Запрет как способ правового регулирования это

Запрет как способ правового регулирования это

Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающихся различных подходов к определению понятия «запрет» и выделению структурных элементов правового регулирования. Предполагается исследование запретов как самостоятельный способ регулирования общественных отношений, обладающих присущими всем правовым явлениям особенностями, которые направлены на упорядочение общественных отношений, а также предотвращение нежелательного поведения их участников.

Ключевые слова: правовое воздействие, правовое регулирование, механизм правового регулирования, правовые средства, способы правового регулирования, дозволение, обязывание, запрет.

Объектом исследовательской работы определены способы правового регулирования, воздействие на общественные отношения.

Предметом исследовательской работы является запрет как один из методов правового регулирования.

Цель исследовательской работы – рассмотреть запрет в виде регулятора на общественные отношения.

Задачи исследовательской работы:

  • Рассмотреть понятие и способы правового регулирования
  • Раскрыть основополагающие запреты правового регулирования
  • Выделить функциональное назначение запретов
  • Определить роль запретов в обществе

Введение

Проблемы правового регулирования и реализации права не одно десятилетие были предметом пристального внимания исследователей. С. С. Алексеев отмечает, что правовое регулирование представляет «в высшей степени ответственную творческую деятельность, опирающиеся на современные достижения науки и культуры, знание юридической (и не только юридической) теории и практики».

Историография

Не случайно, что правые средства регулирования сегодня являются предметом изучения исследователей различных специальностей. Основные характеристики методов правового регулирования получили свое научное осмысление в контексте историко-правовых теорий эволюционного развития общества (И. С. Хохлова, А. В. Малько, Н. И. Дивеева), в концепциях

механизма правового воздействия на общественные отношения (С. С. Алексеев, А. И. Бобылев, А. А. Абрамова).

Правовое регулирование имеет значимое место в развитии государства и общества. Оно представляет собой процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.

Большинство теоретиков права сходятся во мнении, что существует всего три исходных способа правового регулирования: дозволение, запрет и обязывание.

Дозволение содержит возможность совершения определенных действий, обязывание заключает необходимость совершения активных действий, а запрет предполагает необходимость воздерживаться от конкретных действий.

Запреты сформировались первыми в истории управления человеческими отношениями. Выраженные в виде табу они порождались самими социальными условиями коллективной жизни и труда и были призваны избавить первобытное общество от вредной и опасной в те времена инициативы и самостоятельности людей.

Запрет как один из способов регулирования общественных отношений появляется одновременно с человеческим обществом и представляет собой социальную норму, необходимость выполнения которой обосновывается «законом природы». Становление запрета как собственно юридического средства регулирования общественных отношений предполагает официальное признание, законодательное закрепление и гарантированность со стороны государства соответствующих социальных норм.

Первобытные запреты отличались однозначностью и жесткостью, их предписания были предметными, максимально определенными, казуистичными, лишенные пока еще каких-либо обобщающих идей или принципов. Такие веления были непререкаемы и не подлежали сомнению либо критике. После дифференциации мононорм, запреты были восприняты моралью, а потом и религией, и оттуда уже заимствованы правом. Поэтому большое количество запретов в праве и морали совпадают.

По мере разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества происходят преобразования запретов по содержанию и социальной направленности, из средства обеспечения сплоченности и единства первобытного коллектива они превращаются в средство фиксации, сохранения и упрочения привилегий господствующих классов8. В современных условиях использование запретов становится все более и более дифференцированным, их основным назначением становится установление и поддержание стабильного порядка в обществе и обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан.

Н. С. Малеин говорил: «Объективно запрет может казаться недемократической формой регулирования, в действительности является правовым средством осуществления свободы поведения, поскольку представляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета»9. (Несмотря на разнообразные преобразования в обществе правовые запреты не потеряют своей актуальности никогда).

Читайте также:  Способы оплаты труда работников

Правовой запрет — это предписание воздерживаться от определенного социально вредного и опасного поведения под угрозой наступления ответственности для нарушителя.

Запрещенный вид деятельности фактически возможен и осуществим, но запрещен правом в силу того, что вреден и опасен для общества, может причинить ущерб интересам личности или государства10.

Вводя правовой запрет, законодатель выражает свою отрицательное отношение к определенным поступкам, осуждает их и устанавливает вид и меру наказания за совершение запрещенных действий.

Главная цель запрета — предупреждение возможной нежелательной деятельности, которая может причинить ущерб общественным интересам11. В связи с чем основное назначение правовых запретов заключается в охране общих интересов и благ, в защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности. В механизме правового регулирования запреты устанавливают границы осуществления дозволений, и вместе с тем являются гарантией их реализации.

Запреты воздействуют на сознание и волю индивида таким образом, что блокируют его нежелательные для общества, вредные для других людей и государства интересы12.

Защищая права и свободы отдельной личности, запреты тем самым охраняют общество в целом. Следовательно, можно сделать вывод, что запреты исполняются не просто в чужих интересах конкретного лица, а в интересах всего общества, человечества, их благополучия и процветания.

Реализация запретов обеспечивается возможностью применения государственного принуждения к субъекту, не подчинившемуся требованию правовой нормы.

Запреты выполняют специфическую охранительную функцию, направленную на вытеснение противоправных и вредоносных общественных отношений.

Основными целями правовых запретов являются охрана и защита существующей системы отношений, а также гарантирование дальнейшего ее развития.

Главная задача запретов заключается не в упорядочивании общественных отношений, а скорее в недопущении возникновения их негативных проявлений, предупреждении совершения социально вредных действий, образующих общественное отношение13.

В масштабах всей правовой системы они выступают инструментов поддержания законности и стабильности общественной жизни.

Можно утверждать, что в современном обществе вес запретов в механизме правового регулирования общественных отношений меньше, чем дозволений и обязываний. Это объясняется тем, что существование и функционирование запретов вызывается экстремальными ситуациями, ненормальными, отклоняющимися от всеобщего порядка.

Тенденция к сокращению запретительных норм в правовой системе свидетельствует о развитии и совершенствовании общества.

Об установлении запрета может свидетельствовать описание в НПА правонарушения и определение санкции за его совершение. (Особенная часть Уголовный Кодекс Российской Федерации, содержащая сведения о наказаниях за определенные действия, и тем самым вводящая запреты на эти деяния). Нормы права, содержащие в себе информацию о недопустимом поведении, называются запрещающими или охранительными14.

Выводы

Таким образом, большое значение имеет правильное определение целей и задач правового регулирования, выбор правовых средств регулирования. Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья — юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности. Запреты определяются нами как система способов конституционно-правового регулирования общественных отношений, закрепленных в нормах Конституции Российской Федерации и направленных на упорядочивание наиболее важных общественных отношений.

Источники и использованная литература

Абрамова А. А. Эффективность механизма правового регулирования: дисс. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. – 202 с.

Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. – 114 с.

Бобылев А. И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. №5. С. 104-109.

Читайте также:  Индукционный способ передачи энергии

Григорьева И. В. Теория государства и права: учебное пособие / Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009 г. Глава 4 «Теория права» 4.14 «Правовое регулирование» С. 241-257.

Дивеева Н. И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. 2002. №3. С. 56-62.

Исаков В. Б. Правовое регулирование и юридические факты // Правоведение. 1980. №5. С. 34-37.

Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. № 6. С. 23.

Малько А. В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. №2. С. 4-16.

Малько А. В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. №6. С. 61-67.

Общая теория государства и права: учебник / под ред. С. Ю. Наумова, А. С. Мордовца, Т. В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018 г. Глава 19 «Механизм правового регулирования» С. 238-245.

Султыгов М. М. Запрет как средство правового регулирования. «СПб: МВД РФ СПбУ», 2003. – 142 с.

Тамм Л. Приказание и запрет, поощрение и наказание: Таллин, 1971. – 36 с.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ Р. А. Ромашова. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005 г. Глава 23 «Действие права. Правовое регулирование. Механизм правового регулирования» С. 400-403.

Хохлова И. С. Способ правового регулирования: дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. – 197 с.

Источник

Методы, способы, типы правового регулирования

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Читайте также:  Кто определяет способы защиты прав собственности

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Оцените статью
Разные способы