Заполните таблицу способы распространения плодов

Распространение плодов и семян таблица с примерами (3 класс, окружающий мир)

Растения производят огромное количество семян. Для их прорастания и дальнейшего благополучного роста и развития необходимо достаточное количество влаги, питательных веществ, места. Если все семена останутся возле материнского растения, то шансов, что большинство из них получит благоприятные условия для существования, будет гораздо меньше. Задача распространения семян решается растениями с помощью плодов.

Способы распространения плодов и семян

Возможные варианты распространения плодов и семян удобно представить в таблице.

Способ распространения плодов и семян

Приспособление к распространению

Семена покрыты пушистыми волосками

Берёза, ясень, клён

Плоды лёгкие, не тонут в воде

Ольха, кокосовая пальма

Створки плода высыхают, разрываются, скручиваются, семена разбрасываются

Недотрога, горох, фасоль, акация

Острые зубчки, крючки, цепляющиеся за шерсть, одежду

Семена с плотной непереваривающейся оболочкой находятся внутри сочных плодов. Обычно зрелые плоды приобретают яркую окраску, привлекающую птиц и других животных-распространителей.

Рябина, малина, калина, брусника, черемуха

Таким образом, семена растений распространяются:

Плоды не только защищают семена, но и способствуют их распространению.

Орехи кокосовой пальмы преодолевают большие расстояния, плавая в морской воде. Благодаря этому кокосовая пальма расселилась по тропическим побережьям и островам.

Рис. 1. Так путешествуют плоды кокосовой пальмы.

Семена преодолевают океан с помощью человека

Семена некоторых растений через океан переправились с помощью человека. И речь здесь не только о культурных растениях, таких как томат, картофель, баклажан, кукуруза и других, прибывших к нам из Южной и Центральной Америки. Например, всем известный подорожник проделал обратный путь на обуви первых европейцев, высадившихся на американский берег. Индейцы даже прозвали неведомый им до того подорожник «следом белого человека». А всё потому, что клейкие семена подорожника пристают к обуви и так распространяются.

Рис. 2. Плоды подорожника готовы к распространению.

Когда семена растений попадают в благоприятные условия, где могут получить всё необходимое для дальнейшего развития, они прорастают и начинают осваивать новую территорию. Конечно, получают такой шанс далеко не все семена, а потому растения и производят их в таких больших количествах.

Бешеный огурец получил свое название за особый способ распространения семян. В процессе созревания внутри плода создается высокое давление, и в один момент жидкость вместе с семенами «выстреливает» на расстояние свыше шести метров.

Рис. 3. Бешеный огурец разбрасывает семена.

Что мы узнали?

Семена растений распространяются с помощью ветра, по воде, путем саморазбрасывания, при участии животных и человека. Плоды растений снабжены приспособлениями, помогающими распространять семена разными способами. О разных способах распространение семян можно рассказать в докладе на уроке по окружающему миру в 3 классе.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Распространение плодов и семян

Распространение плодов и семян

В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.

В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).

Рис. 1 Саморазбрасывание семян

Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.

У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.

Рис.2 Распространение семян ветром

Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.

У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).

Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).

Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой

Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.

Читайте также:  Мокрый способ засолки горбуши

Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка

У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.

Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.

От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.

Плоды

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Размножение и развитие растений. Стр. 45-46

1. Муравей Вопросик пригласил на урок помощниц — трудолюбивых пчёл. Составь слово из букв, которые принесли пчёлы. Запиши его в клеточках. И ты узнаешь, с чего начинается развитие растения!

2. Составь толковый словарик по теме «Опыление». Для этого укажи стрелками пояснения к словам. В случае затруднений используй текст учебника.

Нектар — сладкий цветочный сок.

Пыльца — мельчайшие желтые зернышки в цветках.

Опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой.

Насекомые-опылители — насекомые, которые опыляют цветы.

3. Практическая работа «Изучаем способы распространения плодов».

Цель работы: установить связь между строением плодов и способами их распространения.
Оборудование: плоды разных растений, выданные учителем; лупа.

Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняйте таблицу.

Впишите в таблицу названия растений. Нарисуйте их плоды. Закрасьте кружки соответственно способу распространения: синий — ветром; красный — животными и человеком.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута. Мы установили связь между строением плодов и способами их распространения.
Презентация: сообщите классу о результатах вашей работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Источник

Урок по теме: «Распространение плодов и семян»

Тема: «Распространение плодов и семян»

Цели урока:

· познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

· обеспечить процесс узнавания типов плодов по характерным признакам, способы распространения плодов и семян.

· развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы, проводить самоанализ.

  • развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение – функция», синтеза, анализа, делать выводы.
  • воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения : частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, рисунки, мультимедийный материал, экран, медиапроектор.

I. Организационный момент (подготовка игры)

Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме – в форме игры.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в «Королевство плодов».

Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну «Королевство плодов». Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?

Ну что же, отправимся в путь.

– А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта)

– Отправимся в путешествие на поезде.

Учащихся, сидящих в первом ряду, прошу пройти в вагон №1 – «Сочные ягодки»; во втором ряду – в вагон №2 – «Короли-семена»; в третьем ряду – в вагон №3 – «Крепкие орешки».

Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок.

Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший тест, приобретает билет и право на посадку.

II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)

Тест по теме «Цветок».

1. Цветок – это:
A) околоцветник; Б) яркий венчик; В) видоизмененный побег; Г) часть стебля.

Читайте также:  Жульен простой способ приготовления

2. Главные части цветка:
А) лепестки и чашелистики; Б) пестик и тычинки; В) цветоножка и цветоложе; Г) столбик и рыльце.

3. Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:
А) цветоложе; Б) пестик; В) цветоножка; Г) тычинка.

4. Частью околоцветника является:
А) венчик; Б) тычинки; В) пестик; Г) цветоложе.

5. Венчик состоит из:
А) пестиков; Б) тычинок; В) лепестков; Г) цветоложе.

6. Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:
А) тычинка; Б) пестик; В) околоцветник; Г) цветоножка.

7. Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
А) раздельнополые; Б) обоеполые; В) двудомными; Г) ветроопыляемыми.

8. Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов:
А) двойной; Б) двудомный; В) простой; Г) сложный.

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А.

(Ответы на тестовые задания на магнитной доске или мониторе)

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.

Звенит колокольчик. Звучит музыка «Голубой вагон».

1 этап. Мотивация (постановка проблемы).

Учитель : — Представьте себе, что у одного растения тополя образуется 27 миллионов семян, у гулявика из крестоцветных – 730 тысяч, у мака только в одной коробочке – 3000. Что произойдет, если все эти семена упадут рядом с материнским растением? Предположение: прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут. Но этого не происходит. Учащиеся формулируют проблему, определяют тему и цель исследования.

Каким образом, плоды с семенами распространяются на земле для продолжения существования? Какие существуют способы и приспособления для этого?

Запись в тетради темы урока, проблемы урока — какие существуют способы (кем? чем?) и приспособления (как, какие) для распространения плодов и семян?

2 этап. Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме.

Учитель : — Используя знания и наблюдения осенней экскурсии, личных знаний предложите гипотезы решения проблемы.

Записываются все мнения, их можно объединить по смыслу.

Учитель : — Можем ли мы сразу разделить ответы на способы и приспособления?

Человек, животные, самостоятельно, крючочки. Это способы или приспособления? Как вы считаете, мы дали четкий и полный ответ, уверены ли в правильности? ( Нет). Для этого проведем в парах и малых группах исследование. Проанализируйте данный вам материал, рассмотрите коллекции с семенами, выделите способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения. Заполните таблицу, сделайте вывод. Алгоритм работы находится на инструктивных карточках.

3 этап. Организация исследования в парах. Выводы по малым группам.

В течение 10-12 минут ребята читают, анализируют текст и заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”. Делают вывод в своих парах: я узнал (а), что. И делают общий вывод в своей малой группе.

Работа по звеньям.

Учитель читает рассказ. Отвечают ученики первой группы, если они не могут ответить, отвечают другие группы.

Рассказ “Леса меняют адреса”

Осенью 1941 года немецкие фашисты начали наступление на Москву. Чтобы задержать врага, на его пути создавались оборонительные укрепления. У дороги, ведущей в столицу, саперы вместе с местными жителями валили лес. Люди постарались на совесть. Завал получился отличный — помог на какое-то время задержать немецкие танки, рвавшиеся к Москве. Когда врага отогнали, остаток леса пошел на восстановление спаленных фашистами домов. Так и не стало ельника. Но прошло несколько лет, и местные жители начали замечать, что на месте прежнего леса поднимается новый. Удивляло лишь одно: был лес еловый, а теперь тянулись тоненькие березки. Никто специально не сажал. Тогда откуда же взялись семена, из которых они выросли?

Ответ. Семена “прислали” березы, росшие в стороне от бывшего ельника. Кто же перенес их на новое место?

Вопрос. Почему до войны березовые семена не долетали в еловый лес?

Ответ. Залетали тысячами. Но им не везло. Береза светолюбивое дерево, тени не выносит, а в ельнике темно. Вот и не приживались березки. Гибли. Но стоило срубить еловый лес — и на его месте поднялся молодой березняк.

Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? Ученики рассматривают семена березы, одуванчика, ольхи, сосны. Отвечают на вопрос. Оценивают ответы. Консультант выдает жетоны.

Игра “У кого семя одуванчика улетит дальше?”

Второй рассказ для второй группы

Случилось это в 1891 году. Начался пожар — самое страшное, что может случиться в лесу. Пожар продолжался несколько дней, а когда кончился, на месте леса дымилось пепелище. С тех пор прошло много времени, а гарь по-прежнему не зарастала. И вдруг весной 1919 года лес начал возрождаться. Из под обугленной земли стали пробиваться зелененькие ростки. Люди удивлялись: кто произвел эти посадки? Лесоводы туда не заходили. Птицы и звери покинули лес. Лес был далеко, ветер тоже не мог занести семена. Не могла и вода этого сделать: рядом не было реки.

Ученые долго думали: что же случилось?

Ответ. Лес возродился из семян, зарытых в землю еще до пожара белками.

Третий рассказ для третьей группы

Вы хорошо знаете это растение. Проходя мимо летом, не обращаете на него внимания. А стоило бы. Ведь это один из великих завоевателей земного пространства. Когда-то, в очень далекие времена его мелкие семена “сдружились” с испанскими солдатами, отправлявшимися покорять индейцев. В сырую погоду семена становились клейкими, прилипали к солдатским сапогам, вместе с ними переплыли океан и очутились в Америке. Но и там они не расстались с испанцами — те же сапоги с поразительной быстротой разнесли их на новые места.

Читайте также:  Способы релаксации при неврозе

Назовите это растение и постарайтесь объяснить, почему его так назвали.

Ответ. Подорожник. Он назван так потому, что чаще всего встречается вдоль дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник “следом белого человека”.

Рассмотреть семена подорожника, щавеля.

Учитель. Плод щавеля. Его вы вряд ли видели, хотя такими плодами усеяно все растение. Секрет в том, что плод со всех сторон окружен тремя листочками. Попробуйте отгадать: для чего плоду нужны эти листочки? И почему щавель особенно часто встречается по сырым местам, на дне оврагов, по берегам прудов, рек?

Не догадались? Тогда проделаем опыт.

Опыт. Бросить в стакан с водой плоды щавеля без листочков, в другой стакан плоды с листочками. Понаблюдайте, что произошло.

Ответ. Плоды щавеля без листочков упали на дно стакана, а с листочками плавают. Эти листочки — плавательные приспособления. Плоды щавеля разносятся паводковой водой.

Приспособления к распространению (какие?).

Способ распространения (кто? что?)

Вывод (для этого обратите еще раз внимание на тему и проблему урока).

Учитель. Ребята, я вам дала домашнее задание найти у какого растения самые крупные семена.

Ученик. Самые крупные семена Сейшельской пальмы, которая растет на островах в Индийском океане. Орехи до 2м в диаметре. Их назвали морскими орехами и считали, что их создает морской дьявол. Но в 1743 г были открыты Сейшельские острова и мореплаватели увидели огромные плоды от 15 до 45 кг с единственным семенем внутри до 18кг. Зреют такие плоды 10 лет, на одной пальме до 70 плодов. Если такие плоды попадают в воду, разумеется тонут, поэтому эта пальма нигде не встречается в мире.

Физкультминутка

Учитель. Плоды и семена оказываются очень далеко от растения, на котором созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, другие животным, человеком и водой. Назовите мне растения, которые распространяются ветром.

Ученик. Тополь, одуванчик.

Учитель. Некоторые степные растения засыхают, ветер обламывают их у корня, перекатывает по земле с место, на место, рассеивая семена. Такие растения получили названия “перекати поле”. Водой распространяются семена и плоды ольхи, её плоды имеют воздухоносные полости. Они легкие и не тонут. Семена и плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. По канавам около прудов и рек растет сорняк череда. Её плоды-семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек маленькие шиповатые плоды прицепляются к шерсти или одежде, да так что щеткой не очистишь приходится их выдирать руками.

Семена могут прилипать к тюкам, грузам попадают на корабли, в самолеты, вагоны, затем осваивают совершенно новые территории, где находят благоприятные условия для жизни. Так из Европы в Америку завезен подорожник, индейцы назвали “следом белого человека”.

Встречаются растения, которые сами разбрасывают семена. В Крыму и на Кавказе можно встретить на сухих склонах сорное растение бешеный огурец. После созревания в плодах собирается слизь, огурец как бы выстреливает.

Учитель. Ребята, кто нам расскажет про бешеного огурца.

Ученик. Своё название Бешеный огурец получил за способность выбрасывать семена. Плоды в зрелом состоянии при легком прикосновении отскакивают от плодоножки, при этом из отверстия, образующегося на место отделившейся ножки, с силой выбрасывается горькая жидкость с семенами, что способствует их рассеиванию. Лекарственным сырьем служат наземная часть и корни. Стебли разрезают на куски и сушат солнечную погоду в тени. Корни собирают осенью, промывают холодной водой и сушат. Хранят в закрытой таре 1 год. Отвар порошок применяют при злокачественных новообразованиях матки. Настой и отвар корней назначают при отеках, малярии, воспалительных заболеваниях печени и гемеррое. Порошок используют при грибковых заболеваниях кожи.

Учитель. Давайте поговорим какое значение имеют плоды и семена в жизни человека.

Ученик. Их употребляют в пищу, используют в качестве сырья в промышленности и медицине, они служат кормом для домашних животных.

Учитель. Для получения плодов и семян человек выращивает зерновые культуры (хлебные злаки), плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня), технические (лен, конопля, хлоп чатник) , лекарственные и другие растения. Из плодов какао и кофе готовят разнообразные напитки. Ребята, а теперь предлагаю вам ситуацию. Осенью во время уборки картофеля учительница попросила учеников принести для урока плоды картофеля. Одни ученики принесли пакет с клубнями картофеля, другие с несъедобными “зелеными ягодками”. Какие ученики правильно выполнили задание.

4 этап. Обмен информацией.

Учитель – Ребята, расскажите о своих исследованиях. К какому выводу вы пришли?

Заполнение во время обсуждения общей таблицы на доске и в тетради. Колонки таблицы аналогичны колонкам на инструктивной карточке.

Источник

Оцените статью
Разные способы