через ноль» мы писали в этой статье.

В запросе котировок есть смысл участвовать, если доходы от заключения контракта превышают расходы, связанные с его заключением. Если вы установите слишком низкую цену на свои услуги и победите, придется исполнять контракт по этой цене, иначе попадете в РНП. Отозвать и скорректировать свою заявку можно, только если заказчик что-то поменял в извещении.

Если несколько участников предложили одну и ту же самую низкую цену, победителем признается тот, чья котировочная заявка поступила раньше. Это правило рождает дилемму в случае подачи заявки:

  • С одной стороны, лучше подать свое предложение как можно раньше,
  • С другой, если заказчик внесет изменения в документацию, придется подавать заявку заново, отозвав старую. Если заказчик находится в другой области, вы теряете деньги, которые потратили на отправку заявки почтой, а новую скорей всего уже не успеете подать.

В объявленный день заказчик вскрывает все конверты одновременно. Все участники запроса котировок вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 78 44-ФЗ), делать аудио- и видеозапись.

Доступ к электронным заявкам ЭТП открывает одновременно в указанный в извещении срок. Электронные заявки рассматриваются на следующий рабочий день после окончания срока подачи заявок.

Объявление результатов и заключение контракта

Заказчик размещает в ЕИС протокол об итогах котировки, в котором прописывает информацию обо всех поданных заявках, включая отклоненные, с обоснованием отказа в участии. Отдельно экземпляр протокола высылается победителю.

Исполнитель, выбранный по итогам котировки, предоставляет выписку из ЕГРЮЛ и подписывает контракт. Законом этот срок ограничен: не раньше чем через 7 дней и не позже 20 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок. В этот же срок нужно предоставить обеспечение контракта, если заказчик выставил такое требование.

Если контракт не подписан в срок, исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек с победителя. Обязанность заключить контракт в этом случае переходит на участника, занявшего второе место.

Любой участник запроса котировок может обжаловать ее результаты в течение 5 дней после публикации протокола (ч. 3 ст. 105 44-ФЗ). По решению ФАС подписание контракта могут отложить или отменить.

Если запрос котировок по 44-ФЗ не состоялся

Если подана только одна заявка или среди всех только одна соответствует требованиям, закупку признают несостоявшейся и контракт подписывают с единственным претендентом. Если котировочная комиссия отклоняет все заявки, то срок приема продлевают еще на 4 рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Если даже после продления приема заявок нет, заказчик меняет свой план-график и вновь проводит закупку: этим или другим способом.

Определение поставщика может быть отменено, но не позже, чем за два дня до истечения срока подачи заявок. Если закупка отменяется, заказчик в течение суток вносит изменения в план-график: переносит закупку или исключает ее.

Читайте также:  Конструктивные способы решения педагогических конфликтов

Информация, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому, кто подал заявку. С этого момента закупка считается отмененной.

Более подробно о правилах проведения запроса котировок можно прочитать в 11-й части цикла «44-ФЗ простым языком».

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Источник

Запрос котировок − способ размещения государственного и муниципального заказа

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 94-Ф) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ N 94-ФЗ участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков до 01 января 2014 г.

Отметим, что ФЗ № 94-ФЗ утрачивает силу января 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В Законе N 44-ФЗ нашли свое закрепление схожие по своей сути с аналогичным по названию способом размещения заказа из ФЗ № 94-ФЗ конкурентные процедуры размещения заказов. Среди них сохранил «свою прописку» такой способ размещения заказов, как «Запрос котировок». Напомним, что запрос котировок является одним из способов размещения заказа, предусмотренных в ФЗ № 94-ФЗ (гл. 4 и 5 данного Закона), и внешне в ФЗ № 44-ФЗ в целом повторяют положения указанных глав ФЗ № 94-ФЗ.

Сходство запроса котировок по старому и новому закону состоит в том, что при проведении этих процедур заказчик через единую информационную систему сообщает неограниченному кругу лиц о своих потребностях в товарах, работах, услугах и получает (по определению) ту услугу (товар, работу), которые могут быть предоставлены участником по самой наименьшей цене из всех участвующих в данном размещении заказа участников.

Второй сходный признак сводится к тому, что размер начальной (максимальной) цены контракта не должен превышать 500 000 руб.

Третий признак, указывающий на сходство указанного способа размещения заказа может быть сведен к тому, что положения ФЗ № 94-ФЗ и Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможность (обязанность) установления требования обеспечения котировочных заявок и обеспечения государственного (муниципального) контракта, поэтому государственный (муниципальный) заказчик при проведении запроса котировок не вправе требовать от участников обеспечения котировочных заявок, а на стадии заключения государственного (муниципального) контракта, — обеспечения исполнения контракта.

Сохраняется ряд внешних аналогичных признаков по старому и новому закону:

При запросе котировок победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 2 ст. 47 ФЗ № 94-ФЗ, ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

Запрос котировок заказчик вправе проводить только при одновременном соблюдении таких условий, как осуществляемый не под конкретные заказы заказчика, уполномоченного органа и с целью выявления победителя на действующем функционирующем рынке (ч.2 ст. 42 ФЗ № 94-ФЗ). Иначе в силу положения части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ они не относились бы к конкурентным способам размещений заказов.

Также предусмотрено возможность использования специального вида запроса котировок, в отношении которых оба закона устанавливаются особенности регулирования: запросы котировок, которые проводятся в целях обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства. При осуществлении последних запросов котировок имеется возможность не быть ограниченным суммой начальной (максимальной) цены контракта 500 000 руб. (ч. 5 ст. 42 ФЗ № 94-ФЗ, ч. 6 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).

И вот с этого момента нашего описания возникают определенные отличия в вопросе урегулирования размещения заказа способом запроса котировок по ФЗ № 94-ФЗ и по Закону № 44-ФЗ.

Законом № 44-ФЗ предусмотрены возможность использования специального вида запросов котировок, которые проводятся в целях оказания скорой медицинской помощи и нормального жизнеобеспечения граждан. При осуществлении запросов котировок оказания скорой медицинской помощи и нормального жизнеобеспечения граждан у заказчиков имеется возможность не быть ограниченным суммой начальной (максимальной) цены контракта 500 000 руб., чего не было применительно к оказанию скорой медицинской помощи и нормального жизнеобеспечения граждан по ФЗ № 94-ФЗ.

Предлагается дальнейшие отличия в порядке и способе размещения заказов запросом котировок разграничивать по мере их существенности влияния на правоприменительную практику заказчиков (уполномоченных органов, контрактных управляющих), так сказать, к большему значению этого влияния:

I. В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 94-ФЗ участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

На основании ч. 3 ст. 47 ФЗ № 94-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Зачастую котировочную заявку участника размещения заказа подписывает не руководитель (единоличный исполнительный орган), а иное лицо, которое по законодательству может действовать только на основании специальных полномочий (т.е., доверенности).

На основании п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Согласно п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор):

— без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

— выдает доверенности на право представительства от имени общества.

Таким образом, право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов, без доверенности имеет только генеральный директор (директор, президент) коммерческой организации. В практике Кемеровского УФАС России имеются решения и выводы в актах проверок, в соответствии с которыми отсутствие доверенности на имя лица, действующего без полномочий при подаче котировочной заявки, это безусловное основание для отклонения котировочной заявки на стадии составления и подписания протокола оценки и сопоставления заявок. На это имеется соответствующая судебная практика: ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.12.2010 г. по делу N А03-2952/2010 отметил, что отсутствие в Законе N 94-ФЗ прямого указания на необходимость представления доверенности представителя не освобождает представителя от обязанности подтверждения им своих полномочий в соответствии с нормами ГК РФ.

Однако ст. 44 Закона N 94-ФЗ, устанавливающей требования, предъявляемые к котировочной заявке, не предусмотрено подтверждение полномочий на право выступать в отношениях, связанных с размещением заказа.

На основании ч. 3 ст. 27 Закона N 44-ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

В ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ указана информация, которую должна содержать заявка на участие в запросе котировок, необходимая заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок.

В соответствии с ч. 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 рассматриваемой статьи информации и документов, не допускается.

Из ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует: котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Читайте также:  Способы разрешения межэтнических конфликтов презентация

Таким образом, нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность отклонения котировочной заявки, которая не содержит доверенности на право представлять интересы участника.

На основании изложенного можно предположить, что после 01 января 2014 г. в случае отклонения котировочной комиссией заявки, подписанной заместителем генерального директора, иным специально не уполномоченным лицом, без приложения соответствующей доверенности на право представлять интересы организации, заказчику с трудом будет возможно отстаивать свою правоту в суде при принятии решения по вопросу об отклонении заявки.

II. В силу ч. 2 ст. 42 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений ч. 3 рассматриваемой статьи в случаях, если цена контракта не превышает 500 000 руб., за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6.1 ст. 42 и гл. 5 Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения контракта, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.

Исходя из п. 2 ст. 192 ГК РФ квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами, то есть квартал, исчисляемый тремя месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца квартала (последний день этого месяца).

Следовательно, заказчикам до 01 января 2014 г. следует с осторожностью применять нормы об ограничении заказов суммой начальной (максимальной) цены контрактов до 500 000 руб., поскольку в течении квартала размещение нескольких заказов на сумму меньше 500 000 руб., но предусматривающий в совокупности исполнение контрактов по одноименным товарам (работам, услугам) свыше 500 000 руб. рассматривается в качестве нарушения требований ФЗ № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десяти процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 000 000 руб. в год.

Отметим, что понятие «одноименные товары», а также обязанность соблюдать какие-либо ограничения в отношении подобных товаров Законом N 44-ФЗ не предусмотрены.

Следовательно, единственный критерий, ограничивающий Заказчиков при размещении заказов способом запросов котировок с 01.01.2014 г., невозможность размещения заказов способом запроса котировок с указанием в качестве начальной (максимальной) цены контракта суммы более 500 000 руб.

В Законе N 44-ФЗ проведение запросов котировок связывается только с тем, чтобы начальная (максимальная) цена контракта не превышала пятьсот тысяч рублей, а то, что в течение квартала размещаются иные запросы котировок на одноименные товары (товары, аналогичные по техническим и функциональным характеристикам, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми) и общая начальная (максимальная) цена всех этих контрактов превышает пятьсот тысяч рублей, не имеет значения.

Единственное ограничение — чтобы совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не превышал десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлял менее ста миллионов рублей в год.

Согласно ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в 2014 и 2015 гг. расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, производится заказчиками без использования планов-графиков. Вступление указанных правовых норм отсрочено до 01.01.2016 г. Следовательно, невозможен расчет совокупного годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в процентном отношении.

Констатируем, что у заказчиков (уполномоченных органов) появилось лишь два ограничительных критерия для исполнения Закона № 44-ФЗ с 01.01.2014 г. (в части исполнения законодательства при размещении заказов путем запроса котировок):

— невозможность размещения заказов способом запроса котировок с указанием в качестве начальной (максимальной) цены контракта суммы более 500 000 руб. Речь идет об ограничении при проведении каждой отдельной котировки;

— совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не может составлять сумму более ста миллионов рублей в год.

III. В соответствии с п. 4 ст. 43 ФЗ № 94-ФЗ запрос котировок должен содержать сведения о наименовании, характеристиках и объеме оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно ч. 2 ст. 45 ФЗ № 94-ФЗ извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные ст. 43 ФЗ № 94-ФЗ, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.

Отметим, что ст. 43 ФЗ № 94-ФЗ требование к участникам запроса котировок, как представление в составе котировочной заявки лицензии (допуска СРО или иного документа о соответствии участника размещения заказов требованиям законодательства), не предусмотрено.

Согласно части 2 статьи 45 ФЗ № 94-ФЗ извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 ФЗ № 94-ФЗ, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Требование предоставления в составе заявки для участия в запросе котировок наличия лицензии (допуска СРО или иного упомянутого документа, подтверждающего соответствующий предмету размещаемого заказа) на осуществление какого-либо разрешенного вида деятельности нарушает требование статьи 43 ФЗ № 94-ФЗ о содержании извещения о запросе котировок и влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Читайте также:  Способы доверительного отношения с ребенком

На это имеется соответствующая судебная практика: в Постановлении ФАС Поволжского округа от 09.10.2009 по делу N А49-3015/2009 судом сделан вывод, что требование о наличии лицензии на выполняемые работы является дополнительным требованием к обеспечению качества выполняемых работ и не может быть предъявлено в рамках процедуры размещения заказа путем запроса котировок.

Из указанного обстоятельства следуют два вывода:

— требование наличия лицензии (допуска СРО или иного документа, подтверждающего соответствие предмету размещаемого заказа) при запросе котировок недопустимо;

— возможно формирование требований к запросу котировок о необходимости предоставления лицензии (допуска СРО или иного упомянутого документа, подтверждающего соответствующий предмету размещаемого заказа разрешенный вид деятельности) как необходимый элемент обеспечения качества выполняемых работ (оказываемых услуг).

IV. На основании п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок, в том числе должна содержаться информация, указанная в п. п. 1 — 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ (в том числе информации об участнике запроса котировок).

В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

2) цену товара, работы или услуги;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со ст. ст. 28 — 30 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов.

На основании ч. 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ требование от участника запроса котировок представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, не допускается.

Согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.

Из ч. 3 ст. 47 ФЗ № 94-ФЗ следует, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Таким образом, отклонение котировочной комиссией обеих котировочных заявок в силу положений ч. 1 ст. 46 ФЗ № 94-ФЗ не допускается, так как такое основание для отклонения котировочных заявок законодательством не предусмотрено. Также ФЗ № 94-ФЗ не предусмотрена возможность отзыва поданной котировочной заявки или замены на другую. По мнению Кемеровского УФАС России, изложенного в рамках рассмотрения дела № 284/З-2013 по жалобе ООО «ТК РИО Новосибирск», в рассматриваемом вопросе котировочная комиссия вправе возвратить организации без рассмотрения любую котировочную заявку, поданную позднее первой, сославшись на законодательно установленный запрет представлять более одной котировочной заявки и вносить в нее изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о представлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

На основании ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.

Таким образом, при проведении запроса котировок в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ (после вступления его в силу с 01.01.2014 г.) котировочная комиссия обязана возвратить организации без рассмотрения обе котировочные заявки.

V. Еще одно отличие при размещении заказов способом запроса котировок после 01.01.2014 г. состоит в том, что радикально изменилась форма подачи заявок.

Согласно пункту 3 статьи 42 ФЗ № 94-ФЗ запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа. Таким образом, котировочная заявка должна содержаться в письменном документе или документе, оформленного с соблюдением правил подачи электронных документов (в т.ч., необходимо наличие электронной цифровой подписи).

На основании ч. 2 ст. 77 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Следовательно, при проведении с 01.01.2014 запроса котировок в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ такой способ подачи котировочной заявки, как подача заявки в электроном виде, не допускается, так как ст. 77 Закона N 44-ФЗ предусматривает только один способ представления заявки в письменной форме — в запечатанном конверте.

VI. В соответствии с частью 2 статьи 45 ФЗ № 94-ФЗ извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 ФЗ № 94-ФЗ, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.

Согласно пункту 4 статьи 43 ФЗ № 94-ФЗ запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Заказчиком в приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок формируются требовании к конкретным характеристикам используемых товаров (как правило, в приложении к извещению о проведении запросов котировок «Технического задания»).

Согласно части 3 статьи 47 ФЗ № 94 ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Таким образом, котировочная комиссия при соблюдении требований части 3 ст. 43 ФЗ № 94-ФЗ обязана отклонять котировочную заявку как не соответствующую требованиям извещения о проведении запроса котировок из-за того, что она не содержит технические характеристики предлагаемого к поставке товара, установленные в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка не соответствует требованиям извещения в части условий оплаты поставки товара.

Иные положения сформированы в требованиях частей 3 и 4 статьи 74 Закона № 44-ФЗ. Согласно указанных положений закона Заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

2) цену товара, работы или услуги;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 — 30 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.

Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Таким образом, отклонение с 01 января 2014 г. котировочной заявки, как не соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок из-за того, что котировочная заявка не содержит технические характеристики предлагаемого к поставке товара или несоответствующие требованиям технического задания характеристики, будет являться незаконной, поскольку по запросам котировок по Закону № 44-ФЗ в котировочной заявке достаточно выразить согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с условиями извещения, описание характеристик товара не требуется.

Отдел государственного и муниципального заказа

Источник

Оцените статью
Разные способы