РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БРАТСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Для всех специальностей
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЧАСТЬ 1
Составила (разработала) Усанина Н.Ю., преподаватель кафедры ИСПиА
Рассмотрено на заседании кафедры ИСПиА
Одобрено и утверждено редакционным советом
1 Информационная деятельность человека. 5
1.1 Введение в дисциплину. Этапы развития информационного общества. 5
2 Информация и информационные процессы. 9
2.1 Понятие и измерение информации 9
2.2 Системы счисления используемые в компьютере 16
2.3 Реализация информационных процессов с помощью компьютера 22
2.5 Архив информации 30
2.6 Поиск информации 32
2.7 Представление об автоматических и автоматизированных системах
3 Средства информационных и коммуникационных технологий 43
3.1 Основные устройства компьютера 43
3.2 Программное обеспечение компьютера. Операционная система 50
3.3 Объединение компьютеров в локальную сеть 55
3.3 Защита информации 58
Список использованных источников 64
Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика и ИКТ» разработана с учётом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В Рабочей тетради представлены практические задания для выполнения их в самой тетради или на компьютере. Упражнения ориентированы на закрепление теоретических понятий, отработку умений и навыков при обучении информационным технологиям.
В ходе изучения материала у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов рабочей тетради, обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям технического, естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного профилей.
Рабочая тетрадь поможет студентам в освоении теоретических понятий информационных технологий, а преподавателю в проверке качества знаний обучаемых. Она создана для удобной и комфортной работы на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время.
1 Информационная деятельность человека
Введение в дисциплину. Этапы развития информационного общества (2 час)
Задание 1. Запишите определения.
Информационные технологии — _________________________________
Информационная система — _____________________________________
Информационно-телекоммуникационная сеть — ____________________
Обладатель информации — ______________________________________
Доступ к информации — ________________________________________
Конфиденциальность информации — ______________________________
Документированная информация – _______________________________
Источник
Методика формирования умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация
Методика формирования умения извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, модель, иллюстрация)
Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому
Универсальные учебные действия
В соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) начального общего образования, одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований, что является существенным результатом обучения в начальной школе. Особое значение учебной деятельности – в установлении взаимодействия учителя и учащихся, основанного на сотрудничестве, совместной работе, активном участии ребенка в каждом шаге обучения.
Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы, учиться учить себя — вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД (универсальных учебных действий). Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения извлекать информацию,
представленную в тексте
Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Технология продуктивного чтения.
Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста
Выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
— Прочитайте заголовок текста.
— О чём может идти в нём речь?
2. Постановка целей урока
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств — на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
— Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении.
— Какие чувства испытали?
— Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста?
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется.
Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе.
Беседа о личности писателя.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке, т.к. она основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Приемы работы с текстом учебника :
— Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об изучаемом явлении. Но полное прочтение (без остановок) часто тяжело для восприятия учащимися.
— Выборочное чтение – прием, который можно широко применять на уроках. Используется для комментирования иллюстраций, подтверждения выдвинутых предварительно предположений, поиска ответа на заданный учителем вопрос и др.
— Чтение с комментированием . Предполагает последовательное пошаговое рассмотрение материала, с обязательным обсуждением прочитанной части текста.
— Составление плана текста . Такое задание способствует более глубокому пониманию материала.
— Чтение с пометками (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т.п.). Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста.
При работе с учебным и научно-популярным текстом как с источниками информации особое внимание уделяется формированию следующих умений:
– осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, решения учебно-познавательной задачи, поставленной перед его чтением, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации для выполнения различных заданий;
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;
– делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план пересказа;
– вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;
– понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде;
– пользоваться словарями , справочниками;
– делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования;
– высказывать оценочные суждения о прочитанном, осмысливать и сопоставлять различные точки зрения.
Продолжают развиваться и следующие умения:
– анализировать, характеризовать, сравнивать, классифицировать природные, социальные объекты и явления на основе их внешних признаков;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (между живой и неживой природой, между образом жизни и здоровьем человека);
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях;
– объяснять причины природных явлений, последовательность их протекания.
Формирование умения извлекать информацию,
представленную в таблице
Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.
Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.
Таблицы могут быть:
различия заключаются в графах.
При работе с таблицами следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:
— как называется таблица; почему;
— какую информацию из нее можно извлечь;
— зачем нам таблица в задании;
— какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;
— назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
— что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);
— какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.
Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров – формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией, помещенной в них и составлять их самим.
Таблицы дают возможность учителю:
— организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;
– обеспечивают длительный показ информации;
– облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала;
– позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное.
Приведем примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.
Приемы работы с таблицами:
Если нужно на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал».
Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Затем заполняют следующую графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После заполнения колонки можно вывести тему и цели урока.
На «стадии осмысления» после обсуждения текста (фильма и т.п.), после получении новых знаний учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста — источника, так и после его прочтения.
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» — это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Таблица «Плюс – минус»
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
Формирование умения извлекать информацию,
представленную в иллюстрации
Иллюстративный материал как дидактическое средство обучения, развития и воспитания школьников является частью изучаемого учебного материала и его использование создаёт условия для самостоятельной работы, помогает удерживать внимание школьников.
Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако, в педагогической практике использование на уроке этого внетекстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.
По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся.
Основные дидактические функции учебных иллюстраций :
1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.
2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.
3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.
4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.
5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.
Учебные иллюстрации, являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют :
развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;
раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;
помогают понимать и запоминать теоретические сведения;
раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;
помогают осваивать практические навыки.
Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется
— содержанием учебного материала;
— доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;
— необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;
— психологическими особенностями восприятия иллюстраций.
Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого — либо материала, учителю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают (просветительскую, наглядную, художественную, идейно – воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу учитель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.
Виды работы с иллюстративным материалом:
— нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);
— сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;
— работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;
— подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных учащихся;
— работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п. ;
— самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;
— подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);
— подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;
— составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;
— заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);
— «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);
— определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);
— «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);
— жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);
— цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);
Работа с иллюстрацией:
Прием — использование лупы или рамки. Это позволяет работать конкретно с определенным фрагментом иллюстрации.
При «чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание учащихся ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3 – 4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. Как замечает Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятия искусства». Рассказ учителя рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания учащихся. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к изображаемому сюжету.
При подготовке к уроку учитель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.
Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.
Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников.
Навыки работы с информацией формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.
Современная информационная грамотность, информационная культура выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности.
Важным показателем работы с информацией является мотивация учебной деятельности, сформированность познавательной самостоятельности учащихся, повышение качества обучения.
Источник