Заполните таблицу способы питания живых организмов биология 5 класс

Заполните таблицу способы питания живых организмов биология 5 класс

Задание 1. Заполните таблицу

Организмы Сходство Различия
Бактерии Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы Не имеют ядра и многих органоидов
Простейшие Имеют ядро и органоиды

Задание 2. Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений

Потому что растения — производители. Они синтезируют органику из неорганики, явяются ключевым звеном в цепи питания

Задание 3. Заполните таблицу

Способы питания живых организмов
Царство Характрный способ питания Как происходит питание
Растения Автотрофный Под действием солнечного света в хлоропластах
Животные Гетеротрофный Поглощают готовые органические вещества
Грибы Гетеротрофный Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов

Задание 4. Выберите правильный ответ и отметьте его

1. К неклеточным формам жизни относятся:

2. Ядро отсутсвует в клетках

3. Зеленый пигмент хлорофилл присутствует в клетках

Задание 5. Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подхлдящих гласных

Задание 6. В середине прошлого века на сельскохозяйственных угольях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями — создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияни сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из лема. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали ее вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?

Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезенной почве

Задание 7. Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на темном фоне

Источник

Свойства живых организмов (5 класс, биология) в таблице

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами

Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:

Читайте также:  Способы защиты человека от ионизирующего излучения

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются наличием листьев и способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, т.к. имеют особое строение и не способны к активному перемещению.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Источник

обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему «Питание живых организмов»
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме

Открытый урок по теме «Питание живых организмов» включает разнообразные задание и сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
обобщающий урок «Питание живых организмов» 32.01 КБ
презентация «Питание живых организмов» 2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:
«Питание живых организмов»

  1. Обучающие:
  1. повторить знания учащихся о способах питания живых организмов;
  2. закрепить понятие об автотрофах и гетеротрофах, травоядных животных, хищниках и паразитах;
  3. показать отличия в питании автотрофов и гетеротрофов;
  4. осуществить контроль за усвоением материала по теме.
  1. Развивающие:
  1. развивать умения систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
  2. учить формулировать задачи урока.
  1. Воспитательные:
  1. формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
  2. формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
  3. формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
  4. прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, задания.

Объявление темы урока, определение и формулирование задач урока учащимися.

Давайте подумаем, что нам нужно сделать на уроке?

  1. вспомнить способы питания

животных и растений;

  1. запомнить основные вопросы темы;
  2. проявить свои знания и умения.
  1. Повторение и обобщение знаний.

Вы, наверное, слышали, что наши предки – древние славяне – были язычниками и поклонялись языческим богам. Одним из самых почитаемых был Дажьбог-Солнце. Солнцу поклонялись не только славяне, но и многие другие народы в пору язычества. Мы до сих пор печем на Масленицу блины – символ Солнца. Недаром мы радуемся солнечной погоде, ученые установили, что зимой малое количество солнечного света вызывает у многих депрессию – ухудшается настроение, падает работоспособность.

Рассердилась Туча, что люди так любят Солнце, радуются ему на протяжении тысячелетий, даже потемнела от зависти и злости, и решила Солнце спрятать от людей. Взяла и закрыла его собой.

Можно ли на Земле обойтись без Солнца? Почему?

Вы можете выручить Солнце, освободить его от Тучи, выполнив задания.

Задание 1. Сейчас вам предстоит отгадать загадки и заполнить клетки кроссвордов. Они не совсем обычные и содержат ключевые слова, которые вы сможете прочесть только разгадав кроссворды .

Источник

ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 7 Химический состав клетки

Стр. 28. Вспомните

№ 1. Что такое химический элемент?

Химический элемент – это совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра и состоят из нейтронов (число может быть разным) и протонов (число равно атомному номеру элемента).

№ 2. Какие химические вещества вам известны?

Я знаю о таких химических веществах, как: водород и углерод, хлор и фосфор, кислород и азот, кальций и калий, барий и бром, а также многие другие.

Стр. 29. Вопросы после параграфа

№ 1. Каких химических элементов больше всего в клетке?

По содержанию в клетке выделяют три группы элементов. В первую группу, которая составляет почти 98% от общего строения клетки, входят такие химические элементы, как: кислород, водород, углерод и азот.

№ 2. Какую роль в клетке играет вода?

За счет того, что в жидком состоянии вода практически не сжимается, а потому служит своеобразным гидростатическим скелетом для клетки, то есть, определяет ее форму и придает ей упругость. Также вода принимает участие во многих химических реакциях (фотосинтез, гидролиз), в обмене веществ и терморегуляции клетки.

№ 3. Какую роль в клетке играют минеральные соли?

Минеральные соли в клетке представлены в виде катионов и анионов, соотношение которых определяет кислотность среды, необходимой для ее жизнедеятельности, и занимают около 1 – 1,5 % от ее общей массы. Это соли калия, кальция, фосфора и прочие.

В сочетании с растворимыми органическими соединениями неорганические ионы (катионы и анионы минеральных солей) обеспечивают стабильные показатели осмотического давления. Ионы участвуют в поддержании рН на постоянном уровне, несмотря на то, что в процессах обмена веществ постоянно образуются щелочные и кислые продукты.

Не менее важная роль и у ионов кальция, которые участвуют в регуляции мышечного сокращения. Фосфор обеспечивает нормальный рост зубной и костной тканей.

В некоторых случаях минеральные соли служат катализаторами различных реакций, регулируют количество воды внутри клетки либо в какой-то из ее органелл.

Таким образом, минеральные соли необходимы для гомеостаза в клетке, а именно для поддержания водно-солевого и кислотно-щелочного баланса, нормальной работы органелл и т.д. Недостаток минеральных солей приводит к нарушению процессов обмена веществ в клетке и негативно сказывается на ее жизнедеятельности.

№ 4. Какие вещества относят к органическим?

Органические вещества – это вещества, которые относятся к углеводородам или их производным (класс соединений, в состав которых входит углерод). Они присутствуют в составе каждой клетки в виде:

Жиров, которые накапливают углероды и энергию;

Белков как основного «строительного» материала;

Гормонов, которые участвуют в регулировании всех процессов, протекающих в организме;

Ферментов, отвечающих за работу химических реакций.

№ 5. Каково значение органических веществ в клетке?

Органические вещества — это совокупность всех углеродосодержащих соединений, которых в природе существует больше всего. Они стали самыми распространенными на нашей планете благодаря их способности к созданию стабильных и устойчивых цепочек, а также возможности вступать в одинарные и кратные связи с другими веществами.

Углеводы, как важнейшая группа органических веществ, в процессе расщепления обогащают клетку энергией, которая необходима для ее жизнедеятельности. Также они обеспечивают прочность стенок клетки, тем самым защищая ее от повреждений извне.

Белки, входящие в состав различных клеточных структур, не только запасаются в клетках, но и регулируют процессы их жизнедеятельности. Жиры имеют свойство накапливаться в клетках. Когда они расщепляются, происходит высвобождение энергии, которая необходима живым организмам для жизни. Нуклеиновые кислоты, также являясь органическими веществами, участвуют в сохранении наследственной информации и дальнейшей ее передачи дочерним организмам.

№ 6. Что указывает на общность живой и неживой природы?

На сегодняшний день известно более 100 химических элементов, из атомов которых состоят вещества, встречающиеся на нашей планете. И более 80 из них входят в состав клеток живых организмов. При этом только четыре элемента – азот, углерод, кислород и водород составляют около 98% от общей массы любого живого организма. Все остальные элементы также содержатся в них, но в малом количестве.

Эти же элементы входят в состав и объектов неживой природы – вода, воздух, почва и т.д. Именно это и указывает на то, что между объектами живой и неживой природы есть много общего.

Стр. 29. Подумайте

Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?

Клетки являются мельчайшими структурными единицами целого организма. Каждая такая клетка имеет свое строение, выполняет свои функции. В ней происходят различные химические реакции, например, синтез или изменения химических соединений. Именно поэтому клетку называют миниатюрной природной лабораторией.

Стр. 30. Моя лаборатория

Чтобы обнаружить воду и минеральные вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

Кладем в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагреваем их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

На стенках пробирок в результате нагревания на слабом огне появились капельки воды. Это позволяет еще раз убедиться, что в тканях растения (стебель, корень, листья, семена) содержится небольшое количество воды.

Нагреваем кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Это позволяет сделать вывод, что в состав кусочков растений входят и минеральные (неорганические вещества), что еще раз доказывает единство объектов живой и неживой природы.

Стр. 30. Моя лаборатория

Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

Берем зерна пшеницы, растираем их в ступке в муку, добавляем несколько капель воды и готовим кусочек теста.

Заворачиваем тесто в марлю, опускаем мешочек в стакан с водой и промываем его. Образуется мутная взвесь.

Крахмал из теста перешел в воду, вода при этом помутнела.

Переливаем часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капаем в нее 2 – 3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.

Это происходит реакция крахмала с йодом.

Берем на кончике пинцета крахмал и размешиваем в пробирке с водой. Капаем в эту пробирку 2 – 3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.

При этом крахмал не растворяется в воде, а со временем оседает на дно, образуя взвесь.

Капаем каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Убедимся, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.

Место, куда попала капля йода, изменило свой цвет, стало сине-фиолетовым. Это значит, что в картофеле содержится большое количество крахмала, который и вступил в реакцию с йодом.

Рассматриваем остаток теста на марле. Мы видим клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.

По составу эта клейкая масса схожа по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Это позволяет сделать вывод, что важнейшим компонентом семян растений, в нашем случае пшеницы, является белок.

Берем несколько семян подсолнечника, снимаем с них кожуру и раздавливаем на листе бумаги. Мы видим жирные пятна. Это подтверждает, что в семенах подсолнечника содержится значительное количество жиров.

Вывод

В результате проведенных опытов мы можем сделать вывод, что в состав растений входят как органические, так и неорганические вещества. Из органических веществ это белки, углеводы, жиры и т.д. Из неорганических – вода и минеральные вещества.

Стр. 31. Задание

№ 1. Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?

Состав семян пшеницы и подсолнечника

Семена Содержание веществ, %
Вода Органические вещества Минеральные вещества
Пшеница 13,4 84,7 1,9
Подсолнечник 6,7 89,8 3,5

По результатам изучения таблицы мы можем сделать вывод, что в семенах пшеницы содержится в два раза больше воды, чем в семенах подсолнечника. По количеству органических веществ семена пшеницы уступают семенам подсолнуха. Аналогично и по содержанию минеральных веществ – в семенах подсолнуха их почти в два раза больше, чем в семенах пшеницы. Количество органических веществ во всех семенах больше, чем воды и минеральных веществ: для сравнения у пшеницы – 84,7 грамм против 13,4 г воды и 1,9 г минеральных веществ и у подсолнечника – 89,8 г против 6,7 г воды и 3,5 г минеральных веществ.

Органические и неорганические вещества важны для растения. Во-первых, они участвуют в построении тела растения. Во-вторых, нужны для обеспечения процессов жизнедеятельности, которые протекают внутри них. Отсутствие или недостаток какого-то вещества может спровоцировать нарушения в развитии растений и даже привести к их гибели.

Содержание жиров в клетках семян растений

Растение Содержание жира (в % от сухого веса)
Лесной орех 60 – 68
Какао 50 – 58
Кокосовая пальма 65 – 72
Подсолнечник 40 – 65
Грецкий орех 64

По данным таблицы мы видим, что в клетках разных семян содержится достаточно большое количество жиров. Меньше всего их в семенах какао – от 50 до 58% от сухого веса, а больше всего в кокосовой пальме – от 65 до 72%. Из-за большого содержания жиров семена многих растений, например, грецкий орех, кокосовая пальма, подсолнечник используются для получения масла промышленным способом.

№ 2. Изучив параграф и проведя опыты, заполните в рабочей тетради схему «Химический состав клетки».

Источник

Читайте также:  Самый легкий способ нанесения декоративной штукатурки
Оцените статью
Разные способы