«Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников»
Изменения в содержании современного образования — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появлении идеи безотметочного обучения.
Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем уже определили и сформулировали некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из которых имеет свой критерий оценивания.
Содержательное самооценивание непрерывно от умения контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.
Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерман:
1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).
2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.
Уже в 1 классе ребенок должен уметь видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.
Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения различные у всех. При этом выполнение “обязательного минимума” обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.
4. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
На первых этапах обучения контрольные действия производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий. Кроме этого необходимо постепенно вводить особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
При таком подходе отношение уровня притязаний и уровня достижений становится специальным предметом учителя.
6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
При обучении необходимо вводить средства, позволяющие самому ребенку и родителям прослеживать динамику успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки.
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.
Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система.
Данный принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии “учебное портфолио”. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определенных информативных технологий.
Таким образом, мы не отбираем у учащихся два основных действия (контроль и оценку), без которых учебной деятельности не будет, а постепенно от класса к классу формируем как необходимые условия учебной деятельности. Субъектность оценки требует ответственности ученика за правильность используемых критериев и адекватность своей оценки осваевомому общему способу.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины усвоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале, которая фактически редуцирована до3-балльной. К тому же по традиции учащийся не владеет “инструментом” (критериями) контроля и оценки. Наша задача последовательно и системно вести работу на формирование учащимися “своего инструмента” для контроля и оценки своих действий и способствовать при этом его развитию.
Для того чтобы проследить за уровнем развития учащихся проведем стартовую оценку подготовки учащихся (Приложение 1). Результаты такой оценки можно отметить с помощью “лесенки достижений”, поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки. По ходу изучения учебного материала индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек. Регулярно в течение учебного дня в тетрадях или дневниках на трехуровневых линеечках крестиком дети отмечают уровень и качество своих достижений учебного и не учебного характера, фиксируют свое отношение к учебной деятельности и окружающему миру. Учитель помогает детям установить зависимость уровней разных критериев оценки.
Для самооценки своего умения учиться были взяты мотивация, учебные действия и некоторые личностные качества. Приведем пример:
“Я сегодня постарался, приложил все усилия, поэтому все понял, и мне было не трудно” | |
“У меня сегодня плохое настроение, я не старался, поэтому многое было не понятно и трудно выполнять задание” |
Освоение важнейших новых знаний и умений по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований) регистрируется в индивидуальных дневниках достижений учащихся, куда вносятся стартовые результаты и текущие. Освоенные навыки дети и учитель отмечают с помощью упоминавшихся линеечек. Учитель составляет сводный лист, где также зафиксированы результаты продвижения каждого ребенка, для того чтобы планировать свою работу, направленную на развитие каждого ученика. При переходе учащегося в другой класс или другую школу, учитель вкладывает “Лист индивидуальных достижений” (Приложение 2), заверенный печатью образовательного учреждения в личное дело.
Тематический и итоговый контроль может быть в форме тестовой работы каждой теме. Вместо положительных и отрицательных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:
1-2 балла – необходимый уровень;
3-4 балла – базовый уровень;
5-6 баллов – максимальный уровень.
По результатам баллов успешности он получает зачет. Каждая тема ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не следует ограничивать. Учащийся должен иметь возможность доработать свои ошибки.
В течение года запланированы 3 — 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития данного предмета (знания, умения, навыки). В задании каждой линии присутствует выбор уровня сложности: необходимый, базовый, максимальный.
Дневник, “Лист индивидуальных достижений” составляют “Портфолио документов”. Различные творческие работы (рисунки, сочинения, поделки) – “Портфолио работ”.
Таким образом, по результатам оценивания к концу года мы получаем: график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отраженный в дневнике достижений), рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития. Дневник индивидуальных достижений и Листы учета и контроля дают учителю всю необходимую информацию: как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и в целом класс поставленных задач, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причем гораздо более информативную, чем это позволяют отметки. Такая схема трудоемка, но она лучше отвечает задачам личностно-ориентированного образования.
Источник
Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников
Ольга Яворская
Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников
Значение контролирующей и оценивающей деятельности велико,потому что:
-учитель получает представления о знаниях, умениях, навыках каждого ученика по конкретному предмету. Это позволяет корректировать процесс обучения для преодоления установленных ошибок;
-ученик получает сведения о своих достигнутых успехах, анализировать ошибки, найти пути их устранения;
— оценка – это поощрение и наказание.
Главная функция оценки – установление определенной меры персональной ответственности всех участников процесса обучения. С помощью оценкиидет огласка общественности: учеников, родителей,педагогического коллектива:
-каков уровень образования в учреждении;
-каков уровень обученности и развития каждого школьника.
Анализ результатов обучения показывает:
-правильность организации учебно-воспитательного процесса, что прочно усвоено, а что требует повторения;
-какое содержание обучения расширить, какое удалить;
-какие способы обучения удачны, какие нужно корректировать;
— что изменить, чтобы улучшить результаты.
Правильно организованная деятельность контроля позволяет оптимистично подходить к каждому ученику, укреплять веру в его силы и возможности. Неправильная контролирующая деятельность воспитывает негативное отношение к обучению.
Нужно научить школьникаположительному умению самоконтроля:
-сравнивать результат собственной деятельности с эталоном;
-анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного, средств достижения цели;
— искать ошибки и пути их исправления.
Таким образом, ученик становится равноправным заинтересованным участником учебного процесса, стремится к образованию и готов к преодолению трудностей.
Любая оценка вызывает соответствующую реакцию. Оценка может:
-направлять на преодоление трудностей,
— записать в «отстающие»,
-усугубить низкую самооценку,
-нарушить контакт со сверстниками и взрослыми
Возникает проблема тревожности по поводу контроля.
А. Б. Воронцов посвятил этому статью «Проблемы постепенного перехода на безоценочное обучение в начальной школе»
Отличники не боятся в основном никакого контроля, так как у них правильно сформировано позитивное отношение к контролю и самоконтролю.
Наиболее продуктивными видами контроля в начальной школе являются:
-текущий контроль (проводится на начальном этапе, учителя указывают на правильность и неправильность и не спешат ставить оценки, ученик видит ошибку и сам исправляет)
— тематический контроль (дает возможность проверить успешность обучения по каждой теме курса – ученик может сдать в любое для него время выученную тему, может пересдать тему, при этом предыдущая отметка не учитывается, ученик управляет временем и характером контроля, что снимает страх и развивает стремление получить более высокую оценку);
-ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (за четверть, полугодие, год. В устной или письменной форме. Отбираются самые важные вопросы).
Методы и формы контроля с современной точки зрения.
Беседа. Проводится при систематизации и уточнении и обобщении знаний. Проверяется какие знания-умения усвоены, какие нужно отработать.Беседа требует умений: слушать, запоминать, подавать реплики, реагировать на мнения, доказывать свои суждения. Не всегда требуются развернутые ответы.Учитель может позволить отступления от обычной формы организации вопроса: не всегда вставать при ответе, можно эмоционально реагировать и даже передвигать в пределах разумного по классу. Возникает эмоциональная атмосфера диалога.
Опрос домашнего задания. Не повторное чтение текста учебника и его запоминание, разработку какого-либо проблемного вопроса, который требует изучения новой дополнительной литературы по теме. Эта форма полезна для развития самостоятельности, творчества и учебной дисциплины.Проверка такого домашнего задания более продуктивна: дети узнают много нового.
Самостоятельная работа. На начальном этапе продуктивно не оценивать, а давать обстоятельный анализ вместо отметки. На стадии закрепления – оценивается. Как новое, но не введенное есть вариант двойного оценивания, учитель может так оценить в своем журнале контроля.Числитель по обычной схеме: нет ошибок «5» (в обычный журнал идет эта отметка, есть ошибки – оценки соответственно. В знаменатели находится отношение ученика к учебной деятельности.Снижение в знаменателе допускается:
-если в работе не менее двух аккуратных исправлений;
-работа оформлена небрежно, плохо читается, много зачеркиваний в тексте, клякс, неоправданных сокращений слов, нет полей и красных строк.
Таким образом, не смешивается прилежание и старание ученика к учебе и достижения в учебе.
Для формирования моделирующей деятельности, развития умения работать в пространственной перспективе. Обобщать знания способствует самостоятельное заполнение таблиц, схем, диаграмм и других графических изображений.
Если ученик пропустил по болезни материал, он получает более легкую учебную работу, затем с ним ведется индивидуальная работа для более глубокого усвоения темы. Меньшее по объему задание получает ученик, который работает медленно, но скорость его выполнения стимулируется. Индивидуальная работа ведется и со школьниками, испытывающими дискомфорт при ответах.
Стало популярным выполнение работ по трем вариантам (релейное обучение). Работы на «5», «4», «3». Выбор делает сам ребенок, выполнив одну работу, он может взяться и за другую.
Новой формой контроля являются тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику по конкретному предмету ЗУН, при этом время затрачивается минимально.
Не надо гиперболизировать роль отметки. Особое внимание следует уделять словесной оценке, сопровождающей любую отметку. Она вскрывает положительные стороны и отрицательные стороны выполненной работы.
Федорчук Н. Деятельность контроля и оценки в современной начальной школе. Журнал «Начальное образование», №1, 2003
В данное время происходит изменение системы оценивания в связи с переносом акцента с предметных ЗУН, что ранее являлось основной целью обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – таким образом, происходит изменение в содержании современного образования.
Оценивание направлено на гуманность, индивидуальность, повышенную учебную мотивацию.
С этим связана форма безотметочного обучения, которая уже существует в первом классе. Таким образом, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы организации данной системы оценивания.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т. е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из которых имеет свой критерий оценивания. Такое хорошо практикуется и в классах предшкольной подготовки
Содержательное самооценивание непрерывно от умения контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Отобрать хороший образец – в этом заключается трудность для педагогов и проявление учительского профессионального мастерства.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Это всем известная нам технология релейного обучения. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.
Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г. А.Цукерман:
1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания, особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).
2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.
Уже в 1 классе ребенок должен уметь видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.
Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения различные у всех. При этом выполнение “обязательного минимума” обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.
Мониторинг качества знаний и умений по русскому языку и литературе школе СОШ №42 имени М. Ауэзова г. Павлодара Для чего нам нужен мониторинг? Конечно же, для того чтобы контролировать качества знаний и умений.
Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.
Источник